Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Бытие 26:1
Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар.
Святые отцы
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 1 Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар
Ст. 12-13 И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь. И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим
Ст. 28-29 Они сказали: мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз, чтобы ты не делал нам зла, как и мы не коснулись до тебя, а делали тебе одно доброе и отпустили тебя с миром; теперь ты благословен Господом
Ст. 31 И встав рано утром, поклялись друг другу; и отпустил их Исаак, и они пошли от него с миром
Бысть же глад на земли… и отыде… Исаак ко Авимелеху царю Филистимску в Герару. Сея же Исаак… и приобрети в то лето стократный плод ячменя: благослови же его Господь. И возвысися человек, и преуспевая болший бываше, дондеже велик бысть зело. Тогда Авимелех убоялся, что возобладает им пришлец. И с воеводой своим Фихолом приходит к Исааку и говорит ему: «Видевше узрехом, яко бе Господь с тобою, как был и с отцом твоим Авраамом; уразумели мы это и из того, что пожал ты стократный плод, и из многого другого; и рехом: завещаем с тобою завет, да не сотвориши с нами зла, когда пришел ты в силу, якоже не возгнушахомся тобою мы, когда был ты маломощен». И… клятся кийждо ближнему своему… и отыдоша в мире.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар
Чтобы ты не подумал, что Писание говорит о прежнем голоде, оно и поясняет: «кроме глада, бывшего во время» праотца – то есть, теперь, при Исааке, другой такой же голод постиг землю, какой был и при его отце. Скудость в необходимых (потребностях) подвергла всех величайшей опасности, принудила переселяться из своих стран в те места, где можно было найти обилие в жизненных потребностях. Таким образом и этот праведник, видя голод, «отыде, – говорит Писание, – «к Авимелеху… в Герары». Сюда и Авраам приходил в другой раз, по возвращении из Египта. Вероятно и Исаак для того пришел сюда, чтобы отсюда отправиться в Египет.
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар
Дабы дать понятие о жизни Исаака, Моисей совокупляет в одно краткое сказание несколько разнородных искушений, которыми Бог испытывал и очищал его веру; и несколько утешений, коими подкреплял его упование: искушение от причин естественных - гладом, утешение чрез откровение (Быт.26:2-5) Таким образом, в примере Исаака предлагается утешение всем искушаемым.
Случился на земле голод и проч. Некоторые думают, что сей голод случился еще до рождения Исава и Иакова; так как сему времени лучше, по-видимому, приличествует то, что говорится здесь о утаении супружества по красоте Ревекки (Быт.26:7). Но в таком случае писатель не мог бы, для отличия сего глада от упомянутого прежде, сказать, что тот был во дни Авраама, ибо дни Авраама, или жизнь его, продолжалась еще пятнадцать лет по рождении сынов Исааковых. Самые происшествия, здесь описываемые, показывают, что они случились после смерти Авраама, почему должно признать, что Моисей в их изображении точно следует порядку времени.
И пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар. Не менее как чрез семьдесят пять лет после того, как в первый раз посетил сию землю Авраам, приходит в нее Исаак, обитает несколько лет, и все сие при царе одного имени. Один ли действительно царь именем Авимелех царствовал от 80 до 90 лет? Или Авимелех было общее имя царей филистимских, подобно как Фараон - египетских? Возможно и то, другое; а что из двух достовернее, для настоящей истории не важно.
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Быт.26:23-25
Какое имели значение первое и второе богоявления Исааку?
Для Исаака оба эти богоявления имели значение утешения в бедствиях, постигших его. В первое явление, бывшее в Гераре, когда Исаак с семейством своим по случаю голода, в Палестине направлялся в плодоносный Египет, Бог предостерег Исаака от опасного путешествия в Египет и, повелевая странствовать в Ханаанской земле, обещал ему Свое милостивое с ним присутствие и благословение (Быт.26:1-6). Следствием сего было то, что Исаак, занявшись в стране Герарской земледелием, «получил в тот год ячменя во сто крат» (Быт.26:12), и вообще помощь Божия явно содействовала великому возрастанию богатств Исаака, так что Филистимляне стали завидовать ему (Быт.26:13-14). За тем, когда Филистимляне злобно преследовала Исаака (Быт.26:15-21), Бог, явившись ему во второй раз в Варсавии, ободряет, его и опять утешает его Своею милостью (Быт.26:23-25). Действительно, сам царь Герарский прибыл в шатры Исаака и со смирением просил заключить с ним союз. Исаак заключил с Авимелехом почетный союз (Быт.26:26-31).
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Исаак
Исаак (смех) (Быт.21:1-7) – дитя обетования, сын Авраама и Сарры, родился, когда первому было 100, а второй 90 лет от роду. Спустя восемь дней по рождении он был обрезан, а через три года после того отнят от груди. По сему случаю Авраам сделал большой пир, на котором Измаил, сын Авраама от Агари, насмехался над Исааком, что имело следствием изгнание Агари с ее сыном из дома Авраама (Быт.21:9-13). Св. ап. Павел называет это гонением против рожденного по духу со стороны рожденного по плоти и видит в этом обстоятельстве знамение преследования и гонения верующих христиан миром (Гал.4:29). Кроме сего, Бог ясно засвидетельствовал Аврааму, что не в Измаиле, но в Исааке наречется Аврааму семя (Быт.21:12, Евр.11:18), т. е. от Исаака должен произойти обещанный Спаситель мира.
При этом особенно замечательным представляется то обстоятельство, что, когда Исаак уже совершенно возрос, когда, по свидетельству Иосифа, ему было уже 25 лет от роду, отец его, Авраам, получил повеление от Бога принести единственного сына своего в жертву всесожжения на горе Мориа (Быт.22:1-2). Это требовалось для испытания веры Авраама, и он мужественно выдержал это испытание, так как веровал, что Бог силен воскресить Исаака из мертвых. Почему и получил его в предзнаменование (Евр.11:17-19). Оно требовалось также и для испытания веры Исаака, и не только веры, но и его терпения и покорности.
На тридцатисемилетнем возрасте Исаака умерла мать его Сарра, будучи ста двадцати семи лет от роду (Быт.23:12). Сорока лет он женился на Ревекке, дочери Вафуила. Повествование о том, как Ревекка, жившая дотоле со своими родственниками в Месопотамии, сделалась супругой Исаака, с величественной простотой, рисующей нам обычаи и нравы Востока, – передано в XXIV гл. книги Бытия (См. Ревекка).
Прошло двадцать лет, а у Ревекки не было детей. Наконец Бог услышал молитвы Исаака о Ревекке, и она родила ему двух сыновей-близнецов, Исава и Иакова, из которых первый был любимцем отца, а второй матери (Быт.25:21,24). Наступил голод, и Исаак отправился в филистимский город Герар, как то сделал некогда отец его, Авраам. Здесь, подобно Аврааму, он впал в очень важную ошибку, выдав Ревекку за свою сестру, и тем подверг ее значительной опасности (Быт.26:1-10). Несмотря на сие, Бог обильно благословил Исаака земными благами, и он сделался очень богат стадами разного скота, крупного и мелкого, чем возбудил зависть в филистимлянах, видевших его благосостояние. Наконец, по случаю усилившейся распри с ним из-за колодцев, выкопанных рабами отца его, он удалился в Вирсавию, где Господь явился ему и благословил его и где посетил его Авимелех, царь герарский, и заключил с ним дружеский союз (Быт.26:23-31).
Во время последовавшей затем болезненной старости Исаака и слабости зрения младший сын его, Иаков, наущенный своей матерью, хитростью присвоил себе благословение отца, принадлежавшее по праву старшему его брату, Исаву (Быт.27:28,29). Преподав обильнейшее благословение Иакову предпочтительно пред Исавом, Исаак тем не менее произносил оное в пророческом духе, и из последующей истории Исава и Иакова видно, как изумительно точно осуществились его предсказания.
После сего события Исаак отправил Иакова в Падан-Арам, в Месопотамии, с тем чтобы он взял себе жену из дочерей Лавана, его родственника. Там Иаков оставался несколько лет и возвратился обратно лишь незадолго до смерти своего отца; и, как некогда Измаил и Исаак вместе погребли останки своего отца, Авраама (Быт.25:9), так равно Иаков и Исав вместе похоронили своего отца, скончавшегося ста восьмидесяти лет от роду, в пещере Махпел (Быт.35:29).
У иудеев и магометан существует несколько особых преданий касательно Исаака; между другими замечательны следующие: что он был один из трех, не имевших греха, и один из шести, над которыми ангел смерти был бессилен; что он получил знание Божественного откровения от Сима, что он ввел в употребление утреннюю молитву и т. п.
Герар
Герар (округ) – древний хананейский царский город. Наследственный титул царя герарского был: Авимелех. Указание в Свящ. Писании на означенный город, как на единовременный с Содомом и Гоморрой и как находившийся на юге, встречается в Свящ. Писании с очень древних времен (Быт.10:19, Быт.20:1,2, Быт.26:1-6).
Город Герар вместе с областью были известны Аврааму и Исааку, кои жили некоторое время в Гераре, имея здесь свои колодези. Как город, так и область Герара, по словам бытописателя, были местом жительства Авраама, но, вероятно, он жил не в самом городе, а в области. Возможно, что в числе владений Авимелеха находилась Вирсавия, и мы видим, что Исаак, родившийся в означенной местности, жил в долине Герарской (Быт.26:17). Нелегко определить границы этого владения, но оно долженствовало быть значительно расширенным.
Что касается долины Герарской, обильной водою, то она, по-видимому, тождественна с настоящей местностью, под названием: Вади-Эль-Шариа.
Последнее библейское указание на Герар находится во II кн. Пар. (2Пар.14:13,14) во времена Асы. Положение означенного города, по-видимому, соответствует положению г. Кирбет-Эль-Герар, находящегося на некотором расстоянии на ю. от Газы. Очень возможно, что колодцы, открытые англичанином Робинсоном, были выкопаны Авраамом и возобновлены Исааком (Быт.26:18-22).
Георгий Константинович Властов (†1899)
Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар.
Некоторые думают (говорит Митрополит Филарет), что голод этот случился ещё до рождения Исава и Иакова, так как к этому времени скорее может относиться утаение супружества по красоте Ревекки (Быт.26:7). Но в таком случае (продолжает Митрополит Филарет) писатель не мог бы в отличие этого голода от упомянутого прежде сказать, что тот был «во дни Авраама», так как «дни Авраама», т. е. его жизнь, продолжалась ещё 15 лет после рождения сынов Исааковых. Поэтому, вероятно, Моисей следует порядку времени в описании происшествий.
Исаак приходит в Герар через семьдесят пять лет после того, как в первый раз посетил эту страну Авраам, но кроме имени царя и его военачальника, о которых мы скажем сейчас ниже, обстоятельства события и участие в них Исаака весьма отличаются от подобных же событий при Аврааме. Исаак не имел того твёрдого характера, какой имел Авраам, и, выкапывая колодцы, он без спору уступил их отбивавшим их пастухам, а при свидании с Авимелехом лишь слабо выговорил ему за насилие его народа. Что же касается скрытия своего супружества с Ревеккою и сходства этого случая с подобными же случаями при жизни Авраама в Египте и Гераре, то заметим, что везде в древнем мире, где основаны были царства хамитов, нравы, отношения, боязнь правителей и боязнь за жизнь свою ради жены своей были одинаковы. В комментарии к Быт.20 мы говорили уже, что Авимелех был обыкновенный титул царя, точно так, как упоминаемый ниже военачальник Фихол (Быт.26:26) было не имя, а звание «уста царя», т. е. докладчика.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Сие обстоятельство относят обыкновенно к 16-му году по смерти Авраама
Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева
Сие обстоятельство относят обыкновенно к 16-му году по смерти Авраама. Сначала Господь дает Исааку благословения земные, ибо ближайшим поводом к ним было искушение и бедствие Исаака земное – именно голод в земле обетованной. Господь обещает ему не только безопасность от голода и Свое покровительство во время оного; но возобновляет для него и все Свои обещания, с клятвою данные отцу его Аврааму (Быт.22:16-18), – о завладении всеми палестинскими странами, и о чрезмерном размножении его потомства – подобно звездам небесным.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Пребывание Исаака в Гераре.
Глава 26 — единственная в книге Бытия глава, посвященная исключительно истории Исаака, тогда как со ст. 20 гл. 25, равно и в гл. 27 и 28, 16 ст., история Исаака соединяется с историей сынов его, а ранее того она входила в историю Авраама. Эта глава излагает внешние обстоятельства жизни Исаака, имевшие место спустя, не менее 75 лет после подобного же, по обстоятельствам дела, посещения Герара и Вирсавии Авраамом (Бытие 20 и 21 гл.). При очевидном сходстве двух библейских рассказов они представляют и немало различий, имеют явно неодинаковые сюжеты, так что ничто не оправдывает мнения некоторых библейских критиков (напр., Н. Gunkel, в Handkommentar z. Alt. Test. hrgs. n. W. Nowack, Genesis, Gottingen 1901), будто в упомянутых эпизодах 26 гл. мы имеем лишь неудачные дублеты аналогичных рассказов гл. 20 и 21.
Ст. 1-2 Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар. Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе
«Авимелех» — «отец мой царь» или «царь отец мой» — обычный титул царей филистимских, как «фараон» египетских: имя Авимелеха носят цари филистимские времен Авраама (Быт. 20–21 гл.), Исаака (26) и Давида (Пс. 33:1, ср.1Цар. 21:13). Вероятно, Исаак имеет дело с преемником Авимелеха — современника Авраама: современный Аврааму Авимелех является с чертами большего благородства, чем современник Исаака. Возможно, впрочем, и то, что в обоих случаях действует одно и то же лицо (припомним долголетие того времени). Последнее можно предположить и о Фихоле, военачальнике Авимелеха, тоже выступающем и в истории Авраама, и в истории Исаака, хотя некоторые склонны видеть и в имени «Фихол» (с еврейского — «уста всех») нарицательное имя докладчика просьб или жалоб у филистимского царя. Герар, по Деличу, — теперь Кир-бет-Ель-Герар, в южной части Палестины. История Исаака по 26 гл. начинается тем же бедствием голода, каким посещен был Авраам в первое время по поселении его в Ханаане (Быт. 12:10). По примеру отца, Исаак имел двинуться в Египет. Но Бог каждого избранника Своего ведет сообразно его потребностям, а прежде всего — соответственно Своим премудрым планам. Посему Он и не дозволил Исааку путешествия в Египет, что разрешено было Аврааму.
«Владыка Бог, говорит блаженный Феодорит (вопр. на Бытие, 78-й), во всем дает видеть Свою премудрость и попечительностъ. Ибо и Аврааму дозволил идти в Египет не потому, что затруднялся пропитать его в Палестине, но чтобы египтянам показать добродетель сего мужа и побудить их к соревнованию добродетели патриарха. Исааку же повелел оставаться в Палестине и снабдил его обилием всего необходимого… Ибо при скудости и недостатке необходимых вещей, когда земля сделалась бесплодною, Исаак, посеяв, собрал обильный плод (Быт. 26:12)» По мнению еврейских комментаторов, Исаак не мог оставлять святую землю, как освященный в жертвоприношении (L. Philippson, Dieisraelitische Bibel. Th. 1, 1859, s. 124). Может быть, имела здесь значение и непродолжительность голода.