Скрыть
Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Господи, я услышал слух Твой, и убоялся: Господи, оживотвори дело Твое оное в средине лет

Вместо того, что́ мы, Акила и Феодотион перевели: «оживотвори оное», Симмах перевел: «снова оживотвори оное», воскреси его. А встречаемые у Семидесяти слова: «размыслил и был изумлен не находятся ни в Еврейском тексте, ни у одного из переводчиков, так что если уничтожить то, чего нет в Еврейском, то, согласно переводу Семидесяти, может быть прочитано так: «Господи, дела Твои среди двух животных Ты будешь познан:» а так как это является совершенно непонятным (ἀδιανόητον), то и были присоединены вышеприведенные слова. В Еврейском же мы читаем: Аdonai, т. е. «Господи», phalach, т. е. «дело Твое», bacereb, т. е. «в средине», sanim, т. е. «лет», heieu, т. е. «оживотвори оное» [בךרב שינם הייהו (והוה)בּּצ לק] Это мы говорим для того, чтобы ясно знать, что в переводе Семидеcяти прибавлено лишнее, Евреи в историческом смысле объясняют это место так. «Господи, я услышал слух Твой и убоялся». Услышал, – говорит, – о наказаниях, которые Ты приготовил Навуходоносору и диаволу, и в числе которых Ты указал следующие: Горе тому, кто умножает не принадлежащее ему (Авв. 2, 6), во-вторых: Горе тому, кто собирает дому своему скупость нечестивую (Авв. 2, 9), в-третьих: Горе тому, кто устрояет город на крови и приготовляет укрепление на беззаконии (Авв. 2, 12), в-четвертых: Горе тому, кто дает питье другу своему, примешивая желчь свою и опьяняя его (Авв. 2, 15) и в-пятых: Горе тому, кто дереву говорит: „пробудись“ и камню молчащему: „встань“ (Авв. 2, 19). И так как и устрашен тем, что дракон великий будет поражен столь великими язвами, то смиренно прошу Тебя, Господи, чтобы Ты исполнил то, что́ обещал, и по окончании времен подал Христа Твоего. Ибо Ты сказал, что видение еще далеко и откроется в конце, и не обманет. Осуществи же то, что́ Ты обещал, т. е. исполни Твое обетование; пусть не умрет слово Твое понапрасну, но исполнится на деле. – Что же касается нас христиан, то это пророчество может быть понято также и в отношении воскресения Спасителя, – именно, чтобы Он, умерший за нас, восстал от мертвых и воскрес. Но, согласно Семидесяти, смысл совершенно другой, а потому мы должны представить толкование народного издания (Vulgаtае). Господи, я услышал в Писаниях слово Твое, и так как Ты дал мне ухо, – согласно сказанному пророком Исаиею: «Он дал мне ухо для слышания» (Ис. 50, 5), то я выслушал так, как Тебе было угодно, чтобы слово Твое было выслушиваемо, и прилежно созерцал дела Твои (да не будет сказано мне: „Дел Господа не созерцают и о делах рук Его не размышляют“), и из творений я познал Творца, и пришел в полное изумление от отдельных дел Твоих и от того, что́ Ты ежедневно совершаешь во вселенной и, лишившись сознания человеческого, пришел в священное замешательство ума. Или же можно понимать так: пораженный изумлением, я с трепетом уношусь к восхвалению Тебя: «Среди двух животных Ты будешь познан». Многие думают, что это относится к Сыну и Святому Духу, потому что Отец познается чрез Сына и Св. Духа. Они думают, что это то же, что́ два Серафима в Книге Исаии (Ис. 4) и два Херувима в книге Исход (Исх. 25), которые смотрят или: пусть смотрит, и стоят, и скрывающие друг против друга, а в средине их Слово, и два серафима в книге Исаии (Ис. 4), покрывающие главу и ноги Господа, летают только в настоящем веке и друг ко другу возглашают таинство Троицы. И один из серафимов, который называется «пламенный», будет послан и придет на землю и очистит уста пророка и скажет: Огонь Я пришел послать на землю, и как хочу, чтобы он… возгорелся (Лук. 12, 49). Так думают другие и для такого толкования пользуются многими местами Писаний. Затем простое толкование и обычное представление относит это место к Спасителю, потому что Он был познан во время распятия посреди двух разбойников (Мк. 15; Ин. 19). Лучше представляющие дело говорят то, что в первоначальной церкви, которая была составлена из обрезания и необрезания, Спаситель был познан и стал предметом веры для двух, окружающих его оттуда и отсюда, народов. Есть и такие, которые под двумя животными понимают два Завета. Ветхий и Новый, которые поистине одухотворены и имеют жизнь, которые дышат, и чрез посредство которых будет познан Господь.

Среди лет Ты сделаешь известным

Когда, говорит он, придет время, и Ты на деле исполнишь обещанное, Ты покажешь, что было истинно обещанное Тобою. Или можно понять так: когда приблизится конец, и когда в последний час придет Сын Твой для уничтожения греха, Ты будешь познан более ясно. – Далее следует:

Когда придет время, Ты будешь явлен, когда будет смущена душа моя

За исключением Семидесяти ни в Еврейском и ни у одного из толкователей этого места нет. А значение его таково: когда придет время, о котором говорится: Во время благоприятное Я услышал тебя, т. е. время пришествия Господа Иисуса Христа (2Кор. 6, 2), тогда, о Боже Отче, познается имя Твое, которое прежде было скрыто от человеков, и о котором говорится в Евангелии: Отче, Я открыл имя Твое человекам (Ин. 17, 6). Следующая затем вставка: «Когда будет смущена душа моя» в издании Семидесяти толковников связывается с последующим местом, так что может быть прочитано таким образом: «Когда будет смущена душа моя во гневе» и затем знак препинания, потом уже следуют слова: «Ты воспомянешь о милосердии». Это значит именно то, что в наказание пророку достаточно одного только душевного смятения, и когда душа его пришла в смятение от гнева Божия, то на него не возлагается уже наказание, но милосердие Божие исключает гнев. Даже Божий гнев имеет границы: сообразно с тем насколько, на какое время, по каким причинам и каким людям ниспосылается он, как об этом написано: Ты будешь питать их хлебом слез и напоить нас слезами в мере (Пс. 79, 6). Посему, если пророк приходит в смятение при гневе Божием и если пришедший в смятение удостаивается получить помилование, на что же можем надеяться, или скорее чего должны бояться мы, все деяния которых достойны гнева Божия? – Далее по тексту Еврейскому:

Когда Ты будешь во гневе, воспомяни о милосердии

Мы не должны думать, что Бог забыл о Своем милосердии и только после гнева воспоминает о нем; это значит только то, что мы, подвергшись наказанию, думаем, что Он забывает, как и в известных словах пророка говорится: Доколе, Господи, Ты будешь забывать до конца (Пс. 12, 1)? Ибо если когда либо мы потопаем в искушениях, как в волнах, и если против нас свирепствует бурное устремление демонов, мы обращаемся к Нему, как к спящему: «Господи, восстань, что Ты спишь?» Вместе с тем обрати внимание и на милосердие Божие; он не сказал: „Ты воспомянешь о милосердии, когда подвергнешь наказанию», но: „Когда Ты будешь во гневе“. В самом деле, тот, кто гневается, иногда не убивает, а только угрожает. Сознавая это и Апостол говорит: Ибо гнев Божий открывается с неба на всякое нечестие и неправду людей (Рим. 1, 18). А там, где открывается, еще не налагается, не поражает; но открывается, чтобы устрашить, а на устрашенных уже не налагается.

Две книги толкований на пророка Аввакума к Хроматию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Господи, услышахъ слух Твой и убояхся. Господи, разумех дела Твоя и ужасохся: посреде двою животну познан будеши: внегда приближитися летом, познаешися: внегда приити времени, явишися: внегда смутитися души моей во гневе, милость (Твою) помянеши

Эту речь можно относить, если угодно, и к самому Отцу всех Богу, как открывающему Сына и сообщающему слух о Нем чрез Духа, или же, и по праву, к Самому вочеловечившемуся Слову. И если эту речь относить к Отцу, то мы должны будем понимать ее таким образом. О, Господи всяческих, говорит, я поражен данным откровением или слухом о Твоем Сыне; ибо поразительны и неизреченны эти глаголы, и образ домостроительства превыше всякого закона. Если же, устремив око сердца, внимательно рассмотрю величие дел Твоих, то последствием этого будет не иное что, как великое изумление. Если же эта речь относится к Сыну, то и тогда мы истолкуем ее таким образом. О, Господи, Вседержитель всяческих! Хотя Ты и стал плотью, но когда я получил слух или весть и откровение о Тебе, то я пришел в страх. Я поражен, и вполне справедливо, чрезвычайностью этого дела; ибо я узнаю, что Ты, будучи образом Родителя и во всем равным Ему, добровольно снизойдешь до уничижения Себя, сделаешься подобным нам человеком от жены и примешь образ раба, и, будучи с нами Бог, припишешь себе отца: «будешь послушлив даже до смерти, смерти же крестныя» (Фил. 2:6-9 ср. Гал. 4:4). Посему «услышах слух Твой и убояхся: разумех дела твоя и ужасохся»; ибо Ты благовествовал слепым прозрение, проповедовал пленным отпущение (Ис. 61:1-2; Лк. 4:18-19), врачевал сокрушенных сердцем, обращал заблуждающихся, соединил разрозненное (Пс. 146:3), был светом сущим во тьме (Ис. 9:2; Лк. 1:79), дверью и путем к жизни и освящением (Ис.45:1; Ин. 10:7; 14:6); Ты стал миром, чрез веру соединяющим в один народ сущих от обрезания и сущих из язычников (Еф.2:14, 18), сделался камнем краеугольным, избранным, честным (Ис. 28:16; Мф. 21:42). Ты приобрел вселенную Богу и Отцу, освободил от грехов тех, которые пленены были по немощи, исхитил из руки дьявольской (1Ин. 3:8). Рабы воссияли благодатью сыноположения (Еф. 1:5; Кол. 1:13), человек земной сделался гражданином неба (1Кор. 15:47-49). Сверх этого, думаю, достойно внимания и следующее. Ты, животворящий всех, претерпел вместе с нами телесную смерть. Но Ты сделался первенцем из мертвых, начатком усопших, первородным человечества, восстановленного к нетлению; ибо Ты воскрес как Бог, поправ сурового и неодолимого зверя, то есть смерть, уничтожив силу древнего того проклятия, в Тебе и чрез Тебя потеряло значение сказанное против нас определение: «земля еси, и в землю отидеши» (Быт. 3:19).

Посреде двою животну познан будеши. Это объясняется различными толкователями различно. Один из них сказал, что двумя животными названы здесь Дух и Сын, и посреди их познается Бог и Отец. Но, по моему мнению, такое толкование заключает в себе много грубого и нелепого. Кто дерзнет сказать, что жизнь, то есть Сын или Дух Святой, есть животное? Напротив, жизнь есть то, что оживотворяет, а животное заимствует жизнь от другого. Но и в другом отношении нелепо называть как бы средним между обоими Отца, Который именуется первым по чину исповедания Святой и Единосущной Троицы. Впрочем, мы отнюдь не утверждаем, что по наименованию поставленный прежде Сына и Духа и существовал прежде их; ибо это – пустые слова и ложь. Напротив, мы думаем и веруем, что Он имеет совечным Себе Слово, и был то, что есть, не без Духа Своего. Но нераздельно с тем, как мыслится Бог Отец, в то же время предполагается и существование Того, чрез Кого Он есть Отец, и Сам божественный Его и Святой Дух. Поскольку же Он есть некий источник как бы Своего порождения, то благоусмотрительно именуется прежде. Итак, я понять не могу, как Он может быть серединой между Сыном и Духом. Но может быть скажут, что «среднее» надобно понимать как бы по месту. Но и это неуместно, ибо Божество не занимает места, потому что оно не количественно и не телесно. Другие же говорили, что две жизни – это Новый и Ветхий Завет, в средине которых познается Христос. В этих созерцаниях пусть каждый идет той дорогой, какую изберет по своему усмотрению. Мы же, раз отнеся эти слова к лицу Христа, сделаем разъяснение этих мыслей соответственно закону. Итак, Господь наш Иисус Христос соделался умилостивлением чрез веру. Так мудрствовать и говорить угодно было и божественному Павлу (Евр. 2:17, 3:14). Чрез Него мы освободились от всякой вины (пред Богом) и получили милость и благоволение Отца. И премудрый Иоанн засвидетельствует об этом, говоря: «чадца моя, сия пишу вам, да не согрешаете: и аще кто согрешит, ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа праведника: и той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира» (1Ин. 2:1-2). Поскольку древние прообразы прикровенно изображали имевшее совершиться в действительности, то мы скажем, что из бывшего в святой скинии указывало на Сына, как умилостивительную жертву по воле Отца. Итак, Бог всяческих повелел, чтобы были в святой скинии живот и светильник, и также трапеза; кроме того очистилище из золота и завеса из нитей пурпура или виссона и червленицы крученой, которая (завеса) поддерживалась четырьмя столбами и висела над святым кивотом; затем сделанные из золота два Херувима поставил на очистилище по правую и левую сторону, с лицами, обращенными к нему. Все это опять было прикровенным указанием на таинство Христа. Слово стало плотью, хотя и будучи Богом и Господом всяческих, как явившееся по природе от Бога и Отца. Но хотя Оно стало плотью и сделалось по воле Отца умилостивительной жертвой, но Оно не перестало быть тем, чем Оно было, то есть быть Богом; Оно и теперь обладает властью и славой подобающей Богу, и теперь Его окружают высшие силы и исполняют порученные Им служения. Посему Херувимы и окружают очистилище и постоянно смотрят на него; ибо небесным силам, святым и пречистым, свойственно созерцать божественную славу, взирать на Бога и постоянно исполнять угодное и приятное Ему. Итак, «познан будеши», говорит, Господи, Кто ты будешь, сделавшись подобным нам. Из прообраза, бывшего в святой скинии, Ты ясно будешь познан, что Ты жертва очистительная: Ты стоишь посреди двух животных, то есть Херувимов, и имя Тебе – очистилище. И это истинное название, ибо сам Христос говорит: «Не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир» (Ин. 3:17).

внегда приближитися летом, познаешися: внегда приити времени, явишися

Закон предвозвещал тайну Христа, и хор святых пророков прорицал о Нем. Полезно сопоставляя с написанным о Нем в древности то, что сбылось и совершилось во время Его пришествия, тайноводители разнообразными способами укрепляют нас в вере в Него, и мы увидим, что и сами они находили здесь утверждение для собственного своего ума. Таковы, например, слова, сказанные устами Евангелистов. Господь наш Иисус Христос изгнал из храма «продающая овцы и волы, и дски опроверже пеняжников. И сотворив, – как бы, – бич от вервий, вся изгна, глаголя: не творите дому Отца моего дому купленаго» (Ин. 2:14-16). И что же потом? «Помянуша, – говорит, – ученицы Его, яко писано есть: жалость дому Твоего снесть Мя» (Ин. 2:17). Некогда Иосиф помыслил, что обрученная ему дева растлена и хотел тайно отпустить ее; тогда «ангел Господень, – говорит, – во сне явися ему, глаголя: Иосифе, сыне Давидов, не убойся прияти Мариам жены твоея: рождшеебося в Ней, от Духа есть Свята. Родит же Сына, и наречеши ему имя Иисус: Той бо спасет люди Своя от грех их» (Мф. 1:20-21). Потом Священное Писание приступило к удостоверению (в истине сказанного); ибо оно опять говорит так: «сие же все бысть, да сбудется реченное Исаиею пророком, глаголющем: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (Мф. 1:22-23). Мы увидим, что и сам Еммануил подкреплял веру в Себя посредством предвозвещенного пророками и требовал, чтобы Его познавали уже из самых событий, и сличающие с предвозвещенным совершившиеся дела уже нисколько не сомневались в том, что Он именно и есть предвозвещенный законом и пророками. Так пришли к Нему некоторые из учеников Иоанна, любопытствуя и говоря: «Иоанн Креститель посла нас к Тебе, глаголя: Ты ли еси грядый, или иного чаем»?» Он же хотя и мог сказать, что это – Я, а не иной Кто, убеждает их обратиться к древнему пророчеству, говоря: «шедша возвестита Иоанну, яже видеста и слышаста: яко слепи прозирают, хромии ходят, прокаженнии очищаются, глусии слышат, мертвии востают, нищии благовествуют: и блажен есть, иже аще не соблазнится о Мне» (Лк. 7:20-23). Итак, истинно, что, как говорит пророк, «внегда приближитися летом, познаешися», что во времена, предопределенные волей и советом Бога и Отца, явился Христос; ибо в последние времена века Он явился нам, был познан и исповедан, как, например, прежде других Нафанаил воскликнул, говоря: «равви, Ты еси Сын Божий, Ты еси царь Израилев» (Ин. 1:49). Итак, Он познан был, когда приблизились времена, то есть время домостроительства во плоти, познан был святыми и наконец всей вселенной; ибо «посреде двою животных» мы познали умилостивление (очистилище) как предуказанное в прообразах законных, то есть Христа.

внегда смутитися души моей во гневе, милость (Твою) помянеши

Человечество прогневало Творца преступлением Адама, который совершенно пренебрег данной ему заповедью; посему мы, жалкие, были смущены и погибали, подвергшись проклятью и наказанию; пока гневался Бог, мы находились под владычеством смерти. Посему праотец Адам, как корень рода человеческого, услышал: «земля еси и в землю отидеши» (Быт.3:19). Но Творец не совсем презрел нас, но как Бог помиловал нас; ибо если и «пожре смерть возмогши, – по слову пророка, – но паки отят Господь Бог всякую слезу от всякаго лица: поношение людий отят от всея земли» (Ис. 25:8). Во Христе упразднена держава смерти, по уничтожении греха, ради которого мы и подверглись поношению. Господь вспомнил о нас и помиловал нас, как и воспевает божественный Давид; ибо Он возвратил нам нетление и жизнь, хотя мы и были смущены, как я только что сказал, вследствие божественного гнева, так что нам недоставало духа, то есть наши души были отторжены и отвержены. Так действовала в нас смерть; потому что после прогневления Бога, мы осуждены на смерть; но опять спасены помилованные. В этом удостоверит блаженный Давид, говорящий к Богу всяческих: «отвращшу же Тебе лице, возмятутся», «и в персть свою возвратятся: послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли» (Пс. 103:29-30). Подвергшись отвращению вследствие преступления Адама, мы обратились в персть, из которой и произошли. Но поскольку во Христе и чрез Христа мы опять обогатились божественным Духом, сделавшись причастниками Его естества, по Писанию, то мы возвращены в первобытное состояние и обновлены, и спасены. Это, несомненно, истина; об этом нам сам божественный Павел написал, что все, сущее «во Христе, нова тварь: древняя мимоидоша, се быша вся нова» (2Кор. 5:17). Итак, мы были смущены, с самого начала претерпевая последствия гнева божественного. Когда же в приблизившиеся лета познан был Христос и в предопределенные древле времена открылся, то наконец Он вспомнил о милости; ибо мы оправданы не от дел закона, – по Писанию, – «не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по великой Его милости» ((Тит. 3 ср. (Рим. 3:20-28).

Толкование на пророка Аввакума

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.1-2 Молитва Аввакума пророка, для пения. Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! Соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости.


Ст.1-2 (церк.-сл.)  Моли́тва Авваку́ма проро́ка с песнию. Го́споди, услы́шах слу́х тво́й и убоя́хся! Го́споди, разумех дела́ твоя́ и ужасо́хся! ...

 
    Страха исполнился я, Владыка, услышав Твои глаголы; увидев же справедливость Твоего опреде­ления, увидев, как всем, что ни делается, распо­ряжаешься Ты правдиво, пребываю в крайнем удивлении. 

Ст. 2 (церк.-сл.) ... посреде двою́ живо́тну позна́н бу́деши: ...

   
Это иными понимается различно. Одни под двумя жи­вотными разумели ангелов и человеков; другие же те – из бесплотных Сил, которые приближе­ны к Божией славе, – Херувимов и Серафимов; а некоторые – Иудеев и Вавилонян. Но мне ка­жется, что Пророк говорит не о двух животных, но о двух жизнях, настоящей и будущей, посреди которых является праведный Судия. 

Ст. 2 (церк.-сл.) ... внегда́ при­­бли́житися летом, позна́ешися; внегда́ приити́ вре́мени, яви́шися; ...

Ибо с течением времени и явлением самых событий оказы­вается нелживость Твоих предречений. 

Ст. 2 (церк.-сл.) ... внегда́ смути́тися души́ мо­е́й во гневе, ми́лость [твою́] помяне́ши. 

Когда и наказаниями смущаешь ду­ши людей, и тогда, водясь милостью, изменяешь опять бедственное их состояние.
    

Толкование на пророка Аввакума

Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)

Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости

От кого же это другого он услышал? Пророчествуя, он о Господе проповедал. Как же говорит: Господи, услышах слух Твой? И что хочет он открыть чрез удвоенное слышание, когда говорит: услышах слух Твой? Что другое, кроме того, что чрез осияние Святого Духа, или откровение от Него, познал удостоверительно Господа нашего Иисуса Христа, и опять, чрез сокровенное глаголание сего же Святого Духа научаем, познал все воплощенное домостроительство Господне; и потом сие о Господе учение, которое приял от Духа Святого, он так усвоил себе, как бы оно было его собственное, и как бы видя Господа, как и в самом деле удостоверительно видел Его чрез осияние от Святого Духа, говорил Ему: посреде двою животну познан будеши, внегда приближитися летом, познаешися, внегда прийти времени, явишися. Так что учение вместе и ведение, которое бывает чрез созерцание, действием Духа, он называет слухом, который слышал, о воплощенном домостроительстве Господа. И тем, что сказал: «Господи!», показывает, что видел Его пред собою и собеседовал с Ним, ибо какой человек беседует с тем, кого не видит? Ужели кто может, не видя земного царя пред собою, говорить ему: о, царю! услышал я определения, какие положила царская власть твоя? Никак. А пророк говорит, и говорит не только – услышах слух Твой, но еще и – познан будеши, и – познаешися, и – явишися; почему, как познавший со всею удостоверительностию весь совет Господа, говорит как бы Ему: то и то хочешь совершить Ты, Господи, как определило Царство Твое. Да и все пророческие изречения наибольшею частию то же значат.

Слова. Слово 52

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости

Введение в «молитву» с указанием главного содержания ее - гнева и милости Божией, открытых пророку в изображавшем затем Богоявлении

Трудность понимания ст. 2-го заключается в неустановленности в данном месте еврейского масоретского текста и в слишком заметном отличии от него текста LXX-ти; текст Вульгаты здесь ближе к еврейскому тексту, чем к греческому. Начальные слова стиха: «Иегова! я услышал вещание Твое, и устрашился» читаются во всех текстах одинаково. Смысл слов в приложении к будущему суду над халдеями передает блаж. Федорит: «Страха исполнился я, Владыка, услышав Твои глаголы; увидев же справедливость Твоего определения, увидев, как всем, что ни делается, распоряжаешься Ты правдиво, пребываю в крайнем удивлении» (с. 32). Затем в греческом тексте и слав. перев. следуют не читаемые в других текстах слова: κατενόησα τὰ ἔργα σου καὶ ἐξέστην ἐν μέσω̨ δύο ζώ̨ων γνωσθήση̨, слав. : разумев дела Твоя и ужасохся, посреди двою животну позван будеши. Первая половина выражения составляет вариацию начальных слов стиха; как плеоназм, вероятно не стоявших в первоначальном тексте, слова эти опускаются и во многих греческих кодексах (напр. 22, 36, 42, 49, 51, 62, 86, 91, 95, 97:, 130, 147:, 165, 228, 238, 240, 310, 311 у Гольмеса). Вторая же часть приведенного выражения представляет своеобразную передачу евр: поолха бекерев шаним хайэгу «оживи творение Твое в преполовение лет», ср. Vulg. : opus tuum, in medio annorurn vivifica illud. Но о каких животных здесь говорится, мнения очень различны. Блаж. Феодорит говорит: «Одни под двумя животными разумели Ангелов и человеков; другие же - те из бесплотных сил, которые приближены к Божией славе, - Херувимов и Серафимов; а некоторые - Иудеев и Вавилонян. Но мне кажется, что пророк говорит не о двух животных, но о двух жизнях, настоящей и будущей, посреди которых является праведный Судия» (с. 32). По свидетельству блаж. Иеронима, «простое толкование и обычное представление относит это место к Спасителю, потому что Он был познан во время распятия посреди двух разбойников (Мк XV; Ин XIX)» или лучше - «что в первоначальной церкви, которая была составлена из обрезания и необрезания, Спаситель был призван и стал предметом веры для двух, окружающих его оттуда и отсюда, народов. Есть и такие, которые под животными понимают два Завета, Ветхий и Новый, которые поистине одухотворены и имеют жизнь, которые дышат и через посредство которых будет познан Господь» (с. 189). Соответствующие выражения еврейского текста и Вульгаты выражают общую мысль - моление пророка об оживлении (как в Пс LXXIX:15; СХXXVII:7) или восстановлении в Израиле дела благодати Божией, т. е. - в историческом смысле о восстановлении ветхозаветной теократии после вавилонского плена, а в прообразовательном - о деле искупления людей Грядущим Мессиею. Заключительная часть стиха выражает ту, проходящую через все библейское учение о Боге, мысль, что в своих отношениях к миру и людям Бог руководится более всего Своею благостью и милостью, и что Он «остается благим и милосердым и тогда, когда наказывает людей: «Когда в наказаниях смущаешь людей, и тогда, водясь милостию, изменяешь опять бедственное их состояние» (блаж. Феодорит, с. 32). Таким образом, при всех различиях чтения ст. 2 по различным текстам, сохраняется общая мессианская мысль стиха, который, во всяком случае, содержит пророческое предощущение Грядущего Мессии. Следующее Богоявление, ст. 3 и далее изображает самое пришествие Его в будущем.

Толковая Библия

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 2-4 Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости. Бог от Фемана грядет и Святый – от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее – как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы! 

Глубоко потрясенный во всем существе своем сообщенным ему от Бога откровением об ужасном суде, имевшем совершиться сначала над Иудою, а потом и над жестокими и кровожадными врагами его, пророк опять-таки от лица целого общества верующих обращается к Богу с теплою молитвою о том, чтобы Он Судия исполнил Свое дело среди времен и чтобы в откровении Своего гнева сначала над Израилем, а потом над врагами его, показал свое милосердие над первым. «Господи», так молит пророк Бога, «услышал я слух Твой» о суде над Иудою, а потом над халдеями. Эта весть привела меня в трепет пред всемогуществом Тебя – Судии мира: «я убоялся». Но «Господи!», если суд должен необходимо совершиться, то молю Тебя, не медли им по крайней мере, воззови к жизни, «соверши» на земле это страшное «дело Твое» среди годов, не откладывай его до самого конца времен, предназначенного Тобою в будущем (ср. Авв.2:3) для совершения этого суда над халдеями, «яви» его миру среди тех годов, которые должны пройти от настоящего времени до предназначенного Тобою этого конечного (Авв.2:3) предела, сократи время наказания для народа Твоего, «и во гневе вспомни о милости», наказывая народ Свой, не допусти, чтобы враг чрезмерно жестоко поступал с ним, и, удовлетворив Свое над ним правосудие, по Своему бесконечному милосердию, ускори низвержением с него вражеского ига и окончательным поражением самого врага. Тотчас по произнесении пред Богом своей молитвы, пророк своим пророческим взором видит и исполнение этой молитвы со стороны Бога, он уже созерцает шествие Господа, как Грозного Судии на землю для совершения того суда над боговраждебным миром, об ускорении которого молил Его пророк. Как древле, при Синае Господь сошел к Своему освобожденному из Египта народу, чтобы установить с этим народом Свой благодатный завет и утвердить на нем Свое царство, так Он и в последующее время явится в страшной славе Своего всемогущества, чтобы освободить свой народ из рабства мирской власти и сокрушить злодеев, которые стремились уничтожить окончательно страдальцев-праведников. Вот Он, как Господь и Управитель вселенной, «грядет», созерцает пророк, «от Фемана, и Святый», не терпящий злодеяний, и потому злодеев истребляющий, «от горы Фаран». Все творение покрывается Его светом. «Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля» (Ис.6:3, 42:8; Чис.14:21). Пришествие Его с неба на землю «блеск», Его слава распространяется по земле, подобно свету восходящего солнца. Он является, как солнце, весь окруженный лучами, – «от руки Его лучи», от обеих рук или от обеих сторон Его. В этом свете, испускающем, как солнце, всюду от себя лучи, скрывается всемогущество Его. Свет, как и мрак (ср. Исх.20:213Цар.8:12; Чис.9:15), служит для Него одеждою (ср. Пс.103:3), покровом, в котором Сам, в своем существе невидимый, Он является миру для суда над ним. 

Пророк Аввакум

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible