Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли;
Святые отцы
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 3-6 И сказал Иосиф братьям своим: я - Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним. И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я - Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; ибо теперь два года голода на земле: еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут
Ст. 9 Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли
Ст. 13 скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели, и приведите скорее отца моего сюда
Трогательно говорил Иосифу Иуда, пока Иосиф не был препобежден любовью к братьям; он не только возвратил им Вениамина, на что они надеялись, но и сам открылся им, чего не ожидали. Повелел Иосиф отослать всех от себя, ибо в вымышленном преступлении судил их при всех; намереваясь же судить в преступлении действительном, желал удалить всех свидетелей. Когда все с удивлением удалились, тогда переменил он язык и голос, и уже без переводчика, на еврейском языке, сказал: «Аз есмь Иосиф, брат ваш». И не могоша братия отвещати ему, смутишася бо. Они боялись, что по открытии преступления предаст их смерти. Иосиф же опасался, что если скажет братьям: «Я - тот, которого продали вы как раба», то услышат это стоящие за дверьми Египтяне и будут презирать его братьев. Потому говорит им: приближитеся ко мне. И когда приблизились они, тихо продолжает свою речь: аз есмь Иосиф… его же продасте во Египет. И видя, что они печальны и от стыда не могут смотреть на него, утешает их такими словами: «Ныне убо не скорбите… яко продасте мя… на жизнь бо всей земли посла мя Бог пред вами… еще пять лет глада оста, в нихже не будет орания, ни жатвы. А что предсказание мое истинно, достаточно доказано это протекшими семью добрыми годами. Потщавшеся убо, взыдите ко отцу моему и рцыте ему… сотвори мя Бог господина не братьев только моих, как предвещали мне сны, но и всей земли Египетстей, чего сны не обещали. И возвестите ему всю славу мою сущую во Египте, да возблагодарит он Бога за все, что совершилось со мной в Египте». После сего Иосиф облобызал Вениамина, и плакали оба на вшее друг у друга; облобызал также Иосиф и прочих братьев. Когда же братья Иосифовы удостоверились, что Иосиф не питает на них гнева, тогда отверзли уста свои и начали с ним беседовать.
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли
Даже сказано было теми же словами, чтобы мы поняли, что это Тот же Самый, Кто говорил раньше в Иосифе, а затем в Своем теле, поскольку и слова не изменил. Сказал же тогда: не печальтесь. А затем: Идите скорее к отцу моему и скажите: так говорит сын твой Иосиф: «Бог поставил меня господином над всем Египтом». А в Евангелии Он сказал: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня (Мф. 28:10). А потом сказал: дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф. 28:18), то есть говоря этим: «Это было по Божественному домостроительству, чтобы Я принял власть, а не из-за человеческой жестокости». Не обвиняет в преступлении Тот, Кто перечисляет награды. А то, что говорится в Бытии: потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни, Он опять повторяет в Евангелии, говоря: научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19). Ведь в этом и есть награда и жизнь святых, чтобы они также несли спасение другим.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 9-10 Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли; ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое
Здесь добавлено слово «аравийской»: в еврейских книгах его нет. Отсюда и распространилось ошибочное мнение, что земля Гесен находится в Аравии. Кроме того, если, как в наших книгах, последняя буква в слове m – gesem (גשם), что мне совсем не нравится, то это означает землю, где идут дожди, потому что gesem переводится как «дождь».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли
Иосиф торопит братьев привести к нему отца — из боязни не застать его в живых (ср. ст. 13).
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
XXXII. Паремия на вечерне в среду шестой седмицы Великого поста (Быт. 43:26–31, 45:1–16). В сей паремии повествуется о вторичном в Египте свидании с Иосифом десяти братьев его и о первом свидании с ним Вениамина, младшего брата.
Ст. 9-11 Потщавшеся убо, взыде ко отцу моему и рцыте ему: сия глаголет сын твой Иосиф: сотвори мя Бог господина всей земли Египетстей: сниди убо ко мне и не умедли: и вселишися в земли Гесемли Аравийстей, и будеши близ мене ты, и сынове твои, и сынове сынов твоих, овцы твоя и волове твои, и елика суть твоя, и препитаю тя тамо, еще бо пять лет будет глад на земли, да не погибнеши ты, и сынове твои, и вся имения твоя
Иосиф, приглашая к себе на жительство Иакова со всем его семейством и имуществом, назначает ему местом жительства землю Гесемскую. Она была недалеко от тогдашней столицы Египетской; «будеши близ мене», именно – от Таниса (Пс. 77:12), и примыкала к Нилу (Исх. 2:3; Числ. 11:5; Втор. 11:10). С запада она граничила с Аравиею, почему у LXX названа аравийской, – и с Филистимской страной (ср. (Исх. 13:17; 1Пар. 7:21). Главным городом в ней был Рамесса (Быт. 47:11). По обилию пажитей она была лучшею в Египте и потому весьма пригодна для евреев, занимавшихся скотоводством (Быт. 46:34). Овощей было в ней так много, что евреи даром ели в ней огурцы, дыни, лук и чеснок (Числ. 11:5). В Гесемской области евреи, хотя имели соседями египтян, не смешивались с ними, ибо египтяне ненавидели пастухов (Быт. 46:34).