Но́вый Заве́т:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно;
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)
- Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
Прочие
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
- Олег Стеняев, протоиерей
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 13-14 И рече Каин ко Господу Богу: вящшая вина моя, еже оставитися ми: аще изгониши мя днесь от лица земли, и от лица Твоего скрыюся, и буду стеня и трясыйся на земли, и будет, всяк обретаяй мя убиет мя
Поскольку проклятие это немедленно исполнилось самым делом, то говоривший прежде с гордостью: «Не страж я брату моему», - после произнесения проклятия низложенный с высоты гордости своей стал тут же стенать и трястись. Он говорит: вящшая вина моя, еже оставитися ми. Но исповедание это не принято, потому что Каин принес его не тогда, как был спрашиваем, а принес его поневоле, сказав, когда уже определено ему было: стеня и трясыйся будеши. И Каин, как бы не желая умилостивить Правосудие своими молитвами, вместо того, чтобы умолять Божие долготерпение, вновь (с вызовом) по причине ли страха, или с коварным умыслом говорит: Вот Ты изгоняешь меня от лица земли, проклял меня от лица земли; и я от лица Твоего скрыюся, то есть не могу стоять пред Тобою, показав себя дерзким пред лицем Твоим, сказав: «Не страж я брату моему». И буду стеня и трясыйся на земли: и будет, всяк обретаяй мя убиет мя. Желаешь ли ты смерти себе, Каин, или боишься смерти? Но если умрешь, то как исполнится на тебе Божие определение? А если любезна тебе жизнь и при таких бедствиях, то не гораздо ли вожделеннее была она Авелю, который далек был от твоих бедствий.
Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)
Ст. 11-15 Проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его
Хочешь ли видеть человеколюбие Божие, ты, который недавно только начал слушать огласительное учение? Хочешь ли видеть человеколюбие и великое долготерпение Божие? Выслушай случившееся [с Каином]… Перворожденный человек Каин сделался братоубийцей, изобретателем злодейства, зачинателем убийств и первым завистником. Но после того как убил брата своего, на что осуждается он? Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле (Быт. 4:12). Грех великий, наказание легкое.
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
Ст. 11-15 Проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его
Не напрасно было сделано знамение на Каине, чтобы никто не убил его: это означало, что зло не искуплено и не устранено с лица земли. Каин боялся, что его убьют, ибо ему некуда было бежать. Ведь когда совершают зло, оно возрастает и накапливается, не зная ни меры, ни предела, и орудует посредством хитрости и обмана, и обличается делами своими и пролитием крови, как обличен был Каин.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно
Многому и очень полезному для нашего спасения можно научиться отселе, если только захотим быть внимательными. «И рече Каин ко Господу: вящшая вина моя, еже оставитися ми». Вот полная исповедь! Так велик, говорит, грех, учиненный мною, что не могу получить прощения. Вот, скажет (кто-либо), он исповедал (грех) и исповедал с большою точностию. Но пользы от этого никакой, возлюбленный, потому что исповедь неблаговременна. Надлежало бы сделать это в свое время, когда можно было преклонить Судию на милость.
Каину необходимо было тогда же, когда он был спрошен Господом: «где Авель брат твой», исповедать свой грех, пасть (пред Богом), умолять и просить о прощении; но он в то время отверг врачество, а теперь, после приговора, когда все уже кончено, когда громогласно обвинила его кровь лежащего на земле (брата), он сознается и не получает от этого никакой пользы. Почему и пророк сказал: «праведный себе самого оглагольник в первословии» (Притч. 18:18). Так и этот, если бы предварил обличение Господа, может быть, удостоился бы некоторого человеколюбия по бесконечной благости Господа. Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если мы в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения. «И рече Каин…: вящшая вина моя, еже оставитися ми». Исповедание достаточно, но не благовременно.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
А после того как изобличен был в убийстве и подвергнут проклятию, он стал думать в свою очередь, что и сам умрет, хотя этого Бог и не желал, и что этим разрешится гнев Божий на него. Он говорил: «вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня».
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно
Велико преступление мое, и непростительно. Как слово עון, которое собственно значит преступление, по мнению некоторых, может означать и наказание преступления, то сии слова Каина могут еще быть преложены так: велико наказание преступления моего, и даже несносно. Таким образом, Каин или показывает свое отчаяние в милосердии Господа, или укоряет жестокостью Его правосудия. И отчаяние, и хула проистекают из общего источника — закоснения в грехе и неверия.
Георгий Константинович Властов (†1899)
И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно;
В еврейском языке слово вина (грех) и наказание за грех выражаются одним и тем же словом, и потому стих 13-й переводился и так: «вина моя больше, чем я могу снести», – так переводят новейшие комментаторы; но по переводу LXX, Онкелоса, Вульгаты и др. стих этот передаётся: «вина моя более, чем прощение», т. е. вина моя не может быть прощена. Мы уже указывали во введении на краткую сжатую речь Книги Бытия и в особенности первых глав её, написанных архаическим, или первобытным, языком еврейским.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно
«наказание мое больше, нежели снести можно…» Славянский текст, следующий греческому переводу LXX, имеет и здесь свою вариацию: «вящшая вина моя, еже оставится ми». Происхождение ее объясняется тем, что еврейский термин - авон, имеющий два значения: грех и наказание за него, одними был принят в первом смысле (LXX), другими - во втором. Но по связи контекста речи первое чтение, имеющееся в русской Библии, гораздо предпочтительнее: оно представляет нам это восклицание Каина, как вопль отчаяния и малодушия грешника, не желающего безропотным перенесением заслуженных страданий хотя бы отчасти искупить свою вину.
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
И рече Каин ко Господу Богу: вящшая вина моя, еже оставитися ми
«Господь не хощет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему». – «Он хощет всем человеком спастися и в разум истины приити». Весьма вероятно, что и строгий приговор Каину сделан был для того, чтобы потрясенную им душу привести к раскаянию. Раскаяние могло бы возвратить ему милость Божию. Но Каин был ожесточенный грешник, слова приговора породили в нем только отчаяние в милосердии Божием. «Вящшая вина моя, еже оставитися ми», т. е. грех мой слишком тяжел, чтобы мог быть отпущен мне, чтобы мог я ожидать прощения. Да я и не стану просить его: между мною и Богом все кончено, помышлять надобно не о прощении, а разве только о том, как бы остаться в живых.
Олег Стеняев, протоиерей
По поводу знамения, данного Каину, существуют разные истолкования:
1) он заболел проказой, и каждый, кто видел его в таком состоянии, считал Каина уже наказанным Богом;
2) на лбу у Каина вырос рог;
3) на его лбу Господь сделал надпись, которая нагоняла священный ужас на читающих ее. (Блаженный Феодорит: Само определение Божие было знамением, воспрещавшим умертвить его);
4) ему был дан пес для охраны его жизни, с которым Каин не расставался и в своем жилище (следовательно, обычай вводить в свои дома собак восходит к Каину и может быть назван каинитским).
Как поздно к Каину пришло осознание содеянного! Бог приходил к нему, когда он был только на пути к греху, когда еще можно было изменить свою участь. И вот теперь, когда уже все свершилось и поздно что-то изменить, он начинает понимать, какое непосильное бремя легло ему на плечи.
Если человек опоздал на работу – это одно согрешение, если человек опоздал на встречу со своим знакомым – это другое согрешение. Но опоздать примириться с Богом – это страшный грех!
Расскажу вам историю, слышанную мною от одного пожилого верующего, моего знакомого. У него был брат значительно моложе его и неверующий. Он уважал определенные традиции, соблюдал правила поведения в обществе – в общем, был тем человеком, который в миру считается хорошим. Но в Бога не верил и в церковь не ходил. Старший брат, которого звали Серафимом, говорил неоднократно младшему: «Тебе надо ходить в церковь, тебе надо молиться». На что тот беспечно отвечал: «Вот когда буду пожилым, как папа и мама, тогда буду ходить. А сейчас у меня другие дела». И однажды старший брат произнес слова, ставшие поистине знаменательными: «Смотри, не опоздай!» – и дважды повторил их. После этого прошло всего несколько дней, и раздался телефонный звонок старшему брату: «У вас есть такой-то брат? Приезжайте скорее, он попал в аварию, состояние критическое». Старший брат немедленно помчался в больницу, но… Врач, вышедший к нему, сказал: «Он умер». Через некоторое время тело умершего привезли домой. После хлопот по погребению уставший за день старший брат заснул, сидя в кресле рядом с гробом, и ему видится, как в комнату входит младший брат и восклицает: «Сима, я опоздал! Опоздал!» Старший просыпается и видит младшего во гробе.
Как часто все главные дела мы оставляем «на завтра»! «Завтра я уволюсь с этой работы». «Завтра начну новую жизнь». Или: «Успею покаяться». Жить на перспективу – это диавольский соблазн, уход от реальности. Надо жить сегодняшним днем. Мы к этому призваны. Завтрашний день может и не наступить для нас. Истинно христианская жизнь наступит не тогда, когда ты приедешь в Оптину пустынь. Можно пустым уехать даже и из Оптиной. Истинно христианская жизнь начнется не тогда, когда ты окончишь семинарию, поменяешь место жительства или назойливых соседей. Она должна начаться сегодня, в этот день.
Каждый день благоприятен для дела спасения души человека. Когда человек живет на перспективу, его нет в настоящем, он весь уже там, в будущем, а завтрашний день еще не наступил, и, значит, там его тоже нет. Нет ни здесь, ни там – нигде нет. Вот откуда берется духовная пустота – от незаполненности той ситуации, в которой человек живет.
И вот, раскаяние, понимание ужаса содеянного приходит к Каину слишком поздно. Страх смерти, страх воздаяния ему тем же овладевают Каином. Но Господь говорит, что никто не должен убивать Каина, ибо такому отомстится всемеро. Зло должно быть рано или поздно остановлено. Господь, запрещая мстить Каину, запрещал кровную месть как таковую.
Мы должны защищать свою Родину, своих православных братьев, где бы они ни были, но не с чувством мести и личной обиды, а только с чувством священного долга. Нам нужно искать правильное отношение к заповедям Божиим, к Божиим запретам, которые даны нам, чтобы остановить нас на пути ко греху.
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
14. вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.
15. И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.
Почему Господь запретил убивать Каина?
Когда, осужденный на изгнание из общества верующих и от лица Божия, убийца Каин выразил естественное чувство опасения и сознание, что всякий имеет право убить его в отмщение за убийство брата, то Господь объявил запрещение убивать Каина под опасением тягчайшего отмщения, «всемеро». Такое запрещение последовало для того, чтобы с одной стороны дать убийце время для покаяния, а с другой – страхом тягчайшего наказания показать для других великость греха убийства, внушить отвращение к убийству и заградить путь для подражания Каину. Кроме того человеческому отмщению в данном случае не могло быть места и потому, что сам Господь совершил суд над убийцею и положил ему наказание.
Какое «знамение» положил Господь на Каине?
Некоторые предполагают, что это знамение (или знак) состояло в дрожании членов, или в особом отпечатлении на лице Каина ужаса и отчаяния, заметных для всех людей. Впрочем, некоторые полагают, что «знамение» это было не на Каине, а для Каина Господь соделал некоторое знамение, чудо, которое показало ему, что никто не убьет его.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
В этих словах Каина естественнее видеть – не столько отчаяние или желание себе смерти, сколько напротив – малодушное и трусливое опасение за свою жизнь, соединенное с жалобою на строгость суда Божия, над ним разразившегося. Если бы Каин искал смерти, то он мог выразить какое-нибудь самоубийственное намерение; но он – напротив – боится даже встречных людей. Так порок – насколько дерзок, настолько труслив и низок.