Скрыть
Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум.

Святые отцы

Прочие

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Видение, еже виде Аввакум пророк

Видением здесь называет восприятие видения или принятие предведения, которое получил кто-либо от подающего Бога, ибо Он, по написанному, «умножил видения и глаголал ко пророкам» (Ос. 12:10), предвозвещая им будущее чрез Святого Духа и поставляя его уже как бы настоящим и совершающимся пред их очами. А что он (Аввакум) не имел в мыслях говорить что-либо от своего сердца, напротив, намерен передавать нам словеса Божии, – в этом он наперед убеждает ясно, назвав себя пророком и показывая себя исполненным благодати, необходимой для этого.

Толкование на пророка Аввакума

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Пророк сказав:
Ст.1 Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум. 
непосредственно за сим присовокупил:
Ст.2.  Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? 
Ст.3. Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия?
    
Видением  (λήμμα) называет восхищение ума, и от дел человеческих прехождение к откровению Божественному. Поэтому, если Пророк сказанное выше изрек по действию Духа; – то, очевидно, не сам он страдал недоумением, но обнажает струп у болезнующих оным, и прилагает врачевство. А потому присовокупляет к сказанному, и говорит:
Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор.
[ц.-сл. - Противу мне бысть суд, и судия вземлет]
     
то есть, судящие продают справедливость на деньги, и не прилагают никакой заботы о хранении законов.

Сие-то и выразил Пророк в присовокупляемом:
Ст. 4. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный
 Сказал же сие о поступающих безза­конно в Иерусалиме; потому что Израиль, пора­бощенный Ассириянами, жил уже в земле чужой.

Толкование на пророка Аввакума

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум

Надписание

Книга пророка Аввакума, подобно книге пророка Наума, начинается в еврейском подлиннике словом масса, одно из основных значений которого: «бремя», «ноша». Блаженный Иероним и здесь, как в книге пророка Наума, передает это слово латинским onus, бремя. Но в отношении книги пророка Аввакума масса имеет более нейтральное значение (пророчество вообще), чем специальное (возвещение угроз, бедствий), - так как в этой книге элементы грозный и утешительный особенно тесно проникают друг в друга. Посему здесь более отвечает содержанию перевод LXX: λη̃μμα, что блаженный Феодорит поясняет так: «Видением (λη̃μμα) называет восхищение ума и от дел человеческих прехождение к откровению Божественному. Поэтому, если пророк изрек сие по действию Духа, то, очевидно, не сам он страдал недоумением, но обнажает струп у болезнующих оным, и прилагает врачество» (с. 23). К этому общему или нейтральному пониманию здесь масса, по-видимому, склоняется отчасти блаж. Иероним, когда замечает: «Должно заметить и то, что видение пророка есть поднятие или бремя, что, как мы уже сказали, обозначает тяжкие (бедствия) и то, что он ясно понимает свое видение (с. 131). Надо еще иметь в виду, что заглавное масса I:1 может относиться и относится только к содержанию двух первых глав книги пророка Аввакума, так как третья глава имеет свое особое заглавие или надписание: тефалла, молитва. Этим нейтральный смысл масса еще более подтверждается. Как в первом надписании (I:1), так и во втором (III:1) к собственному имени Аввакума прибавлено название наби, profhth, пророк, встречающееся еще в надписаниях двух пророческих книг Аггея (I:1) и Захарии (I:1). Но это обстоятельство само по себе отнюдь не может указывать на позднее происхождение надписания книги пророка Аввакума (как думает Marti, s. 331), а просто имеет целью указать звание Аввакума между членами ветхозаветной церкви - он был пророком и по служению (munus propheticum), а не только по дару (donum propheticum), - а вместе представить залог верности всего откровения, дать свидетельство его происхождения свыше, - того, что «он не от сердца говорит, но сообщает слово Божие, как пророк и исполненный для этого Божией благодати» (Св. Кирилл Александрийский. См. у проф. Голубева, с. 7:06). Этому последнему соответствует и основное значение слова наби, по которому «пророк есть лицо, говорящее не от себя, а возвещающее волю Божию и Его откровение людям, притом избираемое Богом и получающее от Него божественное полномочие; пророк является изъяснителем и истолкователем не вообще чего бы то ни было, но лишь воли и слов Божественных, является посредником между Богом и людьми, доверенным лицом Бога (Исх VII:1, 2; IV:15-16; Быт XX:7; Иер ХХVI:9). (М. Вержболович, Пророческое служение в Израильском (десятиколенном) царстве. Киев. 1891, с. 5-6. См. подробнее у R. E. Laur'a, Die Prophetennamen des Alten Testamentes. Ein Beitrag zur Theologje des Alten Testamentes. Sreiburg (Schteiz) 1903, s. 2, особенно ss. 11-42).

Толковая Библия

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 1-4 Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум. Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный

Пророк называет свое пророчество: «таза» (видение) – бремя; потому что он возвещает тяжелый суд над народом Завета и над мирскою властью.Он начинает свою речь тем, что от имени всех благочестивых людей обращается к Богу с жалобным воплем о помощи против нравственно-растленных сынов Израиля,злодействующих в Иерусалиме: «Доколе, Господи, я буду взывать» – взывает пророк, – «и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь?»Такого рода положение, когда беззаконное направление давно уже господствует, а Бог, между тем, как бы не обращает на это своего карательного взора, представляется пророку противоречащим святости Божией, и вот он под влиянием такого сознания с недоумением вопрошает Бога: «для чего даешь» так долго «мне видеть злодейство и смотреть», как бы хладнокровно, «на бедствия? Грабительство инасилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор». И от этого являются самые печальные последствия: Богооткровенный «закон», долженствующий быть душою общественно-государственной, религиозно-богослужебной и домашней жизни народа, не действует, – он «потерял силу», и «суда», – этого объективного права в жизни государственной и народной, «правильного нет»,на место его выступает «суд превратный»,поскольку «нечестивый одолевает праведного».
 

Пророк Аввакум

Стих: Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible