Скрыть
И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 16-24 И изыде Каин от лица Божия и вселися в землю Наид, прямо Едему. И позна Каин жену свою, и заченши роди Еноха. И бе зиждяй град, и именова град во имя сына своего Енох. Родися же Еноху Гаидад: и Гаидад роди Малелеила: и Малелеил роди Мафусала: Мафусал же роди Ламеха. И взя себе Ламех две жены: имя единей Ада и имя вторей Селла. И роди Ада Иовила: сей бяше отец живущих в селениих скотопитателей. И имя брату его Иувал: сей бяше показавый певницу и гусли. Селла же и тая роди Фовела: сей бяше млатобиец, ковачь меди и железа: сестра же Фовелова Ноема. Рече же Ламех своим женам: Ада и Селла, услышите глас мой, жены Ламеховы, внушите моя словеса: яко мужа убих в язву мне и юношу в струп мне: яко седмицею отмстися от Каина, от Ламеха же седмьдесят седмицею

Когда Каин понес наказание, а сверх наказания присовокуплено и знамение (о причине которого сказано у нас, но умолчим, как о ненужном, о том, в чем оно состояло), тогда Писание говорит о Каине: изыде Каин от лица Божия и вселися в землю Нуд, прямо Едему. Каин удалился от родителей и братьев своих, ибо видел, что они не вступают с ним в супружные союзы. Земля же названа Нуд (Наид или Нод), потому что она также тряслась и стенала. Вероятно же, что, по слову Божию, подпала она и другому проклятию: егда делаеши землю, и не приложит силы своея дати тебе (Быт.4:12). После этого позна Каин жену свою, и заченши роди Еноха. И бе зиждяй град, и именова град во имя сына своего Енох. Сие сделал он для того, чтобы и город не назывался Нуд, то есть «городом трясения». Родися же Еноху Ирад (Гаидад): и Ирад роди Мехиаела (Малелеила): и Мехиаел роди Мафусала: Мафусал же роди Ламеха. И взя себе Ламех две жены… и роди Ада Иовила (Иавала): сей бяше отец живущих в кущах и скотопитателей. И имя брату его Иувал: сей бяше отец всех играющих на гуслях и органе. Селла же… роди Тувалкаина (Фовела): сей бяше млатобиец, ковачь меди и железа, сестра же Тувалкаинова Ноема. Рече же Ламех своим женам… услышите глас мой… яко мужа убих в язву мне и юношу в заушение мне. Яко седмицею отмстися от Каина, от Ламеха же седмьдесят седмицею. Некоторые, объясняя слова Ламеха женам его, говорят, что жены были из племени Сифова и советовали Ламеху стать благочестивым. Но он говорит им: «Что видите во мне гнусного и подобного сделанному отцом моим Каином? Убил ли я мужа, в язву мне, как Каин, или, подобно тому как Каин убил юношу Авеля, заушив его в лицо, так и я умертвил юношу в заушение мне? Если поступил я подобно Каину, то Каин наказан был седмицею, а я определяю себе, чтобы наказали меня семьдесят раз седмицею».

Другие, полагая, что отмщение Каину должно простираться до седьмого рода, и основываясь на словах: растли всяка плоть путь свой (Быт. 6:12), - говорят, что Ламех был злочестив. И поскольку жены его видели, что прекращается преемство их поколения, потому что рождаемые ими были не мужского, но женского пола, по сказанному: егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им (Быт. 6:1), - такое же умаление в умножении рода приводило их в страх, подавая мысль, что постигает их определение суда, изреченное Каину и семи родам его, - то Ламех ободряет жен хитрым ответом своим и говорит: яко мужа убих в язву мне, и юношу в заушение мне. Если наказание Каину Бог продлил до того, что с ним погибло семь родов, то мне, убившему двоих, продлит еще более, так что со мной должны погибнуть семь раз взятые семьдесят родов; мы умрем и, вкусив чашу смерти, избавимся от того наказания, которое за меня будет простираться до семикратно семидесятого рода.

Иные говорят, что Ламех, будучи хитер и коварен, видя, что род его уменьшается, а потомки Сифовы не соглашаются вступать с ними в союзы из-за позора, лежащего на родоначальнике их, Каине, - то, чтобы земли по недостатку земледельцев не остались невозделанными, и чтобы вовсе не исчез род их, Ламех возревновал о благе племени своего и убил Каина и одного из сынов его, наиболее походившего на отца, чтобы сходство сына с отцом не налагало бы на все племя их позорного пятна. Итак, убив Каина и тем как бы уничтожив преграду, разделявшую поколения Каиново и Сифово и препятствовавшую вступить им между собой в родственные связи, Ламех как бы втайне говорит женам своим: «Муж и юноша умерщвлены, украсьте дочерей ваших для сынов Сифовых, ибо совершенные мной убийства, красота и убранство дочерей ваших сделают, что с нами согласятся вступать в брачные союзы даже и те, которые в прошедшие шесть родов не хотели иметь с нами таких союзов».

И жены Ламеховы украшают дочерей своих для сынов Сифовых. Иовил услаждает их на пиршествах мясами животных. Иувал пленяет их сладкими звуками гуслей своих. Сыны же Сифовы устремляются к ним, забывают прекрасный завет, завещанный им отцом их, выходят из жилищ своих, которые выше были жилищ Каинова племени. Такой хитростью Ламех привел в смешение оба рода, рассуждая: если Бог умилосердится к Сифову роду, вступившему с нами в единение, и сохранит его от истребления, то окажет милосердие и нам, а через это избавимся мы от наказания за убийство ради невиновных в убийстве и вступивших с нами в брачные союзы.

Толкования на священное Писание. Книга Бытия


Разделились семейства двух братьев.

Каин отошел прочь и стал жить в земле Нод,

ниже мест, где обитали семейства Сифа и Еноса.

Но потомки обитавших вверху

и именовавшихся сынами Божиими

оставили страну свою, сошли вниз

и вступили в супружество с дщерями человеческими,

с дщерями тех, которые обитали внизу.

Гимны о рае

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема

Когда Каин выслушал приговор, то «изыде, – говорит Моисей, – от лица Божия». Что значит: «изыде от лица Божия»? Значит то, что он лишился покровительства Божия за свое гнусное дело. «И вселися в землю Наид прямо Едему». Писание говорит нам и о месте, где Каин после поселился, – показывает, что и он поселился недалеко от рая, для того, чтобы, живя против него, непрестанно памятовал как о том, что случилось с отцем его за нарушение (заповеди), так и о важности собственного преступления; такому наказанию он подвергся, не вразумившись наказанием отца. И самое место, на котором он жил, непрестанно напоминало не только ему, но и всем последующим людям, о трясении и трепете: имя «Наид» есть еврейское слово, и означает: трепетание. Итак, Господь поселил его там для того, чтобы ему в самом названии места видеть обличение, как бы начертанное на медном столбе.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 20

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема

То слово, которое Семьдесят толковников перевели как Наид, по-еврейски произносится Nod (נ֖וֹד) и переводится как σαλευόμενοϛ, то есть «неустойчивый», «колеблющийся», «без надёжной опоры». Таким образом, это не «земля Наид», как считает большинство наших толкователей. Но здесь исполняется тот Божий приговор, чтобы Каин странствовал повсюду как изгнанник и скиталец (Быт. 4:12).

Еврейские вопросы на Книгу Бытия

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема

Стал жить в земле Нод. Земля Нод, или, по произношению семидесяти толковников, Наид, значит земля странствования или изгнания. Так, наконец, покоряется Каин суду Божию; ибо сей суд неизгладимо вписан в книгу совести его. Против Едема. Некоторые думают, что קרמת-ערן значит определеннее на восточной стороне Едема, но неосновательно (Быт. 2:24).

Толкование на Книгу Бытия

Климент Александрийский, пресв. (†215)

И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема

Нод означает «волнение», а Едем - «блаженство». Вера, знание и мир есть блаженство, от которого отпадает непокорный. Тот же, кто мнит себя мудрым… добровольно уходит от него, бросившись в волны бурного моря. Так от знания Того, Кто не ведает рождения, человек низвергается в область смертного и преходящего, постоянно меняя мнения…

Строматы


См. Толкование на Быт. 4:1

Георгий Константинович Властов (†1899)

И пошел Каин от лица Господня

Англ. Комм-я Библия замечает, что Каин, виновный в ужасном преступлении, по всей вероятности, не имел определённого намерения совершить убийство, но в минуту бешеной страсти нанёс удар, не сознавая всех его последствий. Поэтому-то Господь Бог запрещает предавать его смерти и только обрекает его на всегдашнее изгнание из земли. Калиш (Kalish) замечает: «Ранняя смерть Авеля не представляется наказанием, напротив, Авель пользовался особым благоволением Божиим, «ибо на дар его призрел Господь» (Быт. 4:4). Поэтому мы находим в этом сказании великую и прекрасную мысль, что жизнь не есть ещё высшее благо, что благочестивый находит лучшее существование и великую награду в высшей и чистейшей сфере, но что преступление и грех суть величайшие несчастия для человека, что они наказываются долгою и утомительною жизнию, полною страха, и забот, и угрызений совести. (Speaker’s Bible in loco).

и поселился в земле Нод, на восток от Едема.

Земля Наид или, по более правильному произношению, Нод значит «земля изгнания». Некоторые читают это название Гинд или Индия.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема

В силу божественного повеления, Каин принужден был оставить ту отечественную землю, где Бог благоволил наиболее осязательным образом обнаруживать Свое присутствие, и превратиться в бездомного (бесприютного) скитальца. Место нового, кочевого обитания Каина и его потомства называется землею Нод и определяется словами на восток от Едема. По мнению некоторых толковников, земля Нод – это не собственное имя какой-либо страны, а нарицательное обозначение всего вообще кочевья каинитов, как земли изгнания и страны бедствия, расположенной, действительно на восток от Едема, «страны блаженства».

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

VIII. Паремия, положенная на вечерне в среду второй седмицы Великого поста (Быт 4:16–26).

В сей паремии идет речь о членах Каинова рода и о распространении благословенного племени в лице Сифа и Еноса.

И изыде Каин от лица Божия и вселися в землю Наид, прямо Едему

Каин до совершения злодеяния жил с родителями в стране Едемской. Здесь, как член общества верных Богу, хотя и согрешивших пред Ним, он находился вместе с ними в близком общении с Богом, и удостаивался лицезрения Божия, ибо Бог являлся ему в чувственном, человекообраз­ном виде. Милосердый Господь, как солнце, сияющее на злые и благие, явился «лицем» Своим Каину и тогда, когда сей замыслил совершить, и тогда, когда совершил злодея­ние, и кротко обличал и вразумлял его. Теперь же за нерас­каянность Каин отлучен правосудным Богом от общества верных Ему и вместе с сим от «лица», т. е. от лицезрения «Божия». Изгнанный из страны Едемской, он переселился невдали от нее в страну, которая от этого переселения и скитания его в ней по разным направлениям названа «Наид», что на еврейском языке означает землю странствования.

Толкование на паремии из книги Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible