Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Бытие 49:12
блестящи очи [его] от вина, и белы зубы [его] от молока.
Святые отцы
- Ипполит Римский, сщмч. (†235)
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
Прочие
- Климент Александрийский, пресв. (†215)
- Руфин Аквилейский, пресв. (†410)
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ипполит Римский, сщмч. (†235)
блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока
Затем, указывая на Его пророков и апостолов, пророк говорит: радостны очи его от вина, и зубы его белее молока. Итак, очами Христа стали пророки, радовавшиеся о силе Духа и предвозвещавшие страдания, которые предстояло Ему перетерпеть и которые послужили также и последующим поколениям, чтобы, уверовав, всякий человек мог быть спасен. А слова Иакова: и зубы его белее молока, - указали на апостолов, освященных Его словом и ставших подобными молоку, которые дали нам духовную и небесную пищу. Или же пророк говорит здесь еще и о заповедях Господа, происшедших из святых Его уст и ставших для нас молоком, чтобы, будучи вскормлены ими, мы смогли причаститься небесного хлеба (ср. Ин. 6:51).
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 11-12 Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока
Привязуяй к лозе жребя свое и к винничию жребца осляте своего. Лозой называет синагогу, как называет ее и Давид (Пс. 79:9-16). Сказано: Привязуяй к лозе жребя свое, потому что царство Его привязано было к синагоге и ей было передаваемо. То же сказано и ранее: не отнимется скипетр от Иуды, дондеже приидет Тот, Кому принадлежит царство. А когда пришел Господь наш, тогда привязал Он жребя Свое к действительной виноградной лозе, чтобы Ему, как исполнил на Себе все пророчества, так самым делом исполнить то, что передано было Иудеям в образах, то есть когда Господь входил в храм в Иерусалиме, то вне храма была виноградная лоза, к которой привязал Он жребя Свое, или в той веси, из которой пришел Он, жребя привязано было к лозе, как Сам сказал ученикам Своим: обрящета жребя привязано… отрешша е, приведита: И аще кто вама речет: что творита сие; рцыта, яко Господь требует е (Мк. 11:2-3). Исперет вином одежду свою, то есть кровью Своей омоет тело Свое, и кровию гроздия одеяние Свое, то есть кровью Своей омоет плоть, которая была покровом Божества Его. Радостотворны очи Его паче вина, потому что истина помышления Его светлее чистого вина. И белы зубы Его паче млека, потому что прекрасно и чисто учение уст его.
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока
Подразумевая пророков и апостолов, пророк говорит: радостны очи его от вина, и зубы его белее молока. Действительно, первые, подобно очам Христа, предвидели и возвещали Его пришествие, как Он сам о них говорит: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой (Ин. 8:56), и один из пророков говорит: видел я Господа Саваофа (ср. Ис. 6:1) - видевшие Его исполнились духовной радости. А вторые, то есть апостолы, которых Господь очистил от всякой скверны грехов, стали белее молока, и их потом не очернила никакая грязь. Ведь молоко - временно, благодать же апостолов сохраняется вечно, и они доставляют нам это духовное и небесное пропитание, кормя чрево нашего внутреннего ума. Есть также и те, кто считает ослепительно белыми заповеди Господа, которые произошли из Божественных уст и стали для нас как бы молоком, питаясь которым, мы приходим потом к вкушению небесного хлеба (ср. Ин. 6:51). Поэтому и Павел говорит: Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах (1Кор. 3:2). Коринфянину в начале веры предлагается попить молока, тогда как святые, вера которых возвещается во всем мире, питаются более твердой пищей, поскольку они уже отняты от груди.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока
Здесь под образом вина и очей он хочет показать нам Его прославление. «И белы зубы его паче млека»; показывает праведность и славу Судии. Под образом зубов и молока не что другое хотел обозначить, как то, что суд будет также чист и светел, каково свойство молока и зубов.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ст. 8-12 Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока
О Иуде
Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи [его] от вина, и белы зубы от молока (Быт. 49:8—12). Весьма ясным представляется нам в сем способ благословения, вводящий в уши слушателей предсказание о домостроительстве Спасителя нашего. Но в самом начале благословения как бы предпосылает последнему знаменование имени и преимущество колена Иудина в славе пред другими коленами. Ибо если кто захотел бы объяснить слово или имя: «Иуда», то получил бы значение «похвалы», или «прославления», или «прославляемого». Но речь эта имеет отношение и к происшедшему от колена Иудина по плоти Христу. Произошла от Иуды, Иессея и Давида послужившая к рождению Его по плоти Дева. Так пророк (патриарх Иаков), провидя происхождение Его от колена Иудина, как бы говорит: истинно имя Тебе, как и самая сила вещей может показать; потому что ты будешь прославлен и получишь славу, приличествующую Богу. Ибо быть славословимым приличествовать может не кому иному, как только единому, истинно сущему и знаемому Богу; потому что если Ты и явился человеком, и истощил Себя, однако будешь познан, как святый и славный. Братия же по человечеству будут привержены к Тебе не как к человеку, но как в числе братий поставленного Владыку прославят Тебя, воспоют, как Зиждителя, хотя и находящегося с ними в числе тварей, познают Царя и Господа всяческих, хотя и осененного зраком раба. А что Еммануил легко превозможет над всеми противовосстающими и победит врагов, об этом он провозвещал, говоря: Рука твоя на хребте врагов твоих (Быт. 49:8). Это же провозвестил устами Давида и Сам Христос. Он сказал: Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их; поражаю их, и они не могут встать, падают под ноги мои (Пс. 17:38-39). Итак, на хребте врагов будут рука, сказано в том смысле, что Он более преследует, нежели бежит, скорее не терпит удары, а сам ударяет. Ибо истинно воспеваемое в книге Псалмов: Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его (Пс. 88:23). Если и сам Он дает нам се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью (Лк. 10:19), то не необходимо ли признать, что Он прежде нас сам будет иметь лежащими под руками Его тех, которые хотят выступать против Него и нечестиво востают против Него? Итак, что Он не ведает бегства, а напротив преследует и овладевает кем бы ни захотел, притом без труда, так как Он победил мир (Ин. 16:33), это предуказал божественный Иаков, говоря: Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего (Быт. 49:8). Какое может быть мыслимо различие между братиями, восхваляющими, и сынами отца, которые сопричисляются к поклоняющимся? Разве не необходимо об этом сказать? Блаженный Иосиф (обрученный Марии Приснодеве) поставлен был в положение отца Христу, хотя по истине и не был отцом Его. Но у него были сыны и дщери от первого брака. Поелику же они были и сотрапезниками Христу, видя Его творящим знамения, однако не очень усердно следовавшим велениям закона по причине безразличия в пище и небольшого уважения к покою субботнего дня, так как Он говорит: не то, что входит в уста, оскверняет человека (Мф. 15:11) и: Сын Человеческий есть господин и субботы (Мф. 12:8): то разделялись во мнении и не хотели всецело чтить Его, так как им казалось, что Он погрешает против закона, и не считали возможным допустить, чтобы человек, столь славный, не искал славы. Поэтому они в одно время приступили к Нему ясно говоря: Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру, ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным (Ин. 7:4) А к сему Евангелист прибавил: Ибо и братья Его не веровали в Него (ст. 5). Но говорившие это в начале, по прошествии времени уверовали, потому что убедились, что хотя Он был и во плоти, и явился человеком, однако был вместе и Бог по естеству. Это и блаженный пророк Иеремия, наперед ведавший о том в духе, говорит самому Еммануилу: Ибо и братья твои и дом отца твоего, и они вероломно поступают с тобою, и они кричат вслед тебя громким голосом. Не верь им, когда они говорят тебе и доброе (Иер. 12:6). Ибо те, кто прежде вместе с другими вопияли против Него, теперь собрались в вере и говорили о Нем доброе. Так блаженный Иаков пишет в Послании к двенадцати коленам, говоря: Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам (Иак. 1:1). Итак, восхвалят Его как Бога и те, которые чрез веру и освящение, даруемое чрез веру, призваны к братству; не менее того поклонятся и сыны отца. Но очевидно, что и поклоняющиеся восхвалят, и воссылающие хвалу не менее того будут поклонниками. И скимен львов есть также происшедший от Иуды Христос, Сын Бога Всемогущего, Которому свойственно без борьбы побеждать и быть в силах одним словом поражать противников, как говорит пророк: лев возревет, и кто не убоится? (Амос. 3:8). Итак, Христос есть скимен львов, как бы от леторасли и от благородного корня возросший, от Святой Девы. Он же есть и жезл силы, который послал нам Бог от Сиона (Пс. 109:2), утешающая всех и поддерживающая палица (Пс. 22:4), жезл правости и царствия (Пс. 44:7), право и кротко пасущий стада святых, но сокрушающий яко сосуды скудельничи (Пс. 2:9), тех, которые не терпят того, чтобы быть пасомыми от Него. Он же сам есть и жезл Ааронов, имевший местом своим Божественную скинию и внесенный во Святая Святых, произросший орехи (Чис. 17:8), что служит знамением воскресения. Ибо ореховое дерево отгоняет сон. А тайна воскресения почтена в церквах Божиих. Посему и блаженный Иаков, назвав «леторасль», тотчас упоминает и об имеющем совершиться в конце домостроительства, и говорит: возлег уснул еси яко лев, то есть Ты не невольной подвергся смерти, но, хотя как лев мог схватить и устрашить, и избавиться от руки уловляющих, однако добровольно возлег и не держим был смертию, как думали решившиеся распять Его, но смерть Его была как бы сон, и Он лишь на краткое время смежил очи свои. Итак, кто поднимет его? сказано (Быт. 49:9). Это подобно тому, как если бы кто сказал: Он лег добровольно, но только не будет нуждаться в содействии другого кого-либо для восстания. Ибо Он сам всесилен, как сила Отчая; и не имеет недостатка в возможности оживотворить, и весьма легко, храм Свой. Об этом Он и говорит, обращаясь с речью к иудеям: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин. 2:19) Таким образом, что никто не был для сего споспешником Ему, но достаточно было одного Его Самого, как силы Родителя, на это ясно может указывать самое слово Писания. Но и то, какое будет время пришествия Его, уясняет, говоря: Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов (Быт. 49:10). Правили страною иудеи, и вожди у них были из племени Израиля, доколе Ирод, сын Антипатра, палестинянин, не наименован был четверовластником и не получил власть в свои руки. При нем-то и родился Сам Христос, чаяние языков. Что множество язычников спасено, когда Он родился, для доказательства этого не нужно много слов, когда об этом вопиет самое дело. Впрочем тому, что прежде допущен будет чрез веру недавно родившийся от язычников и новый народ, но что после него будет призван и Израиль, Он научил, говоря тотчас же: привязывает к виноградной лозе осленка своего (Быт. 49:11). Ибо привязала как бы к себе чрез веру лоза истинная, то есть Христос, народ из язычников, который он уподобляет осленку. А что привязал Он к виноградной лозе, то есть к любви своей жребца осляте своего, разумею народ уверовавший, происшедший от древнейшей матери иудеев, или синагоги, в этом как мог бы кто-либо усомниться, когда всё, так сказать, Богодухновенное Писание говорит нам о сем таинстве? Затем, что Он имел своею собственною кровию окрасить плоть, пригвождаемый к древу и копием прободаемый, это ясно из слов: моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое (ст. 11). Так и божественный Исаия повествуя о восхождении Христа на небеса, сказал, что святые ангелы или вышние силы изрекли: Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора? (Ис. 63:1). И еще: Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле? (ст. 2). А что хотя Он и был в мертвых, хотя и потерпел дерзости от иудеев, заушения и укоризны, однако не много заботился о сем, претерпев это ради нас и спасши поднебесную, что, напротив, все это было для Него всегда весьма приятно и не изменяло обычного благодушия Его, на это могут указывать слова: блестящи очи [его] от вина (Быт. 49:12). Под этим, как я думаю, может разуметься, так сказать, приятность, как бы всегдашнее благодушие и веселость Божества Его. Ибо у испивших вина душа как бы всегда весела и наиболее удаляется от всего огорчающего. Когда же сквозь зубы как бы проходит слово, то и они сами сказано, являются белы, как испускающие от языка чистое и убеленное слово. Ибо отнюдь не погрешителен в слове Христос, напротив, истинен и откровенен. И все, что бы Он ни произнес, есть святолепно, дивно и величайшую светлость вносит в душу и ум слушателей.
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока
Изобразив будущую судьбу Иуды в продолжении времен, или исторически, Иаков, наконец, вписывает оную в отношении к его местопребыванию, или географически, и предвещает ему, что очи его будут сиять от вина, веселящего сердце, и уста будут исполнены млека, подобно как у младенцев, у которых оно по вкушении еще белеет в устах.
…«Очи его червленеют от вина, и зубы его белеют от млека». Во дни благодати и спасения очи его будут сиять вином духовной радости, уста — изливать млеко, питающее младенцев его, в день гнева и суда он восстанет яко от сна, яко силен и шумен от вина (Пс.77:65). И очи его, яко пламень огня (Откр.1:14).
Климент Александрийский, пресв. (†215)
Ст. 11-12 Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи [его] от вина, и белы зубы [его] от молока.
Так многими различными именами иносказательно обозначается Слово: еда, плоть, пища, хлеб, кровь и молоко. Все это есть Господь - для того, чтобы это вкушали мы, уверовавшие в Него. Никому поэтому пусть не кажется странным наше уверение, что это о крови Господней говорится под образом молока. Не о ней ли же иносказательно говорится и под образом вина? «Моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое». Это место означает, что в Его (Святом) Духе тело Слова (Церковь) достигает красоты и славы, подобно тому как и Он сам своим Духом питает тех, которые страстно добиваются общения с Ним.
Руфин Аквилейский, пресв. (†410)
блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока
Очи Христа будут очами, дарующими свет знания всему телу, как написано в Евангелии: Светильник для тела есть око (Мф. 6:22). И эти очи благодатны, ведь слово знания приправлено солью (Кол. 4:6), чтобы доставить благодать слушающим. Следовательно, человек именуется благодатным не потому лишь, что он несет слово знания, имеющее в себе благодать, но и из-за того, что он доставляет благодать слушающим. Ведь сказано: услышав это, мудрый станет мудрее (Притч. 1:5). Так и благодатны очи его от вина, поскольку в слове знания нет ничего водянистого, жидкого и холодного. Оно подобно вину, которое веселит сердце человека (Пс. 103:15) и которое изливается на раны того, кто попался разбойникам (ср. Лк. 10:30, 34). Потому раны слушающих, то есть грешников, не только умягчаются благодаря нежности елея, но также очищаются терпкостью вина (ср. Пс. 50:9).
Уже не раз мы говорили о порядке и значении членов тела Христова, и кажется неуместным вновь повторять то же самое в этом месте. Так, зубы его, которые белее молока, суть те, которые своими зубами могут жевать и мелко перемалывать твердую и крепкую пищу Слова Божия. О них же апостол говорит в Послании к Евреям: твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евр. 5:14). О несовершенных же коринфянах он говорит: Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах (1Кор. 3:2). Итак, зубы его белее тех, кто питается молоком: то есть те, кто может есть и усваивать совершенную пищу, превосходят тех, кто все еще нуждается в молоке, будто дети. Наконец, и в Законе те животные, которые жуют жвачку и принятую ими пищу вновь возвращают к своим зубам, и, уже измельченную, передают для питания своего тела, указываются в виде чистых (ср. Лев. 11:3). Так же и здесь самым надлежащим образом говорится, что белее зубы его. Ведь все совершенные, все изъясняющие пищу Писания при помощи подобающих и компетентных толкований и предоставляющие ясный и простой смысл, именуемый духовным, телу Церкви, должны быть белыми, чистыми и свободными от всякого порока, чтобы о них нельзя было сказать: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? (Рим. 2:21).
О благословениях патриархов
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
9. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?
10. Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов.
11. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое;
12. блестящи очи [его] от вина, и белы зубы [его] от молока.
Ст. 10 (церк-сл.) Не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дондеже приидут отложеная Ему, и Той чаяние языков.
Все обилие благодатного благословения с преимуществами первородства, которых лишены были первые три сына*, Иаков излил на достойнейшего из сыновей своих, на Иуду [с евр. значит «похвала»]. Державные потомки Иуды, побеждая врагов своих, будут восхваляемы от потомков братьев своих, которые подчинятся князьям Иуды. Сила потомков его будет возрастать постепенно, и один из них будет силен, как лев (см. Апок.5:5), который возвращается с ловитвы с добычею и успокоивается и засыпает, как бы умирает, и никто не посмеет возбудить его (Ст.9). Державные властители из колена Иудова не прекратятся, доколе не приидет Примиритель (Ст.10) Страна, которую займут потомки Иуды, будет изобиловать медом и молоком (Ст.12).
На каком основании изречение Иакова: «не оскудеет князь от Иуды» и пр. нужно относить к Mессии, Иисусу Христу?
Прежде всего нужно заметить, что ныне сущеетвуют два чтения этого места: одно по переводу LXX-ти, с которым согласны переводы сирский и арабский, именно: «дондеже приидут отложеная ему» (τά ὰποκείμενα αὺτῷ): и «Той чаяние языков», т. е. «пока не прийдет все то, что предназначено ему», или: «пока не прийдет тот, ему же отложен [т. е. скипетр]»: и «той чаяние языков»; другое чтение по нынешнему-еврейскому тексту: «пока не прийдет Примиритель [евр. Шило]**, и ему покорность народов». Но то и другое чтение в пророческом отношении имеет одно значение, именно содержит пророчество о Мессии. Это доказывается следующим:
Во 1-х, те черты, которыми характеризуется предрекаемое лице, именно как Князь по преимуществу, т. е. в смысле мессианских чаяний Израильтян (см. параллельные места: Иез.21:27; Ис.9:6; Иер24:5-7; Мих.5:2 и др.). или по нынешнему еврейскому тексту Примиритель, и как чаяние языков (ὲθνῶν), очевидно, в смысле прежних пророчеств о семени Авраамовом, чрез которое «благословятся вси языцы земнии» (см. Быт.22:18), ни к кому из обыкновенных царей Иудейских не могут быть приложены, кроме Царя Мессии.
Во 2-х, пониманием этого пророчества древними Иудеями, выразившимся в таргумах Онкелоса и Ионафана, которые передают смысл этого места так: «Мессия, ему же принадлежит царство», а также объяснением этого пророческого места всеми христианскими толковниками.
В 3-х, наконец, точным исполнением этого пророчества на лице Ииcyca Христа, Сына Божия, Который явился в мире именно в то время, когда правительственная власть от Иуды стала оскудевать и Иудеями в качестве царя управлял иноплеменник Ирод Идумеянин, и Который сделался истинным примирителем Бога со всеми грешными человеками, не только иудеями, но и язычниками.
И так, что именно пророчествуется о Мессии в данном месте?
Пророчествуется о времени Его явления на землю, о происхождении Его именно из колена Иудина и о примирении чрез Него всех народов с Богом.
**LXX вероятно: читали: [шилло-ему же, или то, что ему].
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Иуда
Иуда (хвала Иеговы, или хвалите Господа) (Быт.35:23) – четвертый сын Иакова от Лии, родился в Месопотамии около 2249 г. до Р. X.
Колено Иудино, во главе которого стоял он, было из наиболее многочисленных и могущественных, сравнительно с прочими (Чис.1:27) и получило первый удел по жребию при разделе Земли Обетованной.
Пророческое благословение, преподанное Иаковом Иуде (Быт.49:8-12), очень замечательно. В нем содержится указание на воинственный дух его потомков, равно как на время и продолжительность его могущества и власти. Вот оно: Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих (т. е. во время войны). Поклонятся тебе стены отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев (Ариель – лев Божий) и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель и Ему покорность народов. Далее в пророчестве говорится, что места обитания Иуды будут изобиловать лозами превосходнейшего винограда. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего, и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей. Моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое (ст. 11).
В этом пророческом благословении Иакова заключается такой смысл: Иуде должен принадлежать скипетр, т. е. правительственная царская власть, пока не приидет Примиритель, т. е. Мессия Христос, который примирит всех грешников с Богом и воцарится над всем человеческим родом. Некоторые черты характера Иуды можно видеть в библейском повествовании о продаже Иосифа и двукратном путешествии Иуды, вместе с братьями, в Египет для закупки хлеба, – равно как и в описании его греха, им содеянного с Фамарью (Быт.38:26).
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 11-12 Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи [его] от вина, и белы зубы [его] от молока.
Картина довольства и богатства удела племени Иудина. В полной мере исполнилось пророчество это при Соломоне. Некоторые однако из еврейских комментаторов и христианских писателей относят это время к царству Мессии (Англ. Библия указывает на таргумы Иерус., на Иоанна Злат., Феодорита и др.).
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Благословение, данное Иуде, превосходило все остальные по глубине своего содержания и по обилию обетований. Сии обетования касались, во-первых, славной и блестящей будущности собственно колена Иудина, а во-вторых, предзнаменовали, по словам Златоуста, вое то, чти относится к Христу.
Постепенно возрастающее могущество, воинскую славу и первенство колена Иудина пред всеми остальными коленами патриарх пророчески рисует под образами молодого львенка (скимна львова), затем льва, возвращающегося с добычи, и львицы, покоящейся со своими детьми. Действительно, воинский дух сказался – как и молодом льве, в сынах Иудиных, когда, по смерти Иисуса Навина, они стали во главе своих соотечественников (Суд.1:1,2), и ринулись на брань с ханааискими племенами. Львом, возвращающимся с добычи, Иуда явился в победоносное царствование Давида, знаменитого победителя Голиафа, и воинственнейшего из всех царей еврейских. Отдыхающей же львицей, в самом новое своем страшной, явились сыны Иудины в блестящее и мирное царствование Соломона. В приложении же ко Христу Спасителю, именующемуся в Писании львом от колена Иудина (Апок.5:5), пророчество Иаковлево имело тот смысл, что некогда великий Потомок Иуды покорит себе вое народы, ибо в церковь Его вступят люди от всех племен земных, и об имени Иисусове поклонится всяко колено небесных, земных и преисподних (Фил.2:10,11). Образ же покоящегося льва, которого никто не смеет возбудить, указывал на смерть и гроб Христа Спасителя, в котором покоился как царь, область имевший положити душу свою за род человеческий, и область имевший паки прияти ю (Ин.10:18). Посему церковь поет ему: «возбудил еси (воскрес еси) уснув, царски рыкавый, яко от Иуды лев» (cм. кан. Пасх).
Затем, продолжая будущую славную историю колена Иудина, патриарх восклицает: «не отойдет скипетр от Иуды и жезл от чресл его», т. е. постоянно будут происходить из племени Иудина цари еврейские, держащие скипетр и носящие властитедьный жезл, – пока не приидет Примиритель, т. е. до тех пор, пока не приидет Мессия-Примиритель, (по евр. Шило́). И Ему покорность народов, – по-славянски Той чаяние языков, т. е. пришествия Его ожидают и язычники, которые также покорены будут Его евангелию, как и сыны Израиля. Таков смысл сих пророческих слов Иакова об Иуде, по единогласному разумению не только отцов церкви христианской, но II учителей еврейских. Событие сего пророчества наступило тогда, когда, незадолго до рождения Спасителя, Иудеи потеряли свою политическую самостоятельность под властию Римлян; и с тех пор, как чужестранец Ирод Идумеянин вступил у них на престол, они перестали иметь своих собственных царей. Потом и Иерусалим был разрушен до основания, а Иудеи рассеялись по всей земле.
Наконец, пророчески изображая плодородие земли, которая выпадет на долю колена Иудина при разделе земле обетованной, патриарх Иаков употребляет следующие символические образы. «Винограда будет так много в этой стране, что без всякого сожаления станут привязывать к виноградным лозам рабочих животных, как бы к простым и диким деревьям, а в виноградном вине будут мыть одежды свои, как бы в воде; я очи сынов Иудиных постоянно будут сиять веселием от вина, которого будет неистощимое изобилие. И молока будет так много, что оно постоянно будет белеть в зубах у благоденствующих обитателей страны той». Действительно, виноград окрестностей Ен-Геди, находившихся в колене Иудовом, пользовался впоследствии великою известностию. Огромная виноградная кисть, принесенная соглядатаями Моисеевыми из земли обетованной, найдена была в долине Есхол, находившейся в полумиле от Сорека, некоторой местности в колене Иудовом. В таинственном же смысле, – кровь гроздов виноградных в пророчественной речи Иакова указывала, по мнению св. отцов, – на искупительную кровь Христа Спасителя, в которой он омочил одежду плоти своей; а осленок и сын ослицы, привязанные к виноградной лозе, указывали на то событие из жизни Богочеловека, когда он шел во Иерусалим на страдания – вслед на жребяти осли, в знак подчинения язычников игу закона своего. Блеск же очей и белизна зубов суть символические образы божественной красоты воскресшего Спасителя, и обилия благодати в Его духовном царстве.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 8-12 Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока
Рувим лишен первородства, Симеон и Левий — первородства и самостоятельности, 4-й сын Иуда в лице своего потомства получает и первое и последнее, вообще колено его — «царственное и из всех прочих колен самое могущественное» (блаженный Феодорит).
В целом «благословение, данное Иуде, таинственно: оно предзнаменовало все то, что относится ко Христу» (Иоанн Златоуст). Собственно мессианский смысл имеет, по общему признанию толкователей, средняя часть благословения Иуде — ст. 10; в двух предыдущих стихах (8 и 9) и 2-х последующих (11 и 12) раскрываются исторические черты земного могущества и благополучия Иудина колена, в которых, однако, можно усматривать и отобраз или прообраз моментов мессианских. 8–9 ст.: Иуда (Иегуда), с евр. = восхваленный (ср. слова Лии при рождении его, Быт. 29:35: «теперь-то я восхвалю Господа»), станет предметом хвалы и прославления своих братьев.
По Мидрашу, это значит, что все колена Израилевы впоследствии будут носить имя Иуды — будут называться иудеями. Славному имени Иуды соответствовать будут его доблесть, мужество, могущество: сила в борьбе с врагами и победе над ними, владычество над коленами Израилевыми (сыны отца, а не матери, как в Быт. 27:29: все родоначальники колен Израилевых, от всех 4 жен Иакова). И не в войне только страшно будет врагам колено Иудино: оно будет внушать всем страх почтения и в состоянии глубокого мира: как львенок, лев и особенно львица даже и спящая внушают человеку особый страх, так, подобно царю зверей, Иудино колено в разные эпохи истории по поселении в Ханаане было грозно хищническим племенам, окружавшим Израиля в Палестине.
Если во всей полноте развилось это могущество Иудина колена при Давиде, то уже и в пустыне оно было во главе всех колен (Чис. 2:3), и первое же начало завоевание Ханаана (Суд. 1:1–8). Гербом своим на военном знамени Иудино колено имело изображение льва. Во всей силе сравнение патриарха осуществилось в смерти Господа: «как лев и спящий страшен, так владычная смерть сделалась страшною и смерти, и диаволу… И слова: кто возбудит его? показывают неизреченное Его могущество. Ибо Сам Себя воскресил…» (блаж. Феодорит, ср. Иоанн Златоуст, 718).
В первой половине ст. 10 колену или потомству Иудину в двух синонимических выражениях обещается верховная власть в Израиле — правительственная (schebet; LXX: ἄρχων, русск.: скипетр, ср. Чис. 24:17; Ис. 14:5; Зах. 10:11) и законодательная, а также военная (mechoqeq; LXX: ἡγούμενος; Vulg.: dux; слав.: вождь). Затем указывается предел этого господства — в смысле прекращения его или идеального завершения — в словах: ad ki jabo Schiloh, весьма неодинаково понимаемых толкователями всех времен и направлений.
Преобладающее толкование — и по древности, и по авторитетности его представителей, и по контексту идей и событий истории спасения — мессианское. Все различия в понимании приведенного выражения сводятся к неодинаковому толкованию слова Sсhiloh.
Из не мессианских толкований можно упомянуть то, которое видит в последнем имя города Ефремова колена — Силома (евр. Schiloh, напр. Нав. 16:6; 18:1 и др., или schilo — Суд. 21:21 и др.), где по завоевании Ханаана поставлена была скиния, и всю фразу передает: «пока не придут в Силом» — смысл очень ограничительный: гегемония Иуды была бы очень кратковременна, да и значение прихода евреев в Силом — проблематично.
Пророчески мессианское толкование, господствовавшее в иудейской синагоге, в древней христианской церкви и в ученом христианском богословии средневекового и нового периодов, представляет несколько видоизменений по различному пониманию Shiloh, при чем во всяком случае удерживается идея нового мессианского порядка жизни. Понимают Schiloh именно как абстрактное вместо конкретного — примиритель, князь мира (LXX: ἀποκείμενα αυτω; Акила: ῶ ἀπόχειται) или — прямо как конкретное: «сын его» (р. Кимхи); qui mitteudus est (Vulg.) и пр.
В Талмуде и Мидрашах Шило — одно из имен Мессии. Конец стиха «Ему покорность народов» всеми толкователями относится к Мессии, как затем весь стих 10, и, наконец, все пророчество об Иуде. «Это самый ясный признак пришествия Господа», — говорит блаженный Феодорит о словах ст. 10, — у иудеев оскудели не только цари, но и архиереи и пророки, в доказательство исполнения сего предсказания. Когда надлежало родиться Спасителю нашему, возобладали Иудеями цари иноплеменные, а сим указан Царь вечный — «чаяние языков» (отв. на вопр. 112).
«Дотоле Иудейские и князья из Иудеев будут продолжаться, пока придет Он» (Иоанн Златоуст, 718). Ст. 11–12 рисуют картину богатства территории колена Иудина произведениями земледелия и скотоводства: чрезвычайное обилие винограда (в том числе лучшего его сорта, т. н. сорек) и обилие стад и молока. Мидраши, Таргумы, святой Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит придают и этим чертам мессианский смысл, для чего пророческие изображения (напр., Иоил. 2:22) мессианских времен дают некоторое основание.