Скрыть
Иосиф – отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною;

Святые отцы

Прочие

Ипполит Римский, сщмч. (†235)

Иосиф - отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною

Иаков благословил Иосифа обильнее, чем всех его братьев, поскольку усмотрел прообразованные им таинства, которые исполнятся во Христе. Вследствие этого пророк благословил, собственно, не Иосифа, а Того, Чьим прообразом был Иосиф. Действительно, он говорит ему: Сын мне возросший, Иосиф, потому что через это могущественное и совершенное имя в мире возросла и увеличилась благодать Христа.

О благословениях Исаака и Иакова

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 22-24 Иосиф - отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною; огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева

Сын воспитания Иосиф. Как Иаков вместо первенца своего Рувима имел опорой Иосифа, так вместо первородного Адама, который преогорчил Бога, Сын старости стал опорой мира в конце его, потому что на Нем, как на столпе, утверждается и стоит весь мир. Взыди источник, здание огражденное братьями и сынами. И мир силой Господа нашего ограждают пророки и апостолы. Иосиф послужил стеной братьям, насытив их во время голода. Господь наш стал мысленной стеной для мира, предавшегося заблуждению. На Иосифа восстали родоначальники колен, на Господа же нашего восстали князи народные. Обратился лук его в крепости, потому что и Иосиф, и Господь наш покорили себе врагов своих. Разслабеша мышцы рук его, потому что тот и Другой не изощряли и не метали стрел в братий своих. Рукою сильнаго, то есть ради имени Самого Сына, Который у апостола назван камнем, следовавшим за Израилем в пустыне (1Кор. 10:4).

Ст. 22-27 Иосиф - отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною; огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы, благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими. Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу

Сын воспитания Иосиф, потому что с детства получил хорошее воспитание. Взыди источник, здание огражденное, потому что огражден был Богом по великой надежде на Бога. Огражден был также первородством, царским достоинством и братьями. Огражден, как источник, двумя сынами, с той и другой стороны. Взошел на стену, то есть достиг высоты добродетели. Ополчились на него, противостали ему владыки сонмов, то есть родоначальники колен. Иные читают: мужи разделения. Но смысл тот же, ибо братья его были сынами разделения; они противостали ему и продали его Египтянам. Обратился лук его в крепости, потому что сделался он господином и владыкой братьев своих. И разслабеша… мышцей рук его. Хотя лук крепок, но если нет силы в мышцах, то крепость лука бесполезна. Так и Иосиф имел власть предать смерти братьев, но не было у него гнева, изображаемого здесь силой мышц; мышцы рук его ослабли от любви. Рукою сильнаго Иакова, то есть ради Бога, Который был с Иаковом, ради имени грядущего Пастыря, Который путеводил их в пустыне и всему Израилю давал хлеб с неба и воду из камня; Бог отца твоего поможет тебе в брани с врагами, потому что не стал ты мстить сынам отца твоего. И Бог всемогущий благослови тя благословением небесным свыше, то есть обильной и всегдашней росой и изливающимися свыше благопоспешениями ежегодным произведениям земли. Благословениями бездны долу лежащей. Хотя все сотворено из ничего, но облака, как сказали мы выше, произошли из бездн, и премудрость Божия, как воды в безднах (по причине их великого собрания) осолила, чтобы они не портились, так воды в облаках соделала сладкими, чтобы напояли они людей, животных, травы и все прозябения. Итак, благословения небесные - дождь и роса, а благословения бездны - реки и источники, орошающие наследие Иосифа. Благословения… сосцев и ложесн: любвеобильные благословения, какими матерь благословляет сына своего, когда вкушает он млеко из сосцов ее, и исполненные любви благословения, какими отец благословляет любимого им сына от полноты любви своей. Благословения отца твоего… преодоле паче благословения отцов моих, то есть благословения, какими благословляю тебя, паче (сильнее) тех, какими благословлен был я. Ибо тебя благословляет по вере отец, который видит тебя, а я приял благословение по вере под именем другого. В то самое время, как отец давал мне господство над братом, делал меня рабом брату. Поэтому мои благословения паче благословений отца моего, если не по силе, то по любви. Даже до упования холмов вечных, то есть паче и тех благословений, какими благословил меня Исаак, который сам приял благословение на горе и на высоте, где приносим был в жертву. Будут на главе Иосифове: как теперь среди Египтян Иосиф - похвала и слава братьев, так и впоследствии будет он их венцом и воцарится над братьями в наследии их. Вениамин волк хищник, в ожидании добычи, скрывающейся среди наследия своего: рано яст добычу во время того избавления, какое будет им от Аравитян, от Сеннахирима и от народа Гог. И вечером разделит похищенное, то есть во время мира в Иерусалиме разделит с коленом Иудиным, живущим с ним вместе, ту добычу, какую похитил в стане исчисленных ранее народов.

Доселе говорили мы о благословениях Иакова в смысле буквальном; теперь скажем о них в смысле духовном. Говоря о них в смысле буквальном, не сказали мы, сколько надлежало, и говоря в смысле духовном, не скажем также, сколько должно. Недостаточно сказанное нами в смысле буквальном, еще недостаточнее будет, что скажем в смысле духовном.

Толкования на священное Писание. Книга Бытия

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Иосиф - отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною

По какой причине отец более щедро одарил Иосифа, если не по той, что именно в нем он видел тайны прообразуемого Христа? Поэтому он благословлял скорее Того, Кого ожидал, нежели того, кого видел, и сказал: Сын возросший мой, Иосиф. Кто же возросший, если не Христос, благодать Которого постоянно возрастает и слава Которого не имеет конца? О нем говорит также и Иоанн: Ему должно расти, а мне умаляться (Ин. 3:30), потому что через это Его спасительное и совершенное имя в этом мире приумножилась и разлилась благодать - сын возросший мой. И поэтому, видя, что он разросся, братья начали его ненавидеть, и умопостигаемый Иосиф столкнулся с ненавистью тех, кого больше любил. В самом деле, Он говорил: Я пришел только к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 15:24). А они говорили: Сего же не знаем, откуда Он (Ин. 9:29). Он заботился о них, а они отвергали Его.

Сын мой младший - сказано. Действительно, он был младшим, потому что родился почти что последним (см. Быт. 30:1-24, 35:16-18), и Писание говорит: Иаков любил его, потому что он был сын старости его (Быт. 37:3). Но это относится и ко Христу. Ибо Сын Божий, воссияв через Свое рождение от Марии Девы, пришел нескоро, в уже стареющий и близящийся к закату мир - словно сын старости в согласии с таинством принял тело Тот, Кто был прежде веков всегда у Отца. Поэтому Отец говорит Ему: ко мне воротись, - призывая на небо от земли Того, Кого Он послал ради нашего спасения.

О патриархах

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 22-26 Иосиф - отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною; огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы, благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими

Я представил этот отрывок так, как он выглядит в еврейском тексте, вместо того чтобы переводить Семьдесят толковников. Потому что в данном случае они предлагают перевод, по большей части не совпадающий с еврейским текстом. А смысл этого отрывка таков: «Иосиф, ты потому носишь такое имя, что тебя приумножил для меня Бог, либо потому, что ты будешь большим среди своих братьев (ведь племя Ефрема было самым сильным, как мы читаем в Книгах Царств и Паралипоменон). Сын мой Иосиф, говорю я, ты так прекрасен, что всё множество египетских девушек смотрит на тебя со стен, с башен и из окон. Твои братья позавидовали тебе и этим вызвали у тебя гнев. Ведь у них есть стрелы сильной зависти и они ранены орудиями ревности. Но ты положил свой лук и боевое оружие в Боге: Он сильный Воитель. И твои оковы, которыми тебя связали братья, были Им разрушены и разбиты, чтобы от твоего семени родилось колено Ефрема, сильное и прочное и, наподобие очень твёрдого камня, несокрушимое, а также господствующее над десятью коленами Израиля».

Еврейские вопросы на Книгу Бытия

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 22-26 Иосиф - отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною; огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы, благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими

О Иосифе

Иосиф-отрасль плодоносного [дерева], отрасль плодоносного [дерева] над источником; ветви его простираются над стеною; огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного [Бога] Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, от Бога отца твоего, [Который] и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы, благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими (Быт. 49:22-26). Слова пророчества сего опять относятся к самому Еммануилу. И значение его, думаю, может быть не иное, как только то, которое я недавно изложил, при объяснении изречения: распускающий прекрасные ветви (ст. 21); потому что быть возращенным, как сказано о Иосифе, если понимать правильно это выражение, во всяком случае значит прибавляться в том, в чем он был сначала, увеличивать естественно принадлежавшую ему славу. Поелику единородное Слово Божие будучи Бог и от Бога, истощило Себя, по Писаниям (Фил. 2:7) добровольно снисшедши до такого состояния, в каком не было прежде, облеклось в эту бесславнейшую плоть и явилось в зраке раба, соделавшись послушливым Богу и Отцу даже до смерти (ст. 8): то теперь и говорится, что Оно превознесено и получило (чего не имело по человечеству), как бы по причастию благодати, имя выше всякого имени, по слову блаженного Павла (ст. 9). Впрочем поистине это не было дарованием того, что в начале не принадлежало бы Ему по естеству. Далеко нет. Скорее это может быть представляемо, как возвращение и восхождение к тому, что было вначале и что существенно и непрестанно принадлежало Ему. Посему Он и говорил, смотрительно приняв на Себя уничиженное состояние человечества: прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира (Ин. 17:5). Ибо Он всегда был в боголепной славе, существуя вместе с Родителем своим прежде всякого века и времени и прежде сложения мира. Таким образом возращение о Христе должно разуметь в смысле прибавления славы, которую как бы всегда имеет Бог в более широком объеме и в более явном для всех виде; потому что таковым Он умопредставляется по естеству со стороны живущих в мире, умопредставляется и как Господь всяческих, спрославляемый и споклоняемый Богу и Отцу. Впрочем, будучи сам творцом веков, Он по справедливости мыслится и как соделавшийся юнейшим. Ибо Он явился в последние времена века после славного и досточудного лика святых пророков и, просто сказать, после всех, которые за добродетель сопричислены были к ряду сынов. А что Еммануил соделался и достойным соревнования или «ревностным», в том как возможно сомневаться? Он возбуждает соревнование и в святых, которые, стараясь идти по следам Его, сообразуясь с Божественною добротою Его и Делая Его образцом своих действий, приобретают славу, превосходящую славу всех других. «Ревностным» же Он может быть представляем и в другом отношении, в отношении и к не любившим Его, разумею вождей иудейских, или книжников и фарисеев, которые многоразлично изобличаемы были, как питавшие в себе к Нему горькую ревность и как делавшие предметом зависти своей несравнимую славу Его. Ибо Христос воскрешал мертвых уже смердящих и предавшихся тлению и являлся высшим самой смерти. Они же, тогда как должно было бы удивляться сему и чрез то приходить к вере в Него, не допуская никакого сомнения, не делали этого, но были объемлемы завистью и принимали в душу свою горькую скорбь об этом. Он исцелил слепорожденного, а они назвали Его грешником (Ин. 9:1 и дал. 24). Изгоняемы были Им легионы нечистых демонов, а они лживо говорили, что споспешником Ему в этом является веельзевул (Мф. 12:22 и дал.). Камни бросали в Него, весьма нечестиво говоря: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом (Ин. 10:33). Скрежетали зубами, говоря: это наследник; пойдем, убьем его (Мф. 21:38). Ревностным Он был и для тех, которые ненавидели Его, но не совсем могли пленить Его. Ибо, хотя Он и претерпел Крест, однако как Бог ожил, поправ смерть, причем едва не взывал и говорил Ему Бог и Отец: ко Мне обратися. Он восшел на небеса, дабы там и услышать говорящего: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих (Пс. 109:1). Что они постыждены были, хотя и величайшее обнаруживали против Него безумие, этому Он научил, сказав: огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы (Быт. 49:23). Ибо собирая советы, замышляли жестокое стрельцы, то есть вожди народов, которые, как бы разжигая против Него тех, которые могли Его ранить, да и сами едва не наподобие острия копья вонзаясь в Него, чтобы совершить то, чего бы не следовало дерзать делать, и чтобы нападать на Него наподобие диких зверей. Но только но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного [Бога] Иаковлева (ст. 24), то есть Бога и Отца, который есть Господь сил, и который предуготовил все, чтобы Сын благословен был на небе и на земле. Ибо пишет божественный Павел: Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии (Евр. 1:6). Говорит в одном месте также и великий Давид: вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе (Пс. 65:4). Это, говорим, и есть благословение свыше, и благословение, содержащее в себе все то, что на земле низу, то есть такое, в котором по причине Христа, заключается всякая добродетель и весьма многоразличные плоды благочестия в отношении к Богу. Ибо сказано в одном месте Сыну: Ты посещаешь землю и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее (Пс. 64:10). Далее, что Ему дано благословение свыше, а также и от земли, это ясно утверждено словами: благословениями сосцов и утробы, благословениями отца твоего (Быт. 49:25-26). Чрез это ясно и наглядно означается рождение Единородного как от Бога и Отца, так и чрез Святую Деву, насколько Он мыслится и явился как человек. Ибо будучи естественно и истинно Сыном Бога и Отца, ради нас Он потерпел и рождение от жены и ложесн и сосцами питался. Он не призрачно, как некоторые думали (различные еретики), соделался человеком, но явился таковым поистине, так же как и мы следуя законам естества, и принимал пищу, хотя сам дает жизнь миру. Посему и блаженный Исайя делал как бы некоторое указание на то, что Господь поистине вочеловечился и нуждался в пище подобно обыкновенным младенцам, говоря: питаться молоком и медом (Ис. 7:15). Итак, Он благословен ради сосцов и утробы. Ибо, как я сказал прежде, поскольку Он соделался человеком и послушлив был Отцу, то и унаследовал имя выше всякого имени, и Ему преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, исповедующих, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Фил. 2:9-11). Но только, хотя Он и явился как подобный нам, однако превосходит всякого святого и боголепно превышает даже прежде Его бывших и наименованных отцами. Ибо Псалмопевец говорит, Ибо кто на небесах сравнится с Господом? или кто между сынами Божиими уподобится Господу? (Пс. 88:7). Этому же учит и блаженный Иаков, говоря: ты преодолел паче благословения гор пребывающих и холмов вечных (Быт. 49:26). Горами вечными и всегда пребывающими, а также и холмами вечными он называет святых, за то, что они подъяты от земли и ни о чем низменном не помышляют, но ищут вышнего и весьма усердно стремятся на высоту добродетелей. Итак, ниже Христа по славе даже знаменитейшие из отцов и достигшие вершины Добродетели. Ибо они были слуги, хотя наконец и поставлены в Ряду сынов; Господь же, как Сын, сам есть податель им того, чрез что они соделались славными. Посему и говорят они: И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать (Ин. 1:16). Итак, венец славы возложен будет естественно на главу Спасителя нашего; но тем не менее он перейдет, и тогда будет как бы неким даром, на самих святых, подчиненных Ему, которые получат неувядаемый славы венец (1Пет. 5:4); и будучи общниками страданий Его, сопричастятся и славе Его. Ибо несомненно, что спострадавшие Ему, будут Ему и соцарствовать (Рим. 8:17; 2Тим. 2:12).

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Иосиф - отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною

Иосиф — отрасль и проч. То есть Иосиф, сын матери, вначале неплодной, но коей потомство будет плодородно, подобен отрасли при источнике, возрастающей в древо, которое, наконец, простирает свои ветви над оградою сада. Из отрасли Иакова, отторженной от корня, соделавшись корнем двух ветвей — Эфраима и Манассии, он прострет свои отрасли от восточного до западного предела земли обетованной.

Толкование на Книгу Бытия

Руфин Аквилейский, пресв. (†410)

Иосиф - отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною

Что же означает, что среди всех братьев только Иосиф трижды именуется сыном? Я, по моему скудному разумению, понимаю это так, что первый раз Иосиф был рожден ему в виде сына тогда, когда он родился от Рахили, после того как Иаков отчаялся уже в приобретении потомства (см. Быт. 30:22-24). Второй раз сын как бы заново рождается для него, когда, вслед за тем, как Иаков уверился в его смерти, ему сообщают, что сын жив (ср. Быт. 45:26). В третий же раз Иосиф подлинно становится ему сыном, когда, наставляя и обучая его вере, премудрости и всем имеющимся у него добродетелям, благодаря которым он сам узрел Бога, Иаков также родил его, как сына, в духе. Впрочем, нельзя согласиться с тем утверждением, что Иосиф есть младший сын, так как за ним последовал Вениамин (см. Быт. 30:22-24, 35:16-18) - если только не считать, что он младший по отношению к премудрости своего отца.

Тот, кто, согласно третьему смыслу, был восстановлен и возрос посредством прохождения духовных ступеней, восходит до величия Иосифа, который благодаря преуспеянию в вере и дарам Святого Духа поднялся до такой степени, что стал причиной зависти. Какими цветами из наших слов украсится тот, кому по совершении доброго подвига, по завершении пути, по сохранении веры Бог, праведный Судия, готовит предназначенный венец правды? (2Тим. 4:7-8) Ведь и отец говорит о нем: Сын возросший, Иосиф, сын возросший. Ведь кто еще так возрос, чтобы после своего заблуждения и падения вновь восстановиться и подняться по каждой ступени добродетели таким образом, чтобы достигнуть высшей награды? Но поскольку он восходит постепенно, то говорится, что он возрос на каждой ступени. Ведь прежде всего он возрос в Иуде через исповедание веры. Затем он возрос в Завулоне, потому что отверг дела тьмы (Рим. 13:12). Далее он возрос в Иссахаре, когда умножились награды за его труды. Возрос он и в Дане, когда начал придерживаться правильного суждения, принимая решение. Возрос он и в Гаде, когда устоял в искушении. Наконец, он возрос и в Асире, когда достиг блаженства.

По достоинству, следовательно, говорится и теперь называется Иосиф возросшим сыном, который наследует уже блага будущего века (ср. Рим. 6:5). Но также говорится, что он сын ревностный, то есть такой, который для добрых должен быть предметом подражания, а для злых стать объектом ревностной зависти и ненависти. Также и апостол указывает на добрую и злую ревность, когда говорит о злой ревности иудеев: Ревнуют по вас нечисто (Гал. 4:17); а что касается доброй ревности, говорит о самом себе: я ревную о вас ревностью Божиею (2Кор. 11:2). Но он называется еще и младшим сыном: почему бы не называться младшим тому, кто отложил от себя ветхого человека с его деяниями (Еф. 4:22) и который воскрес со Христом (Кол. 3:1) и ходит в обновленной жизни? (Рим. 6:4) Ведь новый человек (Еф. 4:24) должен был трижды быть назван сыном, ибо первое его рождение было по плоти; второе - в его обращении или крещении; и третье - то, которое также называется возрождением, то есть воскресение из мертвых.

О благословениях патриархов

Георгий Константинович Властов (†1899)

Иосиф – отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною;

Повторение слов «отрасль плодоносного дерева» (т. е. Рахили) объясняют тем, что от Иосифа произошло два колена Израилева, между тем как от братьев его произошло только по одному колену (мнение Онкелоса). Выражение «ветви его простираются над стеною» означает то, что он не только осенял свой сад (семью), но что тенью и плодами его пользовались чужеземцы за стеною сада, т. е. египтяне.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 22-26 Иосиф - отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною; огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы, благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими

Если в величественном благословении Иуде говорило Божество, внушение Иакову, то теперь, в благословении любимца Иосифа, уже раз благословенного им в лице сынов, проявляется привязанность сердца Иакова к Иосифу. Особенно изящная форма, в которой выражено это благословение, которым, однако, Иаков не возвышает Иосифа над Иудой и не уделяет первому обещанных последнему высоких духовных благ, а блага главным образом материальные, объясняется исключительным положением Иосифа между братьями, как благодетеля их и «князя» (ст. 26). Иосиф здесь является:

1) плодоносным деревом (евр. porat — намек на имя Ефрем: повторение — указание на 2 колена от Иосифа), простирающим свои ветви и над истиной — над своими и чужими, евреями и египтянами (ст. 22),

2) при всех бедствиях (лично пережитых Иосифом и предстоящих его коленам, особенно Манассиину, из которого, напр., был Гедеон) несокрушимой твердыней, укрепляемой тем же пастырем-Богом, который с Иаковом (48:15); по некоторым, здесь — пророчество об ефремлянине Иисусе Навине;

3) любимцем отца, который преподает ему благословения: а) небесные свыше, т. е. росу и дождь (ср. 27:28); б) благословения бездны — почвы, орошаемой водами; в) благословения сосцов и утроб — обилие молока и скота (ст. 25);

4) князем (nazir «коронованный») между братьями — лично и в потомстве (дарственное Ефремово колено, ст. 26).

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible