Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
также и из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,] чтобы сохранить племя для всей земли,

Святые отцы

Прочие

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 1-3 И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли

Более высокий смысл побуждает нас думать, что сила разума в душе и душа в теле есть то же, что отец семейства в своем доме. Ибо что разум для души, то и душа для тела. Если разум в сохранности, в сохранности дом и в сохранности душа; если душа непорочна, то непорочно и тело. Трезвый разум удерживает любые страсти, руководит чувством и правит речью. И потому верно говорит Господь праведнику: войди, то есть «войди в самого себя, приди в разум, в сердцевину твоей души». Здесь спасение, здесь пристанище, а вне его - потоп, вне его - опасность. Если же ты будешь внутри, то и снаружи окажешься в безопасности, ибо где владычество разума, там добрые помыслы и добрые дела. А если никакой из пороков не омрачает разума, то и помыслы его светлы.

…Теперь рассмотрим, почему Бог велит Ною войти в ковчег и взять из скота чистого по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два обоих полов, чтобы они сохранили семя для всей земли. Как я полагаю, речь идет о чистой седмице, потому что число семь - чистое и священное, так как ни с чем не смешивается и ничем другим не порождается. И девственным оно называется потому, что ничего из себя не рождает, оставаясь чуждым и материнскому деторождению, и совокуплению с женским. Таким образом, седмица именуется женским именем, но обладает мужской благодатью освящения, ибо всякий мужской пол, вскрывающий покровы, Господь называет святым, то есть священным. И у пророка находим: разрешилась сыном, то есть святым (Ис. 66:7). Что же касается числа два, оно не имеет полноты, так как подвержено разделению; а то, что не имеет полноты, заключает в себе пустоту. Число же семь имеет полноту, ибо семь, как и десять, подобно тому первому, по сходству с которым существует и альфа: тому, что пребывает вечно и от чего происходят и движутся все добродетели, каждая в своем роде.

О Ное

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 2-3 и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского, также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли

Так как Он прежде повелел ввести по одной паре всех животных без различия, то теперь говорит: «от чистых же седмь седмь, от нечистых же два два, мужеский пол и женский». Далее, чтобы показать причину этого, присовокупил: «препитати семя по всей земли». Прилично здесь спросить и рассмотреть, откуда праведник узнал, которые из животных были чистые, и которые нечистые? Тогда еще не было того разделения, которое Моисей впоследствии узаконил Иудеям. Как же узнал Ной? Сам собою, руководясь вложенным в природу наставлением; а вместе с тем решил и его рассудок. Конечно, между созданиями Божиими нет ни одного нечистого. В самом деле, как мы можем какую-либо тварь назвать нечистою, когда об них однажды произнесено вышнее определение и божественное Писание сказало, что «виде Бог вся елика сотвори, и се добра зело» (Быт.1:31)? Но уже природа (человеческая) сама по себе сделала это различие. И что это справедливо, подумай, как еще и ныне в некоторых местах иные воздерживаются от некоторых вещей, как от нечистых и запрещенных, а другие, напротив, употребляют эти вещи, следуя в этом обычаю. Так и тогда само врожденное праведнику знание учило его, какие животные были годны в пищу, и какие нечисты, – впрочем не на самом деле были, но только считались такими. Почему, скажи мне, осла мы почитаем нечистым, хотя он питается только семенами, а других четвероногих признаем годными в пищу, тогда как они питаются нечистыми веществами? Так учителем нашим в этом было знание, данное Богом нашей природе. Но с другой стороны, можно сказать, что Бог, давший Ною такое повеление, Сам сообщил ему познание об этом различии. Впрочем, довольно сказали мы о чистых и нечистых животных.

Но вот представляется нам еще другой вопрос: почему это (повелено было ввести в ковчег) «от нечистых два два», а «от чистым седмь седмь?» И потом: почему не шесть, не восемь, но семь? Может быть, слово наше становится уже весьма продолжительным; но, если вы не утомились, и если вам угодно, мы вкратце разрешим этот вопрос вашей любви, как поможет нам благодать Божия. Многие ведь многое баснословят об этом, и по этому поводу делают наблюдение над числами. Но что это не наблюдение, а выдумка неуместной пытливости людской, от которой и произошло весьма много ересей, это сейчас вы узнаете. Действительно, мы замечаем (и этим замечанием надеемся совершенно заградить уста любителям вымыслов), что в Писании весьма часто употребляется число пары. Так, когда Иисус Христос посылал учеников своих на проповедь, то послал их «два два» (Мк.6:7), да и всех их было двенадцать, и евангелий числом четыре. Впрочем, нет нужды рассуждать об этом пред вашею любовию, так как вы довольно уже наставлены заграждать слух для таких (пустословов). А надобно уже сказать, почему Бог повелел ввести в ковчег «от чистых седмь седмь?» Больше чистых животных ввести повелел Бог для того, чтобы имел некое утешение и праведник, и те, которые вместе с ним будут пользоваться этими животными; а что касается до того, чтобы введены были «седмь седмь», то и это, если узнаете причину, будет сильнейшим доказательством боголюбивого расположения праведника. Так как человеколюбец Бог знал доброту этого мужа, знал что он, будучи праведен, и испытав такую любовь Господа, и избегнув погибели от потопа, вознамерится, по освобождении от бедствия и по выходе из ковчега, показать свою благопризнательность и в благодарность за свое спасение захочет принести жертву, то, чтобы этим (Ной) не испортил пары, (Господь), такую благопризнательность его, повелевает ввести в ковчег «седмь седмь» от каждой породы птиц, чтобы, по прекращении потопа, праведник мог и выказать свое расположение, и не повредить пар птиц и прочих животных. Это впрочем узнаете и из последующего поучения, когда дойдем до этого самого места, где вы увидите, что праведник точно так и поступил. Вот вы узнали причину, по которой повелено ввести в ковчег «седмь седмь» (от чистых животных). Не внимайте же после этого баснословам, которые, вопреки божественному Писанию, вносят в божественное учение вымыслы своего ума.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 24

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 1-3 И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли

Да узнаем этот ковчег, который служит прообразом Церкви. Да будем в нем чистыми животными, но не станем препятствовать, чтобы вместе с нами и нечистые могли укрыться в нем до конца потопа. Чистые и нечистые одновременно пребывали в ковчеге, но обоняние от их жертвоприношений не одинаково было угодно Господу. Ибо после потопа Ной принес жертву Богу от чистых животных, а не от нечистых. И тем не менее никто из чистых не покинул ковчег раньше времени из-за нечистых. Ворон, правда, оставил ковчег и раньше времени покинул сообщество в ковчеге; но ворон был из нечистых, взятых по двое, а не из чистых, взятых по семи. И да возненавидим нечистоту этого отделения.

Послания

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст.1-3 И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; также и из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,] чтобы сохранить племя для всей земли

     
Что чистейшее общество оправданных верою весьма многочисленно, а общество иудейское гораздо меньше, это без труда может всякий узнать из нижеследующего. Ной ввел в ковчег по семи из животных чистых, но по два – из нечистых, то есть убийц Господа иудеев: ибо спасен «остаток», по слову пророка (Ис.10:22; ср.: Рим.9:27)

Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли

Сия речь, так читаемая по тексту еврейскому, в соображении с предшествующею ей и в сравнении с переводом греческим, оказывается неполною, ибо недостает разделения птиц на чистых и нечистых. Но сие можно приписать только простоте и некоторой небрежности древнего образа изъясняться, который иногда преизобилует повторениями, а иногда оставляет на догадку и нужные для полноты и определенности речи обстоятельства.

Толкование на Книгу Бытия

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Быт.6:17-7:4

6:19. (церк-сл.) И от всех скотов и от всех гад, и от всех зверей, и от всякия плоти, два два от всех введеши в ковчег, да питаеши с собою: мужеский пол и женский будут.
6:20. (церк-сл.) От всех птиц пернатых по роду, и от всех скотов по роду, и от всех гадов ползающих по земли по роду их, два два от всех внидут к тебе, питатися с тобою, мужеский пол и женский.

7:2. (церк-сл.) От скотов же чистых введи к себе седмь седмь, мужеский пол и женский: от скотов же нечистых два два, мужеский пол и женский:
7:3. (церк-сл.) и от птиц небесных чистых седмь седмь, мужеский пол и женский: и от всех птиц нечистых две две, мужеский пол и женский, препитати семя по всей земли.

Бытия, т. е. приключения Ноя таковы. Среди развращенного современного поколения людей Ной один с своим семейством был праведным и непорочным. Ему Бог открыл, что наступил конец всем земным существам. что он должен построить ковчегпотому что истребление всего последует потопом (Быт.6:9-17). С ним же Бог благоволил войти в особый завет. Кроме своего семейства, состоящего из восьми душ (1Пет.3:20), Ной должен взять в ковчег представителей каждого рода из скотов, птиц и пресмыкающихся попарно, самца и самку, и запастись пищею как для себя, так и для животных (Быт.6:18-21). Так Ной и сделал (Быт.6:22).

Как понимать выражение «два два»  и «седмь седмь»?

Выражение «два два» означает вообще порядок вещей без означения количества, означает: «попарно», но то же выражение иногда означает и количество «два», или «по два» (Мк.6:7). В этом последнем смысле употребляется «два два» в Быт.7:2, т. е. от скотов нечистых Бог повелел взять по двапо одной паре, а чистых (т. е. жертвенных, Быт.8:20) «седмь седмь», т. е. по семиили по три пары с половиною. Последняя безпарная особь чистых животных, по мнению некоторых, предназначалась для имеющего быть жертвоприношения по потопе. Впрочем, другие толковники (напр. Ориген и ныне Мандельштам) выражение «седмь седмь» в Быт.7:2-3 принимают в смысла семь пар (т. е. 14), а «два два» (евр. шенайим-шенайим) в смысле по две пары (т. е. 4).

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-3 и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли

«и всякого скота чистого возьми по семи… а из скота нечистого по два…» В этих словах мы имеем первый случай разделения животных на чистых и нечистых; к первым относились все те животные и птицы, которые или только употреблялись в пищу (Лев. 11 гл.), или, кроме того, приносились в жертву (Лев. 1:2, 10, 14 и Быт. 8:20). Хотя точное разграничение всех этих видов и принадлежит уже позднейшей эпохе - дано в законодательстве Моисея, - однако, на практике оно существовало гораздо раньше, восходя, как мы видим отсюда, еще ко времени потопа, хотя Ноево выделение животных и птиц чистых для жертвы (Быт. 8:20) и не совпадало с постановлениями закона Моисеева о принесении в жертву только 3-х пород скота и двух пород птиц. Закон же впоследствии в данном случае, как и в других, ему аналогичных, подтвердил, точно формулировал и узаконил то, что раньше было лишь установившимся обычаем. Всего чистого заповедано было взять всемеро больше, во-первых, с тем расчетом, чтобы обеспечить их лучшее сохранение и большее распространение после потопа, а во-вторых, быть может, и для продовольствия людей, заключенных в ковчеге.

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

12 Паремия, положенная на вечерне во вторник третьей седмицы Великого поста (Быт 7:1–4). В сей паремии идет речь о последнем, за семь дней до начала потопа, повелении Божием Ною вступить в ковчег.

Ст. 2-3 От скотов же чистых введи к себе седмь седмь, мужеский пол и женский: от скотов же нечистых два два, мужеский пол и женский: И от птиц небесных чистых седмь седмь, мужеский пол и женский, препитати семя по всей земли

В заповеди о построении ковчега сказано, что живот­ные должны быть впущены в ковчег по паре; теперь же, когда наступило время исполнить повеление о животных, оно выражено точнее. И теперь остается в силе прежнее распоряжение о введении в ковчег животных по паре, по четам, но прибавлено, что чистые животные должны быть в ковчеге не по одной чете от каждого рода, а по семи единиц от каждого рода, т. е. по три четы, с прибавлением одного нечетного – седьмого. И те, и другие берутся в ковчег для «препитания семени по всей земли», т. е. для сохранения чрез них племени, имеющего от них распло­диться по лицу всей земли. Каких скотов и птиц считать чистыми, каких нечистыми, указано в законах Моисеевых: к чистым отнесены здесь скоты и птицы жертвенные и вместе дозволенные к употреблению в пищу, – из первых телец, овца и козел, из последних голубь [домашний] и горлица [дикий голубь]. Кроме того, к чистым отнесены в законе многие четвероногие и птицы, которые назначены только для употребления в пищу, а не вместе для жер­твы, – например, лань, косуля (Лев. 11; Чис. 6:10). Прочие животные, которых употребление в жертву и в пищу вос­прещено, объявлены в законе нечистыми. Нечистых от каждого рода должно быть по одной паре в ковчеге, потому что они назначаются только для размножения рода, а чис­тых в большем количестве, потому что кроме сохранения и размножения рода, для чего достаточна одна пара, осталь­ные понадобятся для благодарственной жертвы, которую Ной принесет после потопа (Быт. 8:20), и для пищи, ибо после потопа Бог благословит людям мясоядение (Быт. 9:2). Но каким образом Ной мог отличить животных чистых от нечистых, прежде чем это различие указано в законе? Можно думать, что Ной получил о сем особое откровение от Бога. Впрочем, что касается животных собственно жер­твенных, различие их от нежертвенных известно было людям с первых времен существования человеческого рода, также из откровения Божия. Ибо если еще до потопа люди научены были Богом приносить в жертву животных, то, конечно, Он же научил их, каких именно животных приносить в жертву. Закон Моисеев только утвердил то, что известно было в этом отношении прежде.

Толкование на паремии из книги Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka