Скрыть
И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

Святые отцы

Прочие

Варнава, ап. (†Iв.)

Ст. 1-3 Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал

Бог говорит иудеям: новомесячий ваших и суббот ваших не терплю (Ис. 1:13). Смотрите, как Он говорит: «Неприятны Мне нынешние субботы, но приятна та, которую Я определил и которую, положив конец всему, сделаю началом дня восьмого, то есть началом другого мира». Поэтому мы и проводим в радости восьмой день, в который Иисус воскрес из мертвых и после того, как явился верующим, вознесся на небо.

Послание Варнавы

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал

Как деревья, травы, животные, птицы и человек были вместе и стары и молоды (стары по виду членов и составов их, молоды по времени своего сотворения), так и луна была вместе и стара и молода: молода потому, что едва была сотворена, стара потому, что была полна, как в пятнадцатый день.

См. также Толкование на Быт. 2:1

Толкования на священное Писание. Книга Бытия

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 1-3 Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал

Бог сотворил небо и землю в начале месяца, ибо отсюда надлежало начаться миру. Отсюда пошло весеннее время, благоприятное для всех творений. Образ рождающегося мира потому и явлен в виде времен года, что после зимнего холода и мрака особенно радостно сияние весны. Так при рождении мира был установлен порядок будущей смены времен года, чтобы согласно этому закону годы сменяли друг друга и в начале каждого года земля растила из себя новые ростки, как при сотворении, когда Господь Бог сказал: дa произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево родовитое, приносящее по роду своему плод (Быт. 1:11). И тотчас произрастила земля траву, сеющую семя, и плодоносное дерево, благодаря чему мы можем судить и о вечном правлении Божественного провидения, и о готовности к рождению, присущей земле.

Даже если когда-нибудь Богу угодно было бы приказать (а земной природе - повиноваться), чтобы земля, согретая небесным теплом, произрастила плод в зимнюю стужу и снег, то все-таки, согласно вечному произволению, она не должна внезапно плодоносить, будучи покрыта коркой льда, и смешивать жестокие бури с цветением полей. Так что Писание связывает сотворение мира с весенним временем, говоря: Месяц сей да будет у вас началом месяцев; первым да будет он у вас между месяцами года (Исх. 12:2). Ибо началу творения подобало быть началом года, и само творение должно было быть овеяно сладостным благоуханием.

Шестоднев

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал

Так как Он уже не стал более творить, и все, что только восхотел, по своему человеколюбию произвел своим повелением и в шестой день положил конец творению, в седьмой же не хотел произвести ничего другого, потому что уже совершилось все, что только Он хотел, то, дабы и этот день имел некоторое преимущество и не казался менее важным из-за того, что в течение его ничего не создано, (Бог) удостаивает его благословения: «И благослови, – говорит, – «Бог день седьмый и освяти его». Что же? Ужели прочие (дни) не были благословлены? Конечно; говорит; но для них вместо всякого благословения довольно было того, что в каждый из них созданы твари. Потому (Писание) и не сказало об них: «благослови», а сказало это только о седьмом дне, и присовокупило еще: «и освяти его». Что значит: «и освяти его»? Отделил его. Потом, чтобы показать нам и причину, по которой сказано: «и освяти его», божественное Писание прибавляет: «яко в той почи от всех дел своих, яже начать Бог творити». Вот уже здесь, в самом начале (бытия мира), Бог гадательно предлагает нам учение о том, чтобы мы один день в круге седмицы весь посвящали и отделяли на дела духовные. Для этого Господь, совершив все дела Свои в шесть дней, удостоил седьмой день благословения и освятил, «яко почи в той ночи от всех дел своих, яже начать творити». Но здесь, вижу я, опять открывается нам беспредельное море мыслей, и желаю не пройти его без внимания, но – сделать и вас участниками этого духовного богатства. Какой же здесь возникает у нас вопрос? (Вот какой): божественное Писание здесь показывает, что Бог почил от дел своих, а в Евангелии Христос говорит: «Отец мой доселе делает, и Аз делаю» (Ин.5:17): при снесении этих изречений не представляется ли какого-нибудь противоречия в них? Да не будет: в словах божественного Писания нет никакого противоречия. Когда Писание здесь говорит: «яко почи Бог от дел своих», то этим научает нас, что Он перестал в седьмой день творить и производить из небытия в бытие; а когда Христос говорит: «Отец мой доселе делает, и Аз делаю», то этим указывает вам на непрерывный Его промысл, и деланием называет сохранение существующего, дарование ему продолжения (в бытии) и управление им во все время. В противном случае, как могла бы существовать вселенная, когда бы верховная рука не управляла и не распоряжалась всем видимым и человеческим родом?

Беседы на книгу Бытия. Беседа 10

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 2-3 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал

Утешительнее этой песни о славе благодати Христа, кровью Которого мы спасены, для града того [Божиего] не будет решительно ничего. Тогда исполнятся слова: Остановитесь и познайте, что Я Бог (Пс. 45:11). Это будет поистине великая невечерняя суббота, которая восхваляется Господом при первых делах мира, там, где читаем: И почил в день седьмой от всех дел Своих, которые сделал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт. 2:2-3).

«Седьмым днем» будем и мы сами, когда будем усовершены и обновлены Его благословением и освящением. Там, остановившись, увидим, что Он есть Бог. Мы и сами хотели быть богами, когда отпали от Него, услышав слова искусителя: вы будете как боги (Быт. 3:5), и отделились от истинного Бога, по творческой воле Которого мы должны были быть богами не через оставление Бога, но через причастность.

Ибо что сделали мы без Него, как не изнемогли во гневе Его? Освободившись от этого гнева и достигнув совершенства превозмогшею гнев благодатью, мы будем свободны вовеки, видя, что Он есть Бог, Которым и мы будем полны, когда Он будет все во всем.

О граде Божьем

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

Почему Бог благословил преимущественно седьмой день?

Каждому из прочих дней усвоено созидание чего-либо особенного. Поскольку же до седьмого дня Бог создал всю тварь, то ему вместо созидания дал благословение, чтобы сей один день, из всех прочих, не остался не награжденным. Сказано же: «освятил его» вместо: отделил. Ибо во многих местах можно найти, что так понимается это слово в Божественном Писании. О мидянах сказано: «освящены суть, и Аз веду их» (Ис.13:3), т. е. на это отделены. Притом же, писав сие иудеям, по необходимости выразился Моисей: «и освятил его», чтобы большую честь воздавали субботе. Ибо, и постановляя закон, сказал: «в шести днех сотвори Господь Бог твой небо и землю» (Исх.20:11), «почи же в день седмый от всех дел Своих, яже сотвори» (Быт.2:2), «и освятил его».

Толкование на книгу Бытия

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 1-3 Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал

По закону народ должен шесть дней работать, а в седьмой - отдыхать; шесть лет велено ему пахать и собирать урожай, а в седьмой - перестать трудиться. Ибо и Господь за шесть дней сотворил красоту мира, а в седьмой отдыхал от трудов. Всем этим мы таинственно получаем наставление, что те, кто в веке сем, насчитывающем шесть эонов, трудятся, совершая добрые дела для Господа, в будущем будут приведены Господом к субботе, то есть к вечному покою.

Гомилии на Евангелия

Григорий Палама, свт. (†1359)

И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал

Почему же этот день, в который Он ничего не творил, Он и благословил, и освятил, а не первый, который как будто более превосходный? Почему же только об этом дне так сказал Моисей, а не о первом, в который Бог из ничего произвел вселенную и новым светом осиял ее, хотя еще не установил соответствующий порядок, по чину и виду возводя все. А если не этот, то почему же тогда не последующий за сим день, в который Он утвердил и распростер сию великую полость, имею в виду вокруг нас сущее небо, а после первого – оное второе (небо)? Почему же, в свою очередь, не день, сущий после сего, или последующие, в течение которых земля, после того как воды отступили, стала существовать и восприняла весь свой порядок и украшение, вложенные и свойственные ей, и небо получило два великих светила на подобие неких глаз, и из вод, по повелению Божиему, появились птицы и водяные животные по роду своему?

Но оставив и это, спросим: почему же, более прочих, Бог не благословил шестый день, в который вывел из земли не только живую душу пресмыкающихся и четвероногих, но и явил достойное дело Своего совета, все возглавив в его лице, сочетавая в одно чувственное и духовное, дело единственное и величайшее, потому что по благодати оно Его Самого запечатлело в себе, и есть по образу и подобию Его созданное и знающее Его живое существо, именно – на земле явил человека? Почему же не этот день Он благословил и освятил, а именно – седьмой день, который был днем бездеятельности?

Однако, ни один из дней, взятый по своему числу, не является превосходящим другой, в этом отношении, потому что Моисей не говорит, что цифра какого-либо из дней была похвалена Богом, но дела совершенные Им в каждый из дней были увенчаны похвалою; следовательно, и седьмой день достоин был похвалы не ради своего числа (но для этого было иное основание). Так что мы указываем причину, почему Бог нарочито благословил его и освятил, взяв начало из самых слов Моисея, именно: «Яко почи, – говорит он, – Бог в день седьмый от всех дел Своих, яже сотвори» (Быт.2:2). Затем присовокупляя: «И благослови Бог день седмый, и освяти его», сразу же указывает на причину благословения, повторяя то же самое: «Яко почи Бог от всех дел Своих, яже начат творити». Следовательно, есть такие дела Божия, которые Он не начинал творить, и творя которые не почил, как и Сам Господь открыл нам, говоря: «Отец Мой доселе делает, и Аз делаю» (Ин.4:17).

Итак, Бог желая нам дать посильное ведение таковых именно дел, и показать, что именно их должно искать более, нежели всего чувственного, седьмой день, в который почил от творения чувственного мира, благословил и освятил, как некое возвращение, путем упокоения, от нижнего мира (тон каа́то) к тому, который принадлежит лучшей и сверхмирной сфере. Потому что, сказать словами великого Дионисия: Бог, по преизбытку благости, бывает вне Самого Себя, и вследствие сбережения всех свойств к сему во всем возвращается, согласно могущей перемещаться (экстатикин) сверхсущественной силе, которая и по существу имеет статистический характер (анэкфититон) Его Самого; сошедши же человеколюбиво, насколько Он пожелал и насколько была в том необходимость, и сей наш чувственный мир создав в шесть дней, в седьмой – на свойственную Ему высоту, которую, однако, и не оставлял, Он, как это отвечало Божеству, возвратился (в Себя), и покой того дня более благословенным показал, научая и нас желать восходить, насколько возможно, в оный покой, который заключается в нашем умном созерцании, и чрез него в восхождении нашей мысли к Богу. К сему покою и Апостол ясно побуждает; потому что представив слова- сказанные Богом чрез Псалмопевца о народе Иудейском, именно: «Яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой» (Пс.94:11), – он затем прибавляет: «Рече негде о седмом (дне) сице: и почи Бог в день седмый от всех дел Своих» (Евр.4:4). И несколько дальше: «Потщимся убо и мы внити во оный покой» (Евр.4:11); потому что тот, кто войдет, и сам почиет от своих трудов, как – Бог от Своих. Но желаете ли узнать более ясно, в чем заключается этот покой и каким образом в него войдем? – Если мы усвоим те Божественные дела, которые, будучи безначальными, не могут характеризоваться, как «начатые», но которые ничего не имеют с чувственным миром; итак, если мы усвоим эти дела, то еще более уясним значение сего покоя и вхождения в него. Какие же это дела? – Пусть поможет нам в сем деле Псалмопевец, пишущий так о Боге: «Дела рук Его истина и суд» (Пс.110:7). Значит, дело Божие не имеющее конца заключается в ведении всего существующего и в предведении будущего, которое если бы кто назвал «Истиною», не погрешил бы в наименовании, Дело Божие безначальное и нескончаемое есть суждение и предведение; потому что все существующее и прежде своего существования нуждалось в божественном предведении и суждении, чтобы могло придти в бытие; и после осуществления – дабы оно со временем не погибло, но, в одном случае, со временем изменилось бы для своей или универсальной пользы, или, в другом случае, пребывало бы неизменным. Безначальное дело Божие заключается в внимании Себе; ибо безначально Он был подвигнут к самосозерцанию. Воистину, кто, здраво исследуя, мог бы привести многое, относящееся к сему. И каждый из нас, братие, уклоняясь от приземляющих и весьма мучащих забот и соответственных им дел, да представит свой слух, внимая учению Духа; прежде всего, он будет похвален Господом, Который Марфу, заботящуюся о многом, хотя Ее забота и была о Нем, не одобрил; «Мария же», говорит, которая сидела возле и внимала словам учения, «благую часть избра, яже не отъимется от нея» (Лк.10:42).

Омилия 17. На Евангелие Новой Недели (Фомина Воскресения)

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал

Благословение и освящение седьмого дня не есть предварительное указание на закон иудейский субботы, установленной по исходе из Египта, как то некоторые полагают. Ибо Творец благословляет и освящает тот самый день, в который почил, и потому, что почил от всех дел своих. И закон говорит не о новом благословении и освящении седьмого дня, но о древнем и первоначальном (Исх. 20:10-11), да и полагается между непреложными заповедями Десятисловия. Что такое благословение дня, можно разуметь из противоположного ему проклятия дня. День проклинается, когда он полагается началом и виною некоторого зла и в исступлении печали осуждается на сетование и как бы на уничтожение (Иов. 3:1-9; Иер. 20:14-16). Следственно, когда день благословляется, тогда он поставляется причастным особенного некоего блага, достойным радости и сохранения среди самых перемен времени. Наипаче же благословение Божие всегда есть источник блага твердого и пребывающего. Освящение вообще знаменует отделение к высшему назначению (Нав. 20:7; Чис. 3:13), и приписывается иногда тому, что само по себе свято (Ин. 10:36; Ин. 17:19), в особенности же освящение времен есть назначение их для богослужения (4Цар. 10:2; Неем. 8:9; Иоил. 1:14, 2:15-16). Итак, Бог, благословляя и освящая седьмой день, делает его незабвенным памятником Своей славы и веселия о творении (Пс. 103:31) и временем, по превосходству, священным для человека. Нельзя сказать вопреки сему, что человек, которого все время было свято и все дела имели предметом Бога, не имел нужды в особливом священном времени. Если он был во времени, то не мог все делать во всякое время. И если есть время всякому хотению под небесами (Еккл. 3:1), если для Адама было время, когда он должен был отправлять дела своего владычества над тварями (Быт. 1:28) и возделывать сад Едемский (Быт. 2:15), то для чего не быть времени, в которое бы он единственно и совершенно погружался в Бога? Затмившаяся память освящения седьмого дня возобновлена обрядом — постановлением субботы, но седмичное счисление времени было в употреблении у патриархов (Быт. 29:27) и еще до потопа (Быт. 8:4, 10, 12). Всеобщность и древность предания о седьмом дне у язычников также показывает, что сие предание идет от начала мира.

Толкование на Книгу Бытия

Георгий Константинович Властов (†1899)

И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

Об этом седьмом дне Моисей не говорит, как о шести первых, «и был вечер, и было утро, день…». Принимая во внимание, что в Книге Бытия каждое слово имеет важное значение, мы не можем пройти молчанием это изменение. Первая мысль, что день этот не имеет конца, что он не закончен, что он продолжается, что свет его сияет над нами, что он – тот исторический период, к которому мы принадлежим. Бог почил от всех дел своих, т. е., заставив природу пройти шесть дней творения, необходимых для её развития, Господь утвердил законы её деятельности и благословил и освятил их, и дал природе тот величественный порядок и невозмутимую гармонию при всём её разнообразии, и спокойствие, которым она наслаждается уже семь тысяч лет и которое есть как бы отблеск мира и спокойствия, присущих свойствам Творца. «Источник всех благ, – восклицает блаженный Августин, – подай нам мир Твой, мир Твоего покоя, мир невозмутимый, ибо чудный порядок и гармония существ, сотворённых Тобою, рушится, когда настанет день, в который исполнятся судьбы их. И будет вечер, как было утро, их существования» (Conf. LXIII, ch XXV citation de l’auteur des Etudes philosophiques). Вот объяснение отсутствия вечера и утра в повествовании седьмого дня творения. Освящение седьмого дня не есть предварительное указание на закон иудейской субботы, говорит митрополит Филарет. Творец благословляет и освящает тот самый день, в который почил, и потому, что почил от всех дел своих (Зап. стр. 45). Он освятил день покоя на пользу человеку, дабы сей последний имел время, оторвавшись от житейских забот, вспомнить милости Творца и возвратиться к Нему умом и сердцем. И день этот, по нравственному своему влиянию на тех, кои умеют исполнять заповедь Божию, есть действительно день благословения и освящения на новую и полезную деятельность. В этот день христианин соединяется сердцем с членами всей церкви Христовой и, успокоив приближением к Богу своё сердце, возмущённое и встревоженное житейскими помыслами и страстями, получает от Бога новые силы, спокойствие, твёрдость нравственную и вследствие сего идёт к совершенству

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал

«И благословил Бог седьмой день…» «Когда день благословляется, - говорит м. Филарет, - тогда он поставляется причастным особого некоего блага, достойным радости и сохранения среди самых перемен времени», разумеется, добавим мы от себя, в силу важности и знаменательности соединенного с ним воспоминания.

«и освятил его…» Первое значение стоящего здесь в мазоретском тексте еврейского глагола заключает в себе мысль «об отделении» для какого-либо высшего предназначения и уже отсюда - об освящении, т. е. о назначении для святилища и Бога. В частности, освящение времен, по библейскому употреблению, есть назначение их для богослужения (4Цар. 10.20; Неем. 8.9). Это благословение и выделение седьмого дня, как дня благодарственно-радостного покоя, посвященного воспоминанию творения и прославления Творца, имело значение только для разумно-одаренных существ, т. е. людей, которые, вероятно, с этого времени начали соблюдение субботы, в подражание творческому покою Бога. Хотя, строго говоря, суббота характер определенной заповеди получила лишь в законодательстве Моисея (Исх. 20:8; Втор. 5:12), но существует целый ряд сильных доказательств, из которых видно, что в форме благочестивого обычая она практиковалась гораздо раньше Моисея и что происхождение ее в этом смысле чуть ли не современно самому началу человеческой истории (доказат. см. в диссертации А. Покровского «Библейское учение о первой религии», с. 49-53).

Толковая Библия

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

И благослови Бог день седмый, и освяти его: яко в той почи от всех дел своих, яже начат Бог творити

«Благослови Бог день седмый», т. е. соделал сей день днем радости о совершившемся творении. «И освяти его». Освя­щение вообще знаменует отделение к высшему назначе­нию (Нав. 20:7; Чис. 3:13); в частности, освящение времен есть назначение их для богослужения (4Цар. 10:20; Иол. 1:14; 2:15). Таким образом под освящением седьмого дня должно разуметь посвящение его Богу преимущественно пред прочими днями седмицы. День сей, как посвященный Богу, человек обязан проводить в благодарственном памя­товании о Боге, Творце мира, в делах молитвы и общест­венного богослужения. – Закон иудейской субботы, уста­новленный по исходе из Египта, есть не что иное, как обновление первоначального освящения седьмого дня (Исх. 20:10-11), ибо память о сем затмилась во времена до Моисея, хотя известно, что седмичное счисление време­ни было в употреблении у патриархов (Быт. 29:27) и еще до потопа (Быт. 7:4, 10-13).

Толкование на паремии из книги Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible