Скрыть
Тогда Аггей, вестник Господень, посланный от Господа, сказал к народу: Я с вами! говорит Господь.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Тогда Аггей, вестник Господень, посланный от Господа, сказал к народу: Я с вами! говорит Господь

Некоторые думают, что Иоанн Креститель, Малахия, имя которого значит Ангел Господа, и Аггей, [книгу] которого мы ныне имеем в своих руках, были ангелами, но по соизволению и повелению Божию приняли человеческие тела и обращались среди людей. И не удивительно думать это об ангелах, когда даже Сын Божий ради нашего спасения принял тело человеческое; посему даже из апокрифических книг берут доказательство, где говорится, что Иаков, после переименованный Израилем, был также ангел и потому придержал брата во чреве матери своей (Быт.25:26,32:28). Также и Иоанн в ответ на приветствие Марии, Матери Господа, взыгрался во чреве Елисаветы (Лк.1:41), ибо природа всех разумных тварей одна, а посему люди богоугодные равны ангелам. Пусть так они рассуждают. А мы будем принимать слово вестник Господа, т. е. ангел, которое на еврейском языке выражено словом nialach (מלאך), употреблённым просто в значении пророка, потому что он возвещал народу волю Господа или же потому, что он предызображал лицо Спасителя, так как во многих местах [Писания] Господь и Спаситель наш называется Ангелом Господа, как напр., в следующих: Великого совета Ангел (Ис. 9:6). Затем, слова: Вестник Господа из вестников Господа значат то же, что слова: пророк из числа пророков, если бы писатель употребил их. [Наконец] слова; Вестник Господа, говорящий народу: «Я с вами, говорит Господь» он обращает не к Зоровавелю и Иисусу, с которыми и в которых всегда был Господь, – мы уже сказали о том, что они соответственно разным значениям их служения принимаются как прообразы разных сторон в лице Спасителя, – а к народу, который убоялся пред лицем Господа. Так как это был [простой] народ, то он еще не дошёл до той любви к Богу, которая вон изгоняет страх. Впрочем, и за страх свой пред Богом народ получил награду в том, что Господь был с ним, так что смысл места такой: «Я буду вашим помощником, устрояйте дом Мой, разрушенный у вас: никто не будет в силах воспрепятствовать вам, когда Я буду пребывать среди вас».

Толкование на пророка Аггея

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И рече Аггей вестник Господень в вестницех Господних людем, глаголя: аз есмь с вами, глаголет Господь

Заметь, что за переменой к лучшему тотчас же следует и человеколюбие (Божие). Вместе с решившимися изменить свое настроение и Бог как бы переменяется и обещается быть с ними. А с этим что может сравняться? Ведь когда Бог пребывает с нами, то от нас далеко отстраняется всякий вред, быстро притекут всякие блага, тотчас появятся устойчивые виды благоденствия и будут приключаться с нами всякого рода приятности. Если же Священное Писание называет Аггея «ангелом Господним», то никто и не подумает, что он есть ангел по природе, но он рожден как подобный нам человек от жены. Совсем нелепо так думать. Напротив, если мы обладаем здравым смыслом и способны умопостигать истину, то должны признать, что ангелом он назван и именуется от вести, сообщаемой чрез него. Иначе ничто не воспрепятствует нам впасть и в другую нелепость, именно: признать, что ангелами по природе были и те из всадников, кои извещали Иова о случившемся на полях и о том, что умерли у него дети при разрушении дома (Иов. 1:14). Также и слово Бога называется «великого совета Ангел» (Ис. 9:6), ибо оно возвестило нам волю Бога и Отца. Итак от вести назван ангелом. И если это название дается людям, то конечно отнюдь не по природе, каковой мы не имеем.

Толкование на пророка Аггея

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 12-13 И послушались Зоровавель, сын Салафиилев, и Иисус, сын Иоседеков, и весь прочий народ гласа Господа Бога своего и слов Аггея пророка, как посланного Господом Богом их, и народ убоялся Господа. Тогда Аггей, вестник Господень, посланный от Господа, сказал к народу: Я с вами! говорит Господь

Ст. 12-13 И слыша Зоровавель Салафиилев от колена Иудова, и Иисус Иоседеков, иерей великий, и вси прочии людие глас Господа Бога своего и словеса Аггеа Пророка, якоже посла его Господь Бог их к ним, и убояшася людие от лица Господня. И рече Аггей вестник Господень в вестницех Господних людем, глаголя: Аз есмь с вами, Глаголет Господь.

Зоровавель, первосвященник Иисус и пасомый ими народ, выслушав сии угрозы, исполнились страха, и повиновались изреченному Пророком. Человеколюбивый же Владыка, увидев их благопокорность, немедленно взывает чрез Пророка:

Аз есмь с вами, глаголет Господь.

Не теряйте мужества, потому что Я – ваш содейственник и помощник.
 

Толкование на пророка Аггея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-15 И послушались Зоровавель, сын Салафиилев, и Иисус, сын Иоседеков, и весь прочий народ гласа Господа Бога своего и слов Аггея пророка, как посланного Господом Богом их, и народ убоялся Господа. Тогда Аггей, вестник Господень, посланный от Господа, сказал к народу: Я с вами! говорит Господь. И возбудил Господь дух Зоровавеля, сына Салафиилева, правителя Иудеи, и дух Иисуса, сына Иоседекова, великого иерея, и дух всего остатка народа, и они пришли, и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего, в двадцать четвертый день шестого месяца, во второй год царя Дария

Историческое замечание об успешности первой речи пророка - о начале работ по постройке храма

Простая и безыскусственная, но сильная и убедительная речь пророка произвела желательное действие не только на Зоровавеля и Иисуса, но и на всю народную массу: под названием: «весь прочий народ», евр. кол-шееритгаам, собственно: «весь остаток народа», Vulg. : omnes religuiae populi, - разумеется «вся совокупность той части еврейской нации, которая возвратилась из плена и, в сравнении с прежним народом и государством, действительно могла быть названа «остатком»; выражение это тогда сделалось весьма употребительным, ходячим термином для обозначения (ср. Зах VIII:6) возвратившихся из плена и вообще не погибших в иерусалимской катастрофе и в плену» (Marti, s. 334).

Слово пророка Аггея оказало серьезное влияние на всех его слушателей, заставив их вдуматься в данное через него откровение. Но действие это все-таки не могло быть тожественным в отношении Зоровавеля и Иисуса, с одной стороны, и - народа - с другой. «Прилежно, - говорит блаж. Иероним, - обрати внимание на то, что соответственно двоякому прообразу Спасителя в лице Зоровавеля-вождя и Иисуса-священника (ибо Он Сам есть и Царь, и Первосвященник) в книге не говорится: «убоялись Зоровавель и Иисус», но говорится, что хотя Зоровавель, Иисус и народ внимали словам пророка Аггея, которые суть слова Господа, однако от лица Господа убоялся только народ, то есть одна только толпа, еще не обратившаяся в совершенного мужа» (с. 333).

В ответ на страх и смущение народа (12b) и в предотвращение новых колебаний его в деле постройки храма пророк Аггей торжественно возвещает, ст. 13, народу утешение и ободрение от лица Иеговы, как бы говоря народу: «Не теряйте мужества, Я - ваш содейственник и помощник» (блаж. Феодорит, с. 61). Чрезвычайною важностью момента, необходимостью сразу поднять дух народа, объясняется и несколько необычное в Библии наименование пророка Ангелом Господним, евр. мамах Иегова (употребление этого термина в приложение к пророкам все же нельзя считать вовсе исключительным в Библии, напротив, именем Ангелов названы все вообще пророки в 2Пар XXXVI:15-16; ср. Ис XLIV:26). О неприемлемости распространенного в христианской древности объяснения Агг I:13 в смысле указания на Ангельскую природу пророка мы уже говорили во введении к нашему комментарию.

Увещания и ободрения пророка, а затем особенное, нарочитое действие Божие к поднятию духа строителей, ст. 14, преодолели, наконец, все колебания народа в деле постройки храма, и он деятельно приступил к работам по постройке его, так что началом возобновления этих работ в ст. 15 называется 24-й день шестого месяца, т. е. постройка храма возобновилась всего через три недели после первого выступления пророка Аггея (ср. I:1).

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 12-13 И послушались Зоровавель, сын Салафиилев, и Иисус, сын Иоседеков, и весь прочий народ гласа Господа Бога своего и слов Аггея пророка, как посланного Господом Богом их, и народ убоялся Господа. Тогда Аггей, вестник Господень, посланный от Господа, сказал к народу: Я с вами! говорит Господь. 

Речь пророка, переданная в книге пророков по всей вероятности не во всех подробностях, как и остальные речи его, а только в ее существенном содержании, не осталась без добрых последствий. «И послушались», говорит пророк, приняли к сердцу с тем, чтобы последовать слышанному, «Зоровавель, сын Салафиилев, и Иисус, сын Иоседеков, и весь прочий народ», т.е. возвратившаяся из плена часть народа, как малый остаток от народа, некогда великого, многочисленного (ср. Зах.8:6), – послушался «гласа Господа Бога своего и слов Аггея пророка, как посланного Господом Богом их». Так как Аггей высказывал слово по поручению Божию, говорил слово Божественное, а не свое, то Зерувавель и Иисус первосвященник и весь остаток народа послушались слов пророка, увидели свое пред Богом прегрешение: во всеобщей засухе и всеобщем бесплодии признали Божие наказание, прониклись вследствие такого сознания чувством страха пред Иеговою: «и народ, – говорит пророк, – убоялся Господа», – народ стал снова готов с ревностию продолжать прекращенное было им строение дома Божия. "Тогда", чтобы поддержать в народе проявившееся в нем настроение, укрепить его в нем, «Аггей, вестник Господень, посланный от Господа сказал», сказал не от себя, а в силу того, что он Иеговою послан говорить к народу, «Я с вами! говорит Господь».

Пророк Аггей

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible