Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Бытие 35:1
Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего.
Святые отцы
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 1-4 Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего. И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною в пути, которым я ходил. И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема
Ст. 27 И пришел Иаков к Исааку, отцу своему, в Мамре, в Кириаф-Арбу, то есть Хеврон где странствовал Авраам и Исаак
Ст. 29 И испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему, будучи стар и насыщен жизнью; и погребли его Исав и Иаков, сыновья его
После этого рече же Бог ко Иакову: востав взыди на место Вефиль… и сотвори тамо жертвенник Богу явльшемуся тебе, егда бежал еси от лица Исава брата твоего. Рече же Иаков сынам своим: «Поверзите боги чуждыя, которых взяли вы в разграбленном вами Сихеме». И вдаша ему боги чуждыя… и усерязи златыя, яже во ушесех их, и скрыли я… под теревинфом, чтобы не служили они соблазном для потомков Иакова. Прииде же Иаков ко Исааку отцу своему в Хеврон по пришествии двадцати трех лет. Исаак умре ста восьмидесяти лет, и погребоста его Исав и Иаков, сынове его.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ст. 1-4, 14-15 Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего. И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною в пути, которым я ходил. И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема. И поставил Иаков памятник на месте, на котором говорил ему Бог, памятник каменный, и возлил на него возлияние, и возлил на него елей; и нарек Иаков имя месту, на котором Бог говорил ему: Вефиль
Полному страха и совершенного уныния Иакову Бог повелел удалиться. Написано же так: Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего. И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною в пути, которым я ходил. И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема (Быт. 35:1-4). Бог всяческих призывал праведника из Сиким в Вефиль. Он же не остался непослушным. Затем, прибыв в Лузу, и удостоенный Боговидения и утвержденный обетованием того, что будет отцем многих народов, он вошел в Вефиль и постави там, сказано, И поставил Иаков памятник на месте, на котором говорил ему [Бог], памятник каменный, и возлил на него возлияние, и возлил на него елей; и нарек Иаков имя месту, на котором Бог говорил ему: Вефиль (ст. 14-15; сн.: ст. 6 и дал.) Много соединяется обстоятельств и оснований для ясного доказательства того, почему Иаков возвратился в землю Израильскую и за несравненно лучшее почел это возвращение. Он обитал в кущах, едва не показывая чрез это, что род святых в сем мире есть пресельничествующий. Затем, потерпев случившееся с дщерию его, и немало огорченный увлеченными вследствие гнева к неблагородным поступкам сыновьями, разумею Симеона и Левия, он сильно укорял их, чрез то самым делом показывая нам, насколько приличествует святым быть незлобивыми и терпеливыми в искушениях. Когда же он призван был от Бога и взошел в Вефиль, то есть в дом Божий (ибо так толкуется имя Вефиль), то священнодействует Богу и чрез то является тайноводителем. Ибо он ясно показывает тем, которые следовали за ним, каким образом надлежит входить в дом Божий. Именно он повелел им выбросить, как нечто негодное и нечистое, чуждых богов и переменить одежды. А это в обычае делать и нам, когда мы призываемся к лицезрению Бога и когда входим в Божественный храм Его, особенно же во время святого Крещения. Ибо нам должно как бы выбрасывать чуждых богов и, удаляясь от такового заблуждения, говорить: отрицаюся от тебя, сатана, и от всея гордыни твоея, и от всего служения твоего (См. в Требнике «Молитвы о оглашенных» в обряде таинства Крещения). Должны мы все также и переменить одежду, совлекаясь как бы ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его (Еф. 4:22; Кол. 3:10). Но бывшие с Иаковом жены отбросили и украшения ушные. Ибо и жены, входящие в дом Божий, не имея никакого плотского украшения, распуская и самые волосы, тем самым избавляют свои головы от обвинения в гордости. Это, думаю, значит снятие женами украшений, бывших у них на ушах. Когда же наконец взойдем в Вефиль, то есть в дом Божий, то там познаем камень, камень избран, ставший во главу угла, то есть Христа (Мф. 21:42 и парал.; Пс. 117:22; Ис. 28:16; Деян. 4:11; 1Пет. 2:6 и др.). Увидим Его также и помазуемым от Отца в радость и веселие для всей поднебесной. Ибо помазан, как я говорил, от Бога и Отца Сын, Который есть радость для всех нас и вселенское веселие, по гласу Псалмопевца (Пс. 44:8; 104:43). И это ты можешь видеть прообразуемым в том, что недавно сказано нами; потому что сказано: постави Иаков камень в столп, возливая на него елей и вино (Быт. 35:14; сн.: 28:18; Исх. 29:40). А это было прообразом таинства во Христе, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь.
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего
Встань, поди в Вефиль. По сличению предыдущих и последующих происшествий три были причины, по которым Иаков воззван к сему путешествию: огорчение и опасность, в которых он был по кровопролитии сихемском; исполнение обета, данного Богу при отшествии в Месопотамию, и возобновление обетования Божия в награду за выдержанные искушения и в укрепление против новых.
Поставь там жертвенник Богу. В первый раз, если исключить жертвоприношение Исаака, Бог является в Св. истории требующим жертвенника. Не потому ли требует, что Иаков, обещав десятину, ожидал какого‑либо внушения или наставления о том, как исполнить сей обет?
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
ст.1 И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши.
Обращает на себя внимание обряд очищения, совершенный Иаковом с домочадцами, как приготовление к богослужению, о чем упоминается в Библии в первый раз. Очищение состояло главным образом в омовении тела водою, а также в измовении одежд, сосудов и проч., в воздержании от жен и в очищении домов от всего нечистого по тогдашнему религиозному понятию, особенно идольского. Иаков очищает свой дом от «богов чужих»: под этими богами нужно разуметь тех истуканных изображений домашних божков, которые украла Рахиль из дома отца своего (Быт.31:19), и подобных же идолов, находившихся, быть может, у рабов, приобретенных Иаковом в Месопотамии. Под серьгами, о которых упоминает, в Быт.35:4 вместе с идолами, нужно разуметь не простые украшения, а талисманы, с которыми соединялись суеверные представления.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Иаков
Иаков (Быт.25:26-34 и др.) – патриарх, родоначальник народа израильского, младший сын Исаака, называемый иначе Израиль. Его история излагается в кн. Быт. (XXV, XXVII-L).
Иаков был сын Исаака и Ревекки и брат Исава. Оба они были близнецы. И настало время родить ей (т. е. Ревекке), говорит бытописатель, и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный весь, как кожа, косматый и нарекли имя ему Исав. Потом вышел брат его, держась рукой своей за пяту Исава, и наречено имя ему Иаков. Дети выросли, и стал Исав искусным в звероловстве, человеком полей, а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах.
Иаков был любимый сын Ревекки, своей матери, и ее наставления оказывали на него иногда сильное влияние в некоторых важных случаях его жизни. Первое проявление его самостоятельной жизни, о котором повествует кн. Бытие, указывает как бы на некоторую хитрость в его характере. Однажды Исав возвратился домой с охоты голодный, и Иаков предложил ему продать свое первородство за хлеб и кушанье из чечевицы (Быт.25:29-34).
При другом случае, следуя внушению своей матери, он предвосхитил у отца своего Исаака благословение, предназначенное для его первенца, Исава (Быт.27:1-40). Впрочем, вследствие сего последнего поступка он должен был бежать и, согласно с желанием своей матери, удалился в Месопотамию, в Харран, к своему дяде Лавану. Перед отправлением в путь Исаак благословил Иакова и указал ему искать себе жену из дочерей Лавана (Быт.28:1).
На пути в Харран Иаков имел чудесное видение, именно он видел во сне таинственную лестницу, соединяющую небо с землей, и ему были обещаны благословения Божии, данные Аврааму, и особенное покровительство в жизни (Быт.28:10,22).
По прибытии Иакова в Харран Лаван принял его благосклонно, и он согласился служить у него семь лет за младшую дочь его, Рахиль. Но по прошествии семи лет Лаван хитростью выдал за него старшую дочь свою, Лию, вместо младшей. Иаков согласился служить еще семь лет за Рахиль, получил ее себе в жены и потом еще несколько времени оставался в услужении у Лавана за условленную плату из скота и весьма разбогател; помимо Лии и Рахили, Иаков взял себе еще в жены двух служанок, Валлу и Зелфу, и, таким образом, от четырех он имел 12 сыновей и одну дочь, Дину (Быт.24, Быт.30:1, Быт.35:16-19).
Наконец через 20 лет по вступлении в Месопотамию, заметив, что Лаван начинает завидовать его благосостоянию, Иаков тайно ушел из дома его со своим семейством и со всем, что у него было, и направился в землю Ханаанскую. Узнав о сем, Лаван пустился за ним в погоню и нагнал его на г. Галаад и старался, хотя и тщетно, возвратить по крайней мере домашних своих богов, которым он суеверно поклонялся и которые похитила у него Рахиль, скрыв их под седлом своего верблюда. Впрочем, дело окончилось примирением, и Иаков получил возможность продолжать дальнейший путь (Быт.30:25-43, Быт.33).
В Маханаиме Бог ободрил Иакова – его встретили ангелы Божии; но все-таки по мере приближения к отечеству, он ощущал в душе невольный страх, боясь встречи с братом своим Исавом, гнев которого против него, как он думал, еще не утих совершенно. Близ потока Иавок во время ночи он выдержал таинственную борьбу с Богом, получил новое имя Израиль (Богоборец) и нарек имя месту тому Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу и сохранилась душа моя (Быт.32).
Свидание Иакова с братом его, Исавом, обошлось мирно и любовно. Достигнув потом Сокхофа, Иаков основал было здесь себе жилище, но затем двинулся к г. Сихему, близ которого раскинул свой шатер, купил себе часть поля и воздвиг здесь Господу жертвенник.
После несчастного события, именно бесчестия, нанесенного князем Сихемским его дочери, Дине, и жестокого отмщения за это сихемлянам ее братьями, Симеоном и Левием, Иаков по повелению Божию со всем семейством собрался в Вефиль. Но перед отправлением в путь он приказал всем бывшим с ним бросить чужих богов, очиститься и переменить свои одежды. Вефиль был местом новых откровений милости Божией к Иакову.
Во время пути из Вефиля любимая супруга Иакова, Рахиль, скончалась от трудных родов, родивши ему сына Вениамина, и погребли ее близ Вифлеема. Исаак был еще жив, будучи 180 лет от роду, когда Иаков посетил его в Хевроне, где, впрочем, он скоро скончался, и погребли его Исав и Иаков, сыновья его (Быт.35).
После сего Иаков обыкновенно жил в земле Ханаанской, но в определенном ли каком месте, о том в кн. Бытие точно не говорится. Один раз мы встречаем его живущим в долине Хевронской (Быт.32:1,15). Жестокость сыновей Иакова, при продаже любимого его сына Иосифа в Египет, послужила для него источником горькой печали и скорби (Быт.37). Последовавший затем голод в земле Ханаанской и двукратное путешествие сыновей его в Египет за хлебом также причиняли ему немало беспокойств и огорчений. Но вот наконец он был утешен радостным известием, что Иосиф жив и в почете, и по его просьбе предпринял путешествие в Египет (Быт.42, Быт.45).
На пути в Египет он получил новое знамение Божия благословения, именно в Вирсавии, и наконец прибыл в Египет со всем своим домом, и был обрадован лицезрением долго считавшегося потерянным сына. Выехав навстречу своему отцу в Гесем, Иосиф пал на шею его и долго-долго плакал. Умру я теперь, увидев лице твое, говорил Израиль Иосифу, ибо ты еде жив (Быт.46:29-30).
Представленный фараону в Египте, Иаков был принят им очень милостиво. Сколько лет жизни твоей? спросил у него фараон. Дней странствования моего сто тридцать лет, отвечал Иаков, малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до дней жизни отцов моих во днях странствования их (Быт.47:8-10). И благословил Иаков фараона и вышел от него. По повелению фараона Иаков со всеми сыновьями и домом своим поселился в лучшей части Египта, в земле Гесемской, и оставался в ней до самой смерти своей, последовавшей через 17 лет по прибытии в Египет (Быт.47).
Перед своей смертью он благословил сыновей Иосифа, приказал похоронить себя в Хевроне, и на смертном одре произнес торжественное пророческое благословение всем сыновьям своим, возвестив им, что будет с ними в предыдущие дни (Быт.47:29-31, Быт.48, Быт.49). По его кончине тело его было бальзамировано и с великолепием перевезено в землю Ханаанскую в Хеврон и погребено там в пещере Махпела, согласно со сделанным им завещанием (Быт.50:1-13).
Из означенного краткого исторического очерка жизни Иакова нельзя не видеть, что он был один из величайших патриархов ц. ветхозаветной. Многократные испытания и бедствия своей многострадальной стасорокасемилетней жизни он всегда переносил с непоколебимой верностью Богу, с твердым терпением и преданностью Промыслу Божию и с неизменным упованием на Него во всех обстоятельствах своей жизни; потому-то во всех прочих книгах Библии имя Иакова имеет весьма высокое значение, употребляется ли оно в смысле его потомков, или еврейского народа, или народа Божия и т. п. Еще чаще встречается в Свящ. Писании другое и более замечательное имя, полученное Иаковом во время его таинственной борьбы с небесным противником – имя Израиля. Авраама обыкновенно почитают отцом верующих, но Иаков, или Израиль, сделался, так сказать, символом или представителем всей Церкви Божией на земле. Выражения Иаков, семя Иакова, чада Иакова часто прилагаются вообще ко всему обществу истинно верующих на земле (Втор.33:10, Пс.13:6 и др.). Новым Израилем нередко называется Новозаветная Христианская Церковь, основанная на земле Господом Иисусом Христом и Его апостолами.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Три причины этого повеления идти в Вефиль приводит м. Филарет: опасность оставаться в окрестности Сихема после Сихемского кровопролития; исполнение обета, данного Богу при отшествии в Месопотамию и возобновление обетования Божия на месте, в особенности освящённом первым таинственным видением лестницы. М. Филарет замечает ещё, что если исключить жертвоприношение Исаака на горе Мориа, то здесь в первый раз видно повелениеБожие об устройстве жертвенника. Вефиль на полпути между Сихемом и Хевроном, где жил Исаак.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Симеон и Левий, дети Иаковлевы, раздражили Сихемлян жестокою местию за оскорбление Дины, сестры своей (Быт. 34:27). Раздраженные Хананеи когда погубить весь дом Иаковлев, еще малочисленный (Быт. 34:30), а с ним могло погибнуть и Обетованное Семя. Должно быть, опасность была так велика, что нужно было явиться самому Господу, с повелением Иакову удалиться из Сихема в Вефиль.
.... и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава... О построении сего жертвенника Иаков произнес обет еще на пути в Месопотамию (Быт. 28:22), но должно быть, до сих пор он не имел возможности исполнить свой обет, по причине разных опасностей со стороны Хананеев. Услышав ободрительный голос Божий, Иаков поспешно удаляется из Сихема к Вефилю, наперед очистив весь дом свой, чтобы исполнить со всем усердием давнишний обет свой, на месте таинственного видения лествицы. Здесь произошло последнее седьмое богоявление Иакову.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего
Иаков переходит в Вефиль
Кровавое дело Симеона и Левия в Сихеме делало небезопасным дальнейшее пребывание семьи Иакова в окрестностях Сихема (ср. ст. 3). Притом целью путешествия Иакова из Харрана был Вефиль (28:19; 31:13), которого Иаков все еще не достиг, несмотря на десятилетнее уже пребывание его в Палестине. Посему Бог дает ему повеление идти в Вефиль, которое одновременно было и одобрением и напоминанием.