Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 13-16 И рече Господь Бог Ною: время всякаго человека прииде пред Мя, яко исполнися земля неправды от них: и се, Аз погублю их и землю. Сотвори убо себе ковчег от древ (негниющих) четвероуголных: гнезда сотвориши в ковчезе, и посмолиши его внутрьуду и внеуду смолою. И тако сотвориши ковчег: трех сот лактей долгота ковчега, и пятидесяти лактей широта, и тридесяти лактей высота его. Собирая сводом сотвориши ковчег, и в лакоть свершиши его свыше: дверь же ковчега сотвориши от страны: обиталища двокровна и трекровна сотвориши в нем

Когда же сокращение жизни человеческой и раскаяние Божие не привело людей в трепет и не пробудило в них сожаление о грехах, тогда Бог говорит Ною: время всякой плоти прииде пред Мя… Сотвори убо себе ковчег от древ высоко растущих… Трех сот лактей долгота ковчега, и пятидесяти лактей широта, и тридесяти лактей высота его… И в лакоть свершиши его свыше… обиталища… трекровна сотвориши в нем… и посмолиши его… внеуду смолою. Такой тяжкий труд возложил Бог на праведника, не желая навести потопа на грешников. Где было Ною взять такие дерева? Где было взять смолы, железа и пакли? Чьими руками мог он сделать это? Откуда мог взять людей, которые помогли бы ему в деле? Кто послушал бы его, когда в роде человеческом растли всяка плоть путь свой? Если бы стал сооружать ковчег сам Ной со своими домочадцами, то не посмеялся ли бы над ним всякий видевший? Однако же Ной приступил к построению ковчега в первый из тех годов, которые современникам его были даны на покаяние, и окончил построение в сотый год.

Толкование на Книгу Бытия.

См. также Толкование на Быт. 6:11

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 14-16 Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье

Итак, чтобы он не смущался умом, но мог в этой великой скорби иметь хотя какое-нибудь небольшое утешение, Бог, показав ему безмерность нечестия его современников и то, что наступило наконец время подвергнуть их глубокому сечению, говорит ему: всех этих людей постигнет гибель, «ты же сотвори себе ковчег». Что значит – «ты же?» Так как ты не был сообщником их нечестия, но всю жизнь провел в добродетели, то Я повелеваю тебе устроить ковчег «от древ четвероугольных, негниющих: гнезда сотворити в ковчеге, и посмолиши его вне уду и внутрь уду смолою… Трех сот лактей да будет долгота, и пятидесяти широта, и тридесята высота. Собирая сводом сотвориши ковчег, и в лакоть свершиши его свыше; дверь же ковчега сотвориши от страны: обиталища двокровна и трекровна сотвориши в нем». Примечай Божие снисхождение, и силу неизреченную, и любовь, превышающую всякое слово. В одно и то же время Он и являет Свое попечение о праведнике, повелевая ему устроить ковчег и начертывая и образ постройки, и широту, и высоту ковчега, – и дарует ему величайшее утешение, самым построением ковчега возбуждая в нем надежду спасения, да и тех столь великих грешников хочет этим же построением привести к мысли о делах их, чтобы, покаявшись, они не испытали (угрожающего им) гнева. Не мало, в самом деле, времени для покаяния дано было им постройкою ковчега, но даже очень много и достаточно для того, чтобы они, если бы не были крайне бесчувственны, могли придти в сокрушение и исправиться от грехов. Каждый из них, видя, что праведник строит ковчег, должен бы был спросить о причине постройки, и, узнав о гневе Божием, придти в сознание своих грехов, если бы только захотел. Но они не воспользовались и этим, не потому, чтобы не могли, но потому, что не захотели.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 24

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 14-16 Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье

Мы читаем в Книге Бытия, что ковчег, сделанный Ноем, имел триста локтей в длину, пятьдесят локтей в ширину и тридцать - в высоту. Уразумейте таинство этих чисел. Число «пятьдесят» означает покаяние, ибо в Пятидесятом Псалме кается царь Давид. В числе «триста» явлена тайна креста. Буква Т есть знак трехсот; поэтому сказано у Иезекииля: На челах людей… воздыхающих… сделай знак [Т]… и не троньте ни одного человека, на котором знак (Иез. 9:5-6). Ибо никто из тех, кто носит знак креста на челе своем, не может быть уловлен дьяволом. Этот знак нельзя истребить ничем, кроме греха.

Мы сказали, говоря о ковчеге, о числах «пятьдесят» и «триста»; скажем и о числе «тридцать». Ибо сам ковчег имел в высоту тридцать локтей и усовершался в одном. Уразумейте сказанное. Сначала мы совершаем покаяние в «пятидесяти»; затем, через покаяние, приходим к тайне креста - к тайне креста мы приходим через совершенное Слово, Которое есть Христос. Когда Иисус принял крещение, то, согласно Евангелию от Луки, был лет тридцати (Лк. 3:23). И эти самые тридцать локтей усовершаются в одном. И пятьдесят, и триста, и тридцать локтей усовершаются в одном, то есть в единой вере в Бога.

Трактат на Евангелие от Марка


Вместо «тёсаных» в еврейском тексте читаем «смолистых».

Еврейские вопросы на Книгу Бытия

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 14-16 Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье

…Ковчег, в котором Ной со всеми своими, то есть с женой, сыновьями и невестками, а также и с животными, которые вошли к нему в ковчег по заповеди Божией, мог бы спастись от потопа, без всякого сомнения, служит образом странствующего в веке сем града Божиего, то есть Церкви, получившей спасение посредством дерева, на котором был распят посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус (1Тим. 2:5). Ибо и размеры ковчега, его длина, высота и ширина, являются образом человеческого тела. Облеченный в истинную природу этого тела, должен был прийти к людям Обетованный, и пришел.

Длина человеческого тела от темени до подошв в шесть раз больше высоты, которая измеряется от спины до живота. Или, если измерять человека в лежачем положении, обращенного лицом вверх или вниз, то длина его от головы до ног в шесть раз больше, чем ширина его груди справа налево или слева направо, и в десять раз больше, чем высота от земли. Соответственно этому и ковчег был сделан в триста локтей длины, пятьдесят ширины и тридцать высоты. Дверь же, которую он имел сбоку, есть, конечно, не что иное, как та рана, которая возникла от пронзения копьем ребер Распятого на кресте (Ин. 19:34): этою дверью входят приходящие к Нему, так как из нее истекают таинства, которыми освящаются верующие. А то, что ковчег велено было построить из деревьев четвероугольных, показывает непоколебимую во всем жизнь святых: какой бы стороной ни повернуть квадрат, он будет стоять. Так же точно и все остальное, что говорится об устройстве этого ковчега, обозначает собою относящееся к Церкви.

О граде Божьем

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.

     
Единородный... – истиннейший Ной, который в прообразе древнего оного и славного ковчега устроил Церковь. Входящие в нее избегают угрожающей миру погибели. Так и божественный Павел истолковывает таинство о ковчеге, говоря: «Верою Ной… благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего» (Евр.11:7), «которым Он..., – как и Петр говорит, – немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды, Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1Пет.3:19-21).

Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи

Сделай ты себе ковчег: תבה, по произведению от слова תוב может означать жилище, но семьдесят толковников, Акила и Симмах переводят κιβωτόs, что согласно с употреблением слова תבה и в истории Моисея (Исх.2:3).

Следуют подробности, относящиеся до ковчега:

вещество из дерева гофер. По переводу семидесяти толковников: из дерев четвероугольных. Сие последнее имя Воссий (е transl. LXX hit, с. XII) остроумно прилагает к деревам, коих ветви, расположенные крестообразно, образуют между собою четыре утла. Еврейское גמר по-видимому, есть одно и то же слово с греческим κυπάρισσο кипарис, кроме того, что в греческом звуки смягчены и к коренным буквам придано окончание. Сему же роду дерева преимущественно приличествует название негниющего, употребленное сочинителем примечаний на греческий текст (Cod. Vatic. О негниении кипариса см. Theofrast. Hist. Plant. Plin. Hist, также: Perpetua nunquam moritura cupresso. Martial).

Разделение по длине и широте: гнезда сделай в ковчеге, то есть различные отделения для животных, которые не могут быть вместе.

Предохранение от гнилости и воды: осмоли его.

…Поскольку невидимый Промысл все происшествия мира ведет правильными и измеренными путями и поскольку сия правильность слабым наблюдением человеческим удобнее постигается в происшествиях великих и всеобщих, то самый разум заставляет взирать на потоп, как на происшествие весьма знаменательное в миробытии. Откровение дает сему воззрению истинное направление и открывает великие указания во внешнем на внутреннее, в прошедшем - на будущее.

По изречению апостола Петра крещение есть αντιτυπον, соответственный образ ковчега Ноева (1Пет.3:20-21). Следовательно, ковчег был Τύπος (1Кор.10:11), образ предварительный, или преобразование купели крещения, и великое обновление человеческого рода - образ возрождения каждого человека.

Толкование на Книгу Бытия

Георгий Константинович Властов (†1899)

Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи

"Дерево гофер", по мнению автора Записки на кн. Бытия, означает кипарис.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи

Построение им ковчега

«Сделай себе ковчег из дерева гофер…» В еврейском тексте этот «ковчег» обозначен термином теба, который еще раз прилагается в Библии к той корзине, в которой спасен был Моисей (Исх. 2:5); откуда ложно думать, что и ковчег Ноя колоссальных размеров, представляет собою тип подобного примитивного сооружения. Самое дерево «гофер», из которого был построен ковчег, принадлежит к породе легких, смолистых деревьев, наподобие кедра или кипариса (Исх. 27:1; Исх. 30:1). В построении деревянного ковчега, где первобытный мир в лице своих представителей избежал гибели от водной стихии, отцы Церкви усматривают символическое предуказание на древо крестное и воду крещения, путем которых новозаветное человечество находит свое спасение.

«отделения сделай в ковчеге…» Буквально с еврейского - «гнезда» (kinnim) или клетки, очевидно, для птиц и зверей, которых, согласно божественному повелению, Ной должен был поместить в ковчеге.

Толковая Библия

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

11 Паремия, положенная на вечерне в понедельник третьей седмицы Великого поста (Быт 6:9–22). В сей паремии идет речь об избрании и приготовлении Ноя для сохранения во время предстоящего потопа чело­веческого рода и других тварей.

Сотвори убо себе ковчег от древ [негниющих] четвероуголных: гнезда сотвориши в ковчезе, и посмолиши его внутрьуду и внеуду смолою

Один Ной с семейством и с немногими представителя­ми родов животного царства назначается для сохранения от всеобщего погубления, которое предположено произвесть чрез потоп. Для спасаемых от потопа Господь пове­левает Ною устроить судно не в виде корабля с кормилом, мачтами и парусами, но в виде ковчега, ибо это судно назначается не для плавания собственно в одну какую-либо сторону, а для сохранения тварей, к чему форма ковчега была более удобна. Ковчег должен быть устроен из дерев «негниющих» или смолистых [по еврейскому тексту], т. е. кипарисов или кедров, – из четвероугольных, т. е. выте­санных в виде «четвероугольных» брусьев. Внутри ковчега должны быть приготовлены «гнезда», т. е. разные отдельные помещения для разнородных обитателей его и для пищи им. Изнутри и снаружи он должен быть покрыт смолою для предохранения от гнилости и воды и, может быть, для смягчения неприятного запаха, неизбежного при накопле­нии тяжелых испарений от дыхания животных и от нечис­тот.

Толкование на паремии из книги Бытия

Олег Стеняев, протоиерей

ст. 14 Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.

Итак, Господь решил уничтожить этот мир. Но разве может Господь Бог уничтожить праведных вместе с нечестивыми? О Ное сказано, что он обрел благодать пред очами Господа (Быт.6:8). Это вовсе не значит, что он добился расположения к себе окружавших его людей. Святитель Иоанн Златоуст так говорит об этом: Пусть он не был приятен и любезен всем тогдашним людям, потому что не хотел идти одним с ними путем, зато обрел благодать у Испытующего сердца, Который одобрил его душевное расположение.

Бывает так, что вы отказываетесь выпивать, потому что соблюдаете пост. Вашим знакомым это не нравится, они начинают злословить о вас. Насмешки может вызвать и женщина, в платочке идущая в церковь. Все, что не соответствует общепринятой схеме поведения, вызывает раздражение и осуждение, хотя на самом-то деле порочна именно она, эта общепринятая схема. В Евангелии есть такие слова: Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! (Лк.6:26). Если о ком-то вдруг все стали говорить хорошо, значит, что-то здесь неладно. Если же кого-то ругают, сплетничают, то следует поинтересоваться – этот человек может оказаться очень неординарным, а сказанное о нем – ложью. В свое время я с несколькими христианами пришел в редакцию «Московского комсомольца», и мы сказали там все, что о них думаем, и ушли. После этого «МК», да и другие газеты, стали писать, что отец Олег и боевики из «Памяти» ворвались в редакцию, вели себя разнузданно, дебоширили. И я думал, как же на это отреагируют верующие? И вдруг ко мне стали приезжать люди, порою целыми семьями. И от одной семьи я услышал: «Батюшка, Вас ругают во всех газетах. Мы хотим быть Вашими духовными чадами. Благословите нас». Действительно, когда мир поносит тебя, недоволен тобой, ты – на правильном пути. Не бойся лжи. Господь сказал: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Мф.5:11-12).

Вот в таком положении был праведный Ной. Он был неприятен людям, окружавшим его, он не хотел заниматься плохими делами, не хотел нарушать заповеди Божии, не хотел ходить с грешниками одними путями. Кстати, это – буквально. Я заметил, что у верующих и неверующих маршруты в Москве – разные. Так, например, верующие стороной обходят Арбат. Мне довелось идти из одного храма в другой с верующим, и он повел меня дорогой в обход Арбата. А когда я недавно побывал на Арбате, навещая живущего там человека, то увидел столько всего, что стало понятно, почему верующие обходят его. Там были люди с перевернутыми крестами на груди и в ушах; сатанисты дикими голосами пели свои бесовские песни; встречались пьяные, проститутки, наркоманы; кришнаиты били в барабаны; шла торговля оккультными, языческими книгами и пропаганда разврата. И я вновь подумал, как хорошо, что верующие ходят другой дорогой.

Ной был человеком, не ходившим путями безбожными, но ходившим пред Богом своим. И вот Ной получает от Господа повеление построить ковчег, чтобы спастись в нем со своей семьей. Ной более ста лет строил ковчег вместе со своими сыновьями. Более ста лет стучали молотки Ноя, Сима, Хама и Иафета. И более ста лет Ной призывал других людей присоединиться к нему и вместе строить ковчег. Но люди смеялись над ним. Им казалось безумием строить какой-то ковчег. «Где вы возьмете столько воды? – говорили они. – Зачем вам такой ковчег?»

Беседы на Книгу Бытия

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

14. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.
15. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.
16. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье].

Что такое ковчег и какого он, был устройства?

Таинственно ковчег изображал Церковь Христову, в которой верующие находят спасение от бурь и волнений греховно-житейских, а воды потопа прообразовали спасительно-очистительную воду крещения (1Пет.3:21).
 

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Гофер

Гофер
 (крепкое, смолистое дерево) (Быт.6:14) – дерево, из которого был построен Ноев ковчег. Это слово встречается только в означенной цитате. Большинство толкователей Свящ. Писания думают, что это было кипарисовое или кедровое дерево. Греческое название кипарис имеет сходство с еврейским гофер. Он считался самым твердым и прочным деревом и из прочих деревьев менее всего был подвержен гниению и червоточине.

Впрочем, некоторые из древнейших раввинов утверждают, что на построение ковчега употреблено было кедровое дерево, по причине легкости, твердости и смолистых свойств оного, еще и потому, что это дерево особенно употреблялось ассириянами и египтянами для кораблестроения. Не отвергая вполне тождественности дерева Гофер с кипарисом и кедром, естественнее признать, что под сим словом вообще разумеются деревья смолистые, трудно гниющие и годные для постройки кораблей, как то: кедр, кипарис, ель, сосна и др. из породы хвойных.


 

Библейская энциклопедия 1891г

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka