Скрыть
Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына моего туда;

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 6-7 Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына моего туда; Господь, Бог неба, Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: «потомству твоему дам сию землю», - Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему оттуда

Что же праведник? Он не соглашается на это, и говорит: «внемли себе, да не возвратиши сына моего онамо». Да тебе и не будет в том нужды, говорит он, потому что Тот, Кто дал мне обетование и обещал до такого множества распространить семя его (Исаака), – Тот и в этом деле благопоспешит тебе. Итак, «да не возвратиши сына моего онамо. Господь Бог небесе и Бог земли». Смотри, как и прежде праотец, заклиная раба, поучал его о Творце всяческих, так и теперь, выражая дух молитвенный, повторяет те же слова, – научая таким образом домочадца отправляться в путь с твердым упованием на Бога, и быть уверенным в благополучном окончании дела. Он внушает ему, каким великим благоволением Божиим пользовался он, с самого начала, и что Тот, Кто воззвал его из отечества и до сих пор так благоустроял его дела, и в самой старости даровал ему сына Исаака, – Тот благопоспешит ему и в предстоящем деле. «Господь Бог небесе и земли, – говорит он, – иже поя мя из дому отца моего, и от земли, в ней же родихся, Тот Самый иже глагола мне: тебе дам землю сию и семени твоему, – Тот, который показал столь великое попечение обо мне, – Той послет Ангела своего пред тобою, и поймеши жену сыну моему (Исааку) оттуду». Иди, говорит он, с уверенностью: я твердо верую, что оказавший мне столько благодеяний к прежним милостям присовокупит и эту (новую), «и послет Ангела своего пред тобою». Он все предустроит для тебя; Он укажет тебе и жену, и ты, взяв ее, возвратишься. Если же случится (чего да не будет), что жена не согласится идти с тобою, то ты будешь свободен от клятвы. Только «да не возвратиши сына моего онамо». Но я не сомневаюсь, что Господь благопоспешит тебе. Показывая таким образом, сколько надеется он на силу Божью, (праотец) запрещает рабу отвести туда (Исаака).

Беседы на книгу Бытия. Беседа 48

Георгий Константинович Властов (†1899)

24:1-8. Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем. И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему [Исааку] жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, но пойдешь в землю мою, на родину мою [и к племени моему], и возьмешь [оттуда] жену сыну моему Исааку. Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю, должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел? Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына моего туда; Господь, Бог неба [и Бог земли], Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: [тебе и] потомству твоему дам сию землю, – Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему [Исааку] оттуда; если же не захочет женщина идти с тобою [в землю сию], ты будешь свободен от сей клятвы моей; только сына моего не возвращай туда.

Аврааму было 137 лет во время смерти Сарры, Исааку было тогда 37 лет, а когда он взял в жёны Ревекку, ему было, по (Быт. 25:20), сорок лет. Аврааму, стало быть, было 140 лет во время женитьбы сына, и он после этого жил ещё 35 лет (Быт. 25:7). Быт. 24:2. Раб, старший в доме, по всей вероятности, был Элиезер Дамасский (Быт. 15:2). Так называет его и книга Яшар. «Положение руки под стегно» есть обряд, о котором упоминается лишь здесь и в (Быт. 47:29), когда Иаков берёт клятву с Иосифа, что он не похоронит его в Египте. Стегно есть часть ноги между коленом и туловищем, бедро. Некоторые думают, что это имеет отношение к оружию (кинжалу или мечу), которое носилось всегда при бедре, и что это была клятва на мече. Абен-Езра полагал, что это клятва низшего перед высшим: в этом случае это может быть обряд, совершенно подобный клятве в верности вассала, который становился перед сюзереном на колени и клал руки свои на колена сюзерена (или в руки его, лежащие на коленах). Быт. 24:3. «Патриархи (говорит митрополит Филарет) уклонялись от дочерей хананейских а) потому что нравы их были опасны для семейства; б) потому что хананеи были уже осуждены и в) потому что Бог руководствовал Патриархов к сохранению во всевозможной чистоте избранного им племени и отлучении от других племён до пришествия Мессии». Напомним, что хананеи было племя Хамово, и что вся цивилизация хамитов основана была на идолопоклонстве и на поклонении силам природы – отсюда большая распущенность нравов. Быт. 24:4. «Пойдешь в землю мою», мы останавливаемся на этом слове, потому что не можем с полным убеждением согласиться с общепринятым мнением, что раб Авраама идёт в Харран. Вообще город Нахоров, упомянутый в (Быт. 25:10), принято считать Харраном на основании (Быт. 11:31, 27:43). В главе ХI сказано только, что Фарра с Авраамом и Лотом вышли из Ура Халдейского в Харран, о Нахоре не сказано ничего. Из главы ХХVII видно, что Ревекка послала взрослого уже Иакова в Харран к Лавану, брату своему. Но между поездкой Элиезера Дамасского за Ревеккой и между путешествием взрослого сына её протекло, по мнению одних, 57 лет, а по мнению других, 77 лет (сравни ниже комментарий к Быт. 27:1), потому нет ничего невозможного, чтобы Лаван, которого Авраамов раб застал в городе Нахора, переселился ко времени путешествия Иакова в Харран. Но выражение Авраама «иди на родину мою» и нахождение сынов Нахора (по весьма многим данным; смотри Быт. 22 и Быт. 22:21–23 комментарии к ним) близ Ура Халдейского, заставляет нас думать, что город Нахоров был в Халдее, где была родина Авраама. В Быт. 24 говорится, что Элиезер пошёл в Месопотамию Арам Нахараим, в город Нахоров, а не в Падан Арам, как называлась северная часть Месопотамии, где находился Харран. Быт. 24:7. Два раза, в начале и в конце речи, Авраам повторяет настойчиво приказание ни под каким видом не возвращать туда сына его. Мы полагаем, что эта боязнь возврата сына на родину Авраама относится не к Харрану (где впоследствии сын Исаака Иаков жил 14 лет), а к Уру Халдейскому – к той стране, откуда вывел Бог Авраама, потому что она глубоко погрязла в идолопоклонстве, которое могло поколебать своими таинственными учениями верования во Единого Бога в потомстве Авраама, которому суждено было в чистоте передать это верование всему человечеству через Мессию. К этому, как видно из стиха 7-го, присоединяет Авраам и память об обещании Иеговы даровать потомству его землю Ханаанскую, но и здесь главная мысль его речи заключается в том, что «Господь взял меня из земли рождения моего». Засим надо ещё обратить внимание, что он однако настойчиво требует, чтобы раб взял оттуда (куда он идёт) жену Исааку. Авраам не посылает Элиезера в дом отца своего Фарры, он, сколько видно из рассказа, посылает просто в колонию родственных семитов, живших «на родине его», а это промысл Божий указал на Ревекку, родственницу Аврааму по Нахору.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына моего туда

«Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына моего туда… только сына моего не возвращай туда…» Отвечая на вопрос Елиезера, Авраам дважды и с особенной силой запрещает ему оставлять там своего сына Исаака, даже и в том крайнем случае, если бы избранная невеста не согласилась оставлять своей родины. Не муж должен следовать за женой, но жена за мужем.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible