Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего?

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 14-16 Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего? не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше; посему все богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе

Вот и они повинуются воле Божией и еще представляют неоспоримое рассуждение. Что у нас есть еще общего, говорят они, с отцем нашим? Однажды навсегда он отдал нас тебе. А «богатство и славу, юже отъя Бог от отца нашего» и дал тебе, мы будем иметь и чада наши. Не медли же. Не откладывай, а делай, что повелел тебе Бог. «Ныне убо, елика рече Бог твой, твори».

Беседы на книгу Бытия. Беседа 57

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-7, 9, 14-16 И услышал Иаков слова сынов Лавановых, которые говорили: Иаков завладел всем, что было у отца нашего, и из имения отца нашего составил все богатство сие. И увидел Иаков лице Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня. И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою. И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к стаду мелкого скота своего, и сказал им: я вижу лице отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною; вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему, а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло. И отнял Бог скот у отца вашего и дал мне. Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего? не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше; посему все богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе

Однако не избежал зависти со стороны других Иаков: когда сыны Лавановы увидели его разбогатевшим и благоденствующим, то очень уязвлены были завистью. Поэтому-то он и возымел намерение удалиться оттуда и возвратиться в отцовский дом. Написано же о сем так: И сделался этот человек весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота, и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов и лошаки. И услышал [Иаков] слова сынов Лавановых, которые говорили: Иаков завладел всем, что было у отца нашего, и из имения отца нашего составил все богатство сие. И увидел Иаков лице Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня. И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою. И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к [стаду] мелкого скота своего, и сказал им: я вижу лице отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною; вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему, а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою (Быт. 30:43; 31:1-7). Затем говорит: И отнял Бог скот у отца вашего и дал мне (31:9). Ибо истинно разбогател Господь наш Иисус Христос, до множества безмерного собирая поклонников своих в мире, которые славным даром души доброй делают исповедание рабства своего Ему, говоря: и мы - народ паствы Его и овцы руки Его (Пс. 94:7). Но не могут быть покойны этим чада мира сего. Видя же как бы расхищаемым отца своего, видя наилучших из овец уходящими под руки доброго пастыря, а рождаемых от Христа, видя испещренными различными видами добродетелей, они ропщут, говоря: Иаков завладел всем, что было у отца нашего, и из имения отца нашего составил все богатство сие (Быт. 31:1). И отнюдь не говорят лжи. Истинно слово их. Ибо Христос собрал всех, которые в мире, к Себе, и заключив стада уверовавших во свои дворы, имеет боголепное богатство и отменную славу. Он и Сам говорил в одном случае Отцу Небесному и Богу: И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них (Ин. 17:10). Обратим внимание также и на вознаграждение Иакова. И было у него, сказано, множество мелкого скота, и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов (Быт. 30:43). Ты видишь, что и Христос собирает из всякого рода, согласно написанному: подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода (Мф. 13:47). Он приемлет раба, чтобы явить его славным похвалами свободы. Приемлет подзаконных, как священных уже и способных к жертвоприношению духовному, подразумеваемому в овце и воле, чтобы, пременив их в светлость жития евангельского, соделать еще более священными. Приемлет Он также, кроме того, и несвященный и нечистый род, под образом верблюда и осла, чтобы, омыв скверну заблуждения многобожия, чистыми и очищенными соединить их с ликами святых. Когда же подвигнуты были к зависти сыны Лавановы и сам Лаван и когда он стал обнаруживать вид угрюмого и гневного и не свободного от зависти; потому что и … лице … не таково сказано, как было вчера и третьего дня (Быт. 31:2): то Бог повелел Иакову возвратиться восвояси. Он же послал за женами своими, разумею Лию и Рахиль, и ясно сказал им о несправедливости отца их. Присовокупил также и то, что И отнял Бог скот у отца вашего и дал мне. Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего? не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше; посему все богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе (Быт. 31:9 и 14-16). Ибо между тем как мир печалуется на Христа и на чад Его, невестам Спасителя, то есть Церквам, подается утешение свыше и с неба, то есть от Отца. Но только это утешение подается чрез Сына, как бы передающего нам слова от Отца: Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии, по слову Иоанна (Ин. 3:34). Ибо заметь, как говорил Бог с Иаковом, а Иаков с супругами своими, разумею Лию и Рахиль. Слово же утешения состояло в том, что им должно было подняться вместе с супругом своим из дома отца. Так и блаженный Псалмопевец в Духе говорит Церкви: Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему (Пс. 44:11-12). Итак, полученное по откровению от Бога Иаков передал супругам своим. В чем же состояла речь его? — В укоризне против Лавана, что он был несправедлив и лукав, и медлителен на уплату вознаграждения, которое должен был выдавать ему. И Сам Христос обвиняет мир в величайшем бесчувствии, так как он не хотел воздавать благодарности Ему как Владыке и как долг и вознаграждение за попечение Его о нем приносить дары духовные, разумею веру и любовь. Однако в Его власти все находилось, так как Бог и Отец как бы собирал все в Его сети. Ибо сказал в одном случае Ему Сын: человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне (Ин. 17:6). И этот смысл имело изречение: И отнял Бог скот у отца вашего и дал мне (Быт. 31:9). Невесты же Спасителя с готовностью обещаются следовать за Ним, потому что, говорят, они как бы проданы Ему от мира. Ибо Еммануил искупил Церкви Своею Кровию (Деян. 20:28), и они отчуждены от прежнего отца. Для них нет никакого основания к общению или участию с миром, из которого они и призваны были. Богатство же у них и чад их превысшее ума и слова: Он сам есть часть и наследие, слава и похвала их, и вообще Он есть для них все, что служит к светлости и благоденствию. Между тем мир с чадами своими гневается на Христа и сгорает огнем зависти, видя Его достигшим такой славы, что всю поднебесную сделал Он подчиненною Себе и овладел всеми, которые живут на земле.

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Лаван

Лаван
 (белый):

(Быт. 22:23, 24:24) – сын Вафуила, брат Ревекки и отец Лии и Рахили, жен Иакова, живший в месопотамском г. Харране.

О жизни Лавана, насколько она открыта нам бытописателем, мы можем судить по тому живому участию, которое он принимал в бракосочетании своей сестры Ревекки с Исааком, и по тем отношениям, которые он имел к своему родному племяннику, Иакову. Услышав от Ревекки о прибытии в Харран Елиезара, раба Авраамова, Лаван немедленно пошел к колодцу и предложил ему гостеприимство (Быт. 24:31). Затем, вместе с Вафуилом, Лаван признал, что сделанное Елиезаром предложение о браке Исаака с Ревеккой пришло от Господа, и они вручили Ревекку попечениям Елиезара (Быт. 24:50-51).

Затем о Лаване не упоминается в Библии до самого того времени, когда Иаков, похитивший обманом у Исава право первородства, во избежание мщения своего брата должен был, по указанию Ревекки, бежать в Месопотамию в Падан-Арам (Харран) к Лавану, с тем чтобы взять себе в жены одну из дочерей его (Быт.28, 1-2). С тонкой хитростью, которая несомненно напоминала Иакову о его собственном образе действий по отношению к отцу и брату, доставившем ему первородство, Лаван согласился принять в услужение своего племянника на два семилетних срока, предложив ему служить у себя по семи лет за каждую из своих дочерей, Лию и Рахиль. Затем, заметив особый успех в своем хозяйстве во время служения Иакова, он удержал его у себя еще на шесть лет, как наемника, обещав известное вознаграждение за его работу, но несколько раз обманывал его, переменяя условленную плату и причиняя ему разные притеснения (Быт. 31:14).

Несмотря на все это, Иаков, покровительствуемый Богом, сделался весьма богат мелким и крупным скотом, рабами, верблюдами и т. п. и возбудил сильную ненависть к себе со стороны Лавана. Тогда, не видя ни расположения к себе, ни справедливости от своего лукавого и своекорыстного дяди, Иаков решился тайно уйти от Лавана на свою родину со всем своим семейством и имуществом (Быт.31, 1-21).

Узнав о сем, Лаван пустился за ним в погоню, догнал его при Галааде и готов был нанести ему обиду, но Господь воспретил ему всякое неприязненное действие против Иакова, и он ограничился только заявлением, что у него украдены домашние боги кем-либо из его спутников. Впрочем, после тщательных розысков, оказавшихся неуспешными вследствие хитрости Ревекки, и обмена несколькими укоризнами с той и другой стороны Лаван и Иаков примирились между собой, заключили взаимный союз, и Иаков устроил прощальный пир. Вслед за тем на другой же день Лаван простился со своими внуками и дочерьми, благословил их и возвратился в Харран (Быт.31).

Засим о Лаване более в Свящ. Писании не упоминается. Все библейское повествование об отношениях Лавана к своему племяннику, без сомнения, читается с невольным чувством грусти и сожаления, как обрисовывающее характер первого в далеко не привлекательном виде. Но образ действий его, очевидно несправедливый и греховный пред Богом и людьми, не служил ли, по устроению Божественного Промысла, между прочим, и к вразумлению Иакова, что никакой обман не остается без должного возмездия, как и его обман с Исавом, и что мера, которою он мерил, возмерилась и ему (Мф. 7:2)


Наследство, наследие

Наследство, наследие
 (Быт.31:14). В современном употреблении этого слова оно означает имущество или имение, которое наследуют дети по смерти своего отца и которые вследствие сего называются наследниками.

Впрочем, в восточных странах наследство детям часто выдавалось еще при жизни их отца. У индусов отец обязывался сделать равное распределение своей собственности между детьми, каковы бы они ни были. Вот почему отец, упоминаемый Господом в притче о блудном сыне, имевший двух сыновей, по просьбе меньшего из них разделил между ними имение (Лк.15:12).

Слово наследие употребляется и в более общем смысле для означения собственности или участия в имении (Деян.7:5).

Законы о наследстве по законоположению Моисея у евреев были очень просты. Землю можно было закладывать, но нельзя было ее продавать вовсе. Старший сын или первородный получал двойную часть наследства (Втор.31:15). Побочные дети не имели никакого участия в этом наследстве, довольствуясь только подарками от отца, и еще до раздела наследства выселялись из дома или были удаляемы законными наследниками (Быт.21:10 и далее). Дочери имели право только на содержание из отцовского имущества до своего замужества и при выходе замуж получали иногда приданое (Нав.15:18). Если же кто вовсе не имел детей, то его имение переходило к его братьям, а за неимением братьев к братьям отца, если же и их не было, то к ближайшим родственникам (Чис.27:8-11).

Порядок наследия был следующий: если кто умрет, не имея у себя сына, то удел передавался его дочери; если же у умершего не было дочери, то удел переходил к братьям его; если же не было у него братьев, то удел передавался братьям отца его; если же не было братьев у отца его, то удел переходил к близкому родственнику его (Чис.27:8-11). Оставшаяся вдова не имела никакой части в наследстве, а должна была получать содержание от своих детей или от наследников (Мф.15:4-61Тим.5:4-8). Иногда вдовы возвращались в дом своих родителей (Быт.38:11, Руф.1:13).

Библейская энциклопедия 1891г

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-16 Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего? не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше; посему все богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе

Ответ Рахили и Лии, замечательный по единодушию в данном случае давних соперниц, во-первых, утверждает, что ничто уже не привязывает их к дому Лавана, следовательно, нет препятствий с их стороны к выселению Иакова с семьей из Хадрана в Ханаан (ст. 14); во-вторых, содержит горькую и справедливую жалобу на алчность и бессердечие отца их, который их (подобно как Иакова) почитал как бы рабынями, не оставив за ними их вена — цены 14-летней службы за них Иакова; между тем, очевидно, обычаем времени и страны требовалось именно такое употребление брачного вена (ст. 15); в-третьих, заключает в себе полное оправдание всей деятельности Иакова по приобретению собственности, которую Рахиль и Лия почитают неотъемлемою принадлежностью их и детей их (ст. 16), а вместе и полное согласие следовать за Иаковом.

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

XXXI. Паремия на вечерне во вторник шестой сед­мицы Великого поста (Быт. 31:3–16). В сей паремии повествуется о приготовлении Иакова к возвращению из Харрана на родину.

Ст. 14-15 И отвещавши Рахиль и Лия, рекосте ему: [Иакову] еда есть нам еще часть или наследие в дому отца нашего? Не яко ли чужия вменихомся ему? Продаде бо нас и снеде снедию сребро наше

Рахиль и Лия, выслушав речь мужа своего, клонившую­ся к тому, что ему нельзя долее откладывать возвращение на родину, заявляют, что и для них нет никаких побужде­ний оставаться в доме отца своего. «Еда есть нам еще часть или наследие в дому отца нашего?», т. е. сколько бы времени мы ни прожили еще у отца нашего, он, по скупости своей, ничего не уделил нам в собственность при жизни и ничего не оставит нам в наследство по смерти. –«Не яко ли чужия вменихомся ему?» Он смотрит на нас не как на дочерей, а как на рабынь; относится к нам не как отец, а как корысто­любивый рабовладелец. – «Продаде нас и снеде снедию сребро наше». Ты, муж наш, не мог дать за нас вена отцу нашему, потому что пришел к нам с пустыми руками, и вот он вместо вена пользовался, в продолжение четырнадцати лет, твоею работою как ценой за нас. И хотя единственно тебе обязан своим обогащением, он ничем из нажитого твоими работами имущества своего не поделился ни с тобой, ни с нами; один воспользовался тем серебром, ко­торое накопил, продав нас тебе, как товар за твою работу. («Вено» — брачный дар жениха за невесту, определявшийся в своем объеме, между прочим, и важностью социального положения невесты).

Толкование на паремии из книги Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka