Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
земля Египетская пред тобою; на лучшем месте земли посели отца твоего и братьев твоих; пусть живут они в земле Гесем; и если знаешь, что между ними есть способные люди, поставь их смотрителями над моим скотом.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 3 И сказал фараон братьям его: какое ваше занятие? Они сказали фараону: пастухи овец рабы твои, и мы и отцы наши

Ст. 6-7 земля Египетская пред тобою; на лучшем месте земли посели отца твоего и братьев твоих; пусть живут они в земле Гесем; и если знаешь, что между ними есть способные люди, поставь их смотрителями над моим скотом. И привел Иосиф Иакова, отца своего, и представил его фараону; и благословил Иаков фараона

Ст. 10 И благословил фараона Иаков и вышел от фараона

Иосиф велел говорить братьям перед фараоном так: пастуси… и мы и отцы наши, чтобы фараон поселил их в земле Гесем и через это отделены они были от поклоняющихся овцам и тельцам. И фараон сказал Иосифу: «На лучшей земли посели отца твоего и братию твою». Введе же Иосиф… отца своего к фараону, и благослови Иаков фараона… и отыде от него.

Толкования на священное Писание. Книга Бытия

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

земля Египетская пред тобою; на лучшем месте земли посели отца твоего и братьев твоих; пусть живут они в земле Гесем; и если знаешь, что между ними есть способные люди, поставь их смотрителями над моим скотом

Как советовал Иосиф, так и ответили братья его фараону, и таким образом получили позволение жить на земле Гесем. Но фараон, по своему благоволению к Иосифу, говорит еще: «аще веси, яко суть в них мужие сильнии, постави их старейшины скотом моим».

Беседы на книгу Бытия. Беседа 65

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

земля Египетская пред тобою; на лучшем месте земли посели отца твоего и братьев твоих; пусть живут они в земле Гесем; и если знаешь, что между ними есть способные люди, поставь их смотрителями над моим скотом

Земля Египетская пред тобою. То есть я даю тебе власть сделать выбор из всех земель, принадлежащих короне (Быт.13:9; Быт.20:15).

Смотрителями над моим скотом. Египетские, как и вообще восточные цари составляли для себя часть доходов, содержа стада на землях, принадлежащих короне (1Цар.21:7; 1Пар.27:29).

Толкование на Книгу Бытия

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Гесем

Гесем
 (земля дождя) (Быт.45:10, Быт.46:28,29) – область в Нижнем Египте, в которой фараон по просьбе Иосифа поселил Иакова с его сыновьями и в которой жили израильтяне более 200 лет до своего исхода из Египта в Землю Обетованную. Означенная плодоносная, пастбищная страна лежала между Чермным морем и р. Нилом или, точнее, между Пелузийским рукавом оного, на ю. границе Ханаана. Ты будешь жить в земле Гесем и будешь близ меня (Быт.45:10). Из сих слов видно, что Гесем лежал вблизи резиденции фараона и Иосифа.

По прибытии патриарха Иосиф приказал запрячь свою колесницу и выехал навстречу Израилю, отцу своему, в Гесем (Быт.46:29). Следовательно, земля эта лежала на пути из Палестины в Египет на границе земли Египетской и Палестины. Несомненно, что Иосиф избрал землю Гесем для жительства евреев в лучшем месте оной (Быт.47:6) и поблизости к своему местопребыванию (Быт.45:10), и по обилию пажитей (Быт.46:34), и чтобы отдалить евреев от египтян, которые ненавидели пастухов: ибо мерзость для египтян всякий пастух овец (Быт.46:34), а евреи вели жизнь по преимуществу пастушескую.

Ныне землю Гесем полагают в провинции Эль-Шаркиех, доселе почитаемой за лучшую в Египте

Библейская энциклопедия 1891г


Раб, рабство

Раб, рабство
. Рабство издревле существовало между людьми. Оно известно было и до потопа (Быт. 9:25). Древние патриархи имели многих рабов (Быт.12:5,14:14). Рабами делались: люди, взятые в военный плен (Втор. 20:10,11,21:10) иногда бывшие не в состоянии уплатить своих долгов (4Цар.4:1; Ис. 50:1; Мф. 18:25), когда вор был не в состоянии уплатить за украденное (Исх. 22:1-3) и вступившие в брак с лицом рабского состояния (Быт.14:14,15:3 и др.). Иногда человек сам продавал себя в рабство по крайности обстоятельств (Лев. 25:39).

Рабы через продажу переходили от одного господина к другому, и покупка была самым обыкновенным способом добывать себе рабов. Цена рабов в разные времена была различна, но в тяжебных делах Моисей определяет законную цену раба не свыше 30 сиклей (Исх. 21:32).

Касательно состояния рабов известно, что они получали от господ своих помещение, содержание, одежду и за это обязаны были исполнять все, что им будет указано. Особенно верный и способный раб, заведовавший всем хозяйством, был начальником над прочими рабами и носил название управителя, или приставника (Быт. 24:2,47:61Цар. 21:7; Руф. 2:5). Он распределял прочим рабам работу, а иногда и пищу, если этим не занималась сама госпожа (Притч. 31:15, Мф. 24:45, Гал. 4:2). Некоторые рабы были приставляемы даже к воспитанию и обучению детей. У разумных господ участь рабов, конечно, была сносна (Иов. 31:13), но все-таки она была тяжела.

В противность язычникам, у которых рабы совершенно были предоставлены произволу и капризу своих господ, израильтяне имели самые гуманные постановления относительно своих рабов. Так, напр., они не могли обременять их слишком тяжелыми работами, подлежали ответственности перед судом, если кто-либо ударил раба своего и тот умирал; все рабы в субботу и другие праздничные дни освобождались от всякой работы (Исх. 20:10, Втор. 5:14). В десятинах и во всех приношениях они обыкновенно приглашались принять участие в трапезе. В субботний год всем, что сама собою производит природа, имели право пользоваться рабы и поселенцы (Лев. 25:4-7).

Еще выше и человеколюбивее касательно рабства внушения христианства: "Вы, господа, поступайте с ними (рабами) умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у которого нет лицеприятия" (Еф. 6:9), - говорит апостол, и в другом месте он пишет: "Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах" (Кол. 4:1). Весьма трогательное и поучительное наставление господам по отношению к их рабам дает св. ап. Павел, возвращая одного беглого раба к его господину (Флм. 1:15-17).

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

земля Египетская пред тобою; на лучшем месте земли посели отца твоего и братьев твоих; пусть живут они в земле Гесем; и если знаешь, что между ними есть способные люди, поставь их смотрителями над моим скотом.

То есть я даю тебе власть выбирать из всех земель, принадлежащих короне (митрополит Филарет).
Фараон, давая выбирать из лучших земель, принадлежащих короне, преследует однако мысль, на которую мы указывали в комментарии к Быт.45:16: т. е. он сам указывает на землю Гесем, где для него было важно иметь дружеское кочевое племя, которое защищало бы его стада от хищнических или воровских нападений кочевых арабов, измаильтян, амалекитов и др.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Иосиф представляет фараону отца и своих братьев.

Ст. 1-6 И пришел Иосиф и известил фараона и сказал: отец мой и братья мои, с мелким и крупным скотом своим и со всем, что у них, пришли из земли Ханаанской; и вот, они в земле Гесем. И из братьев своих он взял пять человек и представил их фараону. И сказал фараон братьям его: какое ваше занятие? Они сказали фараону: пастухи овец рабы твои, и мы и отцы наши. И сказали они фараону: мы пришли пожить в этой земле, потому что нет пажити для скота рабов твоих, ибо в земле Ханаанской сильный голод; итак позволь поселиться рабам твоим в земле Гесем. И сказал фараон Иосифу: отец твой и братья твои пришли к тебе; земля Египетская пред тобою; на лучшем месте земли посели отца твоего и братьев твоих; пусть живут они в земле Гесем; и если знаешь, что между ними есть способные люди, поставь их смотрителями над моим скотом

Иосиф, докладывая фараону о прибытии к нему отца и братьев его, говорит: 1) что они остановились в Гесеме (ст. 1), может быть, намекая, что эта местность наиболее подходила бы для поселения его родственников-номадов, и 2) что последние пришли со всем имуществом, заключающемся в крупном и мелком скоте, следовательно (по Абарбан.) достаточно состоятельны и не могут быть особенно обременительны для страны.

Из числа своих братьев (с евр. «от конца» — по некоторым источникам = по выбору с двух сторон — со старейшего и младшего) Иосиф выбирает для представления фараону 5 человек, по Мидрашу и Талмуду — Рувима, Симеона, Левия, Иссахара и Вениамина (Beresch. r. Par. 140, s. 471), — как сильнейших между братьями (Талм.) или, наоборот, слабейших (Мидр.).

Фараон в речи и распоряжениях своих проявляет особенный такт и деликатность, соединенные с полным благорасположением к Иосифу, которое он переносит и на его родственников. Братьев Иосифа, как людей молодых и работоспособных, он спрашивает о их занятии (3 ст.), Иакова, видимо, производившего впечатление дряхлого старца, он вопрошает о летах его жизни (8 ст.). Затем, когда братья Иосифа, точно следуя совету Иосифа, объявили фараону свое занятие и просили себе, для удобств занятия скотоводством, позволения поселиться (с евр. — «покочевать», временно пожить, lagur, прибыли они в Египет) в Гесем, то фараон свое разрешение дает не непосредственно им, а через Иосифа, так что они должны были благодарить прежде всего своего брата. При этом, давая Иосифу выбирать для своего племени из лучших земель страны, фараон, однако, не забывает интересов последней и собственного двора своего: поселяя евреев в Гесеме, на северо-восточной границе, фараон надеялся противопоставить это дружественное себе племя напору азиатских кочевых и хищнических племен; кроме того, искусством некоторых из братьев Иосифа, опытных скотоводов, он предполагает воспользоваться для улучшения скотоводства в его владениях.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka