Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Бытие 46:3
Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий;
Святые отцы
Прочие
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 3-4 Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий; Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои
Иаков и весь дом его вознамерились идти во Египет. Но поскольку Иаков боялся, чтобы египетские волхвования не обратились во вред сынам его, то явился ему Бог и сказал: не убойся изыти во Египет. А поскольку думал Иаков также, что по обилию египетских благ сыны его навсегда останутся в Египте и потому останется неисполнившимся обетование, то Бог говорит еще: «И Аз сниду с тобою… и Аз возведу тя оттуда». Наконец, поскольку боялся Иаков, что Иосиф скоро умрет, то Бог говорит: «И Иосиф, сын твой, возложит руки своя на очи твои». После сего Иаков восстал и с радостью пошел во Египет с семьюдесятью душами, включая Иосифа и двух его сынов. Иосиф вышел навстречу отцу своему с колесницами и множеством народа. И встретив Иакова, поклонился ему, и плакали они на груди друг у друга.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 3-4 Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий; Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои
Вот как Господь обещает праведнику то, чего он желал, и даже еще больше. Щедрость Его часто превышает наши желания, по свойственному Ему человеколюбию. «Не убойся, – говорит, – изыти во Египет». Так как (Израиля) устрашала дальность пути, то и говорит ему Бог: ты не смотри на немощь старости: «в язык велий сотворю тя тамо, и Аз сниду с тобою во Египет». Я сам буду сопутствовать тебе, и все благоустрою для тебя. Заметь (божественное) снисхождение в словах: «Аз сниду с тобою в Египет». Что может быть блаженнее того, чтобы иметь самого Бога сопутником? А затем последовало и утешение, в котором особенно имел нужду старец: «Иосиф возложит руки своя на очи твои». Он, возлюбленный твой, он сам приготовит тело твое к погребению и возложит руки свои на очи твои. Итак, с радостию и без всякого опасения предпринимай путь. Теперь представь себе, с каким благодушием праведник совершал путешествие, получив из божественного обетования такое удостоверение.
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий
Как хорошо было жить патриархам еврейским под ближайшим руководством Самого Бога! Престарелому Иакову нужно выбраться из своей земли – по причине голода – в Египет, но он боится оскорбить этим Бога, Который, как Царь народа израильского, Сам распоряжается и местом его жительства. Бог является ему Сам и ободряет его утешительными словами: не бойся идти в Египет. Я, говорит, сделаю там из тебя многочисленный народ. Я с тобою пойду в Египет и буду руководствовать тебя до конца. Ты помрешь прежде Иосифа, и Иосиф, возлюбленный сын твой, закроет помертвевшие очи твои. С какой радостию и чувством совершенной безопасности шел Иаков в Египет, будучи предуведомлен о своей будущности! Всякий страх должен был исчезнуть, и все существо старца должно было трепетать несказанною радостию. Он шел к возлюбленному сыну, которого считал давно погибшим. Будущее не тревожило его: оно было ему известно почти так же, как настоящее. А неизвестность будущего в подобных случаях всего более тревожит нас и уменьшает нашу радость. В словах Господа Иакову виден Творец и всеблагий Промыслитель народов.
Георгий Константинович Властов (†1899)
«Я есмь Ель» – (Бог), напоминание имени Ель-Шаддай, под которым Господь особенно обещал свои милости патриархам и заключал с ними завет (см. первый комментарий к Быт.43:14.
не бойся идти в Египет,
Авраам подвергался великой опасности в Египте (Быт.13); Исааку не дозволено было идти туда (Быт.26:2). Иаков, по всей вероятности, не без страха отправлялся в страну с языческой цивилизацией и опасался, что действия его не согласны с волею Всегомущего, Ель-Шаддай, обещавшего потомству Авраама Ханаан. Посему Бог, отвечая на его молитву, устранил страх Иакова удостоверием, что путешествие в Египет происходит по воле Его.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Иаков направляется к Египту, в Вирсавии удостаивается видения.
Ст. 1-4 И отправился Израиль со всем, что у него было, и пришел в Вирсавию, и принес жертвы Богу отца своего Исаака. И сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он сказал: вот я. Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий; Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои
Иаков, побуждаемый естественною любовью к Иосифу, без колебаний принимает решение последовать его предложению переселиться в Египет. Но, как патриарх богоизбранного племени, он необходимо должен был видеть в этом переселении весьма решительный шаг, чрезвычайно важный для последующей судьбы и истории его потомства: еще Аврааму было откровение, что потомки его будут пришельцами в земле чуждой, будут порабощены и угнетены, но затем возвратятся в Ханаан (Быт. 15:13–16).
События, рассказанные 37–45 гл., служили подготовлением к переселению дома Иакова в Египет. Это переселение имело ввиду, во-первых, обособление избранной семьи от хананеян, смешение с которыми, уже начавшееся (Быт. 38:2), могло быть весьма пагубно для религиозной миссии потомства Авраамова; с другой — в Египте с его пренебрежением к азиатам достигалась эта изолированность избранного народа, а высокое состояние египетской культуры могло плодотворно влиять на этого носителя истинного богопочтения. Иаков останавливается именно в Вирсавии потому, что это место было освящено Авраамом — устройством здесь жертвенника и богослужением (Быт. 21:33) и богоявлением Исааку (Быт. 26:23–24). Инстинктивно сознавая важность момента (переселения), Иаков приносит торжественную жертву на месте, освященном историческими воспоминаниями, и испрашивает благословения Господня на путь.
Бог Завета ободряет Иакова, и сообщает, что по Его воле происходит теперь переселение Иакова в Египет и Он не оставит его потомство там и преобразит его в великий народ. Выведение из Египта обещается, конечно, не Иакову лично, а его потомству. Самому же Иакову обещается, по крайней мере, мирная кончина и то утешение, что любимый сын его, Иосиф, закроет глаза ему, (Быт. 50:1). Об этом обычае древности говорится, например, у Гомера (Илиада 11:453; Одиссея 24:294).
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
XXXIII. Паремия, положенная на вечерне в четверток шестой седмицы Великого поста (Быт. 46:1–7). В сей паремии повествуется о переселении Иакова в Египет.
Ст. 2-4 Рече же Бог ко Израилю в видении нощию, глаголя: Иакове, Иакове! Он же рече: что есть? Он же рече ему: Аз есмь Бог отцев твоих: не убойся изыти во Египет, в язык бо велий сотворю тя тамо. И Аз сниду с тобою во Египет, и Аз возведу тя до конца. И Иосиф возложит руки своя на очи твои
Желание Иакова узнать волю Божию о путешествии исполнилось. Господь явился ему ночью и, пробудив его от сна воззванием: «Иакове, Иакове, - рек ему: Аз есмь Бог отцев твоих», – т. е. Я также милостив к тебе, как к отцам твоим. «Не убойся изыти во Египет». Иаков мог опасаться за судьбу своего потомства в Египте, мог думать, не будет ли переселение его в Египет служить препятствием к умножению его потомства, не будут ли египтяне, благосклонные к нему и его роду при жизни Иосифа, угнетать и искоренять евреев по смерти Иосифа. Господь успокаивает Иакова обетованием: «в язык велий сотворю тя тамо». И что действительно исполнению обетования о многочисленном потомстве не воспрепятствует переселение Иакова в Египет, показали события. Евреи пришли в Египет всего в числе 75 душ (Быт. 46:27), но чрез 200 лет, число их, при исходе из Египта, будет простираться до 600 тысяч, кроме жен, детей, стариков и пришельцев. Чем больше египтяне угнетали их по смерти Иосифа, тем больше они умножались по действию благословения Божия (Исх. 1:12). – Далее Иаков мог опасаться несчастия или смерти в предстоящем ему трудном, особенно для его старости, и продолжительном пути. Господь успокаивает его обещанием сопутствовать ему в Египет и охранять его от опасностей путешествия своим всемогущим покровом: «Аз пойду с тобою в Египет». – Иаков мог недоумевать, как исполнится обетование Божие о наследовании его потомками Ханаанской земли (Быт. 28:13-14), когда он покидает эту землю и переселяется в другую. Господь успокаивает его обетованием: «Аз возведу тя до конца», т. е. как Я буду сопутствовать тебе в Египет, так Я же возвращу тебя наконец в лице твоих потомков из Египта в землю, обетованную тебе и отцам твоим Аврааму и Исааку. Что же касается до тебя самого лично, то, – присовокупляет Господь, – «Иосиф возложит руки своя на очи твои», т. е. хотя тебе суждено умереть в Египте, у сына твоего Иосифа, утешься однако тем, что не другой кто, а любимый твой сын, которого ты считал погибшим, усладит последние твои дни и в минуту смерти закроет твои очи.