Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

Святые отцы

Прочие

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему

А что человек сотворен ради человека, это тоже мы находим в книгах Моисея, (именно в (следующих) словах Бога: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, подобнаго ему». Итак, жена дана в помощь мужу, чтобы она рождала, чтобы (таким образом) человек помогал человеку. Почему пред сотворением жены и было сказано об Адаме: Не нашлось помощника, подобнаго ему, так как человеку может помочь только человек. Итак, между всеми животными не нашлось подобнаго существа (animal) или, лучше сказать, не нашлось помощника человеку; такой помощник виделся в женском поле.

Об обязанностях священнослужителей. Книга I

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему

Вот опять Моисей сказал, также, как и прежде: «Господь Бог», чтобы мы, вкоренив эти слова в своем уме, не ставили человеческих соображений выше божественного Писания. «И рече, – говорит, – Господь Бог: не добро человеку быти единому». Смотри, как благий Бог не останавливается, но прилагает благодеяния к благодеяниям, и, богатый благостию, хочет облечь это разумное существо всякою честию, а вместе с честию даровать ему и удобство жизни. «Рече, – сказано, – Господь Бог: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему». Вот опять и здесь слово: сотворим. Как вначале, при создании человека, Бог говорил: «сотворим человека по образу нашему и по подобию», так и теперь, намереваясь создать жену, употребляет то же слово, и говорит: «сотворим». Кому говорит? Не какой-либо сотворенной силе, но рожденному от Него, чудному Советнику, Властителю, Начальнику мира. Единородному Своему Сыну. Чтобы Адам знал, что созидаемое существо будет равно ему по достоинству, для этого Бог, как об нем самом сказал: «сотворим», так и теперь говорит: «сотворим ему помощника по нему». Два эти выражения: «помощника» и: «по нему», многозначительны. Не хочу, говорит, чтобы он был один, но – чтобы имел некоторое утешение от сообщества, и не это только, но нужно создать для него соответствующего ему помощника, то есть жену. Вот для чего Бог, сказав: «сотворим ему помощника», прибавил еще: «по нему», чтобы ты, когда увидишь сейчас, как приводятся (к Адаму) все звери и птицы небесные, не подумал, что об них сказаны эти слова. Хотя многие из бессловесных помогают человеку в трудах его, однако ни одно из них не равняется разумной жене.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 14


В то время Бог сказал: сотворим ему помощника; ныне же - ничего подобного. Ибо кто, по принятии благодати Духа, нуждается в каком-либо ином помощнике? Входящий в тело Христа [Церковь] нуждается ли в какой-то помощи? Тогда по образу Божию сотворен был человек, ныне соединяется он с Самим Богом.

Беседы на Евангелие от Иоанна


Нужно сказать о том, какую еще честь отнял грех и какие виды рабства ввел он, связав нашу природу различными господствами, подобно тирану, налагающему разные оковы. Первый вид господства и рабства – тот, в котором мужья держат жен; он сделался нужным после греха. До преслушания она (жена) равночестна была мужу. Когда Бог создавал жену, то при этом произнес те же слова, как и при создании мужа. Как о том сказал: «сотворим человека по образу и по подобию Нашему», а не сказал: «да будет человек», так и об этой не сказал: «да будет жена», но (говорит) и здесь: «сотворим ему помощника», и не просто – помощника, но: «по нему», показывая одинаковое достоинство. Так как бессловесные оказывают большую помощь в потребностях нашей жизни, то чтобы ты не отнес и жену к числу рабов, смотри, какое делается ясное различие. «Приведе, – сказано, – звери ко Адаму… и… не обретеся помощник подобный ему» по нему. Как же это? Разве не помощник конь, участвующий в бою? Разве не помощник вол, влекущий плуг и трудящийся с нами в деле посева? Разве не помощники осел и мул, производящие вместе с нами перевозку тяжестей? Но чтобы ты не сказал этого, для этого делается (в Писании) строгое различие. Не просто сказано, что «не обретеся помощник ему», но – что «не обретеся помощник подобный ему». Так и здесь не просто сказал (Бог): «сотворим ему помощника», а изрек: «сотворим ему помощника по нему».

Восемь слов на Книгу Бытия. Слово 4

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему

Сотворению жены предшествует совет Божий, подобно как и сотворению мужа, но не столь торжественный. Ибо теперь Бог не говорит сотворим, но сделаю. Сия разность выражения следует различию двух советов, из которых один заключает всеобщее и существенное предопределение человека, а другой — частное только дополнение первого.

Слова: не хорошо быть человеку одному, нельзя поставлять в противоположность с божественным одобрением предшествовавших человеку тварей, ниже утверждать на них необходимость супружеского состояния для каждого человека. Сотворение жены не могло дать первому человеку высшего совершенства, нежели в каком он сотворен прежде ее, и есть обстоятельства, в которых хорошо человеку не прикасаться жене (1Кор.7:1; Мф.19:12). Не хорошо было Адаму быть одному, вероятно потому, что при обозрении животных он уже почувствовал нужду в помощнике, подобном ему (Быт.2:20).
Когда жена в совете Божием называется помощником мужа, сим показывается ее назначение вспомоществовать ему в рождении и воспитании детей, во всех нуждах, относящихся до временной жизни. Помощником мужа яко пред ним כנגדו, в переводе семидесяти; по нему и подобным ему, называется жена в ознаменование одинакового с ним естества, в противоположность с другими родами животных, ближайшего ему служения (1Кор.11:9), всегдашнего с ним собеседования и неразлучного сожития.

…<Христос> в качестве Главы рода человеческого. Но первый Адам низринул с собою все члены, которых был главою; Второму Адаму предопределено возглавить в себе все, что есть на небесах и на земле (Е1:10).

Толкование на Книгу Бытия

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О браке христианском
 

Хлысты говорят: «брак запрещен еще в Раю, когда запрещено было – есть плоды от древа познания добра и зла, что (т.е., есть) означало брачное сожитие».

Православный ответ: Заповедь о невкушении от древа познания добра и зла, дана еще до сотворения жены (Быт.2:7-25).

Оружие правды

Климент Александрийский, пресв. (†215)

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

Известно насколько забота жены и ее неустанное прилежание превосходит преданность всех остальных домочадцев и друзей. Она превосходит всех по силе симпатии и заботы, являясь, как говорит Писание, своему мужу поистине необходимой «помощницей».

Строматы

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Брак

Установление брака относится к первоначальному созданию человека. Видя, что не хорошо быть человеку одному, Бог сотворил ему помощника, соответственного ему (Быт.2:18). По учению Православной Церкви, брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и церковью обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности, благословляется супружеский союз их в образе духовного союза Христа с церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.
Что брак есть таинство, это видно из послания апостола Павла к Ефесеям (Ефес.5:31,32).

Библейская энциклопедия 1891г


Человек

Человек
 (Быт.1:26,27,2:7,18,21-23, Пс.8:59, Сир.17:1-12, Деян.17:25-28 и мн. др.). Свящ. Писание дает полные и подробные сведения о человеке: о его происхождении и духовной его природе, о теле его и высоком совершенстве его органов. В теле человека сосредоточено все, что есть лучшего и совершеннейшего в составе видимого мира, так что оно поистине есть малый мир в великом мире Божием. Но тело с его органами составляет только внешнюю, видимую сторону состава человеческого, невидимую же и духовную сторону составляет душа, существо, совершенно отличное от тела, возвышающееся над ним и над всею видимою природою своими особенными совершенствами и преимуществами.
1). Она создана но образу и подобию Божию, есть дыхание Божие и отражает в себе совершенства Божественные (Быт.1:27,2:7, Прем.2:23, Иак.3:9). Сюда относятся в особенности совершенства и преимущества первобытного ее состояния: правота ума, чистота сердца, непорочность и святость воли и блаженное бессмертие (Еккл.7:29, Прем.2:23).
2). Созданная по образу Божию, душа есть существо невещественное, духовное и потому называется духом в противоположность телу и всему вещественному.
3). Будучи духовна, она одарена различными силами и способностями, в которых проявляет свою духовную деятельность: она имеет способность познавательную, имеет чувство, рассудок и ум, посредством коих может не только непосредственно ощущать и воспринимать предметы видимого мира, представлять, памятовать и воспроизводить представления, но и сознавать, понимать, исследовать, умозаключать и, наконец, возноситься к высшим созерцаниям, к познанию мира сверхчувственного, к познанию самого Творца и Промыслителя мира и человеков (Сир.17:5,6, Прем.7:17-21, Рим.1:19,20).

Душа имеет совесть, которая внушает нам, что должно делать и чего избегать, производит над делами нашими свой суд и определение, или одобряет нас, исполняя радостью сердце наше, или осуждает, поражая нас стыдом, раскаянием и страхом (Рим.2:151Кор.4:42Кор.1:12; Евр.13:18; Деян.23:1). Она имеет чувство или сердце – способность ощущать приятность или неприятность разных впечатлений, перемен и состояний, в ней происходящих, ощущать истинное, прекрасное и доброе в творении Божием, в нравственной жизни и деятельности человеческой и сочувствовать всему доброму и прекрасному, наконец, возноситься благоговейными чувствованиями к источнику всякого истинного блага – Богу, и в Нем и в соединении с Ним находить высочайшее свое благо и блаженство (Ин.16:20-22, Лк.6:45). Она имеет желательную способность, волю и свободу воли, может свободно успевать в добродетели и восходить от совершенства к совершенству (Сир.15:14-17; Быт.2:16,17,3:2,3:6; Мф.19:17,23:37; Втор.30:19; Нав.24:15,16,24; Ис.1:19,20).

Одаренная такими силами, душа наша имеет самое высокое призвание и назначение. Созданная по образу Божию, она должна уподобляться в своих совершенствах своему Первообразу (Лев.19:21Пет.1:15; Мф.5:48; Еф.4:13), главною целью своего совершенствования и всей своей деятельности поставлять славу Божию (Сир.17:7, 8; Мф.5:16; 1Пет. 4:11) и, наконец, в соединении с Богом должна полагать верх своего счастья, своей славы и блаженства, о чем сам Господь молился небесному Отцу Своему пред Своими страданиями (Ин.17:21-26; Мф.13:43).

С падением в Раю человек лишился первобытного своего совершенства и блаженного своего жилища; силы души его утратили первобытную чистоту и получили превратное направление. Но следы образа Божия в них остались: душа удержала свою духовность и часть своего свободного произволения (Быт.9:6, Рим.7:18); остался ум и закон его – стремление к истине и желание добра (Рим.1:20,2:14,15), и осталась совесть, одобряющая закон (Рим.7:16) и осуждающая за преступление его (Рим.2:15).

Но при всем этом падение человека было так глубоко, что, оставленный сам себе, он никогда бы не мог выйти из сего состояния, оставаясь чадом гнева и проклятия, если бы Господь по беспредельной Своей благости и милосердию не даровал нам высшего средства для нашего спасения в единородном Сыне Своем, Господе нашем Иисусе Христе. Взысканные, таким образом, благостью Создателя, мы не оставлены в нашем падении, снова призваны к жизни, искуплены от греха, обновлены, возрождены, освящены (Иез.33:111Ин.2:2; Рим.5:17-19; Еф.1:4,2:4-71Тим.2:4-5 и др.).

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному;

В этом выражении, если сравнить его с одобрением творения каждого дня, надобно видеть мысль о том, что творение не было ещё окончено, ибо это повествование относится ещё к шестому дню творения, в который сказано: мужчину и женщину сотвори их (Быт. 1:37). Кроме того, в этом глаголе Божием усматриваем будущее предназначение человека к жизни семейной и общественной. Здесь видна мысль не о размножении человеческого рода (которое могло совершиться и другими путями), а о необходимости для души человеческой общения с другою человеческою душою, необходимости нравственной, а не физической.

сотворим ему помощника, соответственного ему.

Совет Божий, который предшествует творению женщины, подобно ст. 26 гл. I (Быт. 1:26), достаточно указывает на важность этого события. «Супружество, – говорит Отто Герлах, – которое совершенно отлично от плотского совокупления животных, есть мысль Божия, которая ещё не встречалась в предшествующем творении. Сперва сотворён муж, потом жена в помощницы ему, когда он почувствовал тягость одиночества и потребность общения. Оба вместе не составляли нераздельного существа, один не дополнял другого, напротив, мужчина при сотворении его был существом самостоятельным, полным, независимым, с известною определённою целию»; жена же сотворена в помощницы ему. Это мнение согласно с взглядом автора Запис. на Кн. Бытия (стр. 74–75); при этом он указывает ещё, что по-еврейски употреблён глагол не бара – сотворим, а аса – соделаем. Сотворение души человеческой уже совершилось, она уже вызвана из небытия в бытие, потому здесь не употреблён глагол творить, а глагол соделать; другая душа человеческая облечена лишь в плотскую форму, отличную от формы мужчины.

Священная летопись. Том первый

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

Ст. 18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

    И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному... сотворим ему помощника, соответственного ему.
  Можно здесь повторить вопрос: неодобрительные слова Господни об одиночестве человека, не делают ли для него обязательным брак? Нет не делают; потому что теперь человек находится в состоянии падения, чрез которое богодарованная ему способность чадородия растлена грехом в самом основании своем, так что люди в беззаконии зачинаются и во грехах рождаются (Пс.50:7). Посему теперь весьма часто бывает человеку, ревнующему о высшем духовном совершенствовании, лучше быть одному, по точному выражению того же слова Божия. В новом завете весьма ясно раскрыто превосходство девства пред супружеством (Мф.19:11, 1Кор.7:8, 9, 32, 33, 38. Апок.14:4).

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему

«И сказал Господь Бог… сотворим». Нетрудно видеть здесь довольно близкую аналогию с словами божественного совета перед сотворением первого человека (Быт 1.26) и точно также, следовательно, находить здесь доказательство важности того акта, о котором они говорят.

«не хорошо быть человеку одному…» Слова эти отнюдь не означают того, что Бог будто бы сознается в несовершенстве своего творения и как бы вносит в него поправку, - в планах божественного промышления, без сомнения, все это было уже заранее предусмотрено и преднамечено: но они указывают лишь на тот факт, что одиночество тяжело и нехорошо для человека, ибо лишает его самых близких и удобных средств к всестороннему развитию своей личности, успешнее всего происходящему, как известно, в общении с себе подобными.

«помощника, соответственного ему…» В этих словах, с одной стороны, указывается на высокое достоинство жены, ибо она подобна мужу, т. е. так же, как и он, носит в себе образ Божий, с другой - отмечается и ее, несколько как бы зависимое от мужа, положение, поскольку всякий помощник стоит в общественном смысле ступенью ниже своего непосредственного начальника.

Прежде чем перейти к подробному изложению самой истории творения первой жены, бытописатель кратко отмечает еще один факт, послуживший ближайшим поводом к этому творению.

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

И рече Господь Бог: не добро быти человеку единому: сотворим ему помощника по нему

Муж и жена сотворены, как мы видели (Быт. 1:21), в один и тот же день, т. е. шестый. Но слово Божие внушает нам видеть преимущество мужеского пола пред женским уже в том, что муж создан прежде жены. Апостол Павел говорит в послании к Тимофею: «учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии, ибо преж­де создан Адам, а потом Ева» (2Тим. 2:12-13). Впрочем, пока не сотворена была жена, Бог видел, что «не хорошо быть человеку одному». Это не то значит, что для совер­шенства природы Адамовой не доставало жены, – жена, без сомнения, ничего не могла прибавить к тому совершен­ству, с каким он сотворен, и есть даже обстоятельства, в которых «хорошо человеку не прикасатися к жене» (1Кор. 7:1; Мф. 18:12). Господь признал неудобною жизнь Адама в одиночестве, по предведению, что сам Адам при обозрении животных, как увидим после, почувствует это неудобство и потребность в сожитии с существом, подобным ему. И так как удовлетворение сей потребности совпадало с намерением Божиим распространить род человеческий, то Господь вознамерился сотворить для Адама помощника по нему, т. е. подобное ему существо, которое должно вспо­моществовать ему в рождении и воспитании детей, а также и во всех нуждах.

Далее Моисей описывает наречение Адамом имен жи­вотных, как случай к созданию ему помощницы.

Толкование на паремии из книги Бытия

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
Бог изгнал из рая прародителей за брачное сожитие (за вкушение плодов от дерева познания добра и зла – Быт.3:6-7,24).
 

Ответ:   Заповедь, запрещающую вкушение плодов от дерева познания добра и зла, нельзя понимать по-сектантски в смысле запрещения брачного сожития, так как она дана до сотворения жены (Быт.2:17-18). По сотворении жены Бог благословил брачный союз первых людей (Быт.1:28). Такое же благословение с указанием на главную цель супружеского союза – чадородие – было дано Ною с семейством (Быт.9:1; Быт.24:7-14; Мал.2:141Тим.5:14 и др.). Если сектанты под вкушением плодов разумеют брачное сожитие, то что должно разуметь под выражением: «по изгнании из рая... Адам познал Еву, и она зачала и родила Каина?» (Быт.3:24,4:1).

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka