Скрыть
за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои.

Святые отцы

Прочие

Иустин Философ, мч. (†165)

за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои

Мы - дети Авраама по одинаковой с ним вере. В самом деле, как он поверил голосу Божию и это вменилось ему в праведность (ср. Быт. 15:1; Рим. 4:3), так и мы, поверив голосу Божию, снова возвещенному апостолами и проповеданному нам пророками, отреклись даже до смерти от всего, что в мире. Итак, Бог обещает ему народ, подобный по вере, благочестивый, праведный, радующий Отца, - но не вас, в которых нет веры (Втор. 32:20). Посмотрите, как Он обещает то же самое Исааку и Иакову. Действительно, Он говорит Исааку так: и благословятся в семени твоем все народы земные. И Иакову: и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные (Быт. 28:14). Он не говорит этого ни Исаву, ни Рувиму, ни кому-либо другому, а только тем, от которых Христос должен был произойти по домостроительству через Деву Марию. Ведь если бы ты хорошенько рассмотрел благословение Иуды (см. Быт. 49:8-11), то узнал бы то, о чем я говорю. Ибо семя отделяется от Иакова и проходит через Иуду, Фареса, Иессея и Давида (ср. Мф. 1:1-6). Это было знаком того, что некоторые из вашего народа действительно окажутся детьми Авраама и будут частью удела Христа.

Разговор с Трифоном Иудеем

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои

Замечай премудрость Божию, как она возбуждает дух праведника, ободряет его и направляет к тому, чтобы он стал подражателем отцу своему. Если он, говорит Бог, за то, что «послуша гласа моего», удостоился столь великого обетования, и за его добродетель Я намерен исполнить это обетование на тебе, сыне его, то подумай, каким ты пользоваться будешь от Меня благоволением, какого удостоишься промышления, если будешь ревностным подражателем его и пойдешь путем его. Тот, кто за добродетель другого может получить благо, гораздо большего удостоится попечения свыше, если и сам будет добродетелен. Что же значит: «послуша гласа моего, и соблюде повеления моя, и заповеди моя, и оправдания моя?» Когда Я сказал ему: «изыди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу» (Быт.12:1), то он оставил все, что имел в руках, и устремился к чему-то неизвестному, и не поколебался духом, не замедлил, но со всею готовностью, исполняя повеление Мое, послушал гласа Моего. Затем, Я обещал ему нечто сверхъестественное, когда уже и возраст его не подавал ему на то надежды, и ни он сам, ни мать твоя не имели никакой способности к чадорождению; но слыша от Меня, что семя его так распространится, чтобы наполнить всю землю, – и тогда он не смутился мыслию, но уверовал. И вменилось это ему в правду, потому что, уверовав в силу Мою, уповая на обетования Мои, он стал выше человеческой немощи. И после рождения твоего, когда мать твоя вознегодовала на Измаила, родившегося от рабыни, и хотела изгнать его из дома с Агарью, чтобы он не имел ничего общего с тобою, – праотец, хотя по своей родительской любви имел и к нему некоторое расположение, но услышав от Меня повеление – делать то, что угодно Сарре, забыл естественную любовь, изгнал Измаила с рабыней, и во всем слушал гласа Моего, и хранил заповеди Мои. Наконец, получив от Меня повеление – принести в жертву сына, данного ему в старости, столь дорогого ему, он не испытывал, что значит повеление, не возмутился духом, не сообщил о том ни матери твоей, ни рабам, не объяснил и тебе самому, что намерен был делать; но с духом мужественным и с совершенною готовностию поспешил исполнить Мое повеление. Поэтому, увенчав такое намерение его, Я не допустил совершиться самому делу. Итак, за оказанное им во всем великое послушание и соблюдение заповедей Моих, тебя, родившегося от него, Я делаю наследником данных ему обетований.

Итак, подражай его послушанию, и веруй слову Моему, чтобы тебе удостоиться еще больших наград и за добродетель отца, и за собственное послушание; и не ходи в Египет, а оставайся здесь. Видишь ли человеколюбие Божие, как Бог чрез напоминание о добродетели отца укрепил дух Исаака?

Беседы на книгу Бытия. Беседа 51

Августин Аврелий, блж. (†430)

за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои

Сей патриарх не имел ни жены другой, ни наложницы (ср. Быт. 16:1-4, 25:1-6), но довольствовался близнецами, рожденными от одного соития. И он тоже боялся опасности из-за красоты жены своей, когда жил среди чужих, тоже называл ее сестрой, а о супружестве хранил молчание, поскольку она была ему родственна и по отеческой, и по материнской крови; она же осталась нетронутой чужими, когда выяснилось, что является ему женой (ср. Быт. 12:10-20, 20:1-20). Тем не менее мы не должны ставить его [Исаака] выше отца его [Авраама] на том основании, что он не знал других женщин, кроме своей единственной жены. Ибо нет никакого сомнения, что достоинства отца в отношении веры и послушания были важнее, причем настолько важнее, что Бог говорил, что только ради отца Он делает ему то добро, какое делает (см. Быт. 26:4-5, 24)… Из этого мы должны понять, как целомудренно поступал Авраам в том, что людям бесстыдным и старающимся найти своему непотребству опору в святых Писаниях кажется делом похоти. Сверх того, мы должны знать, что людей следует сравнивать одного с другим не по одиночному какому-либо в них добру, а в каждом брать во внимание все. Может случиться, что в жизни и нравах одного человека есть нечто такое, чем он превосходит другого, и это нечто гораздо предпочтительнее того, чем возвышается над ним другой. Поэтому, на здравый и истинный взгляд, хотя воздержание и предпочитается супружескому состоянию, однако человек верный, состоящий в супружестве, достойней неверного, но воздерживающегося.

О граде Божьем

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои

За то, что Авраам, отец твой, и проч. Сам Бог утверждает здесь ту истину, что благословение отца утверждает домы детей (Прем. Сираха 3:9). Когда благословение Божие к Исааку основывается единственно на послушании отца его, сие некоторым образом дает разуметь, что сын не достиг еще в сие время непосредственного с Богом соединения. Впрочем, Бог указует Исааку на отца, конечно, не в обличение, как бы недостойному сыну, но в научение, как подражательно веры отеческой.

Повеления Мои, уставы Мои и законы Мои. По истолкованию раввинов: повеления, изрекаемые чрез разум; уставы, определяемые единым изволением Божиим по причинам, для нас недоведомым; законы, определяющие и обеспечивающие образ исполнения Божественных уставов.

Толкование на Книгу Бытия

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои

После смерти отца Исаака, верного раба Божия Авраама, вечно Живой Бог заключает завет с сыном его Исааком, обещает дать ему в наследие всю землю Филистимскую, умножить семя его, как звезды небесные, и объясняет, почему Он делает ему такую милость: за то, говорит, что Авраам [отец твой] послушался гласа Моего. В словах Господа видишь Владыку мира, Творца людей, Законодателя и Судию их.

Дневник. Том I. 1856

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-6 странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему; умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные, за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои. Исаак поселился в Гераре

Для ободрения Исаака Господь повторяет ему обетования, данные Аврааму (ср. Быт. 12:3–7; 13:15; 15:7–18; 18:18), но частью с сокращением, частью с нарочитым указанием, что милости Божии даруются Исааку именно ради Авраама — его верности всему заповеданному Богом: повелениям (евр. мицвот), уставам (хуккот) и законам (торот). Последние термины носят специфический характер Моисеевой терминологии и чаще всего встречаются во Второзаконии. Различие между этими терминами, указываемое иуд. комментаторами (Раши, Абарбанель), очень неопределенно (см. Philippson, s. 125–126); во всяком случае по отношению к Аврааму они имеют совершенно общий смысл, без специального отношения к отдельным случаям его жизни (по Абарб.: мицва — обрезание Исаака и изгнание Измаила; хукка — жертвоприношение Исаака; тора — женитьба Исаака на родственнице); раздельным же указанием этих терминов «премудрость Божия, по словам св. И. Златоуста, возбуждает дух праведника (Исаака), ободряет его и направляет к тому, чтобы он стал подражателем отцу своему» (Творен. св. И. Злат. в русск. перев., Спб. 1898, т. IV, кн. 2-я, Бес. 41, с. 552).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible