Скрыть
да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они;

Святые отцы

Прочие

Иустин Философ, мч. (†165)

Ст. 1-3 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной], и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все

Бог также повелел вам [евреям] воздерживаться от некоторых яств, чтобы вы и во время принятия пищи и пития имели пред глазами Бога, так как вы непостоянны и склонны оставлять познание о Нем, как говорит Моисей: сел народ есть и пить, а после встал играть (Исх. 32:6). И в другом месте: И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его (Втор. 32:15). Но что Бог позволил Ною, мужу праведному, есть всякое животное (кроме мяса в крови), которое умерло само собою, это рассказано вам Моисеем в Книге Бытия. Трифон хотел возразить мне словами как зелень травную, но я предупредил его и спросил: почему вы слова как зелень травную принимаете не в том смысле, в каком они сказаны Богом: то есть как злаки Бог сотворил для пищи человеку, так и животных дал для того, чтобы он ел мясо? Но как мы некоторых растений не едим, так будто бы - как вы говорите - еще в то время Ною повелено делать различие между животными. Такое объяснение ваше не может быть принято.

Прежде всего, я мог бы легко доказать, что всякий злак есть трава и употребляется в пищу, но не буду останавливаться на этом. Положим, что мы делаем различие между злаками травными и не все растения едим. Однако это не потому, что они нечисты и скверны, а потому, что они или горьки, или ядовиты, или колючи; но все растения сладкие, питательные и прекрасные, растут ли они на море или на земле, мы вкушаем с удовольствием. Отсюда следует, что Бог чрез Моисея повелел вам воздерживаться от животных нечистых, хищных и свирепых потому, что вы, евшие манну в пустыне и видевшие все чудеса, сотворенные для вас Богом, слили золотого тельца и поклонялись ему. Справедливо Бог всегда говорит о вас: род развращенный; дети, в которых нет верности (Втор. 32:20).

Разговор с Трифоном Иудеем

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-4 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте

Нельзя здесь не подивиться безмерной благости Господа. Смотри, в самом деле, праведник этот удостаивается того же самого благословения, какого (удостоился) Адам, и утраченное Адамом владычество возвращает себе своею добродетелью, или – лучше сказать – по неизреченному человеколюбию Господа. Как тому (Бог) сказал: «раститеcя и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, и пресмыкающимися и птицами небесными и зверями земными» (Быт.1:28), так говорит и теперь: «и страх и трепет ваш будет на всех зверех земных и на всех птицах. И всякое движущееся, еже есть живо, вам будет в снедь: яко зелие травное, дах вам все. Точию мяса в крови души да не снесте». Смотри, здесь соблюдается, только в другом виде, тоже самое правило, как и в отношении к первому человеку. Как там Бог, даровав (Адаму) власть над всем, и, дозволив наслаждаться райскими плодами, повелел только воздерживаться от одного дерева, так и здесь, преподав (Ною) благословение и сделав его страшным для зверей и подчинив ему всех пресмыкающихся и птиц, говорит: «всякое движущееся, (еже есть) живо, вам будет в снедь: яко зелие травное, дах вам все». С этого-то времени начинается употребление в пищу мяса, не для того, чтобы чрез это возбудить людей к чревоугодию, но, так как они должны были животных приносить в жертву и чрез это воздавать благодарность Господу, то, чтобы они не вздумали воздерживаться от употребления их, как посвященных Богу, Он дает людям позволение употреблять животных в пищу, и чрез это освобождает их от всякого недоумения. «Яко зелие травное, – говорит, – дах вам все». Потом, как Адаму, дозволив пользоваться всем, Бог повелел воздерживаться от одного дерева, так и здесь, дозволив свободно употреблять в пищу все, говорит: «точию мясо, в крови души да не снесте». Что же означают эти слова? Что такое: «мясо в крови души»? Это значит – удавленина – потому что кровь есть душа животного.

Так, в виду того, что люди должны были со временем приносить животных в жертву Богу, Он как бы дает им такое наставление: кровь назначена Мне, а мясо вам. А это делает Он для того, чтобы с самого начала остановить в них наклонность к человекоубийству.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 27

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 18-21, 9:1-2 И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега. И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они

А что Еммануил соделался для нас и Архиереем, чрез Которого мы имеем доступ к Отцу и Богу (Еф. 2:18) и обновлены в изначальное состояние, с разрешением проклятия,— разумею положенное на первозданного, — об этом смотри в написанном далее. После того как высохла земля, вышел, сказано, Ной … из ковчега и все, которые были с ним. И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека (Быт. 8:18-21). И чрез несколько слов опять: и И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они (Быт. 9:1-2). Итак, когда Христос соделался Архиереем нашим, и мы принесены были Им мысленно в воню благоухания Богу и Отцу; тогда мы богатно удостоены были и благоволения Его и имеем твердое обетование, что смерть уже не будет иметь силу над нами. Прекращены и последствия гнева, устранены и последствия оного древнего проклятия. Мы благословены во Христе, чрез Которого и с Которым Богу Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь.

Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они

Да страшатся и да трепещут вас. Сего не было в благословении, данном Адаму: он был владыкою твари, но не страшным. Когда же внутреннее достоинство человека уже не покоряет ему тварей, Бог обуздывает их страхом. Сей страх освобождает нас от опасностей со стороны сильнейших, нежели мы, животных и заставляет их служить нам; но, пользуясь сими преимуществами, мы должны воспоминать, колико ужасен грех, когда грешник в самом благословении Божием страшен. А если иногда звери и выходят из сего страха, мы также не должны обращать сего в предосуждение благословения Божия, но в осуждение себя самих.

Толкование на Книгу Бытия

Георгий Константинович Властов (†1899)

да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они

«Да страшатся и да трепещут вас все звери» и проч. В первобытном состоянии человек, несмотря на грех свой, был в ближайшем отношении к природе и животным, чем после потопа. Прежде он был владыкою – патриархом земли, и, как можно заключить из этого стиха, между ним и животными, даже дикими, была связь почти такая же, как ныне между человеком и домашними животными. После потопа он может властвовать лишь страхом и трепетом, он отдалился от мира животных уже потому, что, пройдя ряд наказаний, развил свою нравственную сторону. Мысль его уже не останавливается на одних только физических требованиях природы, душа его подымается выше земли и меньше сочувствует органической природе, но и меньше понимает её. Пред человеком уже вдали неясно показывается цель его – совершенно отделиться от земли и развить свои духовные силы.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они

«да страшатся и да трепещут вас все звери земные…» «Сего не было в благословении, данном Адаму: он был владыкою твари, но не страшным. Когда же внутреннее достоинство человека уже не покоряет ему тварей, Бог обуздывает их страхом» (Филарет).

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

XVI. Паремия, положенная на вечерне в понедельник четвертой седмицы Великого поста (Быт. 8:21–22, 9:1–7). В сей паремии содержится обетование и заповеди Божии Ною после потопа.

И страх и трепет ваш будет на всех зверех земных [и на всех скотех земных], на всех птицах небесных: в руце ваши вдах [Я]

Как по сотворении земли дана человеку власть над всеми животными, так и при обновлении земли после по­топа Господь утверждает за людьми ту же власть, но с тем различием, что власть невинного человека, пока он жил в раю, не страшна и не тяжела была животным, – они без сопротивления и охотно повиновались и служили ему; теперь же люди должны властвовать над животными стра­хом, так что и привязанные к человеку животные иногда выходят из повиновения и могут быть возвращаемы к нему страхом наказания или уже испытанным наказанием. Такое отношение к человеку животных, без сомнения, было и до потопа, – теперь оно освящается особенным Божиим узаконием для того, между прочим, чтобы предостеречь чело­века от обожания животных. О власти человека над живот­ными, сохранившейся несмотря на его грехи, свидетельст­вуют разительные опыты. Стада рогатого скота и табуны коней пасутся под надзором слабого отрока. Обладающие огромной силой верблюды и слоны покорно дают себя нагружать разными тяжестями и терпеливо несут их по трудным и непроходимым путям. Слоны употребляемы были в древности вместо колесниц на войнах и до сих пор в Индии исправляют должность палачей. Человек застав­ляет одних животных ловить для него других; так, собака служит ему в преследовании зверей; американские рыбо­ловы приучают к своим услугам птиц, питающихся рыбой: поймав рыбу, они передают ее в лодку своему хозяину, а сами довольствуются скудной и низкого качества рыбной пищей, получая ее из рук хозяина. Известны опыты усми­рения самых диких и могучих зверей – львов, тигров, медведей. Но еще поразительнее власть над животными людей верующих, по обетованию Спасителя: «се даю вам власть на змию и на скорпию и на всю силу вражию и ничесоже вас вредит» (Лк. 10:19; Мк. 16:18).

Толкование на паремии из книги Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible