Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
После сего виночерпий царя Египетского и хлебодар провинились пред господином своим, царем Египетским.
Святые отцы
Прочие
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
После сего виночерпий царя Египетского и хлебодар провинились пред господином своим, царем Египетским
«Бысть же, – сказано, – по словесех сих». Каких словесех? То есть, после рассказанных обстоятельств оклеветания Иосифа и осуждения его на темничное заключение; также после того, как мы узнали, что Господь был с ним и что начальник темницы доверил ему управление всею темницею. «Бысть же по словесех сих», когда он был ввержен в темницу, что главный виночерпий и главный хлебодар учинили преступление и были осуждены царем на заключение в ту же темницу. Приняв их, начальник стражей поручил их Иосифу. Он обходился с ним уже не как с узником, но как с участником в его заботах, или лучше – как с таким, который способен был облегчать тяжкую участь заключенных.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
После сего виночерпий царя Египетского и хлебодар провинились пред господином своим, царем Египетским
Там, где мы поставили «старший виноторговец», в еврейском тексте написано masec (מַשְׁקֵ֥ה). Это то слово, которое мы недавно читали в имени раба Авраама. Пользуясь народным словоупотреблением, мы можем перевести его как «виночерпий». И это не ничтожная должность: у варварских царей и в наше время считается очень почётной привилегией подавать царю чашу. И поэты часто пишут о Ганимеде и Юпитере, как бог назначил своего возлюбленного на эту самую должность.
Нил Синайский, прп. (†430)
После сего виночерпий царя Египетского и хлебодар провинились пред господином своим, царем Египетским
Спрашиваешь, что означают служившие у Фараона, возлюбившего целомудренного Иосифа, «старейшина винарске и старейшина житарске» (Быт. 40:1)? Думаю, что «старейшина винарске» означает христиан, приносящих Богу вино веры, а «старейшина житарске» указует собою на это сонмище убийц Господних, неверных Евреев, у которых за великое жестокосердие и неразумие отнята глава. Ибо Христос именуется Главою Церкви, и Он – не глава не верующих в Него. Поэтому не уверовавший в Божественную проповедь обезглавливается и предается позорной смерти, а верные, окрылившись умом и ведением, воспаряют к пречистой и спасительной Трапезе, и едят Хлеб, «сшедый с небесе» и дарующий нам жизнь вечную (Ин. 6:50).
Георгий Константинович Властов (†1899)
Обязанности кравчего, или виночерпия, буквально – «подавателя кубка», считались весьма важными; хлебодар, вероятно, был вроде интенданта, заведовавшего столом и всею продовольственною частию двора фараона. Перифразы Пятикнижия псевдо-Ионафана приводят предание, что кравчий и хлебодар были обвинены в намерении отравить «царя Мицраима». Но насколько это достоверно, судить нельзя (Англ. Комм. Библия).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Иосиф в темнице с двумя придворными фараона.
После сего виночерпий царя Египетского и хлебодар провинились пред господином своим, царем Египетским
Евр. текст ст. 1 не называет виночерпия и хлебодара главными или начальствующими, но прибавка эта у LXX и слав. в ст. 1 вполне точна, так как ниже (ст. 2, 7–9) вельможи, провинившиеся перед фараоном, не раз называются и в еврейском тексте — начальником виночерпиев и начальником хлебодаров. Должности эти при восточных царских дворах считались и были очень важными; вся сила восточных деспотов опиралась на множество придворных, совмещавших личную службу царю со службой государственною. В чем состояла вина придворных фараона, библейский текст не говорит. Имея ввиду произвол восточных деспотов, каравших своих слуг и за ничтожные проступки, р. Ярхи полагал, что в чашу виночерпия могла попасть муха, в хлебе, подаваемом фараону хлебодаром, могли оказаться соринка, уголь и т. п. Таргум Ионафана, напротив, с большей вероятностью предполагает подозрение обоих вельмож в намерении отравить царя; в этом обвинении виночерпий оправдался, а хлебодар — нет.