Скрыть
сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей;

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-4 Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. Он сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру

Заметь здесь, возлюбленный, неизреченную премудрость Божию, и то, как отец дает такое повеление Исаву, проявляя естественную любовь; а премудрый и благоискусный Господь чрез Ревекку устрояет исполнение Своего предречения, научая нас, как велика сила добродетели и кротости нравов. Тот, и по первородству, и по расположению к нему отца, думавший иметь преимущество, вдруг лишился всего, потому что не хотел делать того, что следовало; а этот, поелику и сам по себе был добродетелен, и имел свыше споборавшую ему помощь, приобретает благословение отца против его воли. Нет сильнее того, кому помогает вышняя десница! Примечай же тщательно все, чтобы познать дивное устроение (Божие), – как одному при помощи свыше все благоприятствует, так что переходит к нему и благословение отца, а другой все теряет, сам себя погубив развращением своих нравов.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 53

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 2-4 [Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру

Слово «колчан» представляет сомнение для комментаторов. Вульгата, как и семьдесят, переводит «тул» – «колчан», но Онкелос, говорит Английская библия, переводит – «меч». Слово это нигде более не встречается и производится от слова повесить, что может относиться равно и к мечу, и к колчану.

По поводу этого приказания Исаака, ставящего как будто своё благословение в зависимость от удовлетворения своей прихоти, было высказано множество разнородных мнений, которые, кажется, дают слишком большое значение простому желанию старца в торжественный день, назначенный им для произнесения благословения, вкусить и любимое блюдо, рукою любимого сына приготовленное.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Намерение и распоряжение Исаака

История благословения Иакова помимо Исава представляет один из разительных примеров столкновения естественных человеческих стремлений и определений божественной воли, бесплодности первых и непреложности последних (Мал. 1:2; Рим. 9:10–13). На вопрос: «почему Бог не открыл Своей воли Исааку?» блаженный Феодорит отвечает: «чтобы явственным сделалось Божие попечение об Иакове, а сие открывается в том, что Исаак усиливался благословить Исава, Божия же благодать, против воли Исааковой, привлекла благословение на Иакова. Это уразумел и сам Исаак. Ибо, употребив все средства…, приведенный в ужас случившимся, не огорчился, как обманутый сыном, но познал намерение Божье и подтвердил данное им благословение» (отв. на вопрос 81; ср. Иоанн Златоуст, Бес. на Бытие 53, с. 566).

Ст. 1-2 Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. Он сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей

О потере Исааком зрения говорится потому, что именно слепота Исаака объясняет возможность обмана его со стороны Ревекки и Иакова, при благословении его. По мнению раввинов (М. Bereschit-rabba, s. 311), Исаак потерял зрение при принесении его отцом в жертву: он слишком пристально устремил тогда молящий взор свой на небо. В действительности, слепота была следствием старости Исаака — 137-летнего возраста, в каком возрасте за 14 лет пред тем умер брат его Измаил (Быт. 25:17): это и расположило Исаака готовиться к смерти, которой ожидал и Исав (Быт. 27:41).

Указанный возраст Исаака, а равно и вообще хронология жизни Исаака и Иакова устанавливается так.

При переселении Иакова с семьей в Египет он имел 130 лет (Быт. 47:9), Иосиф в это же время был 39 лет (30 лет ему было при его возвышении у фараона, Быт. 41:46, + 7 лет плодородия, Быт. 41:47, + 2 года голода, Быт. 45:6), следовательно, Иосиф родился у Иакова на 91 году его жизни и, по (Быт. 30:25, см. Быт. 31:41), через 14 лет по прибытии Иакова в Месопотамию. Таким образом, бегство Иакова произошло на 77 году его жизни — на 137 году Исаака (по Быт. 25:26 при рождении Исава и Иакова Исаак имел 60 лет), который после того жил еще 43 года (ум. 180 лет, Быт. 35:28–29).

Толковая Библия

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

XXIX. Паремия, положенная на вечерне в понедель­ник шестой седмицы Великого поста (Быт. 27:1–41). В сей паремии повествуется о благословении Исааком Иакова.

Ст. 2-4 И рече Исаак: се, состарехся, и не вем дне скончания моего. Ныне убо возми орудие твое, тул же и лук, и изыди на поле, и улови ми лов: и сотвори ми снеди, якоже люблю аз: и принеси ми, да ям, яко да благословит тя душа моя, прежде даже не умру

«Се состарехся и не вем дне скончания моего.» Жизнь Исаака продолжалась еще 43 года после описываемого события, – он умер 180 лет (Быт. 35:28); но он рано начал испытывать недуги старости, – они были так сильны, что уложили его в постель (Быт. 27:19). Он стал готовиться к смерти и спешил сделать предсмертные распоряжения. Он поже­лал преподать благословение Исаву преимущественно пред Иаковом. Право на сие преимущество принадлежало, по естественному порядку, Исаву, как старейшему по рож­дению. Но еще до рождения своих близнецов Ревекка по­лучила откровение о преимуществе младшего пред стар­шим, ибо потомки последнего будут под властью потомков первого (Быт. 25:23). Притом сам Исав, достигши совер­шеннолетия, не подорожил своим первородством. Права, принадлежавшие первородным, состояли в некотором пре­имуществе чести и власти пред прочими братьями, в осо­бенном благословении от отца, в сугубой части наследия (Втор. 21:17), и по мнению некоторых, в преимуществен­ном праве священнодействовать, чему и надлежало быть во время общего с прочими братьями богослужения. Все сии преимущества, связанные с первородством, Исав лег­комысленно уступил за кушанье младшему брату и свое отречение от них подтвердил клятвой (Быт. 25:31-34). Исаак, без сомнения, все это знал и имел не мало причин быть недовольным свойствами и поведением Исава. Так, женитьбою своей на язычницах Исав показал непрости­тельное равнодушие к истинному богопочтению; а угро­зою убить Иакова, благословленного отцом, он показал в себе любомстительность. Кроме того, решимость его про­менять свое первородство на дешевое кушанье свидетель­ствовала о преобладании в нем животных влечений, упо­доблявших его животному, пред которым не следует бро­сать бисер: не ему было оценить драгоценное наследие преимуществ, соединенных с первородством. Но по при­страстию к Исаву, Исаак решился своим благословением удержать за ним права первородства, от которых тот сам отказался в пользу Иакова. Собираясь преподать благословение Исаву, Исаак требует, чтобы он наперед изловил дичи и из нее приготовил ему любимое кушанье, – требует не потому, что за кушанье хочет преподать ему благосло­вение, как тот за кушанье продал своему брату первород­ство, – а потому, что соответственно торжественности случая и величию благ, наследие которых приготовляется передать ему, он желает благословить его в веселом распо­ложении духа: оно ослаблено было в нем недугами старос­ти, – и вкушением любимой пищи он надеется возбудить его в себе.

Толкование на паремии из книги Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible