Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
за то, что Авраам [отец твой] послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои.

Святые отцы

Прочие

Иустин Философ, мч. (†165)

за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои

Мы - дети Авраама по одинаковой с ним вере. В самом деле, как он поверил голосу Божию и это вменилось ему в праведность (ср. Быт. 15:1; Рим. 4:3), так и мы, поверив голосу Божию, снова возвещенному апостолами и проповеданному нам пророками, отреклись даже до смерти от всего, что в мире. Итак, Бог обещает ему народ, подобный по вере, благочестивый, праведный, радующий Отца, - но не вас, в которых нет веры (Втор. 32:20). Посмотрите, как Он обещает то же самое Исааку и Иакову. Действительно, Он говорит Исааку так: и благословятся в семени твоем все народы земные. И Иакову: и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные (Быт. 28:14). Он не говорит этого ни Исаву, ни Рувиму, ни кому-либо другому, а только тем, от которых Христос должен был произойти по домостроительству через Деву Марию. Ведь если бы ты хорошенько рассмотрел благословение Иуды (см. Быт. 49:8-11), то узнал бы то, о чем я говорю. Ибо семя отделяется от Иакова и проходит через Иуду, Фареса, Иессея и Давида (ср. Мф. 1:1-6). Это было знаком того, что некоторые из вашего народа действительно окажутся детьми Авраама и будут частью удела Христа.

Разговор с Трифоном Иудеем

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои

Замечай премудрость Божию, как она возбуждает дух праведника, ободряет его и направляет к тому, чтобы он стал подражателем отцу своему. Если он, говорит Бог, за то, что «послуша гласа моего», удостоился столь великого обетования, и за его добродетель Я намерен исполнить это обетование на тебе, сыне его, то подумай, каким ты пользоваться будешь от Меня благоволением, какого удостоишься промышления, если будешь ревностным подражателем его и пойдешь путем его. Тот, кто за добродетель другого может получить благо, гораздо большего удостоится попечения свыше, если и сам будет добродетелен. Что же значит: «послуша гласа моего, и соблюде повеления моя, и заповеди моя, и оправдания моя?» Когда Я сказал ему: «изыди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу» (Быт.12:1), то он оставил все, что имел в руках, и устремился к чему-то неизвестному, и не поколебался духом, не замедлил, но со всею готовностью, исполняя повеление Мое, послушал гласа Моего. Затем, Я обещал ему нечто сверхъестественное, когда уже и возраст его не подавал ему на то надежды, и ни он сам, ни мать твоя не имели никакой способности к чадорождению; но слыша от Меня, что семя его так распространится, чтобы наполнить всю землю, – и тогда он не смутился мыслию, но уверовал. И вменилось это ему в правду, потому что, уверовав в силу Мою, уповая на обетования Мои, он стал выше человеческой немощи. И после рождения твоего, когда мать твоя вознегодовала на Измаила, родившегося от рабыни, и хотела изгнать его из дома с Агарью, чтобы он не имел ничего общего с тобою, – праотец, хотя по своей родительской любви имел и к нему некоторое расположение, но услышав от Меня повеление – делать то, что угодно Сарре, забыл естественную любовь, изгнал Измаила с рабыней, и во всем слушал гласа Моего, и хранил заповеди Мои. Наконец, получив от Меня повеление – принести в жертву сына, данного ему в старости, столь дорогого ему, он не испытывал, что значит повеление, не возмутился духом, не сообщил о том ни матери твоей, ни рабам, не объяснил и тебе самому, что намерен был делать; но с духом мужественным и с совершенною готовностию поспешил исполнить Мое повеление. Поэтому, увенчав такое намерение его, Я не допустил совершиться самому делу. Итак, за оказанное им во всем великое послушание и соблюдение заповедей Моих, тебя, родившегося от него, Я делаю наследником данных ему обетований.

Итак, подражай его послушанию, и веруй слову Моему, чтобы тебе удостоиться еще больших наград и за добродетель отца, и за собственное послушание; и не ходи в Египет, а оставайся здесь. Видишь ли человеколюбие Божие, как Бог чрез напоминание о добродетели отца укрепил дух Исаака?

Беседы на книгу Бытия. Беседа 51

Августин Аврелий, блж. (†430)

за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои

Сей патриарх не имел ни жены другой, ни наложницы (ср. Быт. 16:1-4, 25:1-6), но довольствовался близнецами, рожденными от одного соития. И он тоже боялся опасности из-за красоты жены своей, когда жил среди чужих, тоже называл ее сестрой, а о супружестве хранил молчание, поскольку она была ему родственна и по отеческой, и по материнской крови; она же осталась нетронутой чужими, когда выяснилось, что является ему женой (ср. Быт. 12:10-20, 20:1-20). Тем не менее мы не должны ставить его [Исаака] выше отца его [Авраама] на том основании, что он не знал других женщин, кроме своей единственной жены. Ибо нет никакого сомнения, что достоинства отца в отношении веры и послушания были важнее, причем настолько важнее, что Бог говорил, что только ради отца Он делает ему то добро, какое делает (см. Быт. 26:4-5, 24)… Из этого мы должны понять, как целомудренно поступал Авраам в том, что людям бесстыдным и старающимся найти своему непотребству опору в святых Писаниях кажется делом похоти. Сверх того, мы должны знать, что людей следует сравнивать одного с другим не по одиночному какому-либо в них добру, а в каждом брать во внимание все. Может случиться, что в жизни и нравах одного человека есть нечто такое, чем он превосходит другого, и это нечто гораздо предпочтительнее того, чем возвышается над ним другой. Поэтому, на здравый и истинный взгляд, хотя воздержание и предпочитается супружескому состоянию, однако человек верный, состоящий в супружестве, достойней неверного, но воздерживающегося.

О граде Божьем

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои

За то, что Авраам, отец твой, и проч. Сам Бог утверждает здесь ту истину, что благословение отца утверждает домы детей (Сир.3:9). Когда благословение Божие к Исааку основывается единственно на послушании отца его, сие некоторым образом дает разуметь, что сын не достиг еще в сие время непосредственного с Богом соединения. Впрочем, Бог указует Исааку на отца, конечно, не в обличение, как бы недостойному сыну, но в научение, как подражательно веры отеческой.

Повеления Мои, уставы Мои и законы Мои. По истолкованию раввинов: повеления, изрекаемые чрез разум; уставы, определяемые единым изволением Божиим по причинам, для нас недоведомым; законы, определяющие и обеспечивающие образ исполнения Божественных уставов.

Толкование на Книгу Бытия

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои

После смерти отца Исаака, верного раба Божия Авраама, вечно Живой Бог заключает завет с сыном его Исааком, обещает дать ему в наследие всю землю Филистимскую, умножить семя его, как звезды небесные, и объясняет, почему Он делает ему такую милость: за то, говорит, что Авраам [отец твой] послушался гласа Моего. В словах Господа видишь Владыку мира, Творца людей, Законодателя и Судию их.

Дневник. Том I. 1856

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Быт.26:1-6
Быт.26:23-25

Какое имели значение первое и второе богоявления Исааку?

     Для Исаака оба эти богоявления имели значение утешения в бедствиях, постигших его. В первое явление, бывшее в Гераре, когда Исаак с семейством своим по случаю голода, в Палестине направлялся в плодоносный Египет, Бог предостерег Исаака от опасного путешествия в Египет и, повелевая странствовать в Ханаанской земле, обещал ему Свое милостивое с ним присутствие и благословение (Быт.26:1-6). Следствием сего было то, что Исаак, занявшись в стране Герарской земледелием, «получил в тот год ячменя во сто крат» (Быт.26:12), и вообще помощь Божия явно содействовала великому возрастанию богатств Исаака, так что Филистимляне стали завидовать ему (Быт.26:13-14). За тем, когда Филистимляне злобно преследовала Исаака (Быт.26:15-21), Бог, явившись ему во второй раз в Варсавии, ободряет, его и опять утешает его Своею милостью (Быт.26:23-25). Действительно, сам царь Герарский прибыл в шатры Исаака и со смирением просил заключить с ним союз. Исаак заключил с Авимелехом почетный союз (Быт.26:26-31).

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Исаак

Исаак
 (смех) (Быт.21:1-7) – дитя обетования, сын Авраама и Сарры, родился, когда первому было 100, а второй 90 лет от роду. Спустя восемь дней по рождении он был обрезан, а через три года после того отнят от груди. По сему случаю Авраам сделал большой пир, на котором Измаил, сын Авраама от Агари, насмехался над Исааком, что имело следствием изгнание Агари с ее сыном из дома Авраама (Быт.21:9-13). Св. ап. Павел называет это гонением против рожденного по духу со стороны рожденного по плоти и видит в этом обстоятельстве знамение преследования и гонения верующих христиан миром (Гал.4:29). Кроме сего, Бог ясно засвидетельствовал Аврааму, что не в Измаиле, но в Исааке наречется Аврааму семя (Быт.21:12, Евр.11:18), т. е. от Исаака должен произойти обещанный Спаситель мира.

При этом особенно замечательным представляется то обстоятельство, что, когда Исаак уже совершенно возрос, когда, по свидетельству Иосифа, ему было уже 25 лет от роду, отец его, Авраам, получил повеление от Бога принести единственного сына своего в жертву всесожжения на горе Мориа (Быт.22:1-2). Это требовалось для испытания веры Авраама, и он мужественно выдержал это испытание, так как веровал, что Бог силен воскресить Исаака из мертвых. Почему и получил его в предзнаменование (Евр.11:17-19). Оно требовалось также и для испытания веры Исаака, и не только веры, но и его терпения и покорности.

На тридцатисемилетнем возрасте Исаака умерла мать его Сарра, будучи ста двадцати семи лет от роду (Быт.23:12). Сорока лет он женился на Ревекке, дочери Вафуила. Повествование о том, как Ревекка, жившая дотоле со своими родственниками в Месопотамии, сделалась супругой Исаака, с величественной простотой, рисующей нам обычаи и нравы Востока, – передано в XXIV гл. книги Бытия (См. Ревекка).

Прошло двадцать лет, а у Ревекки не было детей. Наконец Бог услышал молитвы Исаака о Ревекке, и она родила ему двух сыновей-близнецов, Исава и Иакова, из которых первый был любимцем отца, а второй матери (Быт.25:21,24). Наступил голод, и Исаак отправился в филистимский город Герар, как то сделал некогда отец его, Авраам. Здесь, подобно Аврааму, он впал в очень важную ошибку, выдав Ревекку за свою сестру, и тем подверг ее значительной опасности (Быт.26:1-10). Несмотря на сие, Бог обильно благословил Исаака земными благами, и он сделался очень богат стадами разного скота, крупного и мелкого, чем возбудил зависть в филистимлянах, видевших его благосостояние. Наконец, по случаю усилившейся распри с ним из-за колодцев, выкопанных рабами отца его, он удалился в Вирсавию, где Господь явился ему и благословил его и где посетил его Авимелех, царь герарский, и заключил с ним дружеский союз (Быт.26:23-31).

Во время последовавшей затем болезненной старости Исаака и слабости зрения младший сын его, Иаков, наущенный своей матерью, хитростью присвоил себе благословение отца, принадлежавшее по праву старшему его брату, Исаву (Быт.27:28,29). Преподав обильнейшее благословение Иакову предпочтительно пред Исавом, Исаак тем не менее произносил оное в пророческом духе, и из последующей истории Исава и Иакова видно, как изумительно точно осуществились его предсказания.

После сего события Исаак отправил Иакова в Падан-Арам, в Месопотамии, с тем чтобы он взял себе жену из дочерей Лавана, его родственника. Там Иаков оставался несколько лет и возвратился обратно лишь незадолго до смерти своего отца; и, как некогда Измаил и Исаак вместе погребли останки своего отца, Авраама (Быт.25:9), так равно Иаков и Исав вместе похоронили своего отца, скончавшегося ста восьмидесяти лет от роду, в пещере Махпел (Быт.35:29).

У иудеев и магометан существует несколько особых преданий касательно Исаака; между другими замечательны следующие: что он был один из трех, не имевших греха, и один из шести, над которыми ангел смерти был бессилен; что он получил знание Божественного откровения от Сима, что он ввел в употребление утреннюю молитву и т. п.

Библейская энциклопедия 1891г

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

за то, что Авраам [отец твой] послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои
 

За то, что Авраам (отец твой), послушался гласа Моего, т. е. принесении тебя в жертву; и соблюдал.... повеления Мои, т. е. чрезвычайные откровения а таинственные постановления, напр., обрезание и т. п. д., – уставы Мои, т. е. обрядовые постановления, напр., жертвенные обряды, – и законы Мои, т. е. постановления благочиния и общежития, напр., чтобы жена Исаакова не была Хананеянка, чтобы Исаак, как единственный сын обетования, был наследник Авраама и т. п.... Утверждая свое благословение к Исааку на послушании отца его, Господь нисколько не унижает сим самого Исаака, но лишь поощряет к подражанию, по выражению Златоуста; дабы, чувствуя на себе благодать Божию – ради благочестия отца своего, Исаак старался усвоять оное, и поревновал бы даже превзойти его, чтобы получить и совершеннейшую награду. Впрочем, нравственную высоту свою Исаак уже успел обнаружить перед Господом.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-6 странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему; умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные, за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои. Исаак поселился в Гераре

Для ободрения Исаака Господь повторяет ему обетования, данные Аврааму (ср. Быт. 12:3–7; 13:15; 15:7–18; 18:18), но частью с сокращением, частью с нарочитым указанием, что милости Божии даруются Исааку именно ради Авраама — его верности всему заповеданному Богом: повелениям (евр. мицвот), уставам (хуккот) и законам (торот). Последние термины носят специфический характер Моисеевой терминологии и чаще всего встречаются во Второзаконии. Различие между этими терминами, указываемое иуд. комментаторами (Раши, Абарбанель), очень неопределенно (см. Philippson, s. 125–126); во всяком случае по отношению к Аврааму они имеют совершенно общий смысл, без специального отношения к отдельным случаям его жизни (по Абарб.: мицва — обрезание Исаака и изгнание Измаила; хукка — жертвоприношение Исаака; тора — женитьба Исаака на родственнице); раздельным же указанием этих терминов «премудрость Божия, по словам св. И. Златоуста, возбуждает дух праведника (Исаака), ободряет его и направляет к тому, чтобы он стал подражателем отцу своему» (Творен. св. И. Злат. в русск. перев., Спб. 1898, т. IV, кн. 2-я, Бес. 41, с. 552).

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.
 

Сектанты говорят:   Суббота соблюдалась в период патриархальный, и праведность патриархов состояла, между прочим, в праздновании субботы. Так Авраам получил повеление о праздновании субботы райской: «Авраам (отец твой) послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Быт.26:5). Заповедь о соблюдении субботы Авраам передал своему потомству: «Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд» (Быт.18:19).

Ответ:  Из истории патриарха Авраама, записанной в книге Бытие (Быт.11:10-32) видно, что он получал от Господа многие повеления и ни одного о праздновании субботы: напр., о переселении в землю Ханаанскую (Быт.12:1-4), о рассечении животных при заключении завета (Быт.15:9-10, 18), об обрезании (Быт.17:9-14), об Измаиле (Быт.21:12-14), о жертвоприношении Исаака (Быт.22:12). Нет также упоминаний о передаче Авраамом своим сыновьям (ср. Быт.21:14, 25:5-6) заповеди соблюдать субботу.
«Что же значит: послушался гласа Моего и соблюдал... повеления Мои, уставы Мои законы Мои? Когда Я, – объясняет святой Иоанн Златоуст, – сказал ему: пойди из земли твоей. (Быт.12:1), то он оставил все, что имел в руках, и устремился к чему-то неизвестному и не поколебался духом, не замедлил, но, со всею готовностью исполняя повеление Мое, послушал гласа Моего. Затем Я обещал ему нечто сверхъестественное, когда уже и возраст его не подавал ему на то надежды... но слыша от Меня, что семя его так распространится, что наполнит всю землю, и тогда он не смутился мыслию, но уверовал... И после рождения твоего, когда мать твоя вознегодовала на Измаила, родившегося от рабыни... праотец, хотя по своей родительской любви имел и к нему некоторое расположение, но услышав от Меня повеление делать то, что угодно Сарре, забыл естественную любовь, изгнал Измаила с рабыней и во всем слушал гласа Моего, и хранил заповеди Мои. Наконец, получив от Меня повеление принести в жертву сына... с духом мужественным и с совершенною готовностью поспешил исполнить Мое повеление. Поэтому, увенчав такое намерение его, Я не допустил совершиться самому делу. Итак, за оказанное им во всем великое послушание и соблюдение заповедей Моих тебя... Я делаю наследником данных ему обетований».
Утверждение сектантов о праздновании субботы в период патриархальный является голословным. Слово Божие ясно свидетельствует, что заповедь Божия о праздновании субботы дана не в раю и не Аврааму, а Израилю по выходе его из Египта: «Я вывел их из земли Египетской и привел их в пустыню и дал им заповеди Мои… Дал им также субботы Мои» (Иез.20:10-12). Мои потому, что из всех дней Бог оставил Себе только субботу.
«И снисшел Ты на гору Синай... и дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые. И указал им святую Твою субботу» (Неем.9:13-14).
«Все прежде названные праведники (Адам, Авель, Енох, Лот, Мельхиседек) угодили Богу, – говорит святой Иустин, философ и мученик, – не соблюдая субботы, и после них Авраам и все потомки его до времени Моисея, при котором народ ваш явился неправедным и неблагодарным пред Богом, сделав в пустыне тельца. Посему Бог, снисходя к слабости народа, повелел приносить и жертвы только во имя Его... повелел вам также соблюдать субботу для того, чтобы вы помнили Бога, как на это указывает изречение Божие: чтобы вы знали, что Я – Бог, избавитель ваш. (Иез.20:12, 20). Обрезание началось с Авраама, а суббота, жертвы, приношения и праздники со времен Моисея.
«То, что человек не оправдывался этими установлениями (обрезание и соблюдение субботы), – замечает святой Ириней Лионский, – а они даны были народу в знамение, – показывает то, что сам Авраам без обрезания и соблюдения субботы поверил Богу и это вменилось ему в праведность, и назван другом Божиим (Иак.2:23). И все прочее множество праведных до Авраама и патриархов, бывших до Моисея, оправдывались без вышеупомянутых установлений».

  

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible