только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1, 4-6 И благослови Бог Ноя и сыны его, чтобы растились и множились, и чтобы страх их был на всякой плоти, в море и на суше. Точию мяса в крови души да не снесте, то есть не вкушайте незакланного животного и мяса, пока не истекла из него кровь, в которой душа животного. Так, Бог Ною и детям его оставляет три завета: во-первых, повелевает не есть крови животных, во-вторых, обещает воскресение, в которое взыщется кровь от всех зверей, в-третьих, изрекает, что всякий убийца должен быть умерщвляем. Крови бо вашей… от руки всякаго зверя изыщу… и от руки человека. Взыскивает Бог крови и здесь, и в будущем веке. Здесь взыскивает, определяя убийце смерть, потому повелел побивать камнями даже вола, который избодет человека (Исх. 21:28). Взыщет и при конце, потому что в день воскресения звери возвратят пожранную ими плоть человеческую. От руки человека брата изыщу душу человека, как определил наказание и Каину за кровь Авеля. То же означают и эти слова: Проливаяй кровь человечу, в ея место его пролиется между человеками. Словами же: яко во образ Божий сотворих человека, - показывается, что человек, подобно Богу, облечен властью живить и мертвить.

Толкования на священное Писание. Книга Бытия

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-4 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте

Нельзя здесь не подивиться безмерной благости Господа. Смотри, в самом деле, праведник этот удостаивается того же самого благословения, какого (удостоился) Адам, и утраченное Адамом владычество возвращает себе своею добродетелью, или – лучше сказать – по неизреченному человеколюбию Господа. Как тому (Бог) сказал: «раститеcя и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, и пресмыкающимися и птицами небесными и зверями земными» (Быт.1:28), так говорит и теперь: «и страх и трепет ваш будет на всех зверех земных и на всех птицах. И всякое движущееся, еже есть живо, вам будет в снедь: яко зелие травное, дах вам все. Точию мяса в крови души да не снесте». Смотри, здесь соблюдается, только в другом виде, тоже самое правило, как и в отношении к первому человеку. Как там Бог, даровав (Адаму) власть над всем, и, дозволив наслаждаться райскими плодами, повелел только воздерживаться от одного дерева, так и здесь, преподав (Ною) благословение и сделав его страшным для зверей и подчинив ему всех пресмыкающихся и птиц, говорит: «всякое движущееся, (еже есть) живо, вам будет в снедь: яко зелие травное, дах вам все». С этого-то времени начинается употребление в пищу мяса, не для того, чтобы чрез это возбудить людей к чревоугодию, но, так как они должны были животных приносить в жертву и чрез это воздавать благодарность Господу, то, чтобы они не вздумали воздерживаться от употребления их, как посвященных Богу, Он дает людям позволение употреблять животных в пищу, и чрез это освобождает их от всякого недоумения. «Яко зелие травное, – говорит, – дах вам все». Потом, как Адаму, дозволив пользоваться всем, Бог повелел воздерживаться от одного дерева, так и здесь, дозволив свободно употреблять в пищу все, говорит: «точию мясо, в крови души да не снесте». Что же означают эти слова? Что такое: «мясо в крови души»? Это значит – удавленина – потому что кровь есть душа животного.

Так, в виду того, что люди должны были со временем приносить животных в жертву Богу, Он как бы дает им такое наставление: кровь назначена Мне, а мясо вам. А это делает Он для того, чтобы с самого начала остановить в них наклонность к человекоубийству.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 27

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 4 только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; 

Почему Бог запрещает употреблять в пищу кровь?

Яснее это показал в законе, ибо говорит, что в человеке душа, то в безсловесных кровь (Лев.17:11). Поэтому, вкушая мясо без крови, вкушаешь их некоторым образом как овощи, потому что овощ неодушевлен; а если вкушаешь с кровью, то снедаешь душу. Поэтому конечно и здесь сказал: «точию мяса в крови души да не снесте. Крови бо вашей, душ ваших изыщу, от руки всякаго зверя изыщу ея: и от руки человека брата его изыщу» души его (Быт.9:4-5). А этим предуказывает на воскресение, не то разумея, что зверей соберет на суд и подвергнет наказанию за снедение человеков, но что пожранные зверями тела соберет и воскресит. Ибо «в руце Его вcи концы земли» (Пс.94:4), и не трудно Ему отовсюду собрать наше тело. Но здесь выразил это загадочно, через Иезекииля же яснее проповедал воскресение (Иез.37:1-14).

Толкование на книгу Бытия

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте

Только плоти с душою ее, то есть кровью ее, не ешьте. Дав человеку власть над животными, Бог полагает ей сим законом пределы и являет Свою власть над самым человеком.

Сей закон повторяется между законами, данными Моисею (Лев.17:10-14; Втор.12:23), и даже в Новом Завете (Деян.15:20). Из соображения сих повторительных законов с первым нетрудно усмотреть, что употребление крови запрещается во всех ее видах, поскольку она может быть отделена. Из того же соображения открываются и причины запрещения крови.

Естественная: ибо душа плоти в крови есть. (Лев.17:11), то есть кровь есть седалище и ближайший орган действий души. (Древние вообще так думали. Иосиф: χωρίς αίματος, εν τούτω γαρ η ψνχη Без крови; ибо в ней душа. Плутарх: το αιμα νομη και τροφή εστι του πνεύματος? De Poesi Homerica. Кровь есть пажить и пища духа). Приемля живейшие напечатления свойств душевных, она может более или менее переносить их с собою и в другие тела, как найдено опытами перелития. Итак, быть может, что частое и в большом количестве употребление крови в пищу естественно сопровождалось бы в человеке вредными последствиями.

Нравственная: поскольку привычка употреблять кровь и для сего убивать животных особливыми мучительными образами смерти ослабляет в человеке естественное отвращение от убийства. По сему-то в Откровении закон о крови животных соединяется с законом о человекоубийстве (Быт.9:4,5).

Обрядовая и вместе прообразовательная: и Я дал ее (кровь) вам на алтарь, очищать души ваши, ибо кровь очищает душу (Лев.17:11). Кровь священна, потому что в жертвах очищает души, или точнее, поскольку невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов изглаждала грехи (Евр.10:4); изобразует кровь Иисуса Христа, очищающую от всякого греха (1Ин.1:7). Посему, отлучая кровь от животных, употребляемых в пищу, закон превращает, некоторым образом, каждое заклание животного в жертвоприношение.

Толкование на Книгу Бытия

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

 Ст. 2-6 Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию;

 Какой смысл и значение законов: о пище, о крови и об отмщении?

Разрешение Богом пищи мясной является в пополнение к употреблению пищи растительной (Быт. 9:3 ср. Быт. 1:29) и, очевидно, это разрешение вызвано двумя нуждами: во-первых, неимением тогда в достаточном количестве пищи растительной, которую земная почва после потопа могла произвести не вдруг и не без обработки человеком, а, во-вторых, истощением телесного организма членов семейства Ноева, особенно после годов пребывания их во внутренности ковчега, так что ослабевший организм после потопных людей требовал пищи более питательной, чем растительная, которая достаточна была для сильных людей допотопных. Запрещение есть кровь животного вместе с его мясом, или сырого мяса с кровью, представляется ограничением (Быт. 9:4) "только"... предыдущего разрешения. А причина такого ограничения заключается в том, что «кровь есть душа» животного ср. (Вт. 12:23), седалище души, и что «кровь сия душу человека очищает» чрез жертвенное пролитие ее и кропление. Таким образом причина запрещения есть кровь животных, поставленного в связи с законом о мщении за убийство, представляется, во-первых, нравственная, чтобы тем возбудить сильнейшее уважение к жизни и отвлечь от кровожадности, во-вторых, религиозно-таинственная, чтобы возбуждать благоговение к жертвенному священнодействию с кровью. Заповедь Ною об отмщении за человекоубийство содержит в себе также пополнение к первоначальной заповеди об отмщении за убийство Каиново, когда Бог отмщение за страшное преступление человекоубийства предоставил Своему собственному суду (Быт. 4:14-15). Теперь же, когда перед потопом люди совершенно забыли Бога и заглушили в себе голос совести, так что лишь кощунственно злоупотребляли, подобно Ламеху (Быт. 4:23-24), милостивым судом Божиим о братоубийце Каине, Бог для ограждения неприкосновенности жизни человека, как образа Божия, устанавливает закон кровомщения, по которому человек имел право за убийство наказывать смертью (Быт. 9:6) . Но жизнь человеческая так священно неприкосновенна, что Бог обещает и Сам совершать отмщение убийце, когда он избежит суда человеческого, и даже зверю, когда он умертвит и пожрет человека (Быт. 9:5).

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Кровь животных

Кровь животных
 (Быт.9,4, Лев.17,11,14, Втор.12,23). Когда Ною и его потомкам было дозволено Богом употребление всякой животной пищи, то при сем нарочито воспрещено – не употреблять в пищу крови животныхДуша тела в крови (Лев.17,11), говорится в книге Левит и еще: кровь есть душа (Втор.12,23).
Означенное запрещение неоднократно повторяется в законе Моисеевом, как по отношению к обыкновенной пище, так равно и по отношению к тем животным, которых снедали по совершении свящ. обрядов и торжеств (Лев.3:17,7:26,27, Втор.12:16,23,24,15:23). Нарушавшие это постановление закона подвергались смерти (Лев.7:27,17:10). Впрочем, при одном случае оно было нарушено войском Саула (IЦар.14,32) и неоднократно нарушалось евреями в позднейшие времена (Иез.33,25).
В настоящее время означенное постановление о неупотреблении в пищу крови считается не всеми христианами обязательным для себя, хотя апостолы и преемники их и соблюдали строго Моисеево предписание (Деян.15,29).
Главная причина, по которой воспрещалось законом Моисеевым употребление в пищу крови, несомненно заключалась в том, что кровь главнейшим образом посвящалась Богу. Да и все почти по закону, говорит апостол Павел, очищается кровью и без пролития крови не бывает прощения (Евр.9,22).
Таким образом, кровь жертвенных животных почиталась священной и служила средством очищения, искупления, умилостивления и примирения с Богом. Очевидно, сама по себе кровь не могла служить ценой уничтожения грехов и искупления (Евр.10,4-31) и получала свое особенное значение только в том отношении, что служила прообразованием другой, Высшей крови, которую пролил на кресте за род человеческий Господь Иисус Христос и которая одна может очищать нас от всякого греха (IИн.1,7).

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 3-4 все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте

«Феодорит говорит, что Бог, провидев наклонность человеков к идолослужению и обоготворению животных, дал им плоть сих последних в пищу, дабы познали, сколь неприлично воздавать Божеское почтение таким существам, которых можно убивать и съедать» (Запис. на Кн. Бытия II, стр. 10).

«В крови душа животная; само убийство животного без выпускания крови, кроме вреда для человека, не может обойтись для животного без сильных мучений» (О. Герлах).

Священная летопись. Том первый

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте 

Почему запрещено было употреблять в пищу кровь животных? Так как кровь животных представляется седалищем животной жизни и главным ее двигателелем (Лев.17:11), то запрещение вкушать кровь животных должно было внушать человеку уважение к жизни и отвращение к смертоубийству. Посему то, конечно, законом о крови животных поставлен рядом и в связи с законом, направленным против человеческого кровопролития (Быт.9:5-6).

Кроме сего закон о крови животных имел в Ветхом Завете обрядовое и вместе прообразовательное значение. Поскольку кровь животных, при жертвоприношениях, должна была умолять у алтаря о душах людских (Лев.17:1), а сие конечно потому, что она прообразовала кровь Иисуса Христа, то Господь и усвояет ее Себе, воспрещая вкушать ее людям.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте

Запрещение вкушения крови и человекоубийства.

«только плоти с душею ее, с кровью ее не ешьте…» Давая новый закон о пище, Бог вводит в него существенное ограничение - запрещает употреблять в пищу кровь животных. Причина этого запрещения указывается здесь же, именно в том, что кровь животного как бы отождествляется с его душой. Подобная идея встречается и во многих других местах Священного Писания (Лев. 17:11, 14; Втор. 12:16). Любопытно, что кроме Священного Писания, она находится в сочинениях многих древних писателей, и по преимуществу у классиков (Вергилия, Емпедокла, Пифагора и др.). Таким образом, общенародная психология древности основной принцип животной жизни, т. е. то, что называется душою, полагала скрытым в крови его. Становясь на точку зрения этой наивной психологии и желая на почве ее внушить человеку возможно больше уважения ко всякой чужой (в том числе и животной) жизни, Бог и дает запрещение употреблять в пищу кровь. Это - первая Ноева заповедь; впоследствии, при Моисее, она получила более подробное изложение и более обширную аргументацию физическую, моральную (обрядовую; Притч. 28:17) и прообразовательную (Лев. 17:11; ср. Евр. 10:4 и Ин. 1:17).

Толковая Библия

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

XVI. Паремия, положенная на вечерне в понедельник четвертой седмицы Великого поста (Быт. 8:21–22, 9:1–7). В сей паремии содержится обетование и заповеди Божии Ною после потопа.

Точию мяса в крови души да не снесте

Позволение питаться животными Бог ограничивает за­прещением вкушать кровь их. Сказано не просто: не ешьте мяса с кровию, но: «с кровию души». Это потому, «что душа плоти в крови есть» Лев. 17:11), т. е. кровь есть седалище и ближайший орган действий души, необходимое условие для проявления жизни душевной, так что жизнь душевная в теле прекращается, когда кровь перестает обращаться и питать мозг. Запрещается собственно зверское ядение мяса с кровью, какое доселе в обычае у некоторых дикарей [в Абиссинии]; они отрывают ножом или зубами куски мяса от живого зверя и подобно зверям проглатывают их. Что именно Господь запрещает ядение мяса с кровью зверское, соединенное со зверской жестокостью и кровожадностью, это можно видеть из следующего стиха, в котором для того, чтобы внушить отвращение к убийству, говорится о воз­мездии зверям, умерщвляющим человека. Цель запреще­ния заключается в том, чтобы человек не привык к зверской кровожадности и жестокости вообще и в особенности в отношении к подобным себе, и научился уважать жизнь в ком бы ни было и кротко обращаться со всеми, – без чего невозможно правильное общежитие (И у язычников строго наказываемо было жестокое обращение с животны­ми с тою же целью. Так, судьи Ареопага осудили на смерть мальчика, выколовшего глаза у живого перепела, – из опасения, чтобы мальчик не сделался злодеем (у Квинтилиана Institut. orat L. V. с. 9)). Впоследствии зако­ном Моисеевым запрещено вообще вкушать кровь. Это потому, что она назначается в жертву Богу для очищения грехов и потому есть как бы неприкосновенная собствен­ность Божия Лев. 17:14).

Толкование на паремии из книги Бытия

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.
 

Сектанты (адвентисты) говорят:   Душа человека – не отдельная от тела какая-либо сущность, а кровь его, как и душа животного: «плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте. Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша» (Быт.9:4-5). «Ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его» (Лев.17:14). «Строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа; не ешь души вместе с мясом» (Втор.12:23). Так как кровь разлагается вместе с телом, то, следовательно, с разрушением тела человека, уничтожается и душа его.
 

Ответ:   В приведенных местах о животных сказано, что кровь (их) есть душа, о человеке же говорится так: «Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша» (Быт.9:5), т.е. что кровь для тела человека является условием жизни, почему оно, лишенное крови, умирает. Нигде в Писании не сказано о человеке, что кровь (его) есть душа. Мысль о духовности или невещественности души человека ясно выражена в повествовании Моисея об особенном образе сотворения Богом души в сравнении с образом сотворения тела человека или прочих тварей (Быт.2:7, 1:26-27; Быт.1:20-24). Господь учил: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф.10:28), следовательно, душа по природе противоположна телу, подверженному разрушению и смерти.
«Как Адаму, дозволив пользоваться всем, – объясняет святой Иоанн Златоуст, – Бог повелел воздерживаться от одного дерева, так и здесь, дозволив свободно употреблять в пищу все, говорит: только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте. Что же означают эти слова? Что такое: плоть с душою ее, с кровью ее? Это значит – удавленина, потому что кровь есть душа животного. В виду того, что люди должны были со временем приносить животных в жертву Богу, Он как бы дает им такое наставление: кровь назначена Мне, а мясо вам. Α это делает Он для того, чтобы с самого начала остановить в них наклонность к человекоубийству. Α то, что это – правда и что Бог дает эту заповедь людям с намерением сделать их более кроткими, слушай следующие слова: «Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его» (Быт.9:5). Что же? Душа человека в крови? Нет, не это хочет сказать Бог, но выразился так по обычаю человеческому, как если бы один человек сказал другому: Я держу в руках моих твою кровь, вместо: имею власть умертвить тебя. Α что душа человеческая не заключается в крови, об этом послушай Христа, который говорит: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить. Смотри еще, какое Бог употребил особенное выражение. «Кто прольет, говорит, кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека, ибо человек создан по образу Божию» (Быт.9:6). Подумай, как этим изречением Он усилил страх. Если, говорит, ни одинаковость происхождения не останавливает тебя, ни единство природы не удерживает от злого предприятия, если ты, отвергнув братское сочувствие, весь предаешься этому гнусному замыслу, то подумай, что он (человек) создан по образу Божию, удостоен от Бога столь высокого преимущества и получил власть над всею природою, и оставь свое намерение... Заметь и то, с какою точностью Бог изрек заповедь. О человеке говорит: не проливай крови, а о бессловесных не сказал: не проливай, – но: только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте. Там – не проливай; здесь – не вкушай».
«Да произведет земля душу живую. Для чего земля изводит душу живую? Чтобы ты знал, – наставляет святой Василий Великий, – различие между душою скота и душою человека. Вскоре узнаешь, как сотворена душа человеческая, а теперь слушай о душе бессловесных. Поскольку, по Писанию, душа всякого животного кровь его есть (Лев.17:11-14), а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть, и истлевшая плоть разлагается в земле, то по всей справедливости душа скотов есть нечто земное… Рассмотри связь души с кровью, крови с плотью, плоти с землею; и опять в обратном порядке переходи от земли к плоти, от плоти к крови, от крови к душе; и ты найдешь, что душа скотов есть земля. Не думай, что она старше телесного их состава, и что она пребывает по разрушении тела. Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою.
Человек составлен из души и тела, плоть взята из земли, душа же небесна. Поэтому, внемли себе, не останавливайся на смертном, как на вечном, и не презирай вечного, как преходящего. Не радей о плоти, потому что проходит, заботься о душе, существе бессмертном».

«Душа есть Божие дыхание, и, будучи небесною, – учит святой Григорий Богослов, – она терпит смешение с перстным. Это свет, заключенный в пещере, однако ж божественный и неугасимый. Ибо образу великого Бога неприлично разрушиться бесславно, как разрушаются пресмыкающиеся и неразумные животные... Душа – не кровавый ток, пробегающий в теле.. Так рассуждали в том предположении, что одушевляющим должно признать то, с удалением чего и душа оставляет тело. Почему же не назовешь одушевляющим и пищу, без которой вовсе невозможно жить смертному, так как одно питание укрепляет..? Выслушай наше превосходнейшее учение о душе... Слово, взяв часть новосозданной земли, бессмертными руками составило мой образ и уделило ему Своей жизни, потому что послало в него дух, который есть струя невидимого Божества. Так из персти и дыхания создан человек – образ Бессмертного».

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible