Скрыть
я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок, который я взял из рук Аморреев мечом моим и луком моим.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок, который я взял из рук Аморреев мечом моим и луком моим

И рече Иосифу: аз же даю ти часть свыше братии твоея, юже взях из руки Амморейски мечем моим и луком, то есть часть, которую купил за сто овец (Быт. 33:19), приобретенных моими пастырскими трудами. Благословляя же рожденного Рахилью, Иаков с горестью упоминает о смерти Рахили, причиной которой было рождение сына.

Толкования на священное Писание. Книга Бытия

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок, который я взял из рук Аморреев мечом моим и луком моим

<…> двойные дарования ожидают душу человека: во-первых, это та радость, которую имел Адам прежде преслушания, радость, которую испытает душа вместе со всеми своими способностями; и, во-вторых, эта радость в том, что душа возымеет Небесного Царя своим Женихом, обитающим в ней. Таков был двойной удел, который приял Иосиф от отца своего, и двойное наследие, которое Иаков назвал «участком земли, который я взял», говорит он, «мечом моим и луком». Это понятие двойного наследия может относиться и к Господу нашему Иисусу Христу, и к нам, людям. В отношении к Господу это понимается так, что Он приобрел в наследие Ангелов и все святые небесные Силы; придя же на землю и став Человеком, Он боролся с супротивной силой и «осудил грех во плоти» (Рим. 8:3), и приял в Свое наследие людей, приобретя их «мечом и луком»; и ныне вот Он Сам, будучи в нас, борется за нас со злом и принимает нас для Себя в угодное Ему наследие. По отношению же к человеку думаем, что это двойное наследие таким образом должно пониматься: человек воспринимает состояние первозданного человека со всеми его душевными способностями, которыми служит Богу, и затем принимает в истинное и неизреченное наследие Самого Христа, живущего в нас, и озаряющего нас, и путеводствующего нас, как это знает Его Божественный Дух, воздыхающий о нас, по словам Апостола: «О чесом помолимся, якоже подобает, не вемы, но Сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными»; потому что раньше душа была держима в страшном плену страшного духа, князя мрака.

Собрание рукописей типа I. Слово 61

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок, который я взял из рук Аморреев мечом моим и луком моим

Сихем означает «плечи», а «плечи» - это дела. Итак, он избрал святого Иосифа перед всеми братьями как наследника благих дел. Братья не могли сравниться с его делами - действительно, кто же может сравниться с деяниями Христа? Кроме того, незапятнанный и чистый, он вернул военную добычу из этого земного пристанища и от виновников нечистоты (ср. Быт. 34), отвоевав посредством небесных слов и духовного меча (ср. Еф. 6:17) место, свободное от разврата и позора, для поселения святых, - чтобы, где раньше находились жители распутства и начальники роскоши, где была приманка сладострастия и подпитка для разврата, там бы теперь обучали наставлениям чистоты святые священники и блистали многими примерами девственной непорочности в некоем сиянии вышнего света.

О патриархах

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 21-22 И сказал Израиль Иосифу: вот, я умираю; и Бог будет с вами и возвратит вас в землю отцов ваших; я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок, который я взял из рук Аморреев мечом моим и луком моим

Когда благословлял он сыновей (Иосифа) и, предвидя будущее, предпочел младшего старшему, то, желая убедить Иосифа, что он сделал это не просто и не напрасно, но предсказывая будущее, предуказывает ему и собственную свою кончину, и то, что (потомки его) возвратятся из чужой земли в Ханаан, в землю отцев своих, и тем поддерживает в них отрадные надежды, дабы они ободрялись ожиданием. Ведь надежда будущих благ всегда уменьшает трудности настоящей жизни. Показывая и в самое время кончины своей любовь к Иосифу, говорит ему: «аз даю ти Сикиму избранную свыше братии твоея», этим как бы объясняя, что совершенно это сбудется: сообразно с моим предсказанием, – вы возвратитесь и наследуете землю отцев ваших; даже и город Сихем я даю тебе в наследство, преимущественно пред братьями твоими, – город, который я взял из рук Аммореев «мечем моим и луком». Что это значит? Здесь Иаков приписывает себе то, что Симеоном и Левием сделано было с сихемлянами и потому говорит: «юже взях мечем моим и луком». Но здесь кстати кто-нибудь может спросить: почему он приписывает себе это дело, а потом, делая завещание, он, как написано, укоряет их (в этом же самом поступке)? Не противоречит сам себе праведник, но обнаруживает кротость своей души, и то, что это сделалось без его ведома. Он не только не был доволен случившимся, но даже порицал, когда так случилось. Итак, желая показать свою любовь к Иосифу, уступает ему Сихем и говорит: «юже взях мечем моим и луком». Хотя, то есть, это они (Симеон и Левий) сделали, но теперь это в моей власти. Если отец – владыка своих детей, то тем более владыка того, что приобретено ими. Если же он владыка, то он может разделять стяжания, как хочет. Итак, желая показать Иосифу свое расположение, Иаков высказал это не только благословением Ефрема и Манассии, но и чрез оставление избранного Сихема в наследство сыну.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 67

Иероним Стридонский, блж. (†420)

я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок, который я взял из рук Аморреев мечом моим и луком моим

Хотя слово «Сикима» по греческому и латинскому обычаю подвергнуто здесь склонению, однако по-еврейски оно звучит как sichem (שְׁכֶ֥ם), как и евангелист Иоанн свидетельствует (Ин. 4:5), хотя у него вкралась ошибка: город неправильно называется Сихарь. А теперь это самарянский город Неаполь. Итак, поскольку sichem переводится с еврейского языка как «плечо» или «горный склон», то здесь содержится искусная игра слов: «И я дам тебе одно плечо или один горный склон». Вместо «преимущественно», то есть ἐξαίρετον, в еврейском тексте написано «одно».

А то, что Иаков говорит, что овладел Сикимой с помощью лука и меча, то под луком и мечом он имеет в виду праведность, благодаря которой он, будучи странником и скитальцем, заслужил себе свободу от опасностей после того, как убил Сихема и Емора. Ведь, как мы читали выше, он боялся, что соседние города и крепости все вместе поднимутся против него за то, что он разрушил их союзный город (Быт. 34). Но Господь не дал им повредить ему. Либо, скорее всего, это следует понимать так: «Я дам тебе Сикиму, которую я приобрёл за свою стойкость, то есть на деньги, добытые многими трудами и потами». А то, что он говорит «над твоими братьями», то тем самым показывает, что дал эту землю колену Иосифа не по жребию. Ведь Иосиф похоронен в той же местности и его великолепную гробницу до сих пор можно там увидеть.

Еврейские вопросы на Книгу Бытия

Исаак Сирин, прп. (†VIIIв.)

я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок, который я взял из рук Аморреев мечом моим и луком моим

Что художник, который живописует на стенах воду и не может тою водою утолить своей жажды, и что человек, который видит прекрасные сны, то же и слово, не оправданное деятельностию. Кто говорит о добродетели, что сам испытал на деле, тот так же передает сие слушающему его, как иной отдает другому деньги, добытые трудом своим. И кто из собственного стяжания посевает учение в слух внемлющих ему, тот с дерзновением отверзает уста свои, говоря с духовными своими чадами, как престарелый Иаков сказал целомудренному Иосифу: Аз же даю ти единую часть свыше братии твоея, юже взях у Аморреев мечем моим и луком моим.

Слова подвижнические. Слово 1

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок, который я взял из рук Аморреев мечом моим и луком моим

Участок. По–еврейски שחם шехем. Семьдесят толковников думали, что это Сихем. В самом деле, речь идет о земле, принадлежавшей Иакову при Сихеме (Нав. 24:32; Ин. 4:5).

Который я взял из рук Эморреев мечом моим и луком моим. Приобрести ее мечом и луком значит получить по праву войны (4Цар. 6:22).

Когда завоевал Иаков землю Сихемскую? Некоторые полагают, что он завоевал ее чрез своих потомков, но во свидетельство достоверности, по обыкновению пророков, говорит о будущем как о прошедшем. Сему изъяснению можно противоположить то, что таким же образом Иаков завоевал и всю землю Ханаанскую, почему же присвояет себе особенно и дарит Иосифу землю Сихемскую?

Некоторые думают, что Иаков хотя осудил Симеона и Левия за дерзкое и своевольное поражение Сихемлян, однако, поелику сии подали причину к войне, приобретенное завоеванием право на их землю удержал за собою. Но в сем случае Сихем завоеван не от Эморреев и не Иаковом.

Некоторые, наконец, догадываются, не о таком ли происшествии мимоходом упоминается здесь, которое в предыдущих сказаниях совсем опущено. Могло статься, что по отшествии Иакова от Сихема купленная им земля занята была Эморреями, и он принужден был для возвращения своей собственности употребить силу.

Толкование на Книгу Бытия

Георгий Константинович Властов (†1899)

я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок, который я взял из рук Аморреев мечом моим и луком моим. 

«Участок»
, о котором идёт речь, есть Сихем, который был главным городом племени Ефремова, при подошве гор Эбал и Гаризим, в цветущей долине. Шехем, или Сихем, в переводе обозначает плечо (лопатку), в переносном смысле – участок (часть, предназначаемую для жертв) и, кроме того, представляет смысл плеча горы, т. е. контрфорса горы, по склону которого построена была столица Израильского царства и впоследствии Самария. Что Сихем именно отдан был Иосифу и что он был погребён там, в том нет сомнения (сравни Нав.24 и Ин.4:5), но представляется вопрос, когда и при каких обстоятельствах завоевал Иаков «мечом и луком» землю Сихемскую. Едва ли можно предположить, что Иаков напоминает о резне Сихемской, столь строго осуждённой им (Быт.49:5-6); притом мы знаем из Быт.33:18-20, что Иаков «купил» часть поля у сынов Эммора, отца Сихемова, за сто монет и поставил там жертвенник. Иаков упоминает об аммореях, с которыми он вёл войну, между тем как сихемиты, у которых он купил поле и с которыми так жестоко поступили Симеон и Левий, были евеяне. Всего вероятнее мнение (о котором упоминает и митрополит Филарет), что когда Иаков отошёл на юг от Сихема, в Вефиль и Хеврон, то купленным им участком овладело аморрейское маленькое племя, которое Иаков принуждён был изгнать силой с своей земли, и что об этом обстоятельстве не упомянуто в Книге Бытия по его незначительности. Мы упоминали уже выше (in loco), что, быть может, после Сихемской резни против семьи Иакова восстали родственные евеянам племена, которые пришлось укротить оружием.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Пророчество Иакова о возвращении его потомков в землю отцов.

Ст. 21-22 И сказал Израиль Иосифу: вот, я умираю; и Бог будет с вами и возвратит вас в землю отцов ваших; я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок, который я взял из рук Аморреев мечом моим и луком моим

Сила благословения Иосифу и его сыновьям, по мысли Иакова, выразится и в том, что они не будут поглощены жизнью или культурой Египта, но вместе с прочими потомками Иакова возвращены будут Богом в землю обетования. В этой последней Иаков предоставляет в собственность некоторый участок (евр.: schekem achad, Vulg.: partem unam), вероятно, вблизи Сихема (LXX: Σύχεμ), где Иаковом было куплено поле у Еммора (Быт. 33:19) и где по вступлении евреев в Ханаан был погребен Иосиф (Нав. 24:32; ср. Быт. 50:5). Приобретение этого участка «из рук аморреев мечом и луком» Иакова — факт неизвестный из Библии, но отмеченный традицией (нельзя, напротив, видеть здесь с Розенмюллером и другими указание на сихемскую резню, строго осужденную Иаковом в свое время, Быт. 34:30, и осуждаемую им на смертном одре, Быт. 49:5–6).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible