Скрыть
да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина;

Святые отцы

Прочие

Ипполит Римский, сщмч. (†235)

да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина

Если кто-либо полагает, что это благословение исполнилось на Иакове, он глубоко заблуждается, ибо ничего из этого с Иаковом не произошло. В самом деле, мы находим, что сначала он в Месопотамии двадцать лет служил Лавану (см. Быт. 31:38); затем поклонился своему собственному брату Исаву и умилостивил его дарами (см. Быт. 33:3, 8, 10); наконец, после этого он сошел в Египет, чтобы со своими детьми не погибнуть от голода (см. Быт. 42:2; 46:3). Итак, на ком же исполнилось сказанное: вот, запах от одежды сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь? (Быт. 27:27) Конечно же, ни на ком другом, кроме Христа, Сына Божия. Действительно, поле - это мир, а запах от одежды Его - это все верующие в Него, как и апостол говорит: Ибо мы Христово благоухание в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь (2Кор. 2:15-16). А слова: да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина - ясно обозначили Слово, сшедшее с небес, подобно росе. А земля означает плоть, воспринятую Им от Девы. Наконец, словами множество хлеба и вина он указал на святых, собираемых в житницу, как хлеб (ср. Мф. 13:30), и оправдываемых Духом, как вином (ср. Деян. 2:1-21).

О благословениях Исаака и Иакова

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 18-19, 22, 26-29, 38-40 Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой? Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя. Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы. Исаак, отец его, сказал ему: подойди, поцелуй меня, сын мой. Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны! Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И возвысил Исав голос свой и заплакал. И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей

Что новый, верующий народ восхитил долженствовавшее принадлежать Израилю благословение, имея более готовое расположение повиноваться велениям Божественным, это нам можно будет понять и из следующего. Написано так: Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. Он сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру (Быт. 27:1-4). Так сказал Исаву отец. Он же, тотчас приложив труд к тому, чтобы собраться в путь, вышел из дому и мужественно совершил дело. Что же между тем случилось? Ревекка убеждает Иакова предупредить Исава и восхитить благословение. Тот поначалу боялся делать это; но побуждаемый матерью, приводит с поля двух козленков, красивых и нежных и приспособляет их для снеди. Надев же на плечи козлиные кожи и покрыв ими нагие части своего тела, прекрасно подражал косматости Исава, дабы обмануть отца, если бы он стал осязать его руками. Затем, взяв в руки приготовленную снедь, вбегает к отцу и говорит ему: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой? Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя (ст. 18-19). Когда же старец вкусил от принесенного, то сказал сыну: подойди, поцелуй меня, сын мой. Он подошел и поцеловал его. И ощутил [Исаак] запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя -прокляты; благословляющие тебя - благословенны! (ст. 26-29). Так предвосхитил Иаков от отца благословение. Затем приходит назад с поля и Исав с наловленною добычей. Принесши же ее отцу, оказался уже не нужным и узнал совершившееся; потому что тотчас услышал слова: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое (ст. 35). Когда же тот не без слез сказал: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой!, то Исаак снова сказал: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же [время], когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей (ст. 38-40). Соединив таким образом в кратком изложении рассказанное пространно в истории, мы в таком виде предложили это вниманию читателей. И я считаю необходимым к чувственно совершившемуся применить духовное толкование.

Мы утверждаем, что прежде других, разумею званных в вере и во Христе, Израилю заповедал Владыка всяческих и Отец стараться приносить как бы некоторый славный дар и как бы плоды честного поведения, и добычу от благих трудов, угодное Ему житие и жизнь, которая преднаписуема была древним в жизни подзаконной, едва не прикрываемая образами и как бы в лесу каком скрываясь за покровом буквального изложения, впрочем не неуловимая для желающих искать ее посредством духовного и точного умозрения. Это, думаю, значит, что Исаак возжелал ловитвы от Исава. Но Израиль получил, как я сказал, повеление и обещался исполнить его; потому что он говорил на Хориве, когда собран был в собрании, и когда Бог сошел на гору Синай в виде огня: единогласно, говоря: всё, что сказал Господь, исполним (Исх. 19:8; см.: 24:3 и 7). Но на деле изобличен был как очень беспечный, хотя и скорый на обещание. Посему-то и уступил место другому, и его предупредил таким образом запинатель Иаков, то есть новый, верующий народ. Ибо этот народ принес Богу то, чего Он желал, и между тем как первородный народ уклонялся и медлил, он плодоприносил веру, которую Божественное естество принимает вместо пищи. Так и Спаситель святым Апостолам предуказывал обращение самарян, говоря: у Меня есть пища, которой вы не знаете (Ин. 4:32). Разъясняя же сказанное, говорит: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его (ст. 34). А что для израильтян была бесполезна готовность к обещанию, между тем как дело не приводимо было ими к исполнению, и что, напротив, для язычников совершенно никакого вреда не было в том, что они поздно пришли к вере, узнав Искупителя и почтив Его послушанием всему доброму, этому научил нас Христос посредством притчи. Именно так сказал он: У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? (Мф. 21:28-31.) Очевидно, пришедший в виноградник, хотя им на кроткое время и овладело малодушие, побудившее его замедлить обещанием. Усматривай же в этом изображение, с одной стороны, Исава, с полною готовностью пошедшего на охоту и обещавшегося сделать это, а с другой — Иакова, упредившего его, хотя, поначалу и отказывавшегося делать то же самое, однако благословенного от отца. Так и новый народ восхищает благословение, едва не имея поддельную одежду иудейского жития, подобно тому как несомненно и Иаков с помощью козлиных шкур мудро подражал косматости Исава. Но он тотчас же услышал отца, воскликнувшего: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы (Быт. 27:22). Каким образом однако мы применим к верующим народам то, чтобы они имели вид и подобие иудейской жизни, а также и голос иной по сравнению с иудеями? Скажем прежде всего то, что в Божественных Писаниях рука всегда является знамением дела и действий или деятельной способности. Что касается до тождества деятельности и плодовитости действий, то закон исполняют и сами те, которые во Христе мысленно и духовно священнодействуют и приносят себя самих в воню благоухания Богу и Отцу. Так и Сам Христос, ясно установивший для нас законы евангельские, говорит: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5:17-18). Так понимаешь ли, каким образом исполняют закон те, которые во Христе, принявшие, вместо плотского обрезания, обрезание в духе. Они же входят и в покой Христов, и во Христе субботствуют и представляют собою того, кто внутренне есть иудей (Рим. 2:28-29). Это, думаю, значит, что Иаков имел руки Исавовы, а голос иной, нежели какой был у него. Ибо мы не пользуемся необузданностью языка иудеев и не имеем обыкновения злословить искупившего нас Владыку, отрицаясь Его; но и напротив, вместе с Богом и Отцем славословим Сына и именуем Его Господом, Спасителем и Искупителем.

Заслуживает, думаю, труда и то, чтобы мы, исследовав силу благословения, данного обоим, сказали об этом, что пришло нам на ум; потому что это может послужить на пользу читающим. Блаженный Исаак сказал Иакову: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны! (Быт. 27:27-29). В этих словах смешана некоторым образом речь историческая, и чрез два лица приходит к единству истина, свидетельствуемая посредством дел. Ибо сказанное во всяком случае исполняется не только в Иакове, но и во Христе, и в оправданных верою, которые соделались и чадами по обетованию в Исааке. Таким образом смысл пророчества может быть применен и к новому народу и к Самому Христу, Который есть начало и вождь. Считается Он также и вторым Адамом, и произошел как бы некий второй корень человечества. Ибо что во Христе, то — новая тварь (2Кор. 5:17; Гал. 6:15), и мы обновлены в Нем к освящению, нетлению и жизни. А слово благословения, думаю, означает духовное благовоние во Христе, наподобие поля и цветущего луга, испускающего прекрасное и приятное благоухание из весенних цветов. Так именно Себя Самого называл нам в Песни Песней Христос, говоря: Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами (Песн. 2:2). Он был лилиею (крином) и розою, произросшею из земли, по человечеству, но только не ведавшей греха, лучше же сказать, испускавшей для живущих по всей вселенной боголепнейшее благоухание от дел своих. Посему Священное Писание уподобляет Христа также ниве, благословенной от Бога, и весьма справедливо, так как есть благоухание познания Бога и Отца. Ибо так опять сказал божественный Павел: благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте (2Кор. 2:14). Являем же был чрез святых Апостолов Господь наш Иисус Христос, как благоухание познания (воня разума) Бога и Отца. Ибо если кто познал Сына, тот, конечно, познал и Отца (Ин. 14:9 и 7; ср.: Мф. 11:27; Лк. 10:22), по причине тождества Их естества и по той причине, что Они имеют все равным и неизменным. Применимы ко Христу, но приличествуют по справедливости и новому народу также следующие слова: да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина (Быт. 27:28); потому что роса небесная и тук земли значит то, что исшедшее от Бога Отца Слово дано нам по причастию, то есть чрез Духа, и что мы чрез Него соделались общниками Божественного естества. Стали иметь мы также и множество хлеба и вина, то есть крепости и веселия, если истинно слово, говорящее: хлеб, который укрепляет сердце человека, и вино, которое веселит сердце человека (Пс. 103:15). Таким образом хлеб служит знамением мысленной и духовной крепости, а вино — веселия. То и другое дано тем, которые во Христе, чрез Него. Ибо иначе каким образом мы соделались твердыми в благочестии и некоторым образом неподвижными, способными право мыслить и непоколебимо утвержденными? Мы получили власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью (Лк. 10:19). Это, думаю, значит множество хлеба. Но и множество вина получили мы: потому что упованием радуемся и соделались веселыми, как написано (Рим. 12:12; 15:13). Ибо мы ожидаем вышних обителей, жизни в нетлении, долговечного жития, соцарствования Самому Христу. Да будет сказано это и о нас, так как к сему по справедливости приводит слово. Затем сила благословения может быть перенесена опять на Самого Еммануила. Ибо да послужат тебе народы, сказано, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими (Быт. 27:29); потому что Еммануил наименован первородным, когда соделался подобен нам и именно стал первородным во многих братиях (Рим. 8:29). Но по этой причине Он не потерял ничего из того, в силу чего Он есть и Бог, и Господь всяческих. Мы поклоняемся Ему, как Владыке, и Он господствует, как Бог, над призванными благодатью к тому, чтобы быть братьями Его. Ибо сказано Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу? (Пс. 88:7) Итак, господствует Еммануил, как Бог, над приведенными в состояние братий Его, и Ему преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2:10-11). И проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны! (Быт. 27:29). Речь ясна; потому что прокляты и богоненавистны злословящие Его, и напротив, исполнены благ, даруемых свыше и от Бога благословляющие, то есть возвещающие Его Божественную славу.

Итак, вот благословение Иакова, коего сила переносится на Самого Еммануила и на оправданных в вере. Но обратим внимание и на другое благословение, то есть на данное первородному, именно Израилю, образом которого служит Исав. От тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же [время], когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей (Быт. 27:39-40). Ибо Израилю дано благословение — закон, данный чрез Моисея (Ин. 1:17). Он был словом Христовым, данным чрез посредство Ангелов (Гал. 3:19). Что Сам Христос говорил древним, в этом уверит нас премудрый Павел, который пишет: Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне (Евр. 1:1-2). А что закон есть Его собственные слова, это показал и Сам Спаситель, говоря: истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф. 5:18; 24:35, см.: Лк. 21:33; Мк. 13:31). Итак, если истинно то, что закон был словом Христовым и дан чрез посредство Ангелов, то он был в роде благословения Израилю, Христа же мы будем разуметь, как росу небесную и тук земли. Ибо как множество Ангелов как бы услаждается, напаяемое росами, свыше сходящими и духовными; так и тучная земля пользуется мысленными дождями для плодоношения духовного. Но мы, которые во Христе чрез веру, обогатились хлебом и вином. Израиль же непричастен сему, потому что это не значится в числе предметов данного ему благословения. И в ином смысле непричастны таинственного благословения нечастные иудеи; поскольку и это не дано служению по закону, но лучше сказать соблюдено народам, которые во Христе и в вере. И мы в мире чрез Христа, Израиль же в войне. Мы и чувственно наследовали землю обетования, служащую образом вышней и мысленной земли, о которой упомянул Сам Спаситель, говоря: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5:5). И мы находимся в положении чад чрез свободный дух и приступаем ко Христу, как подобному нам и брату нашему, находясь в прекрасном и свободном подчинении. Израиль же находится под игом и обременен законами Моисея. Ибо Исав слышал слова: и будешь служить брату твоему (Быт. 27:40), то есть подчинишься, притом не добровольно тому, который по природе подобен тебе. Моисей же был человек и подобный нам, ничего не имевший особенного в рассуждении человечества. Так и Владыка всех называл Израиль народом Моисеевым. Они сотворили себе тельца в пустыне. Тогда Бог сказал Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской (Исх. 32:7). Божественный же Павел и самый закон в его письмени приписывает Моисею; ибо он сказал так: [Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью (Евр. 10:28). А что Израиль имел свергнуть возложенное на него премудрым Моисеем иго, когда Христос призывает его к благодати чрез веру, это предуказано в словах: будет же [время], когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей (Быт. 27:40). Ибо отрешили от вый своих очень неудобоносимое иго закона уверовавшие из числа израильтян, так как призваны к свободному состоянию чрез веру во Христе, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь.

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина

От росы небесной. В странах жарких, где дожди редки, недостаток сей восполняется обильною росою вечернею и утреннею. (Plin. Lib. XVIII. C. 41. In Bactris, Africa, Cyrene — siccitas coercet herbas, fruges noctumo tactas rore nutriens.)

Почему в благословениях и проклятиях росою означается влияние воздушных перемен на обилие или скудость плодов земных (Втор. 33:13, 28; Аг. 1:10-11).

И от тучности земной. Как степень земного плодородия зависит частью от растворения воздуха, частью же от свойства земли, то Исаак с дарами от росы небесной соединяет дары от тука земли; то есть желает потомкам своего сына обитания на земле, по свойству своему плодоносной.

Толкование на Книгу Бытия

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 27-29 Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя – прокляты; благословляющие тебя – благословенны!

Западные комментаторы замечают, что в стихе этом употреблено слово Бог в смысле Божества, о котором сейчас говорил Иаков, называя Его Иеговой. Новое доказательство, что нельзя признавать доказанною экзегетическую теорию об Елогистических и Иеговистических отделах Пятикнижия.

Благословения патриархов всегда имеют характер далёкого пророчества. История Иакова была близко известна народу израильскому; он сам, умирая, передаёт такое же благословение Иуде, сознавая, что не над ним лично, а только над потомством его вполне совершится даваемое благословение. Это было духовное воспитание народа израильского, привыкавшего смотреть в даль, а не отдаваться всецело, как все другие народы, интересам настоящей минуты. Здесь благословение прозревает не только времена Давида и Соломона, но и времена, когда все языки земные поклонятся Слову Божию, воплотившемуся и искупившему мир.

Под именем братьев и сынов матери разумеются не только все родственники, но и народы, единоплеменные Израилю.

В (Быт. 12) благословение благословляющим и проклятие проклинающим даётся Аврааму от Иеговы. Но Аврааму сказано ещё: «И благословятся в тебе все племена земные», то же сказано и Исааку (Быт. 26:4). Иаков, обманом и под именем брата своего Исава получающий благословение, не получает этого высшего обещания из уст отца. Лишь впоследствии, когда он бегством из отеческого дома начал искупать совершённый грех, тогда только он удостоился слышать те же слова, какие и отцы его, из уст самого Иеговы (см. видение лестницы, Быт. 28:14).

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-29 И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу. И сказал Исаак Иакову: подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет? Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы. И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я. Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил. Исаак, отец его, сказал ему: подойди, поцелуй меня, сын мой. Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны

Роса — первое условие плодородия на знойном и в летние месяцы почти лишенном дождя Востоке (Быт. 49:25; Ос. 14:6). Исполнением начальной части благословения является известное из Библии плодородие Палестины (Исх. 3:8; 33:3 и др.). Видимое несходство этой части благословения с обетованиями Аврааму объясняется тем, что Исаак (как после и Иаков) занимался уже земледелием (Быт. 26:12), почему и начинается речь с благ земледелия. Подчинение Исава Иакову осуществилось в лице их потомков, при Давиде (2Цар. 8:14; Пс. 59:2); под братьями матери Иакова разумеются все вообще потомки Авраама не только через Сарру, но и через Агарь и Хеттуру. Слова Исаака о благословении благословляющих Иакова и о проклятии проклинающих его близко напоминают обетования Аврааму, но и отличие от последних не содержат обетования о благословении в семени Иакова всех народов, как бы в возмездие за неблаговидный способ получения благословения; только уже после, когда Иаков бегством из дома отца начал искупать грех свой, упомянутое высокое благословение дается и ему (Быт. 28:14).

О значении благословения Исаака блаженный Феодорит говорит: «От Иакова имел произойти по плоти Владыка Христос, чаяние языков, Спаситель и Владыка целой вселенной… Исаак обещает ему росы небесной и тука земли, а сие изображает благодать свыше и обилие земных благ, а затем разуметь во Владыке Христе под росою божество, а под туком земли от нас воспринятое человечество» (отв. на вопр. 83).

Толковая Библия

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

XXIX. Паремия, положенная на вечерне в понедель­ник шестой седмицы Великого поста (Быт. 27:1–41). В сей паремии повествуется о благословении Исааком Иакова.

И да даст тебе Бог от росы небесныя и от тука земли, и множество пшеницы и вина

«Да даст тебе от росы небесныя и вина», т. е. да дарует тебе Господь в обладание землю, обильно орошаемую росою и с тучною почвой; да благословит эту землю обиль­ными урожаями хлеба и винограда. Благословляющий пат­риарх говорит о росе, а не о дожде, потому что в жарких странах дожди бывают редко, – в Палестине два раза в году – Дождь ранний в сентябре при сеянии, и дождь поздний в апреле при начале созревания плодов, – и земля напояется каплями росы, накопляющейся ночью чрез ох­лаждение испарений. Изрекаемое Исааком благословение относится не лично к Иакову и не к его ближайшим потом­кам, ибо все они, до водворения в земле обетованной, были странниками (Деян. 7:6), а к народу израильскому, который действительно наследовал землю, обильную хлебом и вином, текущую медом и, при успешном скотоводстве, млеком.

Толкование на паремии из книги Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible