Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все;

Святые отцы

Прочие

Иустин Философ, мч. (†165)

Ст. 1-3 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной], и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все

Бог также повелел вам [евреям] воздерживаться от некоторых яств, чтобы вы и во время принятия пищи и пития имели пред глазами Бога, так как вы непостоянны и склонны оставлять познание о Нем, как говорит Моисей: сел народ есть и пить, а после встал играть (Исх. 32:6). И в другом месте: И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его (Втор. 32:15). Но что Бог позволил Ною, мужу праведному, есть всякое животное (кроме мяса в крови), которое умерло само собою, это рассказано вам Моисеем в Книге Бытия. Трифон хотел возразить мне словами как зелень травную, но я предупредил его и спросил: почему вы слова как зелень травную принимаете не в том смысле, в каком они сказаны Богом: то есть как злаки Бог сотворил для пищи человеку, так и животных дал для того, чтобы он ел мясо? Но как мы некоторых растений не едим, так будто бы - как вы говорите - еще в то время Ною повелено делать различие между животными. Такое объяснение ваше не может быть принято.

Прежде всего, я мог бы легко доказать, что всякий злак есть трава и употребляется в пищу, но не буду останавливаться на этом. Положим, что мы делаем различие между злаками травными и не все растения едим. Однако это не потому, что они нечисты и скверны, а потому, что они или горьки, или ядовиты, или колючи; но все растения сладкие, питательные и прекрасные, растут ли они на море или на земле, мы вкушаем с удовольствием. Отсюда следует, что Бог чрез Моисея повелел вам воздерживаться от животных нечистых, хищных и свирепых потому, что вы, евшие манну в пустыне и видевшие все чудеса, сотворенные для вас Богом, слили золотого тельца и поклонялись ему. Справедливо Бог всегда говорит о вас: род развращенный; дети, в которых нет верности (Втор. 32:20).

Разговор с Трифоном Иудеем

Григорий Нисский, свт. (†394)

все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все

Естество бессловесных, как недалеко отстоящее от этой естественной жизни, Узаконивший о всем отдал также в употребление человеку, чтобы оно вместо зелий служило вкушающим. Ибо говорит: Едите всякое мясо, яко зелие травное. Так невелико кажется преимущество у чувствительной деятельности перед питательной и растительной без чувствительной!

Об устроении человека

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-4 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте

Нельзя здесь не подивиться безмерной благости Господа. Смотри, в самом деле, праведник этот удостаивается того же самого благословения, какого (удостоился) Адам, и утраченное Адамом владычество возвращает себе своею добродетелью, или – лучше сказать – по неизреченному человеколюбию Господа. Как тому (Бог) сказал: «раститеcя и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, и пресмыкающимися и птицами небесными и зверями земными» (Быт.1:28), так говорит и теперь: «и страх и трепет ваш будет на всех зверех земных и на всех птицах. И всякое движущееся, еже есть живо, вам будет в снедь: яко зелие травное, дах вам все. Точию мяса в крови души да не снесте». Смотри, здесь соблюдается, только в другом виде, тоже самое правило, как и в отношении к первому человеку. Как там Бог, даровав (Адаму) власть над всем, и, дозволив наслаждаться райскими плодами, повелел только воздерживаться от одного дерева, так и здесь, преподав (Ною) благословение и сделав его страшным для зверей и подчинив ему всех пресмыкающихся и птиц, говорит: «всякое движущееся, (еже есть) живо, вам будет в снедь: яко зелие травное, дах вам все». С этого-то времени начинается употребление в пищу мяса, не для того, чтобы чрез это возбудить людей к чревоугодию, но, так как они должны были животных приносить в жертву и чрез это воздавать благодарность Господу, то, чтобы они не вздумали воздерживаться от употребления их, как посвященных Богу, Он дает людям позволение употреблять животных в пищу, и чрез это освобождает их от всякого недоумения. «Яко зелие травное, – говорит, – дах вам все». Потом, как Адаму, дозволив пользоваться всем, Бог повелел воздерживаться от одного дерева, так и здесь, дозволив свободно употреблять в пищу все, говорит: «точию мясо, в крови души да не снесте». Что же означают эти слова? Что такое: «мясо в крови души»? Это значит – удавленина – потому что кровь есть душа животного.

Так, в виду того, что люди должны были со временем приносить животных в жертву Богу, Он как бы дает им такое наставление: кровь назначена Мне, а мясо вам. А это делает Он для того, чтобы с самого начала остановить в них наклонность к человекоубийству.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 27

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 3 все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; 

Почему вообще узаконил Бог ядение мяса?


Когда только создал человека, Бог даровал ему земные плоды, повелев питаться семенами и древесными плодами; после же потопа ущедряет его большими средствами к наслаждению, повелев закалывать в жертву и есть животных летающих по воздуху, плавающих в водах и земноводных, одну напасть отражая другой и меньшим врачуя большее. Ибо предвидя, что впадшие в крайнее безумие будут все обоготворять, Бог, чтобы прекратить нечестие, дозволяет употреблять животных в пищу, потому что дело крайнего неразумия покланяться тому, что употребляется в пищу. Для этого-то одних животных называет нечистыми, а других чистыми, чтобы, гнушаясь одними, как нечистыми, не обоготворяли их, а других, употребляя в пищу, не поклонялись им.

Толкование на книгу Бытия

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все

Все, что движется и живет, вам да будет в пищу. Животные назначаются в пищу после потопа потому, как думают некоторые, что земных плодов со временем недостало бы для множества человеков; что плодотворная сила земли оскудела и что слабость человеческого тела требовала сильнейших вспоможений для своего сохранения.

Феодорит говорит, что Бог, провидев наклонность человеков к идолослужению и обоготворению животных, дал им плоть сих последних в пищу, дабы познали, сколь неприлично воздавать Божеское почтение таким существам, которых можно убивать и снедать. Иероним (Cont. Jou. L. I) думает, что Бог оказал в сем случае снисхождение жестокосердию.

Впрочем, хотя Бог дает в пищу человеку все, что движется, но можно думать, что разделение животных чистых и нечистых в отношении к пище еще прежде закона возникло из познания их природы и утвердилось обычаем. Ибо таковое разделение видно издревле и у языческих народов (Hieron. abver. L. Π).

Толкование на Книгу Бытия

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о святых постах

Преткновение

В Книге Бытия, в главе 1, и еще в главе 9, и еще в псалме 8 Священное Писание говорит, что Господь Бог все создал ради человека: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт.1,26). И еще: И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все (Быт.9,1-3). И еще: все покорил под ноги его: овец и волов всех, а также и скот полевой, птиц небесных и рыб морских (Пс.8,7-9).

Из этих слов Писания ясно, что Господь Бог все дал человеку для пользы и употребления. Но есть некоторые животные, которые не приносят человеку другой пользы, кроме употребления их в пищу, как куры, гуси и тому подобное. Поэтому если наша Церковь запрещает есть эти дары Божии, то она противится Богу, благодеющему нам, и показывает себя неблагодарной, отвергая Его дары.

Исправление претыкающимся

Отвечаем первое. Не все животные созданы Богом только с тем намерением, чтобы быть пищей человеку, но иные – в пищу другим животным, иные – ради врачевания, а иные – для украшения Вселенной и похвалы Самому их Создателю, чтобы, видя различные роды животных, мы возвеличивали все Премудростью Сотворившего (Пс.103,24).

Но если бы подобало есть всех этих животных, которые кажутся не приносящими никакой пользы человеку, то почему вы, противники, не едите мяса гадов, пресмыкающихся по земле, червей, пауков и прочих? Почему не едите мяса воронов, летучих мышей, сов и других многих птиц? Ибо все они, по общему мнению, кажутся никакой пользы не приносящими роду человеческому.

Отвечаем второе. Всякая пища создана Богом ради человека, но употребляется по различию места и времени. Потому церковный закон не противен воле Божией, когда только в некоторые дни запрещает некоторую пищу, а в другое время не возбраняет употреблять любую пищу.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

 Ст. 2-6 Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию;

 Какой смысл и значение законов: о пище, о крови и об отмщении?

Разрешение Богом пищи мясной является в пополнение к употреблению пищи растительной (Быт. 9:3 ср. Быт. 1:29) и, очевидно, это разрешение вызвано двумя нуждами: во-первых, неимением тогда в достаточном количестве пищи растительной, которую земная почва после потопа могла произвести не вдруг и не без обработки человеком, а, во-вторых, истощением телесного организма членов семейства Ноева, особенно после годов пребывания их во внутренности ковчега, так что ослабевший организм после потопных людей требовал пищи более питательной, чем растительная, которая достаточна была для сильных людей допотопных. Запрещение есть кровь животного вместе с его мясом, или сырого мяса с кровью, представляется ограничением (Быт. 9:4) "только"... предыдущего разрешения. А причина такого ограничения заключается в том, что «кровь есть душа» животного ср. (Вт. 12:23), седалище души, и что «кровь сия душу человека очищает» чрез жертвенное пролитие ее и кропление. Таким образом причина запрещения есть кровь животных, поставленного в связи с законом о мщении за убийство, представляется, во-первых, нравственная, чтобы тем возбудить сильнейшее уважение к жизни и отвлечь от кровожадности, во-вторых, религиозно-таинственная, чтобы возбуждать благоговение к жертвенному священнодействию с кровью. Заповедь Ною об отмщении за человекоубийство содержит в себе также пополнение к первоначальной заповеди об отмщении за убийство Каиново, когда Бог отмщение за страшное преступление человекоубийства предоставил Своему собственному суду (Быт. 4:14-15). Теперь же, когда перед потопом люди совершенно забыли Бога и заглушили в себе голос совести, так что лишь кощунственно злоупотребляли, подобно Ламеху (Быт. 4:23-24), милостивым судом Божиим о братоубийце Каине, Бог для ограждения неприкосновенности жизни человека, как образа Божия, устанавливает закон кровомщения, по которому человек имел право за убийство наказывать смертью (Быт. 9:6) . Но жизнь человеческая так священно неприкосновенна, что Бог обещает и Сам совершать отмщение убийце, когда он избежит суда человеческого, и даже зверю, когда он умертвит и пожрет человека (Быт. 9:5).

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Пища

Пища 
(Быт.1:29, Мк.7:19). Для пропитания человеку вначале были назначены Богом семена древесные и плоды (Быт.1:29). Употребление мяса животных разрешено после потопа (Быт. IX, 2–4). Вообще же пищу человека должно было составлять все, что Бог назначил ему для пропитания как из царства растительного, так и из животного (Быт.9:3, Рим.14:2-3). К этому издавна служила еще соль как приправа (Иов.6:6).

Главную пищу составлял зерновой хлеб: пшеница, ячмень, полба, пшено и проч., которые частью в виде муки употреблялись на приготовление хлеба и других печений, частью варились с разными приправами и маслом, частью употреблялись в колосьях и зернах, поджаренных на огне (Быт.25:29,34, Лев.23:142Цар.17:28,29, Нав.5:11, Лев.2:1,4,14 и др.). С хлебом, как повседневной пищей, употреблялось молоко не только коровье, но и овечье и козье (Втор.32:14, Притч.27:27), свежее, густое, или свернувшееся, пресное, или кислое.

Без сомнения, израильтяне умели приготовлять разного рода сыры и творог (Иов.10:101Цар.17:182Цар.17:29), сбивали также, вероятно, и масло (Притч.30:33). Очень любили также пчелиный мед (Исх.16:31, Притч.16:24, Сир.39:32), также виноградный, сваренный в сироп морс из сладкого винограда и лесной мед диких пчел (1Цар.14:25, Мф.3:4), которым Палестина и доселе богата, изюм, или сушеный виноград, сушеные фиги, или смоквы (1Цар.25:182Цар.16:1), финики и разные свежие плоды.

Овощами служили преимущественно стручковые плоды, чечевица и бобы, также лук, чеснок, огурцы и разного рода зелень и злаки, частью разводимые в садах (3Цар.21:2) и частью на полях растущие (Притч.15:17).

Между животной пищей первое место занимает мясо рогатого скота, коров, овец и коз. Особенно ценилось мясо тельцов, агнцев и молодых коз, вероятно, также голубей и горлиц; притом к столу богатых шла еще дичь – олени и различные птицы (3Цар.4:23, Неем.5:18). А рыбу, вкус к которой израильтяне приобрели еще в Египте (Чис.11:5), доставляло, в великом множестве, озеро Геннисаретское (Ин.21:11, Мф.14:17,15:34), так что в Галилее она, вероятно соленая и изжаренная на огне, служила обыкновенной закуской при хлебе (Ин.6:9,11,21:9 и др.), а впоследствии финикияне приносили на рынок даже морскую рыбу (Неем.13:16).

Наконец, бедные люди ели еще саранчу (Лев.11:22, Мф. 3:4, Мк.1:6), частью соленую и высушенную, или изжаренную, частью сваренную в воде и приправленную маслом. Законом запрещено было употреблять нечистых животных, все мертвое, издохшее, удавленное (Исх.22:31, Лев.17:18, Втор.14:21). Не должно было есть крови никакого животного и ничего не есть с кровью (Лев.17:10-14,7:26, Втор.12:16,23, Иез.23:252Цар.14:32, Деян.15:20, 29,21:25 и проч.).

Что касается питья, то между разными видами его первое место занимала вода (Притч.25:21-25 и др.), а для лучшего утоления жажды в простых классах употреблялся особенный кислый напиток, вроде уксуса, смешанного с водой (Руф.2:14). Вино, употребляемое состоятельными людьми, иногда разбавлялось водой и часто приправлялось пряными кореньями, отчего становилось острым и ароматическим. Употреблялось, наконец, крепкое вино – сикера (Лк.1:15).

Что до уксуса, или вина с миррой, или до уксуса с желчью, которое давали на крест Господу (Ин.19:29, Мр.15:23, Мф.27:3,4), то это было кислое или окисшее вино, употребляемое воинами, но которое теперь смешано было с миррой или каким другим одуряющим и притупляющим чувство веществом. Такой напиток давали пить осужденным, чтобы несколько уменьшить и облегчить тягость их страданий.

Самым обыкновенным часом обеда был полдень. Молитва перед обедом в первый раз упоминается в I кн. Царств (1Цар.9:13). Во времена Иисуса Христа она была обычна прежде и после каждого обеда и состояла в благословении, т. е. в благодарении и прославлении Бога (Мф.15:361Кор.10:301Тим.4:4). После Вавилонского плена вошло в обычай вместо сидения на коврах возлежать за столом на ложах (Ам.6:4).

Женщины на Востоке не были приглашаемы к столу мужчин, а обедали в особой комнате; только в Вавилоне знатные женщины присутствовали на пирах мужчин.

При еде не употреблялись ни тарелки, ни ложки, ни ножи, ни вилки. Вместо тарелок им служил тонкий хлебец, на который жители Востока клали то, что мы кладем на тарелки. Хлеб они разламывали руками, а мясо подавалось уже нарезанное маленькими кусочками, которые они и подносили ко рту пальцами правой руки; даже соус и молоко они ели, обмакивая в них хлеб рукой. Так жнецы (Руф.2:14) макали свой хлеб в кислый соус, или в уксус; так Господь Иисус Христос обмакнул Свой кусок в блюдо и подал его Иуде предателю (Ин.13:26). То же самое делается и теперь почти во всех восточных странах, хотя в настоящее время имеются уже деревянные ложки даже при дворе персидского шаха. Трехзубая вилка, упоминаемая в I кн. Царств (II, 13), служила не для еды, но для вынимания мяса из горшка или котла.

Напитки подавались в чашках или кубках, как это и теперь водится на Востоке. Пища и питие нередко в Свящ. Писании употребляются в иносказательном смысле, означая манну и изведенную воду из камня в пустыне (1 Кор.10:3-4), исполнение воли Божией (Ин.4:32-34), слово Божие (Мф.4:41Кор.3:2; Евр.5:12-14), наконец, Тело и Кровь Xристовы (Ин.6:32-35,48-58).

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 3-4 все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте

«Феодорит говорит, что Бог, провидев наклонность человеков к идолослужению и обоготворению животных, дал им плоть сих последних в пищу, дабы познали, сколь неприлично воздавать Божеское почтение таким существам, которых можно убивать и съедать» (Запис. на Кн. Бытия II, стр. 10).

«В крови душа животная; само убийство животного без выпускания крови, кроме вреда для человека, не может обойтись для животного без сильных мучений» (О. Герлах).

Священная летопись. Том первый

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все

Почему Господь назначает человеку в пищу после потопа и животных, тогда как прежде назначал одну растительную пищу (Быт.1:29)? Потому что климатические условия жизни изменились на земле после потопа, и самая земля стала менее плодородна, а силы человеческие сделались слабее. Святые отцы полагают еще и то, что дозволение употреблять в пищу животных направлено против боготворения животных; потому что, – рассуждает блаж. Феодорит, – крайнего маломыслия дело – поклоняться тому, что употребляется в пищу.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все

«все движущееся, что живет, будет вам в пищу…» Это будет уже второй по числу закон о пище (Быт. 2:16), разрешающий теперь наряду с прежними родами ее - зеленью и полевыми злаками еще и один новый, именно - мясо животных, птиц и рыб, словом все то, что движется и живет. Причину нового разрешения блаженный Феодорит выясняет следующим образом: «Бог, провидев наклонность человека к идолослужению и обоготворению животных, дал плоть сих последних в пищу, дабы познал, сколь неприлично воздавать божеское почтение земным существам, которые можно убивать и съедать».

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

XVI. Паремия, положенная на вечерне в понедельник четвертой седмицы Великого поста (Быт. 8:21–22, 9:1–7). В сей паремии содержится обетование и заповеди Божии Ною после потопа.

И всякое движущееся, еже есть живо, вам будет в снедь: яко [как и] зелие травное дах вам все

Первым людям, по сотворении их, Господь благосло­вил питаться только растениями; животные же доставляли им в пищу молоко и закалаемы были не для пищи, а для жертвоприношения и одежды человеку. Теперь Господь разрешает людям питаться вместе с зелием мясом живот­ных. Это потому, что растения со времени проклятия земли за грех человека потеряли часть своего совершенства и стали не столь питательны и полезны для человека; да и телесные силы человека, ослабленные грехом, требовали сильнейших вспоможений для их сохранения и укрепле­ния. – Бог дал в пищу человеку все, что движется на земле и в водах; здесь разумеются все те животные, которых мясо съедобно и полезно человеку, а не безусловно все, ибо многие из них совсем не пригодны для питания, а другие – ядовитые – вредны. Из годных в пищу разумеются здесь преимущественно чистые. Разделение животных на чистые и нечистые известно было, как мы видели (в XII паремии), еще до потопа, и впоследствии законом Моисеевым запре­щено животных нечистых и в жертву приносить, и в пищу употреблять.

Толкование на паремии из книги Бытия

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.
 

Сектанты говорят:   Пост вреден для здоровья.
 

Ответ:   Прародителям Бог назначил (Быт.1:29) пищу растительную, которою питались люди до потопа, а после него дозволил им есть и мясо животных (Быт.9:3). Долголетие первобытных людей (Быт.5) и свидетельства опыта убеждают в том, что растительная пища не вредит здоровью.
Пост имеет своею целью умерщвление плотских похотей, а не расстройство здоровья; и потому христиане, находящиеся в «немощи телесной» (Правило 69 Святых Апостолов), от поста освобождаются.
«Господь... нисходя к людям, – пишет святой Василий Великий, – постился, вразумляя тем, что исходящему на борьбу с искушениями необходимо подвижничество. Ибо изнурение тела, как бы приучает нас к победе. Впрочем, не так должно поступать с плотью, чтобы естественную ее силу расслабить и привести в совершенное бездействие воздержанием и чтобы от чрезмерного расслабления дошла она до невозможности следовать за умом».

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible