Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицем.

Святые отцы

Прочие

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицем

Зачем мне добавлять про относящиеся к частному дому распоряжения раба, который затем управлял царством? Гораздо важнее, что прежде он управлял самим собой. И хотя Иосиф был красив станом и весьма красив лицом, однако он не направил красоту своего лица к чужому беззаконию, но сохранил ее для своей благодати, посчитав, что будет еще прекраснее, если докажет свою большую привлекательность не потерей чистоты, а украшением целомудрия. Настоящая красота не привлекает чужих глаз и не уязвляет слабые души, но получает одобрение всех, никого не обманывая, но стяжая себе похвалу.

Об Иосифе

Хроматий Аквилейский, свт. (†406)

И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицем

Святой Иосиф, о котором Ваша милость слышала в этом слове, был прекрасен телом, но еще прекраснее он был духом, поскольку телом он был непорочен и духом целомудрен. В нем сияла прелесть его тела, но еще более сияла в нем красота его души. И хотя у многих красота тела обыкновенно препятствует спасению, но святому мужу она не могла причинить вреда, поскольку красотой тела управляло великолепие души. Таким образом, душа должна господствовать над плотью, а не плоть над душою, поскольку душа - это госпожа тела, тело же - служанка души. Поэтому несчастна та душа, над которой господствует плоть и которая превращается из госпожи в служанку, так как оставляет владычество веры и подчиняется рабству греха. Но душа патриарха Иосифа верно хранила свое владычество, и над ней плоть никак не могла господствовать.

Проповеди

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицем

Почти господином поставил его над всем своим домом. Итак раб, пленник, имел в своих руках все достояние своего господина. Такова добродетель! Где бы она ни явилась, она везде все побеждает и над всем господствует. Как исчезает тьма при появлении света (солнечного), так удаляется всякое зло, как скоро является добродетель.

Но лютый зверь, диавол, видя, что праведник успевает, и что чрез самые скорбные, по-видимому, обстоятельства делается только более славным, – скрежетал зубами и неистовствовал, и, будучи не в силах видеть праведника день ото дня приобретающим большую славу, роет для него глубокую пропасть, приготовляет стремнину, с которой думает низвергнуть его в совершенную погибель, воздвигает бурю, могущую подвергнуть его страшному кораблекрушению. Вскоре однако он убедился, что идет против рожна и все замышляет только на свою голову. «И бяше Иосиф, – сказано, – добр образом и красен взором». Для чего сказано о красоте телесной? Чтобы мы знали, что он не только имел благообразие душевное, но и телесное. Он был в цвете юности; имел хороший вид и прекрасное лице. А предварительно об этом говорит Божественное Писание для того, чтобы объяснить нам, как плененная красотою юноши египтянка склоняла его к беззаконному общению с нею.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 62

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицем

Если мужчина кичится красотой своего тела, если женщина хвалится великолепием своего тела, то пусть они последуют примеру Иосифа и Сусанны (см. Дан. 13). Пусть будут они целомудренны телом и чисты помыслами, и тогда будут красивы не только для людей, но и для Бога.

Проповеди

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицем

Кроме хлеба, который ел. Сие, как думает Абен-Езра, не было поручено Иосифу потому, что египтяне с евреями в пище не сообщаются.

Толкование на Книгу Бытия

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Иосиф

Иосиф
 (прибавление, присовокупление)  (Быт.30:23 и др.) – старший из двух сыновей патриарха Иакова и брат Вениамина, от его любимой жены Рахили, родившийся в Месопотамии в 2256 г. до Р. X.

Иосиф в первый раз упоминается в кн. Бытия, когда ему было еще только 17 лет от роду. Иаков особенно любил его за его невинность и простосердечие и в отличие от братьев сделал ему богатую, разноцветную одежду. Название этой одежды означает длинное платье. Такие длинные верхние одежды носили царские дочери-девицы, как, напр., Фамарь, дочь Давида. Пася стада своего отца вместе со своими братьями и видя иногда легкомысленное поведение их, Иосиф несомненно доводил об этом до сведения своего отца. За это и за предпочтение, оказываемое отцом Иосифу перед прочими детьми, братья возненавидели его.

Ненависть их еще более усилилась по случаю двух снов, виденных Иосифом и предвещавших, что его братья будут ему кланяться. Вы слушайте, говорил он им однажды, сон, который я видел. Вот мы вяжем снопы посреди поля, и вот мой сноп встал и стал прямо, и вот ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу. Неужели ты будешь царствовать над нами? – сказали ему на это братья. Я видел, рассказывал Иосиф в присутствии отца второй свой сон, вот солнце, луна и одиннадцать звезд поклоняются мне. Что это за сон, который ты видел? – заметил на это с неудовольствием отец, неужели я, и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?

Посему-то братья Иосифа решились было убить его, но затем тайно продали его, как раба, за 20 сребреников случайно проезжавшему мимо каравану измаильских купцов, везших с собою стираксу, бальзам и ладан для продажи в Египет. Затем они закололи козленка, омочили в крови его снятую с него одежду и возвратились к Иакову со словами: мы это нашли; посмотри, сына ли твоего эта одежда, или нет? Иаков тотчас же узнал ее. Это одежда сына моего, воскликнул он, хидщый зверь съел его; верно, растерзан Иосиф и, разодравши свои одежды, облекшись во вретище, безутешно плакал многие дни. На все утешения сыновей и дочерей он отвечал словами: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю (шеол).

В Египте Иосиф был продан начальнику телохранителей фараона Потифару (см. Потифар). Этот царедворец сначала сделал молодого еврейского невольника слугой в своем доме, а потом, увидев его честность, прямодушие и деятельность, доверил ему управление всем домом. И действительно, все, что ни делал Иосиф, оканчивалось успешно, и благословение Господне, видимо, почивало над всем, что имел египтянин в доме и поле. Иосиф же был красив станом и красив лицом, замечает свящ. бытописатель (Быт.39:6), и вот его красота и молодость прельстили сладострастную жену Потифара. Но Иосиф не поддался соблазну: как я сделаю сие великое зло и согрешу пред Богом? – говорил он. Не успев склонить Иосифа на преступление, она оклеветала его в покушении на ее честь. Разгневанный Потифар заключил Иосифа в темницу, где содержались царские узники (Быт.39).

В самом начале заключение для Иосифа было очень строго и тяжело. Стеснили оковами ноги его, в железо вошла душа его (Пс.54:18), замечает по поводу сего Псалмопевец, но и в темнице Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех (Пс.39:23). Своим поведением он приобрел такую доверенность темничного начальника, что он отдал под его надзор всех узников, содержавшихся в темнице. Устроением Божественного Промысла, чудесно истолковав сны виночерпия и хлебодара, заключенных царем в темницу за провинности, Иосиф наконец был освобожден из заточения, продолжавшегося более двух лет, и затем, когда снова по Божественному внушению, объяснил фараону (царю династии Гиксов) два виденные им знаменательных сновидения о семи тучных и семи тощих коровах, о семи полных и семи тощих колосьях, то фараон, признав, что Иосифом говорит Дух Божий, сделал его правителем всего Египта и дал ему имя: Цафнав-панеах (открывающий сокровенное).

В то же время, желая сблизить Иосифа с высшим сословием в государстве, он выдал за него в замужство Асенефу, дочь жреца илиопольского, от которой он имел двух сыновей – Манассию и Ефрема. Иосифу в это время было тридцать лет. Весьма замечательны подробности, сообщаемые бытописателем о почестях, оказанных в означенное время фараоном ИосифуИ снял Фараон перстень свой с руки своей, говорит он, и надел его на руку Иосифу; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц, и провозглашать пред ним: приклоняйтесь! и поставил его над всею землею Египетскою (Быт.41:42-43).

Первым делом Иосифа в новом высоком звании было обозрение всей земли Египетской (ст. 46).

В продолжение семи лет изобилия Иосиф собирал хлеб и складывал оный в городах. По прошествии семи плодородных годов наступили семь лет голода. В окрестных странах сделался ощутительным большой недостаток в хлебе; тогда Иосиф отворил для нуждающихся и голодающих все хлебохранилища, и стал продавать хлеб египтянам сначала на серебро, а когда денежные суммы истощились, то в продолжение целого года продавал оный за домашний скот, за лошадей, за стада волов, овец и ослов и, наконец, за поля и земли египтян, так что они все постепенно переходили в собственность фараона. Таким образом Иосиф купил всю землю Египетскую для египетского царя и доставлял народу хлеб для пропитания в остальные голодные годы; по прошествии же оных дал им семена для посева и с этого времени навсегда постановил законом: пятую часть полевых произведений отдавать фараону за право пользования царской землей. От этой подати были изъяты только земельные участки жрецов, не продавших своих полей, но получавших в голодные годы безвозмездное содержание от фараона (Быт.41:46-49,53-56 и др.).

Наконец голод, постигший Египет, коснулся и земли Ханаанской, и вот Иаков узнал, что в Египте продают хлеб, и послал всех своих сыновей, кроме Вениамина, в Египет купить хлеба. Это было их первое путешествие в землю Египетскую. В Египте они были представлены Иосифу. Желая испытать их, Иосиф показал вид на первый раз, будто не знает их, и обошелся с ними сурово и даже обвинял их в шпионстве; когда же братья в свое оправдание сообщили ему подробные сведения об их отце и меньшем брате Вениамине, то Иосиф хотя и отпустил их из Египта, но оставил у себя заложником Симеона, пока они не приведут к нему Вениамина (Быт.42). Между тем хлеб, привезенный ими к отцу, был съеден, а голод все еще продолжался.

Иаков вторично повелел своим сыновьям ехать в Египет за покупкой хлеба, почему они, согласно с приказанием Иосифа, просили отца отпустить с ними и меньшего своего брата Вениамина. Не пойдет сын мой с вами, говорил на это Иаков, потому что брат его умер, и он один остался. Если случится с ним несчастье на пути, в который вы пойдете, то сведете вы седину мою с печалью во гроб (Быт.42:38). Иуда сказал ему на это: отпусти отрока со мною... я отвечаю за него; от моих рук потребуешь его. Если я не приведу его к тебе, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни. Иаков на этот раз уступил; он велел своим сыновьям взять с собой в дар правителю Египта плодов земли Ханаанской: бальзама, меду, стираксы, ладану, фисташек и миндальных орехов, равно как и серебро для новой закупки хлеба, вместе с прежде найденным в отверстии мешков, при первом их возвращении из Египта, и в конце концов отпустил с ними и возлюбленного сына своего Вениамина. Бог же всемогущий, сказал он при этом, да даст вам найти милость у человека того, чтобы он отпустил вам и другого брата вашего и Вениамина. А мне если уже быть бездетным, то пусть буду бездетным (Быт.43:14).

По прибытии в Египет, явившись к Иосифу, братья его поклонились ему до земли и поднесли свои дары. Осведомившись об их здоровье, Иосиф спросил: здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он? Они отвечали: здоров раб твой, отец наш; еще жив. – Благословен человек сей от Бога! – сказал Иосиф, и преклонились они. Увидев Вениамина, единоутробного брата своего, Иосиф спросил: это брат ваш меньший, о котором вы мне сказывали? и сказал: да будет милость Божья с тобой, сын мой. Во время обеда братья были посажены по старшинству и сообразно с числом лет своих. Вениамину он посылал со своего стола впятеро более, чем прочим.

После обеда он приказал своему домоправителю наполнить мешки их хлебом, в отверстия же мешков их тайно положить серебро, а в мешок Вениамина, кроме того, положить еще и серебряную чашу. На другой день их отпустили в обратный путь; но не успели еще они далеко отъехать от города, как управляющий, по приказанию Иосифа, догнал их и укорял их в краже. Когда остановились и сделали общий обыск, начиная со старшего, то чаша нашлась в мешке Вениаминовом. Тогда они разодрали одежды свои и возвратились обратно в город. Явившись снова пред лицо Иосифа, они умоляли его оставить всех их в рабстве вместо Вениамина, а его отпустить к отцу. Иосиф не соглашался. Нет, я этого не сделаю, говорил он, тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом... Тогда подошел к нему Иуда и рассказал ему все обстоятельства, предшествовавшие их двукратному путешествию в Египет, и о том, как он принял Вениамина на свою ответственность пред отцом. Итак, заключил Иуда, пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего; а отрок пусть идет с братьями своими. Ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? Я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего (Быт.44:33,34).

Так испытаны были братья Иосифа! Теперь он не мог более сдерживать себя и, приказав всем удалиться, за исключением братьев, громко зарыдал и сказал: Я Иосиф, жив ли еще отец мой? Я Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет. Но теперь не печальтесь и не жалейте о том, потому что Бог послал меня пред вами для сохранения вашей жизни. Ибо теперь два года голода на земле; остается еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут... Идите скорее к отцу моему... скажите ему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели; и приведете скорее отца моего сюда. И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его. И целовал всех братьев своих, и плакал обнимая их.

Фараон, узнав о случившемся, не только не противодействовал желанию Иосифа, но еще назначил для отца и братьев его лучшую землю в Египте, именно землю Гесем, и дал свои колесницы для переселения их сюда. Довольно (сего для меня), воскликнул Иаков, услышав от прибывших к нему сыновей в землю Xанаанскую о владычестве Иосифа над всей землей Египетской и увидев колесницы, присланные фараоном; довольно сего для меня, еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру. И вот уже в глубокой старости он предпринял далекий и трудный путь.

Услышав о его приближении, Иосиф выехал к нему навстречу в Гесем, и, увидев его, пал на шею его и долго плакал. И сказал Израиль Иосифу: Умру я теперь, увидав лице твое, ибо ты еще жив (Быт.46:30). После того он вместе со всем домом своим поселился в плодоносной земле Гесемской.

Из истории Иосифа видно, что он жил 110 лет (Быт.50:22), видел своих потомков до третьего рода (ст. 23) и, умирая, взял от своих братьев клятву – погребсти его кости в Земле Обетования (ст. 24, 25), доказывая этим свою веру, которой руководствовался неизменно во всю свою жизнь.

Потому-то св. ап. Павел и свидетельствует о нем в следующих словах: Верой Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых, и завешал о костях своих (Евр.11:22). Набальзамированное тело его, положенное в ковчег (ст. 26), оставалось в Египте до самого выхода евреев из оного. Моисей перенес тело Иосифа в землю Xанаанскую и похоронил в Сихеме.

По местному преданию, среди египтян сохранилось живое воспоминание о еврейском правителе Египта, оказавшем столько услуг этой стране, сохранилось особенно в названии одного из египетских каналов – канал Иосифа. Многие обстоятельства из жизни Иосифа, по объяснению св. отцов Церкви, служили прообразом некоторых событий земной жизни Господа Иисуса Спасителя нашего.

 

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицем. 

М. Филарет приводит мнение Абен-Езры, который думал, что фраза эта выражает, что Иосифу не поручалась забота о столе господина своего, потому что египтяне не сообщаются в пище ни с кем из посторонних народов. Все, впрочем, комментаторы читают это место по прямому смыслу нашего перевода, т. е. «он ничего не знал, что у него делается в доме, он требовал только, чтобы его привычки и вкусы были удовлетворены».

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицем

Видя особенную благоуспешность дел своих с прибытием Иосифа в дом свой, Потифар вверил ему все отправления жизни, кроме (только) хлеба, который он ел. Последнее выражение Раши понимал как эвфемизм для выражения представления о жене Потифара. Другие видят здесь указание на то, что Потифар, как египтянин (Быт. 43:32), гнушался принимать пищу от еврея Иосифа. Может быть, это образное выражение отмечает ленивую беспечность египтянина Потифара. Упоминание в 6 ст. о красоте Иосифа имеет непосредственную связь с речью о злоключениях его, которые явились последствием его привлекательной внешности.

Толковая Библия

Олег Стеняев, протоиерей

Ст. 1-6 Иосиф же отведен был в Египет, и купил его из рук Измаильтян, приведших его туда, Египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей. И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина. И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех. И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его. И с того времени, как он поставил его над домом своим и над всем, что имел, Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле [его]. И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицем.

Сребролюбие братьев одержало победу над их жестокостью, что и спасло жизнь Иосифу. Но Господь не оставляет Иосифа в Египте. Он попадает в дом Потифара, царедворца фараона, который вскоре оценил достоинства Иосифа и отдал ему всю власть над своим домом – все, кроме жены своей. Даже в рабстве Иосиф чувствовал себя хорошо. 

Беседы на Книгу Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible