Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Бытие 49:2
сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего.
Святые отцы
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего
В сем вступлении видно намерение возбудить особенное внимание к следующей речи. Между тем оно также показывает необыкновенное состояние духа, дающее необыкновенный вид и речи.
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст. 1-2 (церк-сл.) Призва же Иаков сыны своя и рече им: соберитеся, да возвещу вам, что срящет вас в последния дни: соберитеся и послушайте мене, сынове Иаковли, послушайте Израиля, послушайте отца вашего.
Что значит выражение: «в последние дни», и к какому времени нужно относить исполнение пророческих благословений Иакова?
Уже в последних словах Иакова, обращенных к Иосифу при благословении детей сего последнего, мы видим, как духовный взор умирающего патриарха созерцает будущую судьбу потомства его в земле обетования; и вот, патриарх-пророк спешит собрать около смертного одра своего всех сыновей своих для того, чтобы возвестить им, «что срящет их в последние дни», т. е. впоследствии, когда они займут землю обетованную, вместе с сим Иаков и благословил их. Вся пророческая речь патриарха состоит из двенадцати пророческих изречений по числу двенадцати сынов Израиля.
Выражение «в последние дни» на пророческом языке означает не просто только указание на будущее неопределенное время, а указание на будущее время определенное, как всем известное и всеми ожидаемое, но несомненно долженствующему совершиться событию, словом, это термин определения эпохи, после чего должна начаться новая жизнь; такою ,например, ожидаемою эпохою для ветхозаветной Церкви было время пришествия на землю Мессии, и в пророческих книгах Ветхого Завета это время определяется выражением: «в последние дни» (см. напр. Ис.2:2; Мих.4:1 и др., Евр.1:2). Для Иакова же и его сыновей такою ожидаемою эпохою было время возвращения Евреев в землю обетования и унаследования ее (см. Быт.15:13-16, Быт.48:21-22, Быт.50:24); но, конечно, вместе с этим и даже это самое ожидание утверждалось на вере в обетованное Семя и на ожидании Его, [т. е. Meccии], и унаследования чрез Него царства небесного (см. Евр.11:21-22 и Евр.14-16). По-сему-то все пророческие благословения Иакова в своем исполнении ближайшим образом нужно относить к занятию Евреями земли обетованной при Иисусе Навине и пребыванию там потом, а в прообразовательном смысле ко времени пришествия Мессии на землю, и в особенности в прямом мессиански-пророческом смысле нужно понимать благословение, данное Иуде в словах: «не оскудеет князь от Иуды» и пр.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Ст.1-5. И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что́ будет с вами в грядущие дни; сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего. Рувим, первенец мой! ты – крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества; но ты бушевал, как вода, – не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, [на которую] взошел.
Рувиму. Сущность Иаковлева предсказания о колене Рувиновом состояла в следующем. Так как Рувим, обуреваемый некогда постыдною страстию, бушевал как вода, и осквернил ложе отца своего (Быт.35:22); то за сие лишится прав и преимуществ первородства своего, т. е. не получит им двойной части наследства, ни жреческого, ни судейского достоинства, – все сие перейдет в другие колена.
Предсказание патриарха исполнилось со всею точностию. Некогда рувимляне Дафан и Авирон, вместе с левитом Кореем, задумали было возвратить утраченные своим родоначальником права священства и властительства, но погибли самым ужасным образом со всеми своими сообщниками (Числ.16).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 1-2 И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни; сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего
Иаков предрекает судьбу своих потомков
В высоко-поэтической, боговдохновенной речи Иаков, минуя предстоящую его потомству жизнь в Египте, пророчески рисует картину будущей жизни каждого колена в Ханаане, причем в каждом случае выходит из индивидуальных качеств того или другого сына своего и обстоятельств жизни его, и затем переходит к будущности, то более близкой, то более отдаленной, его поколения — к «последним дням» (acharith hajamim, ἐπ ἐσχάτων τῶν ἡμερῶν; Vulg.. in diebus novissimis), что в отношении к важнейшему пункту пророчества Иакова — пророчеству об Иуде означает «не вообще будущее, но будущее завершительное, именно мессианское время завершения всего» (Кейль). Конечно, первое время по поселении Израиля в Ханаане и период судей образуют ближайшие пункты пророческого созерцания Иакова, но пророческая перспектива его далеко не ограничивается этими пределами, да и исторические черты означенного периода полны символического значения по отношению к отдаленному будущему истории спасения. Мессианский смысл выражению «в последние дни» принадлежит и другим библейским пророчествам (Ис. 2:2; Иер. 30:24; Иез. 38:16; Дан. 10:14; Ос. 3:5; Мих. 4:1; ср. Евр. 1:1–2).
Вообще, в целом и многих частностях, пророчество Иакова является типом патриархальных благословений, облеченных в вдохновенную и поэтическую форму. Блаженный Феодорит на вопрос: почему говорится, что Иаков благословляет детей, когда некоторых проклинает? — отвечает: «последние слова патриарха — не проклятия и не благословения, но предсказания».
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
XXXIV. Паремия на вечерне в субботу Ваий (Быт. 49:1–2, 8–12). В сей паремии содержится предречение патриарха Иакова о судьбе потомства сына его Иуды.
Соберитеся и послушайте мене, сынове Иаковли, послушайте Израиля, послушайте отца вашего
См. Толкование на Быт. 47:1