Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 41-42 Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями. А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый скот Лавану, а крепкий Иакову

Этого нет у Семидесяти, но вместо «отстающих» и «поспевающих» они дали в качестве перевода нечто такое, что не поддаётся разумению. А вот что говорит Писание: Иаков, человек изобретательный и хитрый, остаётся честным и справедливым опять с помощью очередной уловки. Ведь если бы скот рождал всех ягнят и козлят пёстрыми, то возникло бы некое подозрение в обмане, и завистливый Лаван открыто воспротивился бы этому. Следовательно, Иаков устроил всё таким образом, чтобы и самому получить плод от своего труда, и Лавану не остаться совершенно раздетым. Если овцы и козы были оплодотворяемы в начале, то он клал перед ними ветви, чтобы рождалось пёстрое потомство, потому что весенний плод лучше. А всякий раз, когда овцы и козы искали самцов поздно, он не клал ветви перед их глазами, чтобы рождался одноцветный скот. И все, что рождалось первым, причиталось Иакову, так как было двухцветным и пёстрым. А всё, что рождалось после, доставалось Лавану, поскольку одноцветный скот появлялся как чёрным, так и белым.

А в том месте, где написано «чтобы они зачинали перед ветвями», в еврейском тексте стоит jeamena (לְיַחְמֵ֖נָּה). Я способен выразить смысл еврейского слова только описательно. Потому что jeamena означает, собственно говоря, состояние предельного разжжения плоти во время соития, при котором всё тело сотрясается, а действие похоти находится в заключительной стадии и близится к завершению.

Еврейские вопросы на Книгу Бытия

Августин Аврелий, блж. (†430)

Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями

Иаков никоим образом не был создателем пегих пятен на овцах, потому что он положил прутья с нарезкой перед скотом в водопойные корыта и смотрел, как те зачинали. И не от этого овцы зачинали пегих, а оттого, что от вида пестрых прутьев яркие впечатления пегости запечатлевались в их душах. И такие впечатления не могли не сказаться на их плоти… так что впечатление передалось на цвет потомства в этот чувствительный и впечатлительный период. Душа и тело способны таким образом душевно и телесно реагировать друг на друга, и это происходит сообразно закону гармонии; они неизменно делают это и живут в высшей мудрости Бога, не знающей пределов… То, что овцы родили ягнят, а не прутья, обязано неизменному и невидимому расположению мудрости Божией, согласно которой все вещи были сотворены. А то, что зачатые ягнята были определенного окраса как следствие пестрых прутьев, обязано душе беременного животного, на которую извне через глаза повлиял вид прутьев, в то время как изнутри - собственный характер развития зародыша, воспринятый от Творца.

О Троице

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 37-43 И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях, и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал пред прутьями. И зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами. И отделял Иаков ягнят и ставил скот лицем к пестрому и всему черному скоту Лаванову; и держал свои стада особо и не ставил их вместе со скотом Лавана. Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями. А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый скот Лавану, а крепкий Иакову. И сделался этот человек весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота, и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов

Таким образом наградою Иакова были овцы и козы с крапинами. А каким образом он перехитрил Лавана и умножил до чрезвычайности полученное от него, этим мы займемся, если угодно, теперь и узнаем об этом из самих Священных Писаний. Здесь написано так: И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях, и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал пред прутьями. И зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами. И отделял Иаков ягнят и ставил скот лицем к пестрому и всему черному скоту Лаванову; и держал свои стада особо и не ставил их вместе со скотом Лавана. Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями. А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый [скот] Лавану, а крепкий Иакову. И сделался этот человек весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота, и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов (Быт. 30:37-43). Мы признаем свойственным пастушескому искусству знать, что овцы и козы всегда и во всяком случае рождают подобное тому, что видят, и что приплод их бывает одного цвета с тем, что им случится видеть во время зачатия. И это, кажется, совершается по естественным законам. Но это совершенно неизъяснимо, и для наших соображений непостижимо. Избрал же опять божественный Иаков пепеловидных и с крапинами овец и коз по Божественному видению. Ибо он говорит в одном месте Лии и Рахили: Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы, поднявшиеся на скот, пестрые с крапинами и пятнами. Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я. Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы, поднявшиеся на скот, пестрые, с крапинами и с пятнами (Быт. 31:10-12). Так говорит Священное Писание. Но оставив низменность буквального смысла истории, взойдем на высоту духовного смысла.

Жезл гадательно изображает нам опять Еммануила, Который так именуется в богодухновенном Писании. Ибо божественный Исайя говорит: И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его (Ис. 11:1). К Небесному же Отцу и Богу божественный Давид от лица верующих взывал: Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня (Пс. 22:4). Ибо мы имеем утешение во Христе и Его имеем утверждением своим, так как написано: праведников подкрепляет Господь (Пс. 36:17). Итак, для нас, словесных козлов и овец, находящихся во всей вселенной и в целом мире, Христос предлагает себя как бы неким жезлом. Но жезлом не просто, а стираксовым, ореховым и яворовым (платановым). И это растение полагается во свидетельство правоты; стираксовый же есть знамение смерти. Тело умершего снабжается благовониями, а из благовоний самое приятное стиракса. Христос умер ради нас и погребен был, по Писанию (1Кор. 15:3-4; сн.: Рим. 5:9 и др.). Затем ореховый жезл знаменует восстание и бодрствование: он производит в нас это естественным своим действием. Восстал же за нас Христос; потому что не мог быть держим вратами ада и не совсем связан был узами смерти. Наконец яворовый (платановый), по-видимому, знаменует течение к высоте и к горнему, то есть вознесение Христа на небеса, так как явор есть дерево великорослое и весьма высокое. Вознесен же от Отца Сын; потому что Петр сказал о Нем: быв вознесен десницею Божиею (Деян. 2:33). И Павел говорит, что Он превознесен и получил имя выше всякого имени, а также и поклонение от всех (Флп. 2:9-10). Если же кто хочет, то растение это может быть принято и в ином смысле. Каким образом? Усердно занимающиеся словопроизводством имен говорят, что так как лист сего дерева очень широк, то поэтому и самое дерево названо «платаном». Ибо как бы расширяемся и мы чрез веру и любовь, едва не прирастая ко Христу. Закон очень тесен, и угнетен ум идолослужителей. Так и к обществам из язычников взывал Бог устами пророка: научитеся слышати утесняемии (Ис. 28:19). Коринфянам же, решившимся возвратиться к древнему заблуждению после принятия веры, Павел пишет, говоря: Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие, - говорю, как детям, -распространитесь и вы. Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2Кор. 6:11-15). И Псалмопевец говорит самому Еммануилу, укоряя тесноту закона: Твоя заповедь безмерно обширна (Пс. 118:96). И еще: Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое (ст 32). И к тому еще: буду ходить свободно, ибо повеления Твои храню (ст. 45 и 56). А что и жезл ореховый, как я недавно сказал, имеет свойство производить бодрствование, об этом говорит Бог пророку Иеремии: что видишь ты, Иеремия? Я сказал, говорит пророк: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось (Иер. 1:11-12). Итак, умопредставляемый под видом жезла, Христос как бы представляет нам Себя, как умершего, и воздвигнутого из мертвых, и на небеса вознесенного, а также и расширяющего мысленно посредством Духа сердца приемлющих Его. Но где положил Иаков жезлы? — В поильных корытах. Под корытами поильными для словесного стада, то есть для нас, можно разуметь писание Моисея и пророческие вещания, едва не источающие нам слово свыше и от Бога. Ибо написано: И в радости будете почерпать воду из источников спасения (Ис. 12:3). Там мы найдем Еммануила — жезл силы, и бывшего как бы в смерти ради нас, и перворожденного из мертвых (Кол. 1:18), и возносящегося во славе, и распространяющего уверовавших, как я сказал недавно. Ибо все слово святых пророков и Моисея указует на таинство Христово. Посему и премудрый Павел сказал: кончина закона и пророков Христос (Рим. 10:4; сн.: Мф. 5:17; Лк. 24:27). Впрочем Иаков острогал жезлы пестрением белым, сострогал кору, и таким образом над ними овцы зачинали пестрый приплод. Ибо как бы остругивает Христос сень законную и как бы некую кору снимает с пророческих писаний, являя нам таким образом убеленным и совершенно удобозримым заключающееся в них слово, а чрез то приводит нас к духовному напеванию, даже и едва не убеждает зачинать во чреве разнообразие (пестроту) в добродетели в двояком ее виде, то есть в деле и слове. Так и Божественные пророки, олицетворяя в себе оправданных верою, ясно взывали: страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения Твоего (Ис. 26:18). Тот же блаженный Исаия сказал и в другом месте еще особенно: Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас (Ис. 35:3-4). И еще: Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей (Ис. 40:10-11). То есть духовное будет утешение для тех, которые уже болезнуют Божественным словом, как имеющие быть плодоносными, и вскоре имеют родить славу евангельского жития. Ибо это и есть плод святой и чистой души. Но составил, сказано, себе Иаков отдельные стада … и не ставил их вместе со скотом Лавана (Быт. 30:40), так как не соединимо скверное со святым и нечистое с чистым (ср.: 2Кор. 6:14-15). Обособленными являются те, которые Христовы суть, которые отказываются от общения с мирским, свободны от всякого плотолюбия и не лишены знака в своей жизни, а напротив назнаменаны добродетелью. Ибо доставался, сказано, слабый [скот] Лавану, а крепкий Иакову (Быт. 30:42).

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями

Превращение белого скота в разноцветный он старается производить в крепчайшей и лучшей части стад (Быт.30:41-42).

Скот сильный. То значит слово המקשרות, по наиболее принятому мнению Кимхия, от слова קשר связывать. Сильнее бывает скот осенью, а весною слабее.

Толкование на Книгу Бытия

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 41-42 Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями. А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый скот Лавану, а крепкий Иакову.

«Ни одно животное так не впечатлительно, как овца (говорит О. Герлах), в особенности во время случки. Поэтому у нас употребляетс способ, подобный способу Иакова, но имеющий в виду воспроизводить чистых белых овец». Скот сильный и слабый переводит Лютер словами ранние и поздние. Овцы в южных странах котятся два раза – в феврале и в сентябре; рождённые в феврале считаются лучшими, ибо зачинаются осенью, когда скот сыт, а зачатые весною большею частию слабы. Поэтому Иаков клал прутья на водоёмы осенью.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 41-42 Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями. А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый скот Лавану, а крепкий Иакову

Наконец, третий прием: желая иметь скот не только в большом количестве, но и хорошего качества, а с другой стороны — не сделать увеличение своего скота слишком заметным Лавану, Иаков означенные два приема применял только в то время, когда зачинался скот крепкий, т. е. ранней весной (Rosenmuller, Scholia, 1:1, p. 478–479), а когда имел зачинаться скот слабый, то предоставлял дело самой природе, и скот рождался одноцветный, достававшийся Лавану.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka