Скрыть
Так совершены небо и земля и все воинство их.

Святые отцы

Прочие

Варнава, ап. (†Iв.)

Ст. 1-3 Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал

Бог говорит иудеям: новомесячий ваших и суббот ваших не терплю (Ис. 1:13). Смотрите, как Он говорит: «Неприятны Мне нынешние субботы, но приятна та, которую Я определил и которую, положив конец всему, сделаю началом дня восьмого, то есть началом другого мира». Поэтому мы и проводим в радости восьмой день, в который Иисус воскрес из мертвых и после того, как явился верующим, вознесся на небо.

Послание Варнавы

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-3 Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал

Окончив повествование о сотворении в шестой день гадов, скотов, зверей и человека, и о благословении их Богом, Моисей пишет, что Бог в день седьмой почил, и говорит: И совершишася небо и земля, и все украшения их… И почи Бог в день седмый от всех дел Своих, яже сотвори. После какого труда почил Бог? Ибо вот, что сотворено в первый день, сотворено единым мановением, исключая один свет, который сотворен словом, все же прочие твари в последующие дни сотворены единым словом. Кто же скажет, что Бог утруждался тем, что единое слово изрекал в день, когда произнести одно слово в день не составляет никакого труда и для нас? Если не утрудился Моисей, словом и жезлом разделивший море, если не утрудился Иисус Навин, словом остановивший течение светил, то мог ли утрудиться Бог, единым словом сотворивший моря и светила?

Итак, Бог благословил и освятил седьмой день не потому, что имел нужду в упокоении (ибо Он не утруждается), и не для того только, чтобы народу Еврейскому дать его для упокоения от трудов (ибо по освобождении от рабства не разбирал он дней). Бог дал седьмой день, чтобы рабы, даже против воли господ своих, имели отдохновение; и притом, временной субботой, данной народу преходящему, хотел представить образ субботы истинной, какая будет в мире нескончаемом. Сверх того, поскольку нужно было установить седмицы дней, Бог возвеличил благословением тот день, который не был прославлен делами творения, чтобы данной ему чрез это честью сравнился он с прочими днями, и восполнилось седмеричное число дней, потребное для мира.

Толкования на священное Писание. Книга Бытия

Григорий Нисский, свт. (†394)

Так совершены небо и земля и все воинство их

Итак, все уже достигло своего конца. Ибо, как говорит Моисей, совершишася небо и земля и все, что между ними, и это, отдельно взятое, украсилось соответствующей красотой: небо — лучезарностью светил, море и воздух — плавающими и летающими тварями, земля — разнообразием всякого рода растений и четвероногих. Все это произвели, из себя сразу в одно и то же время они но Божию изволению, получив на то силы; и земля наполнилась красот, произрастив вместе с цветом и плоды, наполнились луга всем, что видим на лугах, все утесы и горные вершины, всякий склон и всякая равнина, все, что во впадинах, увенчалось зазеленевшей травою и красивыми деревьями, едва только показавшимися из земли и сразу достигнувшими совершенной красоты. Возвеселилось же, вероятно, все, и взыграли созданные Божиим повелением животные, стадами и родами бродящие по лесам; пением певчих птиц повсюду огласилось все, что было густо покрыто и осенено деревьями. Но вид моря, как следовало, был несколько иной: такой, что во множестве заливов море пребывало в тишине и покое, и, по Божию изволению, затишья и пристани, углубившись в берега сами собою, приучали море к суше и тихим движением волн спорили в красоте с лугами, между тем как легкие и безвредные ветерки на одной только поверхности производили приятную для взоров рябь. И все богатство твари готово было и на земле и на море, но не было еще того, кому пользоваться этим.

Об устроении человека

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 1-3 Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал

Бог сотворил небо и землю в начале месяца, ибо отсюда надлежало начаться миру. Отсюда пошло весеннее время, благоприятное для всех творений. Образ рождающегося мира потому и явлен в виде времен года, что после зимнего холода и мрака особенно радостно сияние весны. Так при рождении мира был установлен порядок будущей смены времен года, чтобы согласно этому закону годы сменяли друг друга и в начале каждого года земля растила из себя новые ростки, как при сотворении, когда Господь Бог сказал: дa произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево родовитое, приносящее по роду своему плод (Быт. 1:11). И тотчас произрастила земля траву, сеющую семя, и плодоносное дерево, благодаря чему мы можем судить и о вечном правлении Божественного провидения, и о готовности к рождению, присущей земле.

Даже если когда-нибудь Богу угодно было бы приказать (а земной природе - повиноваться), чтобы земля, согретая небесным теплом, произрастила плод в зимнюю стужу и снег, то все-таки, согласно вечному произволению, она не должна внезапно плодоносить, будучи покрыта коркой льда, и смешивать жестокие бури с цветением полей. Так что Писание связывает сотворение мира с весенним временем, говоря: Месяц сей да будет у вас началом месяцев; первым да будет он у вас между месяцами года (Исх. 12:2). Ибо началу творения подобало быть началом года, и само творение должно было быть овеяно сладостным благоуханием.

Шестоднев

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Так совершены небо и земля и все воинство их

С концом шестого дня положил Он конец и созданию всех тварей; потому и прибавил: «и совершишася небо и земля, и все украшение их». Смотри, как божественное Писание избегает ненужного и излишнего. Упомянув о главнейших стихиях, оно уже не говорит в частности о прочем; сказав: «и совершишася небо и земля», говорит: «и все украшение их», и этим обозначает все, что на земле и что на небе. Украшение земли есть то, что произошло из нее – произрастание трав, произведение плодов, плоды дерев, и все прочее, чем Творец украсил ее. Равно и украшение неба составляют: солнце, луна, разнообразные звезды, и все находящиеся среди (их) создания. Поэтому божественное Писание, упомянув о небе и о земле, этими стихиями обняло все творение.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 10

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 1-3 Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал

По закону народ должен шесть дней работать, а в седьмой - отдыхать; шесть лет велено ему пахать и собирать урожай, а в седьмой - перестать трудиться. Ибо и Господь за шесть дней сотворил красоту мира, а в седьмой отдыхал от трудов. Всем этим мы таинственно получаем наставление, что те, кто в веке сем, насчитывающем шесть эонов, трудятся, совершая добрые дела для Господа, в будущем будут приведены Господом к субботе, то есть к вечному покою.

Гомилии на Евангелия

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Так совершены небо и земля и все воинство их

Описание шестидневного творения Моисей заключает кратким повторением сказанного, называя последний предел творения окончанием, или совершением, и показывая части оного под именами небес, земли и воинства их. Воинство небесное означает иногда звезды (Втор. 4:19), а иногда Ангелов (Неем. 9:6). Воинство небес и земли суть величественные твари всего мира, подобные воинству господствующим в них устройством и служением Промыслу в защиту праведных и в отмщение грешникам (Суд. 5:20).

…Понятие о сотворении мира Евангелие сближает с учением о искуплении человека. Человека, возрожденного во Христе, оно называет новою тварью (2Кор. 5:17; Гал. 6:15), внутреннее просвещение от Бога уподобляет происхождению первоначального света от слова Божия (2Кор. 4:6), покой верующих во Христе соединяет с покоем Божиим по совершении творения (Быт. 2:2; Евр. 4:3, 4, 9, 10). Из сего открывается, что между делами Божиими в мире великом и малом, в царстве природы и благодати, несмотря на видимое их расстояние и существенное различие, находится некоторая таинственная соразмерность и соответствие. Итак, сотворение мира можно рассматривать как образ искупления. Но поелику Евангелие только некоторые черты сходства между тем и другим раскрыло с ясностью, то желающий, по указанию оного, простерт сие соображение до некоторой подробности, должен довольствоваться вероятностию, имея в виду то, да скажется, хотя гаданием, многоразличная премудрость Божия (Еф. 3:10). Соответствие между творением и искуплением наблюдать можно в отношении к образованию Церкви вообще и в отношении к возрождению каждого человека. Некоторые полагают, что шесть дней творения, со днем покоя, знаменуют семь тысячелетий бытия мира, в которые устрояется и совершается Церковь (2Пет. 3:8; Lact. Inst. diu. L. VII, с. 14). Но Иисус Христос не позволяет нам слишком далеко простирать свое любопытство в изыскании времен и сроков, которые Отец предоставил своей власти (Деян. 1:7). Не держась строгого счисления времен, но соображая дела Господа в шестидневном творении мира с Его делами в устроении и совершении всемирной Церкви, можем представить последние в шести последовательных образоизменениях (см. толкования на Быт. 1:5, 8, 13, 19, 23, 31).

Толкование на Книгу Бытия

Георгий Константинович Властов (†1899)

Так совершены небо и земля и все воинство их.

Прежде чем пойдём далее, остановимся пред делом совершившегося творения и пройдём мыслию священную повесть начала мира, начертанную Духом Божиим. Вначале сотворил Бог небо и землю. Небо с горними его обитателями, или духовный бесплотный мир, создан во времена, недоступные мысли человеческой; земля же, о которой повествует священная книга, была безвидна и пуста. Вначале из небытия вызваны были материалы, массы в хаотическом состоянии. Дух Божий, начало всякой жизни, носился над этой нестройною массою и живил своим присутствием элементы будущего прекрасного мира. Вместе с материей созданы и все присущие ей силы, которым вслед за тем повелено действовать. Первое проявление этих сил происходит по гласу Божию: да будет свет! Это первый день развития мира, начало притяжения, электричества магнетизма, химических соединений; это момент начала движения, при котором впервые блеснул свет как первое проявление первой жизни, первого движения в массе, законы развития которой в стройное целое были предначертаны Творцом до начала движения. Творение как мысль было делом мгновенным, но осуществление сей мысли совершилось в шесть дней, в продолжение которых Творцу угодно было заставить развиваться материю под влиянием разнообразных сил, многообразное сочетание и взаимное действие которых должно было выработать созданный мыслию наперёд план мира. Чтобы силы неразумные, слепые могли взаимным действием выработать разумное целое, необходимо, чтобы общая система их действия, план будущего, существовали во всеобъемлющей предвечной мысли, иначе непонятна возможность без руководящего Разума создания стройного целого. Эта предвечная мысль Божия выражена в Библии, как мы выше указали, словом бара – creare. Упоминается это слово при сотворении мира, при сотворении жизни растительной и животной (органической) и при сотворении души человека. Все остальные действия выражаются словом аса – устраивать, которое указывает, что эти проявления жизни суть естественное следствие и развитие законов, вызванных из небытия в бытие словом бара. Таким образом, само появление света в первый день творения указывает на повеление Божие действовать тому закону, который уже был предначертан при сотворении мира. Затем наступает второй день творения мира: да будет твердь посреде воды. Движение, начавшееся в газообразной материи, наполнявшей пространство вселенной, было причиною её сгущения и образования солнечных систем, планет и их спутников; вместо газообразного вещества являются твёрдые массы, покрытые кипящими водами, образовавшимися из густой атмосферы, окружавшей шары. Наступает третий день творения: воды отделяются на шаре земном в бассейны, густая атмосфера, содержавшая в обилии кислород, соприкасаясь беспрерывно с раскалённой массой земли, охлаждает её и окисляет большую часть руд, находящихся в расплавленном состоянии; охлаждённые воды начинают выделять из раствора своего осадочные формации. Образуется кора земли. На ней появляется растительность – сперва в виде водорослей, лишаёв и мхов, потом в виде громадных лесов хвощей и папоротников. С одной стороны, образуются громадные каменноугольные пласты, с другой, образуются различные осадочные формации из воды, содержавшей в горячем растворе своём мел, известь, измельчённую глину, углекислоту. Некоторые из этих осадочных формаций, приходя в соприкосновение с раскалёнными плутоническими толщами, проламывающимися из недр земли на её поверхность, кристаллизуются и образуют так называемые переходные формации. Но земля более и более стынет, кора её твердеет; под влиянием света, теплоты и сырости растительность овладевает землей, и она готова принять первых обитателей своих. Но прежде нежели они явятся, наступает четвёртый день творения, день появления светил небесных. Облекается ли солнце в это время в светящую свою оболочку, достигают ли впервые поверхности земли лучи отдалённых звёзд или же вообще свет небесных тел впервые пробивает густой туман, покрывавший землю, – мы не можем с достоверностию сказать, но можем наверное утверждать, что растительное царство было, когда ещё солнце не освещало земли. Земля готова принять обитателей своих, и первыми являются водяные животные, земноводные пресмыкающиеся (многородящие), рыбы и птицы. Наконец, в шестой день творения являются четвероногие и, наконец, человек. Сравнивая сказание Моисея с физическими геологическими сведениями нашего времени, мы не можем не остановиться в изумлении перед таинственным сказанием Библии, начертавшей за 3000 лет до Р. Хр. порядок формации мира, который мы только ныне в состоянии поверять наукой. Отцы наши принимали слова Библии верою. Богу угодно было дать человеку идти в область познания, и мы в настоящее время можем путём науки подтвердить сказания Библии, лежащей в основании христианства.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Так совершены небо и земля и все воинство их

Божественный покой седьмого дня

Три первых стиха второй главы по своему содержанию всецело примыкают к предшествующей главе, являясь естественным завершением изложенной в ней истории творения мира.

«Так совершены были небо и земля…» Таким образом закончено, исполнено было дело сотворения всей вселенной.

«и все воинство их…» т. е. воинство неба и воинство земли.

Первое выражение довольно употребительно в Библии и служит обозначением или ангелов, окружающих небесный престол Бога-Вседержителя, очевидно, по аналогии со стражей вокруг трона земных владык (Нав 5.14; 3Цар 22.19), или же - звезды, горящие на небесном своде и правильностью своего распорядка напоминающие стройные ряды войск (Втор 4.19; Втор 17.3; 4Цар 17.16; Ис 40.26; Иер 8.2; Дан 8.10 и др.). Выражение же «воинство земли» больше не встречается в Писании, хотя некоторая аналогия ему и имеется в кн. Неемии (Неем 9.6) и у пророка Исаии (Ис 34.1), где идет речь о высших представителях земли, т. е. о людях и животных.

Таким образом, под «воинством неба и земли» разумеется все то, что есть высшего и лучшего в той и другой области и что, следовательно, служит как бы украшением каждой из них. Эту последнюю мысль прекрасно и выражают греческий LXX и латинский переводы Библии, где еврейское слово zeba (воинство) передано соответствующими ему синонимами: κοσμος и ornatus, означающими «украшение».

Толковая Библия

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

И совершишася небо и земля, и все украшение их (с еврейского: «все воинство их»)

В отношении к небесам воинством называются звезды (Втор. 4:19; 17:3 и др.) по правильному чину в их располо­жении и течении, также ангелы (Неем. 9:6) по их воинскому подчинению Царю небесному и готовности исполнять Его повеления. Отсюда сам Бог называется Господь Саваоф, т. е. Господь воинств. По отношению к земле воинством могут быть названы все силы и стихии земной природы, покорные воле Творца и по манию Его готовые карать нечестивых.

Толкование на паремии из книги Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible