Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем;
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
Прочие
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
- Олег Стеняев, протоиерей
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 1-2 И рече Господь Бог к Ною: вниди ты и весь дом твой в ковчег, яко тя видех праведна предо Мною в роде сем: от скотов же чистых введи к себе седмь седмь, мужеский пол и женский: от скотов же нечистых два два, мужеский пол и женский
Когда же люди не покаялись, при всем том, что Ной по святости своей служил для современников образцом, а праведностью своей целых сто лет проповедовал им о потопе, даже смеялись над Ноем, извещавшем их, что искать спасения в ковчеге придут к нему все роды живых тварей, и говорили: «Как придут звери и птицы, рассеянные по всем странам?», тогда Бог снова повторил ему: вниди ты и весь дом твой в ковчег, яко тя видех праведна предо Мною в роде сем. От скотов же чистых введи к себе седмь седмь, мужеский пол и женский: от скотов же нечистых два два, мужеский пол и женский. Скотами чистыми называются животные кроткие, а нечистыми именуются вредоносные. И в самом начале Бог сотворил животных чистых в большем числе.
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
Ст. 1-3 И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли
Более высокий смысл побуждает нас думать, что сила разума в душе и душа в теле есть то же, что отец семейства в своем доме. Ибо что разум для души, то и душа для тела. Если разум в сохранности, в сохранности дом и в сохранности душа; если душа непорочна, то непорочно и тело. Трезвый разум удерживает любые страсти, руководит чувством и правит речью. И потому верно говорит Господь праведнику: войди, то есть «войди в самого себя, приди в разум, в сердцевину твоей души». Здесь спасение, здесь пристанище, а вне его - потоп, вне его - опасность. Если же ты будешь внутри, то и снаружи окажешься в безопасности, ибо где владычество разума, там добрые помыслы и добрые дела. А если никакой из пороков не омрачает разума, то и помыслы его светлы.
…Теперь рассмотрим, почему Бог велит Ною войти в ковчег и взять из скота чистого по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два обоих полов, чтобы они сохранили семя для всей земли. Как я полагаю, речь идет о чистой седмице, потому что число семь - чистое и священное, так как ни с чем не смешивается и ничем другим не порождается. И девственным оно называется потому, что ничего из себя не рождает, оставаясь чуждым и материнскому деторождению, и совокуплению с женским. Таким образом, седмица именуется женским именем, но обладает мужской благодатью освящения, ибо всякий мужской пол, вскрывающий покровы, Господь называет святым, то есть священным. И у пророка находим: разрешилась сыном, то есть святым (Ис. 66:7). Что же касается числа два, оно не имеет полноты, так как подвержено разделению; а то, что не имеет полноты, заключает в себе пустоту. Число же семь имеет полноту, ибо семь, как и десять, подобно тому первому, по сходству с которым существует и альфа: тому, что пребывает вечно и от чего происходят и движутся все добродетели, каждая в своем роде.
О Ное
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем
«И рече, – сказано, – Господь Бог к Ною: вниди ты и весь дом твой в ковчег». Потом, чтобы мы знали, что Он не только спасает праведника благодатию, но и дает награду за труды и мзду за добродетель, (Бог) говорит (Ною): Я потому повелеваю тебе войти в ковчег вместе с домом твоим, «яко тя видех праведна предо Мною в роде сем». Важное и достоверное свидетельство! Что, в самом деле, может быть важнее этого свидетельства, когда сам Творец и Создатель произносит такой суд о праведнике? «Яко тя, – говорит, – видех праведна предо Мною». Вот истинная добродетель, когда человек совершает ее пред Богом, когда суд о ней произносит то неподкупное Око. Затем, человеколюбец Бог, желая показать нам меру добродетели, которой Он тогда требовал от праведника (а Он требует добродетели не от каждого в равной мере, но – в различной, судя по различию времени) говорит: «яко тя видех праведна предо Мною в роде сем», уклонившемся в столь великое нечестие, в этом развращенном роде, обнаружившем такую бесчувственность. «Тя видех праведна»; тебя одного Я нашел благопризнательным; тебя увидел усердно заботящимся о добродетели; ты один явился праведным предо Мною, между тем как все эти губили себя, тебе повелеваю войти, со всем домом твоим, в ковчег.
Августин Аврелий, блж. (†430)
Ст. 1-3 И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли
Да узнаем этот ковчег, который служит прообразом Церкви. Да будем в нем чистыми животными, но не станем препятствовать, чтобы вместе с нами и нечистые могли укрыться в нем до конца потопа. Чистые и нечистые одновременно пребывали в ковчеге, но обоняние от их жертвоприношений не одинаково было угодно Господу. Ибо после потопа Ной принес жертву Богу от чистых животных, а не от нечистых. И тем не менее никто из чистых не покинул ковчег раньше времени из-за нечистых. Ворон, правда, оставил ковчег и раньше времени покинул сообщество в ковчеге; но ворон был из нечистых, взятых по двое, а не из чистых, взятых по семи. И да возненавидим нечистоту этого отделения.
Послания
Сказанное в Писании о том, что вместе с Ноем в ковчег вошли также нечистые животные, еще не означает, что начальствующие должны препятствовать, если кто-либо из нечестивейших трагических актеров - которые, конечно, менее нечестивы, чем актеры комические - захочет принять крещение. Но тем самым предвозвещается, что нечистые в будущем окажутся в Церкви не из-за порчи вероучения и не из-за ослабления дисциплины, а по причине терпимости. Ибо нечистые животные вошли в ковчег не через любую часть ковчега, где кому вздумалось, но все через один и тот же вход, сделанный строителем.
О вере и делах
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем
По приготовлении ковчега с его принадлежностями о действительном в него вступлении Ной предваряется новым откровением (Быт.7:1-4).
Тебя вижу Я праведным предо Мною в сие время. Здесь представляется тот суд первого мира, в котором Ной осудил мир и сделался наследником правды по вере (Евр.11:7). Бог судит и оправдывает Ноя, находя его праведным не только наружно и относительно пред человеками, но и пред Богом истинно и внутренне; почему торжественно ему объявляет, что его спасение от потопа будет свидетельством его правды. Но когда Ной со своею правдою поставляется в противоположность со своими современниками - тебя вижу праведным в сие время, тогда он сам делается судиею и своим примером, оправданием и спасением осуждает неверовавших.
…В первом пришествии Своем Иисус Христос явился другим Ноем. Он так же, как сей, возвещал предстоящий суд роду развращенному и для спасения верующих от потопа вечного проклятия создал нерукотворенный ковчег - Свою новую Церковь.
Напрасно нечестие мира, подобно опустошительному потоку, угрожает праведнику - верному Христианину, напрасно соблазны поражают его взоры, его слух и все его чувства; напрасно враг спасения мечет в него самые ядовитые стрелы своей злобы, напрасно расставляет вокруг него самые хитрые козни. Хранит Господь вся любящия Его, - говорит Св. Царь Давид, - и вся грешники потребит… Плещма своима осенит тя, и под крил Его надеешися; оружием обыдет тя истина Его… Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе; к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты Господи упование мое: Вышняго положил еси прибежище Твое. (Пс. 144:20-21; Пс. 90:4, 7-10). Для Ноя и нескольких праведников, бывших в его время на земле во время потопа, убежищем был ковчег. Для нас, среди развращения и заблуждений, наводняющих мир, прибежище, которое Господь благословил даровать нам по Своему милосердию, есть Церковь Иисуса Христа, Святая, Кафолическая, Апостольская, Восточная, которой только образом был ковчег. В ковчеге было только одно семейство Ноя: только принадлежащее к благословенному семейству Иисуса Христа по благодатному возрождению составляют Церковь. Вне ковчега все погибло на земле: вне Церкви нет спасения. В ковчеге все было расположено порядком; по велению Божию, для сохранения и поддержания живых существ, которые должны были избежать всеобщего потопа: в Церкви удивительно приуготовлено все, потребное для несомненного дарования мира и вечной славы всякому, желающему спастися: таинства - неисчерпаемый источник благодати, соответственно всем случаям жизни; хлеб слова Божия, которое обращает грешника, укрепляет слабого, подкрепляет праведника; нежная попечительность несравненной Матери, которая не перестает молиться за детей своих с минуты возрождения их крещением во Христе Иисусе, и продолжает спасительное действие спасительных молитв своих за пределы гроба. Ковчег есть также символ креста. Человек! - восклицает Бл. Августин. - Небо - твое отечество; к нему единому ты должен стремиться: но между небом и тобою лежит море житейское, исполненное опасностей бурь и подводных камней. Ты не имел средств держаться на этих глубоких водах, непрестанно готовых поглотить тебя: и вот - пришел к тебе Спаситель привести тебя в твое отечество, и Сам сделался путем, по которому ты должен идти: Аз есмь путь. Путем по морю может быть только древо, плавающее по воде и противящееся бурям: это древо есть древо креста. Из сего древа состоит этот священный ковчег, этот священный корабль, спасающий души. Тебе трудно войти в этот ковчег? Ты стыдишься древа креста Сына Божия, древа Его Божественного уничижения, которое одно могло исцелить нас от опасной язвы нашей гордости? Ты стыдишься этого древа, которое посрамляет гордых и спасает их, делая смиренными? Безумец! Неблагодарный! Тебе должно переплыть море, а ты презираешь древо! (Бл. Авг. На Иоанн. Тр. 2.). Наконец, ковчег изображает нам Пресвятую Деву, благословенную в женах, Которая и Себе и нам обрела благодать у Бога; Пречистую Матерь Божию, Матерь Милосердия, на Которую все чада Евы возлагают все упование свое, всех скорбящих радость, прибежище Христиан.
Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями
Георгий Константинович Властов (†1899)
И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем
Предо Мною. М. Филарет замечает, что выражение это указывает на высокую внутреннюю нравственную чистоту Ноя, и этим словом указывается на мысль упадка всего остального допотопного мира, которого наследником правды сделался Ной по вере (Евр. 11:7).
Между главою VI и VII протекает 120 лет, данных Богом для покаяния человечества (ср. комментарий к Быт. 6:3, мнение Златоуста и др.). Наступает время начала казни, и Ною даются более подробные указания, какие именно животные и в каком числе должны быть взяты в ковчег.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем
Вход Ноя в ковчег.
«Войди ты и все семейство твое в ковчег…» Вот положительное повеление Божие о предварительном размещении Ноя в ковчеге, которое было последним предостережением для всех и последним призывом грешного мира к покаянию.
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
12 Паремия, положенная на вечерне во вторник третьей седмицы Великого поста (Быт 7:1–5). В сей паремии идет речь о последнем, за семь дней до начала потопа, повелении Божием Ною вступить в ковчег.
Рече Господь к Ною: вниди ты и весь дом твой в ковчег, яко тя видех праведна предо Мною в роде сем
Время, 120 лет, данное на покаяние людям, протекло. Люди не вразумлялись проповедью Ноя о покаянии и не страшились угрозы погибелью. Между тем ковчег уже был готов и осталось только семь дней до приведения в исполнение сей угрозы (Быт. 7:4). До сих пор Ной не чуждался сношений с нечестивыми современниками, обличая и вразумляя их. Теперь Господь повелевает ему с семейством вступить в ковчег, и тем прервать всякое общение с ними, уже обреченными на погибель. Господь подтверждает Ною, что спасает его от общей погибели потому, что его одного нашел праведным, т. е. добродетельным и благочестивым между всеми его современниками.
Олег Стеняев, протоиерей
Ст. 1-2 И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского;
Насчет чистого вроде бы ясно, а зачем спасать от потопа нечистое? Однажды в беседе с пожилым монахом я сказал, что у меня много проблем, на что тот мне ответил: «Проблем у всех много, но мы все должны трудиться в Церкви, для Церкви. Ведь сказано, что в ковчеге найдется место для каждого». «Как же так?» – спросил я. А он ответил: «А почему там сказано чистое и нечистое?» И позже, читая древних отцов, я обратил внимание, что этим словам они придают особое значение.
Кто такой христианин? Это человек, кающийся в своих грехах. В одном из Апостольских посланий перечисляются очень страшные грехи, и Апостолы говорят, что они были такими же грешниками, как и все люди, но изменились. Вспомните, какой грех совершил Давид, – блуд, соединенный с убийством. Вспомните Марию Египетскую и ее грехи. Вспомните Моисея и его грех убийства. А Апостол Павел, бывший прежде гонителем христиан? А Апостол Петр, трижды отрекшийся от своего Господа? В раю можно увидеть многих бывших грешников: убийц, воров, разбойников, блудников, предателей и других. Расскажу вам одну русскую средневековую притчу о бражнике.
Умер бражник, то есть пьяница, и душа его должна была отправляться в ад. Но не захотелось ему в ад, и решил он попытаться попасть в рай. Подходит к райским вратам, а там – Апостол Петр с ключами: «Сюда нельзя!» Бражник отвечает ему: «Сам-то отрекался от Христа, предавал его, а теперь вот райскими вратами распоряжаешься». Петр задумался, как быть. Позвал на помощь Давида-псалмопевца. Давид пришел и говорит: «Бражникам сюда нельзя». – «А убийцам и блудникам можно? – спрашивает бражник. – Ты взял себе чужую жену, потом мужа ее убил, а теперь здесь». Позвали на помощь Моисея-законодателя. Тот тоже подтвердил, что бражникам в рай нельзя, это – святое место. Тогда бражник говорит ему: «Ты египтянина убил, в песке закопал, а потом закон написал – не убий. И тоже сюда попал. Так почему же мне нельзя?» Решили позвать на помощь кого-нибудь из древних. Идет Ной. Бражник, увидев его, очень обрадовался, и говорит: «Вот, наш человек идет. Этот точно был бражником». Эта притча говорит не о том, как надо «там» отвечать, а о том, что любой грех может быть прощен Господом покаявшемуся.
Итак, чистое и нечистое. В Писании есть такие слова: Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2Тим.3:12). Обратите внимание: не живущие благочестиво, а желающие жить благочестиво. Жить благочестиво – это по силам очень немногим. Но само стремление души к благочестивой жизни уже угодно Богу, хотя ты сам и грешишь, но и раскаиваешься. Падаешь, но и поднимаешься. Вся праведность твоя не от дел, а от веры. И рано или поздно жизнь твоя изменится. В рай попадают не воры, блудники, убийцы, предатели, а бывшие воры, бывшие блудники, бывшие убийцы, бывшие предатели, потому что раскаялись они в своих грехах.
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
6:19. (церк-сл.) И от всех скотов и от всех гад, и от всех зверей, и от всякия плоти, два два от всех введеши в ковчег, да питаеши с собою: мужеский пол и женский будут.
6:20. (церк-сл.) От всех птиц пернатых по роду, и от всех скотов по роду, и от всех гадов ползающих по земли по роду их, два два от всех внидут к тебе, питатися с тобою, мужеский пол и женский.
7:2. (церк-сл.) От скотов же чистых введи к себе седмь седмь, мужеский пол и женский: от скотов же нечистых два два, мужеский пол и женский:
7:3. (церк-сл.) и от птиц небесных чистых седмь седмь, мужеский пол и женский: и от всех птиц нечистых две две, мужеский пол и женский, препитати семя по всей земли.
Бытия, т. е. приключения Ноя таковы. Среди развращенного современного поколения людей Ной один с своим семейством был праведным и непорочным. Ему Бог открыл, что наступил конец всем земным существам. что он должен построить ковчег, потому что истребление всего последует потопом (Быт.6:9-17). С ним же Бог благоволил войти в особый завет. Кроме своего семейства, состоящего из восьми душ (1Пет.3:20), Ной должен взять в ковчег представителей каждого рода из скотов, птиц и пресмыкающихся попарно, самца и самку, и запастись пищею как для себя, так и для животных (Быт.6:18-21). Так Ной и сделал (Быт.6:22).
Как понимать выражение «два два» и «седмь седмь»?
Выражение «два два» означает вообще порядок вещей без означения количества, означает: «попарно», но то же выражение иногда означает и количество «два», или «по два» (Мк.6:7). В этом последнем смысле употребляется «два два» в Быт.7:2, т. е. от скотов нечистых Бог повелел взять по два, по одной паре, а чистых (т. е. жертвенных, Быт.8:20) «седмь седмь», т. е. по семи, или по три пары с половиною. Последняя безпарная особь чистых животных, по мнению некоторых, предназначалась для имеющего быть жертвоприношения по потопе. Впрочем, другие толковники (напр. Ориген и ныне Мандельштам) выражение «седмь седмь» в Быт.7:2-3 принимают в смысла семь пар (т. е. 14), а «два два» (евр. шенайим-шенайим) в смысле по две пары (т. е. 4).
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные