Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Бытие 24:22
Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу, весом полсикля, и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота;
Святые отцы
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Нил Синайский, прп. (†430)
- Кесарий Арелатский, свт. (†542)
- Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
Прочие
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 22-26 Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу, весом полсикля, и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота; И сказал: чья ты дочь? скажи мне, есть ли в доме отца твоего место нам ночевать? Она сказала ему: я дочь Вафуила, сына Милки, которого она родила Нахору. И еще сказала ему: у нас много соломы и корму, и есть место для ночлега. И преклонился человек тот и поклонился Господу
В вознаграждение за ее послушание и за подаяние воды, раб предложил, как сказано в Писании, «усерязи златы и два запястия»; и затем тщательно испытывая то, что до нее касалось, спросил ее: «чия еси дщерь? Повеждь ми, аще есть у отца твоего место нам витати»? Заметь и теперь ответ девицы. Как прежде, когда он просил у нее воды, она не только исполнила просьбу, но, дав пить ему, напоила потом и верблюдов, – так и теперь на вопрос раба: есть ли место и чья она дочь, – отвечает девица: «дщерь Вафуилева есмь, сына Мелхина, егоже роди ему Нахору». Она упоминает об отце и деде, чтобы раб, узнавши их, стал (к ним) благорасположеннее. Заметь же добродушие девицы: на вопрос об отце, она сказывает не только о нем, но и о деде. И когда раб спросил только о том: «аще есть место витати?» – она отвечает: не только место, но и «плевы и сена много у нас». Раб, услышав это и удивившись столь усердному страннолюбию девицы, узнавши также, что он не к незнакомым пришел, а в дом Нахора, который был брат праотцу, – «благословив человек, – сказано, – поклонися Господу». Обрадованный тем, что узнал, и словами девицы, он «поклонися Господу», т. е. принес благодарение Владыке, оказавшему такое благоволение праотцу и такое попечение об нем самом, и все так счастливо для него устроившему.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу, весом полсикля, и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота
Слово bace (בֶּ֖קַע), которое написано в еврейском тексте вместо дидрахмы, составляет пол-унции, а secel (שקל), который на латинском языке искажённо зовётся сиклем, имеет вес унции.
Нил Синайский, прп. (†430)
Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу, весом полсикля, и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота
Поскольку вместе с законами народными упражняешься ты и в Божественном Писании, что служит признаком великой учености, и стал уже обладателем всяких добродетелей, то присоедини к своим сведениям и то, о чем спрашивал. «Запястия», которые раб Авраамов принес Ревекке (Быт. 24:22), были знаками целомудрия и мужества, благоразумия и справедливости.
Кесарий Арелатский, свт. (†542)
Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу, весом полсикля, и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота
Раб взял золотые серьги и золотые запястья и отдал их Ревекке. Золотые серьги обозначают божественные слова; золотые запястья обозначают добрые дела, потому что руки обозначают дела. Давайте рассмотрим, братья, как и Христос дал те же дары Церкви. Раб принес золотые серьги, которыми Ревекка украсит свое лицо, - Христос же вложил в уши Церкви божественные слова, которые ценнее любых жемчужин. Раб надел золотые браслеты на руки Ревекки - Христос же дал в руки Церкви благие дела. Подумайте, братья возлюбленные, и возрадуйтесь, и воздайте благодарения Богу, потому что бывшее в них прообразом исполнилось в нас через дар Христа. И как Ревекка не получила бы серег и запястий, если бы не послал их Исаак через своего раба, так и Церковь не имела бы слова Божия в своих ушах и благих дел в своих руках, если бы не дал их Своей милостью и через Своих апостолов Христос.
Проповеди
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу, весом полсикля, и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота
Тогда он взял и проч. То есть приготовил свои дары, даны же оные действительно уже тогда, когда он узнал, кто была девица (см. ниже Быт.24:47).
Серьги. Это не есть известное украшение ушей, но подобное сему украшение ноздрей (см. Быт.24:47; Иез.16:12; Притч.11:22).
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Запястья
Запястья, или браслеты (Быт.24:30) – украшение в виде цепи или пряжки, носимое на руке, очень употребительное на Востоке, преимущественно между женщинами. Для восточных принцесс они служили знаком царского достоинства, и, вероятно, точно такое же употребление имели они и во времена Давида (2Цар.1:10). Царское запястье состояло из более драгоценных камней, нежели обыкновенное, и носилось выше локтя, тогда как обыкновенное запястье надевалось на кисть руки (Иез.16:11).
В восточных странах запястья составляют одну из главных и любимых частей женского туалета, и в настоящее время их очень часто носят восточные государи, и индусские женщины редко расстаются с ними. Материал, из которого они делаются, очень разнообразен: золото, драгоценные камни, слоновая кость, кораллы, перламутр и даже стекло. При персидском дворе обычай носить запястья был общим, но персидский шах обыкновенно носил на правой и левой руках два запястья, усыпанные драгоценными камнями и громадной ценности. Запястье, или браслет, носимый им на правой руке под названием венец луны, вмещал в себе между прочим один бриллиант весом в 146 карат; запястье же, носимое на левой руке, под названием море света, было украшено между прочим бесценным алмазом.
Запястья бывали иногда значительного объема и ценности (Быт.24:22). Низший класс женщин на Востоке носил запястья, сделанные из простого материала и не столь ценные.
Ревекка
Ревекка (узы, оковы, пленение красотою) (Быт. 24:15) – сестра Лавана и жена Исаака. Обстоятельства вступления ее в брак с Исааком и другие случаи из ее жизни занимают одну из самых прекрасных и трогательных страниц Библии (Быт. 24).
После двадцатилетнего супружества с Исааком она сделалась матерью Исава и Иакова и в то же время получила замечательное Божественное откровение относительно будущей судьбы своих детей. Когда они выросли, Иаков сделался любимцем своей матери, и это-то излишнее пристрастие к нему матери было, без сомнения, источником многих семейных неприятностей.
Ревекка умерла прежде Исаака и погребена была в пещере Махпельской, там же, где похоронены Авраам и Сарра, там – и она и Исаак, там же впоследствии погребена была и Лия.
Георгий Константинович Властов (†1899)
В сущности, не серьгу, а буквально – кольцо, которое носилось, вероятно, на лбу, ниспадая на нос (так говорит Шрёдер, Винер, Розенмюллер и др.). Весом полсикля, т. е. около двух золотников, если принять, как обыкновенно принимают, драхму весом в золотник. Ценностью кольцо это могло представлять два голландских червонца.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу, весом полсикля, и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота
«взял золотую серьгу…» По-еврейски nezem, что означает золотое кольцо, которое продевалось или в уши в качестве серьги (Быт. 35:4), или в нос (Ис. 3:20; Притч. 11:22; Ос. 2:13). Из последующего видно, что это было скорее всего носовое кольцо (Быт. 24:47).
«весом полсикля…» Денежные знаки, независимо от своей стоимости, имели еще значение и единиц веса.