Скрыть
Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 8-9 Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф

Мое серебро, го­ворит Бог, и Мое золото, и, кому хочу, дам его. Здесь одно сказано, а другое не сказано в Писании, но прибавлено отвне. Слова: Мое серебро и Мое золото, сказал пророк; а слов: и, кому хочу, дам его, – не находится, но они повто­ряются по невежеству многих. Какой же и от этого происхо­дит вред? Многие злодеи, обманщики, развратники и такие люди, которые недостойны даже видеть это солнце, ни жить, ни дышать, наслаждаются великим благоденствием, извращая все, расхищая дома вдовиц, грабя сирот, обижая низших. Потому диавол, желая убедить людей, что всякое богатство про­исходит свыше и дается от Бога, дабы чрез это произнести великую хулу на Господа, взяв из Писания изречение: Мое серебро и Мое золото, прибавил к нему другое, которого нет в Пи­сании: и, кому хочу, дам его. Не так говорит пророк Аггей. Когда иудеи возвратились из земли иноплеменников и хо­тели восстановить храм и привести его в прежнее благоле­пие, но затруднялись, потому что были окружены врагами, на­ходились в великой бедности и не видели ни откуда никакой помощи, – тогда пророк, желая возбудить в них добрые надежды и убедить, чтобы они не сомневались в окончании, го­ворит от лица Божия: Мое серебро и Мое золото, слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего.

Беседа на слова пророка Иеремии: «Господи, не в воле человека путь его.»

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-9 В седьмой месяц, в двадцать первый день месяца, было слово Господне через Аггея пророка: скажи теперь Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи, и Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею, и остатку народа: кто остался между вами, который видел этот дом в прежней его славе, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто? Но ободрись ныне, Зоровавель, говорит Господь, ободрись, Иисус, сын Иоседеков, великий иерей! ободрись, весь народ земли, говорит Господь, и производите работы, ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф. Завет Мой, который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь! Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф

В тот же самый год, но только в месяц седьмой, в который бывают торжественные празднества Божии, в двадцать первый день месяца, т. е. по окончании трёх полных седмиц и по совершении успокоения в таинстве Троицы, в третий раз было Слово Божие в руке пророка Аггея, непрерывно трудившегося в поте лица, так что слово Божие всегда имело доступ к нему. Действительно, забывая о прошлом и устремляясь в будущее (Флп. 3:12–14), он ежедневно трудился так, как будто у него совсем не было прежних дел. Итак ему говорится: «Скажи Зоровавелю и Иисусу и остальному народу, который видел прежний дом Божий и ныне присутствует при восстановлении его, разве по сравнению с прежним этот, видимый в настоящее время дом не таков, что его, так сказать, нет совсем? Однако не приходите в отчаяние и не опускайте ослабевших рук; но и ты, Зоровавель, и ты, Иисус, и ты, весь народ, ободритесь и продолжайте работу в доме Моем, ибо с вами и Я, и условие Мое, заключенное с вами, когда вы выходили из земли Египта. И Дух Мой не отступит от вас, не бойтесь: Я, повелевающий вам, Господь всемогущий, слово Которого есть дело. Когда Я давал первый завет и явился на горе Синае, то потряс и небо, и землю, и Красное море, и пустыню, чтобы заключить с вами завет. Ныне же Я обещаю вам, что имею еще раз потрясти небо и землю, море и сушу, чтобы при содрогании их подвиглись все народы, и чтобы пришло, – как говорится у LXX, – из всех народов избранное Господне; согласно же Еврейскому тексту: придет Желаемый у всех народов, Господь наш и Спаситель. Тогда наполню дом сей славою большею, чем прежний, и всегда буду укреплять вас, говорит Господь всемогущий. А чтобы вы как-либо не подумали, что Я ненадежный исполнитель договора, [Я говорю, что] Мое серебро и Мое золото, и Мне принадлежат все богатства. На украшение храма Я дам золото и серебро, чтобы славою своею дом этот был больше прежнего. А так как то, что Я обещаю, кажется трудно исполнимым, и человеческое недоверие с сомнением принимает обещания, более чем обыкновенные, то Я, дающий обетования, – снова повторяю: «Я Господь всемогущий». Затем, так как Я знаю, что для построения дома славного, имеющего превзойти дом прежний, ничто не необходимо столько, сколько мир, то и за него Я поручаюсь [пред вами]. Ибо Я дам мир на этом месте, говорит Господь воинств, так что мир превосходящий всякий смысл будет охранять дом Мой, и место Мое будет в мире». – Я набросал черты изложения [этого места] в виде простой передачи текста с добавлениями (παφαφραστικῶς) между прочим для того, чтобы благоразумный читатель от них восходил к высшему пониманию, даже если мы будем молчать. Итак слово Божие было к тем, которые начали производить работы в доме Господа всемогущего, в день покоя, т. е. в месяц седьмой, и в полнейшем таинстве Троицы, [т.е.] в день двадцать первый [3*7] и к Аггею, торжествующему праздники Божии, снова уготовавшему руку свою для [принятия] слова Божия; и говорит оно к нему: «Скажи Зоровавелю от колена Иуды, и Иисусу, Священнику Великому, Который ради нас соблаговолил сделаться человеком и Первосвященником и к остаткам народа, ибо в сравнении со всем миром часть уверовавших в начале была незначительною». Итак будем слушать, что он сказал. В Израиле некогда был дом Божий; ныне он опустошён настолько, что становится невероятным его существование с того времени, когда бывшая возлюбленною перестала быть таковою, и не бывший прежде народом Божиим стал таковым. И вот дом Божий, некогда славный, ныне в глазах Зоровавеля и Иисуса и остатков народа как бы не существует. Понимать же это мы должны не только в отношении к зданиям храма, находящимся в развалинах, но и ко всему тому, что когда-то у Иудеев было прекрасного. Однако же так как прежний дом сделался как бы несуществующим, призывается Зоровавель вождь и Иисус священник, чтобы укрепилось царство и священство Христа, а народ Его, бывший некогда народом земным, сделал дело в доме Божием и знал, что Господь близок к нему, и соблюдал завет, данный им от Бога, когда они выходили из Египта. О, если бы и мы также вышли из Египта и соблюдали принятое нами слово завета. Тем, которые будут делать дела в доме Господа Бога и соблюдать принятое слово, Он обещает также Духа Своего в словах: И Дух Мой будет посреди вас. Взирайте на таинство Троицы: «Я с вами, и Дух Мой, и Слово, в котором Я заключил завет, когда вы выходили из Египта». А слова среди вас должно понимать в том же значении, как и находящиеся в Евангелии: Среди вас стоит [Тот], Которого вы не знаете, Который придет после меня (Ин. 1:26). Итак вот что говорит Господь воинств вам, видящим, что как бы нет прежнего дома [Его]: «Я подвиг небо, когда с неба был услышан голос Мой. Я подвиг землю, когда народу древнему вручал Завет; и во время пришествия Моего были тьма, вихрь и мрак. Я подвиг море Красное, когда очистил путь проходящему народу. Я подвиг пустыню, т. е, не имеющий богопочтения Египет, пораженный язвами, или пустыню, по которой в течение сорока лет Я водил народ. Я воздвигну все это еще один раз». Это мы и видим совершившимся во время пришествия Господа Спасителя. Ибо во время страдания Его солнце побежало, небо подвиглось, и мрак был над всею землею от часа шестого до девятого (Мф. 27:45,51; Лк. 23:44–45). Земля поколебалась, утесы расселись и открылись могилы.

[текст пропущен]ы ло подвигнуто драконом, который был убит в нем, поколебалась и пустыня, т. е. некогда безплодная земля язычников. И в этом трепете вселенной были поколеблены все народы, ибо по всей земле прошёл голос Апостолов Господних и до пределов земли достигли слова их (Пс. 18:5). Все народы пришли в движение, чтобы от движения их вошло [в церковь] избранное множество народов, и то, что где либо было прекрасным; например, избранное от Коринфа, потому что в нём был многочисленный народ Божий; избранное от Македонии, ибо в Фессалонике собрана была великая церковь, не имевшая нужды поучаться от любви (1Фес. 1:4); избранная от Ефеса, так что они познали сокровенное Божие и таинства, которые не были открыты никому прежде этого. Что же больше? Подвиглись все народы, к которым Господь Спаситель послал Апостолов, говоря: Идя учите все народы (Мф. 28:19), и из многих званных немногие избранные устроили Церковь первых [христиан]. Посему и Апостол Пётр говорит: Приветствует вас избранная от Вавилона и Марк, сын мой (1Пет. 5:13) и Иоанн говорит: Старец избранной госпоже (2Ин. 1:1), и потом уже упоминает детей избранной. Итак после возбуждения народов, под которыми мы можем также понимать враждебные силы, не могущие выносить сияния Господа, пришли избранные от всех народов и наполнился славою дом Господа, который есть церковь Бога живого, столп и утверждение исти|ны. Это согласно тексту LXX. – Впрочем, в Еврейском тексте говорится лучше и яснее, как мы выше изложили: И воздвигну все народы и придет Желаемый всеми народами. – И действительно, по пришествии Его наполнился славою дом Господа. И насколько Господь отличается от раба, настолько лучше и тот дом Господа, в котором предстоятельствует Господь, сравнительно с домом прежним, в котором предстоятельствовал раб. Слова же: Мое серебро и Мое золото, говорит Господь я не думаю, чтобы кто-либо признал относящимися к серебру и золоту, которыми владеют цари. Ибо в этом смысле не только серебро или золото принадлежат Богу, как Творцу, но и другие металлы: медь, олово, свинец и всепобеждающее железо. Я же под серебром, украшающим дом Божий, разумею изречения Писаний, о которых говорится: Слова Господни – слова чистые, серебро испытанное огнем, очищенное от земли, перелитое семь раз (Пс. 11:7); а золото – это то, что заключается в глубине духа святых и в тайнике их сердца, и что сияет истинным светом Божиим; это очевидно разумел и Апостол в отношении к святым, которые созидают на основании Христовом золото, серебро, камни драгоценные (1Кор. 3:11–12), так что под золотом нужно разуметь таинственный смысл, под серебром – чистое слово, а под драгоценными камнями – богоугодные дела. Церковь Спасителя является украшенною этими металлами более, чем некогда была украшена ими синагога; из этих живых камней устрояется дом Христов, и подается ему мир вечный. Следующие затем у Семидесяти слова: И мир душевный на пользу всякому, который приготовляется к тому, чтобы воздвигнуть храм сей, мы опустили как излишние и едва совместимые [с предшествующими], ибо их нет ни в Еврейском тексте, ни у кого из других толковников.

Толкование на пророка Аггея

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Мое сребро, и мое злато, глаголет Господь Вседержитель

См. Толкование на Аг. 2:04

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 8-9 Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф.
Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф.



Ст. 8 Мое сребро и мое злато, глаголет Господь Вседержитель.
Не чужое Себе присвояю, но Свое снова восприемлю; по щедрости Я дал им богатство; и поскольку не познали они Щедродателя, то законно лишаю их даров. 

Ст. 9 Зане велия будет слава храма сего последняя паче первыя, глаголет Господь Вседержитель.
Пророк сказует, что храм сей будет славнее, не по величине, и красоте здания, но потому, как истреблены будут языческие народы; ибо с разнесшеюся повсюду молвою открылось могущество Бога всяческих. Потому событие сие Пророк называет потрясением неба, земли и моря (Агг.2:6), так как все приведены в изумление, и чудом сим побуждены к песнопению не только живущие на суше, но и местом жительства избравшие острова, а сверх того и невидимые Силы, для которых удобопроходимы эфир и самое небо.

И на месте сем дам мир, глаголет Господь Вседержитель, и мир души в снабдение всякому зиждущему, еже возставити церковь сию
Не только прекращу человеческие брани, но дарую им и божественный мир, который принесет спасение душам. Такова будет награда храмоздателям.

Толкование на пророка Аггея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-9 Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф

Упомянув в предыдущем (5-м) стихе о завете Бога с народом своим, как главном основании надежды последнего, пророк теперь, ст. 6, воспроизводит самую картину или обстановку Синайского законодательства, указывает именно на грозные явления в физическом и нравственном мире, сопровождавшие это событие, и здесь же сопоставляет с Синайским событием будущую мировую катастрофу, имеющую предшествовать необычайному прославлению храма и народа. Что же это за потрясение неба, земли, моря и суши (ст. 6b) и всех народов (7а), о котором говорит теперь пророк? Поставляемое в параллель с действием на природу и на народы Синайского законодательства, действие Божие собственно на народы будет, очевидно, моральным влиянием истинной религии Израиля на мир языческий. О характере, свойствах и следствиях этого рода влияния можно судить лишь в связи с уяснением значения трудного выражения ст. 7: «бау хемдат кол гаггоим». Какой смысл в данном месте имеет слово хемда, обычно означающее желание, предмет желания, наконец, драгоценность? Мнения древних переводов, а равно и древних и новых толковников здесь разделяются на три главные группы. Одни придают абстрактному хемда конкретное значение и видят здесь указание на личного Мессию, как предмет желаний всех народов. В этом смысле передает упомянутое выражение Вульгата: veniet Desideratus cunctis gentibus; русск. синод.: и придет Желаемый всеми народами. Но, как ни естественно и правдоподобно такое толкование с точки зрения истории библейской мессианской идеи, видеть в рассматриваемом выражении указание на личного Мессию не позволяют ни грамматическая конструкция (сказуемое бау стоит во множ. ч. ), ни контекст речи, говорящей собственно о грядущей славе воздвигаемого храма. Притом самое отношение различных языческих народов древности к библейскому Израилю и его мессианским чаяниям могло быть и действительно бывало очень неодинаково. Блаженный Феодорит понимает то потрясение народов, о котором говорится в ст. 7а, в смысле победы силы Божией над враждебными Израилю и Богу народами Гогом и Магогом: «предвозвещает сие о Гоге и Магоге, которым, когда вознамерились они со многими народами ополчиться против Иерусалима, попустил это Бог, и соделал, что вооружась друг на друга, друг другом они были истреблены, богатство же их отдал Господь храмоздателям» (с. 62). - Ввиду недостаточности указаний текста на личность Мессии, переводы и толкователи ставят слово хемда в более тесную связь и зависимость с словами кол-гаггоим, причем опять различается два взгляда: по одному взгляду, все выражение: хемда кол-гаггоим, означает: «лучшие, избранные из всех народов» (которые имеют вступить в Царство Божие) по другому: «богатства, драгоценные дары всех народов» (каковые богатства народы имеют принести в дар Иерусалимскому храму). Первый из этих взглядов проведен уже у LXX-ти: hxei ta eklekta pantwn twn eqnwn, а также в переводе латинском - древне-италийском: venient omnia electa gentium; слав.: приидут избранная всех языков. Оба рассматриваемые понимания равно допустимы, так как оба они имеют для себя аналогии, напр., в изображении у Пророка Исаии, гл. LX, будущей славы Иерусалима. По контексту речи ближе отвечает понимание хемда в смысле даров, какие имеют принести в Иерусалимский храм обратившиеся к Иегове языческие народы (ср. ст. 3, где говорилось о бедности воздвигаемого храма, и ст. 8, где с особенным ударением говорится о серебре и золоте, находящихся во временном пользовании язычников, но, в сущности, принадлежащих единому Иегове); полную параллель рассматриваемому выражению в таком случае составят слова Ис LX:5: хэл гоим ябоу лах, достояние народов пойдет к тебе. Вторая половина ст. 7-го «наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф» с большею определенностью говорит о последствиях тех мировых и народных переворотов о которой говорилось в первой половине стиха. Одним из существенных последствий «потрясения всех народов» (ст. 7а, см. 22) будет наполнение дома Господня, теперь воздвигаемого чрезвычайною славою. Внешним выражением этой славы будет стечение богатств народов в храм Иерусалимский, о чем, правда, не прямо говорит ст. 8-й, перифразируемый блаженным Феодоритом так: «не чужое Себе присвояю, но Свое снова восприемлю; по щедрости Я дал им богатство, и поелику не познали они Щедродателя, то законно лишаю их даров» (с. 62). В чтении ст. 9-го между еврейским масоретским и греческим LСС-ти текстами замечается разница в конструкции, именно: тогда как в еврейском тексте сравнивается слава одного - второго храма с славою другого - первого (русск. синодальн. : «слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего»), в тексте LХХ-ти проводится сравнение между первою и последнею славою одного и того же храма, h doxa tou sikou toutou, h escath uper thn prwthn, слав: велия будет слава храма сего последняя паче первыя. И эта последняя расстановка слов, при которой храм Иеговы представляется чем-то всегда тожественным различным только по своим проявлениям, заслуживает предпочтения пред первою, как наиболее отвечающая пророческому воззрению на непрерывность движения истории спасения. «Пророк сказует, - замечает блаженный Феодорит, - что храм сей будет славнее не по величине и красоте здания, но по тому, как истреблены будут языческие народы; ибо с разнесшеюся повсюду молвой открылось могущество Бога всяческих» (с. 62). «И на месте сем Я дам (вам) мир, говорит Господь Саваоф». На каком месте и какого рода мир? Ближе всего в храме, а затем вообще в Иерусалиме («основании мира», по еврейскому словозначению), который, как и Сион, в пророческом созерцании нередко весьма тесно сближается и как бы отожествляется с храмом (ср. Ис II:3; Мих IV:2). Мир, обещаемый Богом народу в созидаемом святом храме и в святом граде, - судя по ожидаемым тогда политическим переворотам, - должен быть, прежде всего, миром внешней безопасности народа Божия, миром политическим, но затем и миром духовным, миром душ в совести примиренных с Богом. «Не только прекращу человеческие брани, но дарую им и божественный мир. который принесет спасение душам» (блаж. Феодорит, с. 63). Хотя прямых указаний в рассмотренном пророчестве, ст. 6-9, на личность Мессии не заключается, однако общий мессианский смысл места очевиден из представленного уже рассмотрения текста его, и, кроме того, подтверждается имеющеюся в послании к Евреям гл. XII ст. 26 ссылкою Апостола Павла на пророчество Аггея о вторичном (после Синайского законодательства) потрясении неба и земли. Но вопрос о том, к какому именно времени относится исполнение данного пророчества, принадлежит к тем тайнам Царства Божия, которым надолго суждено оставаться как бы запечатанною книгою. Можно лишь сказать, что исполнение этого пророчества должно быть признано не моментальным, а длительным, обнимающим целые века, и что лишь начало его осуществления следует относить, как можно заключать из ст. 6, 21, 22, ко времени, близко следовавшему за произнесением пророчества, именно усматривать начало предсказанного пророком потрясения всех народов в наступивших вскоре после того частых и быстрых политических переворотах и стенах древних мировых монархий.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Аг.2:1-9 

Пророчества Исайи и Иезекииля говорили народу, что второй храм по своей славе превзойдет славу Храма Соломонова, а действительность между тем говорила, по-видимому, противное. После того как возбужденное речью пророка религиозное воодушевление к продолжению строения храма мало-помалу охладело, и взамен того наступило время к более спокойному обсуждению положения дел, в строителях дома Божия начало развиваться сознание, что, судя по обстоятельствам воссоздания храма, этот храм далеко не обещает не только славы высшей – той, какую имел Храм Соломонов, но даже и равной ей, что в сравнении с тем храмом новоустрояемый храм явится не более, как бедною скинию. Вследствии этого сознания в строителях стало проявляться чувство уныния и печали, выражаемое ими также громко, как оно громко выражалось при закладке храма стариками, видевшими славу первого храма. Оно до того сильно овладело народом, что снова доводило его до сомнения, действительно ли благоугодно Богу это дело и должно ли быть оно продолжено? Поэтому для деятельного продолжения строения храма скоро снова явилась необходимая потребность в Божественном подкреплении и воодушевлении. И вот: «в седьмой месяц, в двадцать первый день месяца» и именно в седьмой день праздника кущей (Лев.23:34), бедное отправление которого (т.е. праздника) в то время в сравнении с торжественным, радостным и богатым отправлением его среди обильных, жертвенных пиршеств во дворах славного Храма Соломонова, сильнее, чем когда либо, могло возбуждать в собравшемся к жертвеннику Господню Израиле чувство печали о бедности новосозидающегося храма и безнадежности касательно предсказанной ему пророками славы, «было слово Господне чрез Аггея пророка, и сказано: скажи теперь Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи, и Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею, и остатку народа: кто остался между вами (еще доселе живым) который видел этот дом в прежней его славе, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он (в сравнении с домом в первой его соломоновой славе) в глазах ваших как бы ничто? Но» хотя это и правда, хотя строящийся дом по своей видимости внешней действительно беден в сравнении с богатством первого дома, несмотря на это, убеждает пророк: «бодрись ныне, Зоровавель, говорит Господь, ободрись, Иисус, сын Иоседеков, великий иерей! ободрись, весь народ земли, говорит Господь, и производите работы», полные внутренней силы и твердости веры и упования на Иегову, продолжайте начатое дело Божие; «ибо я с вами, говорит Господь Саваоф» (ср. Агг.1:13). «Завет Мой, который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас», и Божие слово или утверждающее завет Иеговы с народом обетование того, что Иегова из среды всех народов избирает Израиля в свой удел, что Израиль есть поэтому достояние Иеговы, и Иегова есть в свою очередь Бог Израиля (Исх.19:5-6; Втор.7:6; ср. Иер.7:22-23, 11:4), стоит среди Израиля во всей своей первоначальной, еще неослабной силе, и Дух Божий, Божественная сила, действующая в мире, сопутствующая слову обетования, творчески приводящая его в исполнение и устраняющая все препятствия к осуществлению планов Божия домостроительства спасения человека, еще вполне действует во Израиле, как народе Богоизбранном. И если настоящее положение дел не вполне соответствует человеческим ожиданиям, то это не должно приводить в смущение, ибо всемогущество Божие всегда сильно слово свое исполнить и храм Иеговы прославить, поэтому «не бойтесь», ободряет пророк строителей храма. «Ибо так говорит Господь Саваоф:», и это случится в скором времени: «еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы». При своем сошествии на Синай для заключения завета с Израилем Бог колебал землю и приводил в движение небо (Пс.67:8-9), теперь Бог еще раз совершит в непродолжительном времени колебание, но колебание гораздо сильнейшее, долженствующее совершенно изменить настоящее состояние не только всего видимого мира, но и всего человечества; Бог посредством своих судов произведет и во вселенной и в человечестве коренной переворот, следствием которого будет то, что «и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф» – т.е. вследствие Божиих судных потрясений в природе и человечестве языческие народы обратятся ко Господу, придут к его храму с своими сокровищами (ср. Ис.60:5, 11) и чрез то самое Иегова наполнит дом свой славою. Ибо «Мое серебро и Мое золото», которое язычники принесут во храм, «говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф», – дом Божий времен Зоровавеля будет более славен, чем тот же дом со времен Соломона, «говорит Господь Саваоф; и на месте сем  (Иерусалиме, как месте построения храма) Я дам мир» внешний, предполагающий в своем совершенстве исполнения и мир внутренний (ср. Мих.5:3; Ис.60:18), «говорит Господь Саваоф».

Пророк Аггей

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible