Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 8-10 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех,- которые приносятся по закону,- Ты не восхотел и не благоизволил», потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа

Но в словах: иду совершить волю Твою, отменяет первое, чтобы второе постановить; так как тем самым Евангелием, которое упразднило приношения жертв, восхотел Он освятить нас посредством приношения тела Иисуса Христа, совершенного однажды.

Феодорит Кирский, блж. (†457)

По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.

Ясно показал Апостол, что воля Божия есть спасение людей. Сие изрек и Господь: «Се... есть воля... Отца Моего» (Ин.6:39), «да всяк веруяй в Меня не погибнет, но имать живот вечный» (Ин.3:16).

Толкование на послание к евреям

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа

По этой воле Отца, говорит, мы были освящены, освященные принесением тела Христова, бывшим единократно; ибо это должно быть подразумеваемо. Ибо мы, которые уверовали, что освящены принесением Единородного, освящены по воле Отца. Отсюда, не законные постановления составляют волю Божию, но приношение по Христу и освящение чрез это приношение.

Толкование на послание к Евреям

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа

Какую величайшую жертву принес Собою Сын Божий: единожды бывшим приношением тела Иисуса Христа мы все освятились и сделались совершенными, неповинными, безгрешными пред правосудием Отца Небесного. Слава Тебе, великий, всемирный Первосвященник!

Дневник. Том II. 1857–1858

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О причащении
 

Сектанты говорят: Нам не нужно причащение Тела и Крови, потому что «мы освящены единократным принесением Тела Христова» (Евр.10:10).

Православный ответ: Для этого освящения, именно, и нужно причаститься того Тела и Крови, которые были на Голгофе. Это чудесно совершается в таинстве Причащения. Оттого ап. Павел и говорит: «мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» (Евр.13:10).

Оружие правды

Евфимий Зигабен (†1118)

По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа

О ней же воле освящени есмы

«По сей-то воле» Отца, как сказано выше, мы освятились и очистились от грехов наших, совершенных нами до крещения.

Принесением тела Иисус Христова единою

Мы освятились единым принесением в жертву Тела Христова.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о святейшей Литургии, или Бескровной Жертве

Преткновение

Апостол Павел учит, что достаточно одной Жертвы, бывшей на Кресте, во оставление грехов. Так он пишет: однажды… явился для уничтожения греха жертвою Своею (Евр.9,26). И еще, там же: Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих (Евр.9,28). Еще: освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа (Евр.10,10). И еще там же: Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых (Евр.10,14).

Здесь противники, как бы торжествуя, восклицают: «Если одна кровная жертва достаточна для очищения наших грехов, следовательно, напрасна бескровная жертва и приносящие ее упраздняют Крест Христов и вменяют в ничто жертву, бывшую на Кресте».

Исправление претыкающимся

Отвечаем первое возражением. Если только одной Крестной Жертвы достаточно для очищения грехов, то напрасно Крещение, напрасна Евхаристия. А еще напрасны были жертвы в законе Моисея, ибо не только за нас, но и за всех людей, бывших и будущих, Христос был принесен в жертву на Кресте, как говорит Павел: Христос за всех умер (2Кор.5,15). И Апокалипсис называет (Его – Примеч.) как Агнца, закланного от создания мира (Откр.13,8). Что на это скажете, противники?

Следовательно, как не упраздняются Крещение и Евхаристия однократным принесением Кровной Жертвы, так и наша бескровная жертва не может быть напрасна из-за Кровной, бывшей на Кресте. И как не напрасны были ветхозаветные жертвы, так как были образом будущей смерти и кровной жертвы Мессии, так и наша бескровная жертва не может быть напрасной, так как она есть образ и воспоминание бывшей на Кресте Жертвы и смерти Христовой.

Отвечаем второе. Что говорит апостол: Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем (Рим.3:31) Подобное этому говорим и мы. Уничтожаем ли мы Кровную Жертву бескровной жертвой? Никак, но Кровную Жертву утверждаем. Ибо как бескровная жертва, которая есть непрестанное воспоминание и образ Кровной Жертвы, может упразднить кровную жертву? Не те ли наоборот упраздняют Крестную Жертву, которые мудрствуют противное этому? А что апостол Павел говорит, что одна кровная жертва достаточна для очищения грехов, говорит истину. Но что из этого следует? Следует то, что совсем напрасно и совершенно ненужно приносить иную кровную жертву или умножать ту Крестную Жертву. И мы тоже с апостолом Павлом благочестиво исповедуем и говорим, что тщетно снова возобновлять ту же кровную жертву и второй раз или многократно Христу за нас умирать, но достаточно умереть один раз и только это заключается в вышесказанных словах Павловых. И апостол совершенно не говорит того, чтобы удвоением или умножением бескровной жертвы упразднился Крест Христов и кровная жертва, ибо бескровная жертва не только не уничижает и упраздняет Креста Христова и кровной жертвы, но, наоборот, много способствует для ее почитания. Ибо, как я уже сказал, бескровная жертва есть незабвенное воспоминание смерти Христовой, изображающее Своим действием ту Жертву, бывшую на Кресте.

Настаивают противники и говорят: Апостол Павел пишет: А где прощение грехов, там не нужно приношение за них (Евр.10,18), – так как Кровной Жертвой мы имеем отпущение грехов, следовательно, ясно, что после нее напрасны приношение и жертва о грехах и после этого бескровная жертва не имеет места.

Отвечаем. Следует знать, что необходимость в бескровной жертве не одна.

Первая необходимость, чтобы бескровная жертва была постоянным воспоминанием смерти Христовой и образом Его Кровной Жертвы на Кресте.

Вторая необходимость, чтобы она была установлением и основанием Нового закона и веры, чего без внешней и видимой жертвы не бывает.

Третья необходимость, чтобы она была знамением и исповеданием превысочайшего владычества Божия и нашего Ему рабства.

Четвертая необходимость, чтобы она была посредством, с помощью которого мы бываем общниками Кровной Жертвы. Ибо как врачебный пластырь не приносит пользы, если не будет приложен; пища не насыщает, если не будет съедена; сокровище не обогащает, если не будет употребляемо; и из колодца никто не может получить воду, если не будет почерпала. Так Крестная Жертва подобна лекарству, но требует приложения к нашим язвам. Она подобна пище и сокровищу, но требует употребления. Она подобна глубокому колодцу, но требует почерпала. Все это делает бескровная жертва. Ибо она подобна посредству и некоему орудию, с помощью которого все эти пользы от Крестной Жертвы изливаются на нас. Ею, как из колодца Крови Христовой, мы принимаем омовение и прохладу душам нашим. И об этом в первой части мы сказали достаточно. Отсюда готов ответ на апостольские слова. Ибо когда апостол говорит: А где прощение грехов, там не нужно приношение за них (Евр.10,18), – разумей, что не нужно кровного приношения за грехи, и не нужно Христу второй раз умирать за грехи, однако есть необходимость бескровного приношения. Но для чего? Для того, чтобы бескровным приношением мы стали общниками Кровной Жертвы Христовой и бескровной жертвой, как почерпалом, восприняли бы благодатные струи из колодца Крови Христовой. К тому же, если бы и не было этой необходимости бескровной жертвы, то есть для оставления грехов, то имеются и другие нужды, о которых мы говорили выше.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.


Не имать (Христос) по вся дни нужды, якоже первосвященницы, прежде о своих гресех жертвы приносити, потом же о людских: сие бо сотвори единою, себе принес (Евр.7:27).
К этому тексту присоединим и следующие, сродные с ним по мысли:
Своею кровию вниде единою во святая, вечное искупление обретый (Евр.9:12).
Ниже да многажды приносит себе – единою в кончину веков, во отметание греха, жертвою своею явися (Евр.9:25-26).
Христос единою принесеся, во еже вознести многих грехи (Евр.9:28).
Освящены есмы принесением тела Иисус Христова единою (Евр.10:10).
Он едину о гресех принес жертву, всегда седит одесную Бога (Евр.10:12).
Единем приношением совершил есть во веки освящаемых (Евр.10:14).

       Согласно ли с учением апостола о единстве жертвы Христовой ежедневное приношение в жертву, во множестве христианских храмов, Тела и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии? Пребывает ли жертва Христова единой, несмотря на многократное и повсеместное совершение Евхаристии? Отвечаем: «Да, пребывает». Единство или тождество жертвы Христовой усматривается из следующего: «На Голгофе и в многократно совершаемой Евхаристии пребывает одно и то же Приносимое или Приносимый». В беседе о причащении Господь сказал: «Хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз даме за живот мира» (Ин.6:51). Из этого видно, что в Евхаристии под видом хлеба преломляется и приносится в жертву та самая Плоть Христова, которая предана была за жизнь мира на голгофские страдания и смерть; не иное бывает приносимо на престоле алтаря, а иное принесено было некогда на Голгофе, но здесь и там одно приношение.
      – Ап. Павел говорит, что все мы от единого хлеба причащаемся (1Кор.10:17). Хлеб Евхаристии всегда и везде пребывает единым, ибо существо его составляет одна и та же неизменная плоть Христова. Если бы не это невидимое и повсюду единое существо, то апостол не назвал бы хлеб Евхаристии единым, так как хлеб, как дело человеческих рук, завтра будет не тот, что сегодня, и в одном храме не тот, что в другом (1Кор.11:25-27). Несмотря на совершение евхаристийного богослужения различными лицами, приносящим жертву Тела и Крови пребывает единый Христос, священники же бывают только видимыми орудиями Его. Что Христос, предавший Свою Плоть на страдания и смерть, Сам же предает ее и в Евхаристии для вкушения верующим, это усматривается из той же беседы о причащении, где Господь говорит, что Он Сам (а не иной кто) даст хлеб жизни, который есть Плоть Его (Ин.6:51 и др.). Не иначе поняли Его слова и иудеи, говорившие: «Как Он может дать нам есть Свою плоть (Ин.6:52)?» Но если Христос дает нам в Евхаристии Плоть Свою для вкушения, то Он же приносит ее тогда и в спасительную жертву, ибо мы знаем, что преподание Тела и Крови в этом таинстве имеет значение жертвоприношения; потому и сказал Господь: «Сие есть Тело Мое, за вы даемое, за вы ломимое, сия Чаша Новый Завет в Моей Крови, которая за вас изливается» (Лук.22:19-201Кор.11:24); не сказал: «...вам даемое, вам преломляемое», как если бы хотел показать только, для кого Тело преломляется и дается, но сказал: «...за вас», желая показать, за кого Тело приносится в жертву. Посему в Евхаристии Дающий, Преломляющий, Изливающий (хотя бы и руками священников) есть вместе Жертвоприносящий. Да и кто из людей, хотя бы и освященных благодатию Св. Духа, осмелился бы распоряжаться Плотию и Кровию Христа, если бы не предстоял жертвоприношению Сам Приносимый?
        – Итак в Евхаристии всегда и везде един Приносящий, Царь царствующих, приходящий заклатися (в жертву) и датися в снедь верным (слова церк. песни). Штундисты скажут нам: «Зачем вы представляете Христа многократно приносящим Свое Тело и Свою Кровь, если апостол ясно учит, что Христос освятил нас единократным приношением Своего Тела (Евр.10:10,14)?» Но и мы признаем, что принесение Христом Своего Тела было единократное; Тело и Кровь Христа немногократно становятся жертвою о нас; однако, быв принесены единократно, они потом не потеряли своего жертвенного значения, которое усвоено было ими во дни спасительного для нас истощания Сына Божия. Всегда и везде они являются жертвой за нас. Кровь заветная не иссякла на Голгофе и не безмолвствует, а глаголет, вопиет, подобно крови Авеля, только глоголет лучше, вопиет не об отмщении виновных, а об их прощении и помиловании (Евр.12:24). Где же на земле эта ходатайственная Кровь? Нигде, кроме Церкви, кроме Чаши, в которой указал ей быть Сам Господь, изрекший: «Сия чаша новый завет Моею кровию, – сия бо есть кровь Моя Нового Завета (Лук.22:20; Мф.26:28)». Таким образом Тело и Кровь Христа принесены в жертву единократно, но жертвенное или ходатайственное значение соединилось с ними на веки, оно неизменно пребывает с человечеством Христа во всех положениях его: седит ли оно одесную Отца на престоле славы, находится ли под видом хлеба и вина на престоле храма, преломляется ли, дается ли верующим. В Евхаристии Тело и Кровь Христа бывают жертвою о нас не по силе нового их жертвоприношения, но по силе преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. К уяснению мысли о постоянном ходатайственном или жертвенном значении Тела и Крови Христа может служить то обстоятельство, что Господь во время установления Евхаристии назнаменовал Свое Тело, как жертвенное, не однажды и не в одном положении этого Тела; Он сказал сначала: «...за вы ломите...» (1Кор.11:24), а потом: «...за вы даемо...» (Лук.22:19). Выражение «за вы», обозначающее ходатайственное или жертвенное значение Тела, принадлежит ему и тогда, когда оно преломляется, и тогда, когда оно подается, следовательно принадлежит ему постоянно, не может быть отнято у него никогда.
         – К этой же мысли приводит нас и то, что в Ветхом Завете жертвенное животное не только в минуту жертвоприношения считалось и называлось жертвою и святынею, но и после жертвоприношения, когда остатки жертвы отдавались священникам или съедались (Лев.2:3,10, Лев.6:18,26,30, Лев.7:6,16, Лев.10:17 и мн. др.). И мясо языческих жертв называется идоложертвенным в то время, когда предлагается на трапезе (1Кор.10:28). – Посему и Тело Христово является жертвою везде, где оно ни бывает, по преимуществу же в Евхаристии, где оно предлагается нам для вкушения. Итак, Тело и Кровь Христа являются в Евхаристии жертвою чрез самое пребывание свое здесь, а не вследствие того, что они заново приносятся здесь в жертву. Жертвенного свойства, усвоенного ими во дни истощания Сына Божия, они не могли и никогда не могут утратить.
         – Жертва Христова едина по предмету приношения (един Приносимый), по Лицу, совершающему приношение (един Приносящий), и по действию жертвоприношения (как единократное приношение, продолжающееся в своих последствиях).

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа

«Здесь апостол иным образом доказывает, что не жертвы очищают людей, а воля Божия. Итак, ужели же на приношение жертв нет воли Божией? Но удивительно ли, что теперь нет на это воли Божией, если и вначале не было на то воли Его? «Кто бо, – говорит, – изыска сия от рук ваших (Ис.1:12)?» Почему же Он Сам учредил жертвоприношения? По снисхождению» (Злат.).

Толковая Библия

Николай Рудинский, священник (†1937)

По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.

По этой воле Отца, мы, христиане, были освящены, нам прощены грехи наши, и мы стали безгрешными - святыми. Чем освящены? Крестною смертью, как единократною жертвою, принесенною за нас Богу Отцу Иисусом Христом телесно. Вот потому-то жертва Иисуса Христа, хотя и однажды принесенная за нас Богу Отцу, но соединенная с полною преданностью Его воле, была угоднее Господу множества жертв священников, и возвысила Принесшего ее, и освятила тех, за которых была принесена.
 

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Николай Петрович Розанов (†1941)

Ст. 8-10 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, – которые приносятся по закону, – Ты не восхотел и не благоизволил», потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.

Эти слова Христа имеют важное значение. Выразив здесь решение принести в жертву Богу Свое тело или всю Свою жизнь, все Свое существо, Христос этим самым показал, что Он уничтожит или отменит принесение жертв и заменит их Своею жертвою совершенного послушания Богу. Так как воля Божия именно и требовала этой жертвы, то после того, как Христос в совершенстве исполнил за всех людей эту волю Божию, мы все получили освящение и очищение от грехов, для которого, притом, было совершенно достаточно единократного принесения тела Христова в жертву Богу.

Обозрение посланий св. апостолов. Выпуск 3.

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   Спасены ли вы?
 

Ответ:
Да, спасены, т.е. все необходимое для спасения человека Господь уже совершил «единократным принесением (Своего) Тела» (Евр.10:10-14), и человек должен, как мы видели выше, всю свою земную жизнь посвятить на усвоение плодов искупительной жертвы Христовой, для достижения личного своего спасения (Флп.2:12 и др.).

 

Православная Церковь и сектанты


Опровержение сектантских возражений о Церкви.
 

Сектанты говорят:   Младенцы в очищении первородного греха некогда и нуждались, но теперь, после того, как Иисус Христос, явившийся в мир для уничтожения греха, приобрел вечное искупление (Евр.9:11-26), они уже в этом больше не нуждаются... – таковых есть Царствие Божие.(1)

Ответ:
Апостол Павел в Послании к Евреям (Евр.9:11-26,10:10-14) говорит о величайшем превосходстве Голгофской жертвы Иисуса Христа над ветхозаветными жертвами: последние ежегодно приносились, и только для очищения тела (Евр.9:13), а Христос, однажды пострадав, навсегда воссел одесную Бога и приобрел вечное искупление; «во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр.9:28). Через Свою Церковь Господь Духом Святым усвояет людям плоды искупления (Ин.3:5-6; Мф.28:18-20; Мк.16:15-16; Ин.6:53; Еф.1:22-23,4:11-16,5:23,26-27 и др.); другого пути нет. Искупительные блага воспринимаются ищущими их, жаждущими, приходящими ко Иисусу: «в Нем и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения и, уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф.1:13; Деян.2:37-39 и др.).
Сектанты из учения апостола Павла (Евр.9:11-26): Иисус Христос «приобрел вечное искупление... явился для уничтожения греха жертвою Своею», – делают такой вывод: поэтому младенцы очищены от первородного греха (?!) Каким же образом очищены? Почему только младенцы, а не весь мир, за который страдал Господь? Зачем Господь основал Церковь Свою, поставил апостолов и их преемников, послал Духа Святого? Ведь Он приобрел вечное искупление для всех.
Апостол Петр, зная, что Господь «приобрел вечное искупление и явился для уничтожения греха», так благовествовал: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (вследствие вечного искупления, совершенного Иисусом Христом). Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим» (Деян.2:38).
-----------------------------------------------------
(1) - 
Баптист за 1912 г. № 2-й, стр. 18.


 

Православная Церковь и сектанты


Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   не Плоть Христову нужно вкушать, которая не пользует нимало, а учение Иисуса Христа, так как слова Его есть дух и жизнь (Ин.6:63).
 

Ответ:
В Евангелии от Иоанна (Ин.6:53-58) Господь Иисус Христос излагает учение о необходимости вкушать Плоть Его и пить Кровь Его и уясняет, что слова Его нужно понимать буквально. Многие правильно поняли обетование Спасителя о необходимости для жизни вечной действительно вкушать именно Плоть и Кровь Его. Если бы слушатели поняли слова Господни не так, как нужно было, то Он указал бы им эту неправильность (Мф.16:6-12) Ошибались они только в том, что грубо, чувственно представляли самый образ вкушения Плоти Его (Ин.6:52,62). Они думали, что Христос будет отделять части от Своего Тела и в виде мяса давать в пищу, почему соблазнились и говорили: «какие странные слова! Кто может это слушать?» На тайной вечере Господь явил, что Тело и Кровь преподает верующим для вкушения под видом хлеба и вина. «Но откуда скажешь, они могли понять, что такое значит есть Плоть? Потому-то им», – замечает святой Иоанн Златоуст, – «и следовало выждать удобного времени и расспросить, а не оставлять Его».(1)
В стихе 63 (Ин.6:63) Господь указывает, как нужно принимать Его учение о таинстве причащения. «Дух животворит; плоть не пользует нимало». Господь не сказал: «Плоть Моя не пользует», а просто «плоть», т.е. все плотское не приносит пользы.
«Дух» и «плоть», когда в Священном Писании противополагаются (Рим.8:5-8; Гал.5:16-23 и др.), означают два направления жизни: человека духовного и человека плотского (1Кор.2:14-15); человека, возрожденного благодатью крещения, который все свои действия устремляет к богоугождению, и человека естественного, не возрожденного, помышления коего – вражда против Бога. Слова Христовы о причащении может принимать, веровать им и не соблазняться ими только человек духовный, сердце которого направлено к небесному. Плотской человек, т.е. нравственно развращенный, занятый земным, греховным, соблазняется и не принимает (как сектанты) учения Христова о причащении, так как предметы духовные понимает чувственно. «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь», – потому, что они божественны, духовны и оживотворяют душу, принимающую их, не подвергают соблазну и ведут к жизни вечной.
Выражения: «Плоть Моя» (Ин.6:51), «Плоть Свою» (Ин.6:52), «Плоти Сына Человеческого» (Ин.6:53), «ядущий Мою Плоть» (Ин.6:54) – означают не учение,(2) а пречистое Тело Господа Иисуса Христа: «хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам (будет распята) за жизнь мира» (Ин.6:51), – а Свое учение Господь уже возвещал 2½ года..
Заповедь Иисуса Христа о вкушении Плоти Его (Ин.6:53) не следует понимать в переносном смысле, как умствуют сектанты, потому что в Священном Писании выражение «есть плоть», (в смысле вкушать, потреблять), понимаемое в переносном смысле, всегда означает причинять обиду, утеснение, зло (Иов.19:22; Пс.26:2; Мих.3:3; Гал.5:15).
Если бы Плоть Иисуса Христа не пользовала нимало, (как понимать то Бог Сын не явился бы «во плоти» (1Тим.3:16; Ин.1:14; Еф.2:13-15; Кол.1:20-22; Евр.10:5-6,10-19 и др.); говорить так, значит отрицать воплощение Христа, Его страдания, смерть, воскресение, т.е. отвергать всю искупительную жертву Христову за грехи мира
«Он сказал так (плоть не пользует нимало)», – объясняет святой Иоанн Златоуст, – «не о Своей Плоти, отнюдь, но о тех, кто Его слова понимает чувственно. Что же значит понимать чувственно? Смотреть на предметы просто и не представлять ничего больше – вот что значит понимать чувственно. Но не так должно судит о видимом, а надобно внутренними очами прозирать во все его тайны. Это значит понимать духовно. Ведь кто не ест Его Плоти и не пьет Его Крови, не имеет жизни в себе: как же Плоть ничего не пользует, когда без нее невозможно жить? Не видишь ли, что слова «плоть не пользует нимало» сказаны не о Плоти Его, но о «плотском слушании?(3)
«Иудеи, услышав о вкушении Плоти Господней, не верят; поэтому», – замечает блаженный Феофилакт, – «и произносят слово неверия: «как?» Ибо когда входят в душу помыслы неверия, тогда возникает и вопрос «как?» Посему и Он, желая показать, что сие не невозможно, но и весьма необходимо, и что нельзя иначе иметь жизни, говорит: если не будете есть Плоти и проч. Так и Никодим от неверия говорил: как может человек войти во утробу матери? (Ин.3:4). Поэтому, когда мы слышим, что не вкушая Плоти Сына, не можем иметь жизни, мы должны иметь несомненную веру при принятии божественных Таин, а не спрашивать: как? Ибо душевный человек, т.е. следующий помыслам человеческим и душевным или естественным, не принимает сверхъестественного и духовного (1Кор.2:14). Так и духовной пищи, Плоти Господней он не разумеет... Слыша о Плоти, они и думали, что Он принуждает их сделаться плотоядцами и кровопийцами... Нужно бы спросить и узнать, чего не знают, а они отступают, и ничего не понимают в духовном смысле, но все по внешности... Они понимали слова Христовы по плотскому... и соблазнялись, Посему Он говорит (Ин.6:63), что духовное только понимание слов Моих полезно, а плоть, т.е. плотское понимание их, нисколько не полезно, а бывает поводом к соблазну. Так они соблазнялись, понимая слова Христовы плотски. Присовокупляет, что слова, которые говорю Я, «суть дух», т.е. духовны, и «жизнь», не имеют ничего плотского, а доставляют жизнь вечную».(4)
------------------------------------------------------------------------------------
(1) - 
Творения. Том. 8. Бесед. 47 на Еванг. от Иоанна. 3902 г., стр. 310.
(2) - В Священном Писании учение Христово нигде не называется Плотию и Кровию Его, а чтение, слушание, принятие слова Божия – вкушением Плоти и Крови Иисуса Христа.
(3) - Творения. Том. 8. Бес. 47 на Еванг. от Ин. 1902 г., стр. 310–311.
(4) - Благовестник. Част, 4. Евангелие от Иоанна. 1908 г., стр. 134–138.

Православная Церковь и сектанты


Опровержение сектантских возражений о Церкви.
 

Сектанты говорят:   Голгофская жертва принесена, и евхаристическая жертва не нужна (Евр.10:10, 14).

Ответ:   По существу евхаристическая жертва не нечто иное, как одна и та же Голгофская жертва, так как и ныне на жертвеннике приносится тот же Агнец. Но по образу и обстоятельствам жертвоприношения евхаристическая жертва отличается от жертвы крестной: на кресте Господь видимо принес в жертву Тело и Кровь, в евхаристии же – под видом хлеба и вина; там – жертва кровавая, здесь – бескровная, без страданий, без смерти; там – за грехи всего мира, а здесь – за грехи тех людей, за которых приносится и которым усвояются плоды жертвы Голгофской. «Тело и Кровь Христа принесены в жертву единожды, но жертвенное, или ходатайственное, значение соединилось с ними навеки, оно неизменно пребывает с человечеством Христа во всех положениях его: сидит ли оно одесную Отца на престоле славы, находится ли под видом хлеба и вина в храме, преломляется ли, дается ли верующим».(1)
----------------------------------------------------------------------------------------------
(1) - 
Кохомский С. Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектант. 1904 г., стр. 142.

Православная Церковь и сектанты


Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
Поклоняться Богу надо в духе (без внешних форм поклонения), и храмы не нужны: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:24).(1)
 

Ответ:   Самарянка спрашивала Господа: где должно поклоняться Богу, т.е. совершать общественное богослужение, на горе ли Гаризин (где был храм самарянский, разрушенный в 130 году до Рождества Христова) или в Иерусалиме (где был храм иудейский)?(2) Господь сказал (Ин.4:21), что христианское поклонение не будет приурочено ни к горе Гаризин, ни к Иерусалиму, которые перестанут быть исключительными местами поклонения Богу: иудейский храм будет разрушен, гора самарянская предана будет забвению, а поклоняться будут по всей земле (Мал. 1:11). Следовательно, в споре о месте поклонения ни иудеи, ни самаряне не имеют преимуществ. Что же касается образа поклонения Богу, то в этом отношении преимущество на стороне иудеев (Ин.4:22). Самаряне, хотя и приняли Пятикнижие Моисеево, были язычниками – идолопоклонниками (4Цар.17:33), и их «поклонение» было ложным. Иудеи содержали ветхозаветное Откровение Божие в полноте и превосходили самарян более совершенным знанием о Боге: «ибо спасение – от «иудеев». «Слова эти», – объясняет святой Иоанн Златоуст, – «означают или то, что из Иудеи произошли блага для вселенной (так как здесь получило начало познание Бога, отвержение идолов и все другие догматы; да и ваше поклонение, хотя и неправильное, от иудеев ведет свое начало); итак, или это, или же Свое пришествие в мир Он называет спасением; а лучше, не погрешит тот, кто и то, и другое назовет спасением, которое, по словам Христовым, от иудеев (Рим.9:5). Мы, говорит, превосходим вас, жена, образом нашего поклонения; но и оно, наконец, прекратится; изменится не только место, но и самый образ служения Богу, и это уже близко (Ин.4:23). Словами «истинные поклонники» Он исключает иудеев вместе с самарянами. Хотя первые лучше последних, но гораздо хуже будущих поклонников настолько, насколько прообраз ниже истины. Говорит же Он здесь о Церкви, потому что ей свойственно истинное и достойное Бога поклонение Ему».(3)
«Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе», т.е. дух человека должен принимать участие в молитве, в противоположность поклонению самарянскому, исключительно внешнему, «и истине», – в противоположность поклонению иудейскому, символическому и прообразовательному. Богослужение самарян ограничивалось одними внешними обрядами и чувственными жертвами. Иудеи покланялись Богу истинному и, принося Ему чувственные жертвы, в тоже время возносились к Нему духом и верою в грядущего Мессию, исповедывали даже, что «жертва Богу – дух сокрушенный» (Пс.50:19); но самые их жертвы были тенью грядущих благ, а не истиною (Евр.10:1-3), прообразуя великую Голгофскую жертву. Новозаветное полонение соединяется с действительной, совершенной, истинной жертвой Христовой (Евр.10:10-14) – Телом и Кровью Его.(4) Это поклонение, вопреки самарянскому, не ограничивается одними внешними обрядами, а есть вместе и духовное и, вопреки иудейскому, состоит в приношении не прообразовательных жертв, а Жертвы истинной, почему христиане православные есть «истинные поклонники», веруя, что Бог есть дух (Ин.4:24), они поклоняются Ему духом и по связи души с телом, естественно, выражают свое поклонение во внешних формах – обрядах. «Так как самаряне», – говорит блаж. Феофилакт, – «ограничивая Бога местом, и говорили, что на этом месте должно поклоняться, а у иудеев все совершалось в образах и тенях, то против отличия самарян употребляет слово: «в духе», так что речь имеет такой смысл: вы, самаряне, совершаете служение Богу какое-то местное, а истинные поклонники будут совершать не местное, ибо они будут служить в духе, т.е. умом и душою... Не будут поклоняться под образом и тенью, как иудеи, но «в истине», так как обычаи и обряды иудейские будут отменены... Для отличия от образа и тени употреблено слова «в истине».(5) Установленное Иисусом Христом поклонение «в духе истине» не отрицает, как умствуют сектанты, св. храмов и внешних форм поклонения. Сам Господь совершил таинство причащения в особой горнице (Мк.14:15), христиане во времена апостолов имели особые, отдельные помещения (церкви) для богослужений (1Кор.11:22 и др.). Иисус Христос, молясь духом, «возводил очи к небу» (Ин.11:41), «преклонял колени» (Лк.22:41), падал «на лицо» (Мф.26:39), произносил слова молитв (Мф.26:39,42-44; Мк.14:32-33; Лк.22:41-45; Ин.11:41-48), дал образец молитвы (Мф.6:9; Лк.11:11), пел священные песнопения (Мф.26:30). Апостол Павел, служа Богу духом (Рим.1:9), ходил в храм (Деян.22:17; Деян.3:1), преклонял колени во время молитвы (Деян.20:36,21:5; Еф.3:14; Деян.9:401Кор.14:25; Откр.4:10).
Сектанты между прочим не обращают внимания в повествовании евангелиста о беседе Господа с самарянкою на то, что она спрашивала Его не о месте «молитвы», а – «поклонения». Здесь слово: «поклоняться» (πρоσκυνεῖν) означает внешнее обнаружение религиозной настроенности, видимое служение Богу, не единичный только акт поклонения (Мф.2:11; Мк.5:6; Ин.9:38; Мф.28:9), а целый религиозный культ, целую совокупность обрядов и священнодействий (Ин.12:20) «из пришедших на поклонение» – ινα πρоσκυνησωσιν, Деян.8:27,24:11). Господь восемь раз употребил выражение «поклоняться», – «поклонники», ни разу не разъясняя его смысла; следовательно, Он придавал этому слову (поклоняться) то же самое значение, что и самарянка, т.е. употребил его в собственном, буквальном смысле. Если бы Господь желал отменить всякое внешнее поклонение Богу, то Он, несомненно употребил бы другое выражение, как, например, молиться (πρоσεύχεσθαι – Мф.6:5-6), чтить, почитать (σέβεσθαι – Mt.15:9; Деян.18:13).
--------------------------------
(1) - Сектанты (баптисты, пашковцы и др.) враждебно относясь к св. храмам, в то же время усиленно стремятся открывать свои молитвенные дома. Такова последовательность и искренность сектантов.
(2) - Евреи молились на всяком месте (Пс.102:22; Дан.6:10 и др.) но поклонение (богослужение, соединенное с жертвоприношениями) должны были, по заповеди Божией совершать в одном месте, избранном Богом (Втор.12:5; 16:6, 16). Таким местом господь избрал Иерусалим (3Цар.8:16), где и был устроен храм. Самаряне местом поклонения считали гору благословения – Гаризин (Втор.27:12). Так как в кн. Второзаконие (Втор.12:5) место поклонения не названо, а других священ. книг самаряне не принимали, то поэтому у них происходили с иудеям споры о месте поклонения.
(3) - Творения. Том. 8. 33 Беседа на Евангелие от Иоанна. 1902 г., стр. 213 –21.
(4) - Макарий, еп. Тамбов. Слово в неделю о Самарянине, сказанное 20 апреля 1858 г.
(5) - Благовестник. Часть 4. Еванг. от Иоанна. 1908 г., стр. 83.

Православная Церковь и сектанты


Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
крест проклят (Гал.3:13; Втор.21:23), почему не должно почитать его.
 

Ответ:   В указанных местах говорится, что проклято не древо креста, а «всякий, висящий на древе». По закону проклятию подлежал, кроме висящего на древе, и всякий, «кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал.3:10; Втор.27:26). Господь Иисус Христос, как исполнивший закон, не мог подлежать этому последнему проклятию; поэтому Он вместо одного проклятия принял на Себя другое, будучи повешен на древе. По закону Моисееву тяжкий преступник умерщвлялся, а затем его вешали на древо (Втор.21:22). Иисус Христос был безгрешен (1Пет.2:22; Евр.4:15,7:26 и др.), поэтому «мы освящены единократным принесением Тела Его» (Евр.10:10); «но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис.53:5). Следовательно, причина, по которой Он благоволил подвергнуться проклятию, заключалась не в кресте, а в грехах человечества, вызвавших крестную смерть Иисуса Христа. Величие искупительной жертвы, принесенной на кресте, освятило крест, бывшее орудие казни, и соделало его орудием нашего спасения и Божией славы, достойным религиозного почитания.
«Народ подлежал проклятию (Втор.27:26), потому что», – объясняет святой Иоанн Златоуст, – «он не исполнял постоянно, да и не было никого, кто бы мог исполнить весь закон; но Христос заменил это проклятие другим, которое говорит: «проклят всяк, висящий на древе». Α так как и тот, кто висит на древе, проклят, и кто преступает закон, находится под клятвою; между тем желающий разрушить эту клятву должен быть свободен от нее и должен принять на себя эту клятву (незаслуженную) вместо той (заслуженной), то Христос и принял на Себя таковую клятву, и ею уничтожил заслуженную... Так как Христос не подлежал проклятию за преступление закона, то и принял на Себя вместо заслуженного нами незаслуженное Им проклятие, чтобы освободить всех от заслуженного».(1)
-------------------------------------------------------------------
(1) - 
Творения. Том. 10. 3 Бесед. на Посл. к Галат., пунк. 3. 1904 г., стр. 780.

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible