Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь?
Святые отцы
Прочие
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 2–3 Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не услышишь, буду вопиять к Тебе, претерпевая насилие, и Ты не спасешь? Почему Ты показал мне неправду и скорбь (Вульг. труд), дал видеть грабительство и неправду против меня
Согласно буквальному значению пророк вопиет против Бога относительно того, почему Навуходоносор будет разорять храм и Иуду, почему Иерусалим будет подвергнут разрушению, хотя он – город Божий. Почему пророк взывает, но Бог не выслушивает его? он вопиет к Господу, угнетаемый Халдеями, но не получает спасения? Почему также пророк, или народ, – от лица которого он говорит ныне, – дожил и доведен был до того, что увидел неправды врагов своих и свои страдания? Почему неправда одержала против него верх? Но он говорит это в муках души, не зная, что золото очищается огнем, и что три отрока вышли из пещи огненной гораздо чище, чем они были прежде (Дан. 3, 94). Мы же можем это понять и вообще в том смысле, что пророк громко возвышает свой скорбный в полный жалоб голос, увлекаясь естественным человеческим нетерпением, ибо видит чрезмерное количество грешников и подавляющую силу богатства в этом мире, и сынов грешников, как бы новую отрасль их юности и дочерей их, украшенных подобно храмам, их шкафы для пищи, переполненные так, что из одних течет в другие; их овец чрезмерно плодовитых, которые размножились по дорогам их, и прочее, что́ более подробно описано в 143 псалме (12–15 стихи). Почему, о Господи, видишь Ты этих презирающих справедливость и молчишь, когда нечестивый попирает того, который справедливее его: и делаешь людей, как бы рыбами морскими и как бы пресмыкающимися, которые не имеют вождя? Тоже самое мы читаем и в псалме семьдесят втором: Ноги мои почти пошатнулись, и почти расстроились шаги мои (Пс. 72, 2) и прочее. И затем снова в том же псалме: Есть ли знание на высоте, у Вышнего, ибо вот грешники и изобилующее в веке настоящем захватили богатства (Пс. 72, 11–12) и прочее до слов: «руки мои». Но так говорят те, которые не знают неизследимых судеб Божиих (Рим. 11, 33) и глубины богатства премудрости и знания Его, потому что Бог видит не так, как видит человек. Человек созерцает только настоящее, Бог знает будущее и вечное (1Цар. 16, 7). И человек как бы больной в лихорадочном жару просит холодной воды и говорит врачу: „Я сильно страдаю, как бы распятый на кресте, я горю и задыхаюсь; о врач! доколе я буду кричать «и ты не услышишь меня?» Но мудрейший и милосерднейший врач ответит ему: „Я знаю, в такое время должен дать тебе того, чего ты требуешь; только я не сжалюсь над тобою, потому что такое снисхождение к тебе есть жестокость, и твое желание требует этого во вред тебе.“ Так и Господь Бог наш, зная вес и меру Своего милосердия, не выслушивает иногда вопиющего, чтобы испытать его и еще более побудить его к тому, чтобы он просил, и таким образом как бы очищенного в огне сделать его более праведным и чистым. Понимая эти испытания, как наступающее от Господа милосердие, апостол говорит: Не будем ослабевать в испытаниях (Еф. 3, 13) и во всякое время благословляет Бога (Псал. 33, 2): он знает, что тот, кто твердо претерпит до конца, будет спасен (Мф. 10, 22) и прославляет [Бога] в трудах и скорбях, и говорит с Иеремиею: «Скорби и бедствия я призову». Подобно тому, как иной человек призывает Бога, этот святой муж и непобедимый воин желает, чтобы для упражнения и испытания его наступили страдания и скорби.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Доколе, Господи, воззову, и не услышиши? возопию к Тебе обидим, и не избавиши
Пророк созерцает лицо угнетаемого и терпящего обиду и издевательства со стороны тех, которые привыкли поступать несправедливо, и весьма искусно свидетельствует о свойственном Богу неизреченном человеколюбии, ибо изображает Его весьма долготерпеливым, хотя и ненавидящим злых. А что Он не тотчас подвергает наказанию согрешающих, это ясно показал, говоря, что Его молчание и долготерпение доходит до того, что наконец нужен бывает вопль к Нему, чтоб одни не совершали нестерпимого притеснения над другими и не наносили слабейшим беспрепятственно обиды. И тем самым, что он как бы упрекает долготерпеливого Бога, свидетельствует о безмерном Его человеколюбии: «доколе, – говорит, – воззову, и не услышиши? возопию к тебе обидим, и не избавиши?»; хотя Он угрожает весьма многими и жестокими наказаниями желающим нарушить закон.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст.1 Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум.
непосредственно за сим присовокупил:
Ст.2. Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь?
Ст.3. Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия?
Видением (λήμμα) называет восхищение ума, и от дел человеческих прехождение к откровению Божественному. Поэтому, если Пророк сказанное выше изрек по действию Духа; – то, очевидно, не сам он страдал недоумением, но обнажает струп у болезнующих оным, и прилагает врачевство. А потому присовокупляет к сказанному, и говорит:
Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор.
[ц.-сл. - Противу мне бысть суд, и судия вземлет]
то есть, судящие продают справедливость на деньги, и не прилагают никакой заботы о хранении законов.
Сие-то и выразил Пророк в присовокупляемом:
Ст. 4. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный
Сказал же сие о поступающих беззаконно в Иерусалиме; потому что Израиль, порабощенный Ассириянами, жил уже в земле чужой.
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
2. Доколе, Господи, воззову, и не услышиши; возопию к Тебе обидим, и не избавиши.
По мнению бл. Иеронима, это говорит Иудейский народ, видя, какия опустошения производит Навуходоносор в Иудее и Иерусалиме, и разумеет не будущие, а уже постигшие бедствия. Но правильнее разуметь это о нечестии самих Иудеев, которые нагло попирали законы. Так разумеют блаж. Феодорит и св. Кирилл Александрийский, оставившие нам свои толкования на книгу св. пр. Аввакума, и притом, по их мнению, пророк предлагает нам не собственные помыслы, а помыслы людей обидимых, богобоязненных, которых возмущало нечестие людей порочных, и которые недоумевали, почему эти нечестивцы господствуют и злодействуют, а добродетельные притесняются и гонятся. Доколе, говорят эти недоумевающие, нечестивые будут благоденствовать и притеснять невинных, доколе мы будем жаловаться на это и вопиять к Тебе – Господи, и Ты не внемлешь нашим воплям, оставляешь нечестивых обижать невинных? Нас оскорбляют, нас притесняют люди злые, мы молимся Тебе об избавлении а Ты, Господи, молчишь; не внемлешь нам. Подобн. Псал.12:1, 43:24, 27, 2, 23; Иов.3:2; Иер.20:14 – и др. По замечанию бл. Иеронима, это говорят так люди, незнающие не постижимых судов Божиих и глубины богатства, премудрости и разума Божия, говорят подобно людям, находящимся в горячке и требующим себе от врача холодной воды, но врач им отказывает. «Так и Господь Бог наш, зная вес и меру Своего милосердия, иногда не слышит вопиющего, дабы испытать его, дабы более побудить его к молению, и, как бы искусив огнем, сделать его праведнейшим, и чистейшим».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 2-4 Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный
Сетования или жалобы пророка Богу на безнаказанное господство неправды и нечестия в стране
Изображаемые здесь сетования пророка в обращении к Богу завета - Иегове вызваны были, по мнению некоторых иудейских толкователей, а также блаженного Иеронима, и некоторых новых комментаторов (Philippson, Maurer, Rosenmuller, Ewald и др. ), ожидаемыми или уже и фактически совершавшимися насилиями вавилонян или халдеев в Иудее. «Пророк, говорит блаж. Иероним, вопиет против Бога относительно того, почему Навуходоносор будет разорять храм и Иуду, почему Иерусалим будет подвергнут разрушению, хотя он - город Божий. Почему пророк взывает, но Бог не выслушивает его? он вопиет к Господу угнетаемьй халдеями, но не получает спасения?» (с. 133) «нечестивый царь Навуходоносор одержал верх против праведного Иуды (4Цар XXIV)… и праведный царь Иосия будет убит царем Египетским (4Цар XXIII), а Даниил, Анания, Мисаил и Азария будут в рабстве (Дан III), и будет повелителем владыка вавилонский» (с. 135). В пользу такого понимания новые его сторонники указывают, что слова, встречающиеся в ст. 2 и 3: хамас, насилие, и амал, притеснение, встречаются и ниже в ст. 9 и 13, где они бесспорно означают тиранические действия халдеев. Но кроме этих слов в рассматриваемом отделе в ст. 3 пророком употреблены еще слова рив, тяжба, ссора, и мадон, брань, раздор; кроме того в ст. 4 говорится о том, что потерял силу закон, тора - очевидно, Моисеев закон, что не побеждает правда, что суд происходит превратно: все эти черты, вне всякого сомнения, приложимы единственно к внутренней жизни народа Иудейского, как народа положительного закона, тора, притом грешившего частыми отступлениями от последнего, - и, напротив, совершенно неприменимы к халдеям - народу, не признававшему никакого другого закона, кроме своей собственной воли (ст. 7:) и силы, обоготворяемой им (ст. 11, ср. ст. 16). Притом, если бы согласиться с опровергаемым нами толкованием ст. 2-4, то последующее, ст. 5-10, возвещение о нашествии халдеев, как событии совершенно новом и невероятном, и подробное описание их не имели бы смысла, оставаясь совершенно непонятными. Напротив, при объяснении ст. 2-4 относительно внутреннего разложения религиозно-нравственной и правовой стороны жизни самих иудеев, современных пророку, вполне понятно, прежде всего, общие отношение этого отдела к последующему ст. 5-11: это - отношение причины к следствию, преступления и наказания; затем, в частности, упомянутая одинаковость названий (хамас, амал) преступлений иудеев и образа действий халдеев, глубочайшим образом основывается на идее соответствия между божественным возмездием и грехом, его вызвавшим, по слову Премудрого: «ими же кто согрешает, сими и мучится» (Прем XI:17) грех Иудеев состоял в притеснениях, в разных видах попрания закона (ст. 2-4), в том же имела состоять и кара Божия в виде нашествия и насилия халдеев (ст. 5-11), подобно как и этих последних за их безбожные притеснения народу Божию (ст. 12 и д.) ожидала, по суду Божию, подобная же пагубная участь (гл. II). См. у проф. Голубева, с. 699-7:01 прим. Таким образом, пророк Аввакум в ст. 2-4, подобно пророку Михею (гл. VII), выражает свою глубокую скорбь по поводу господствующего в его народе нечестия в общественной жизни. Как глубоко верующий член теократического общества, больше того - как Богопоставленный страж теократии (ср. II:1), пророк в святой ревности за «оцепеневший» (евр. пуг) как бы закон, за попранную правду Божию (ст. 4). с молитвенным дерзнопением (подобно псалмопевцам, напр. Ис XXI:2 гл. LXXXVII:15 сл.) взывает к Богу о давно ожидаемом им Божественном вмешательстве в жизнь его сограждан, не отвечающую Божественному закону. Конечно, пророк жалуется на общее направление жизни, а не на отдельных нечестивцев, тем менее - наличных своих притеснителей.
архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Пророк называет свое пророчество: «таза» (видение) – бремя; потому что он возвещает тяжелый суд над народом Завета и над мирскою властью.Он начинает свою речь тем, что от имени всех благочестивых людей обращается к Богу с жалобным воплем о помощи против нравственно-растленных сынов Израиля,злодействующих в Иерусалиме: «Доколе, Господи, я буду взывать, – взывает пророк, – и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь?». Такого рода положение, когда беззаконное направление давно уже господствует, а Бог между тем как бы не обращает на это своего карательного взора, представляется пророку противоречащим святости Божией, и вот он под влиянием такого сознания с недоумением вопрошает Бога: «для чего даешь» так долго «мне видеть злодейство и смотреть», как бы хладнокровно, «на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор».И от этого являются самые печальные последствия: Богооткровенный «закон», долженствующий быть душою общественно-государственной, религиозно-богослужебной и домашней жизни народа, не действует, он «потерял силу», и «суда», этого объективного права в жизни государственной и народной, «правильного нет»,на место его выступает «суд превратный»,поскольку «нечестивый одолевает праведного».