Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Апостола Павла послание к евреям 10:10
По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
- Николай Варжанский, мч. (†1918)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Николай Рудинский, священник (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 8-10 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех,- которые приносятся по закону,- Ты не восхотел и не благоизволил», потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа
Но в словах: иду совершить волю Твою, отменяет первое, чтобы второе постановить; так как тем самым Евангелием, которое упразднило приношения жертв, восхотел Он освятить нас посредством приношения тела Иисуса Христа, совершенного однажды.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа
По этой воле Отца, говорит, мы были освящены, освященные принесением тела Христова, бывшим единократно; ибо это должно быть подразумеваемо. Ибо мы, которые уверовали, что освящены принесением Единородного, освящены по воле Отца. Отсюда, не законные постановления составляют волю Божию, но приношение по Христу и освящение чрез это приношение.
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа
Какую величайшую жертву принес Собою Сын Божий: единожды бывшим приношением тела Иисуса Христа мы все освятились и сделались совершенными, неповинными, безгрешными пред правосудием Отца Небесного. Слава Тебе, великий, всемирный Первосвященник!
Николай Варжанский, мч. (†1918)
Сектанты говорят: Нам не нужно причащение Тела и Крови, потому что «мы освящены единократным принесением Тела Христова» (Евр.10:10).
Православный ответ: Для этого освящения, именно, и нужно причаститься того Тела и Крови, которые были на Голгофе. Это чудесно совершается в таинстве Причащения. Оттого ап. Павел и говорит: «мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» (Евр.13:10).
Евфимий Зигабен (†1118)
По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа
О ней же воле освящени есмы
«По сей-то воле» Отца, как сказано выше, мы освятились и очистились от грехов наших, совершенных нами до крещения.
Принесением тела Иисус Христова единою
Мы освятились единым принесением в жертву Тела Христова.
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Догмат о святейшей Литургии, или Бескровной Жертве
Преткновение
Апостол Павел учит, что достаточно одной Жертвы, бывшей на Кресте, во оставление грехов. Так он пишет: однажды… явился для уничтожения греха жертвою Своею (Евр.9,26). И еще, там же: Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих (Евр.9,28). Еще: освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа (Евр.10,10). И еще там же: Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых (Евр.10,14).
Здесь противники, как бы торжествуя, восклицают: «Если одна кровная жертва достаточна для очищения наших грехов, следовательно, напрасна бескровная жертва и приносящие ее упраздняют Крест Христов и вменяют в ничто жертву, бывшую на Кресте».
Исправление претыкающимся
Отвечаем первое возражением. Если только одной Крестной Жертвы достаточно для очищения грехов, то напрасно Крещение, напрасна Евхаристия. А еще напрасны были жертвы в законе Моисея, ибо не только за нас, но и за всех людей, бывших и будущих, Христос был принесен в жертву на Кресте, как говорит Павел: Христос за всех умер (2Кор.5,15). И Апокалипсис называет (Его – Примеч.) как Агнца, закланного от создания мира (Откр.13,8). Что на это скажете, противники?
Следовательно, как не упраздняются Крещение и Евхаристия однократным принесением Кровной Жертвы, так и наша бескровная жертва не может быть напрасна из-за Кровной, бывшей на Кресте. И как не напрасны были ветхозаветные жертвы, так как были образом будущей смерти и кровной жертвы Мессии, так и наша бескровная жертва не может быть напрасной, так как она есть образ и воспоминание бывшей на Кресте Жертвы и смерти Христовой.
Отвечаем второе. Что говорит апостол: Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем (Рим.3:31) Подобное этому говорим и мы. Уничтожаем ли мы Кровную Жертву бескровной жертвой? Никак, но Кровную Жертву утверждаем. Ибо как бескровная жертва, которая есть непрестанное воспоминание и образ Кровной Жертвы, может упразднить кровную жертву? Не те ли наоборот упраздняют Крестную Жертву, которые мудрствуют противное этому? А что апостол Павел говорит, что одна кровная жертва достаточна для очищения грехов, говорит истину. Но что из этого следует? Следует то, что совсем напрасно и совершенно ненужно приносить иную кровную жертву или умножать ту Крестную Жертву. И мы тоже с апостолом Павлом благочестиво исповедуем и говорим, что тщетно снова возобновлять ту же кровную жертву и второй раз или многократно Христу за нас умирать, но достаточно умереть один раз и только это заключается в вышесказанных словах Павловых. И апостол совершенно не говорит того, чтобы удвоением или умножением бескровной жертвы упразднился Крест Христов и кровная жертва, ибо бескровная жертва не только не уничижает и упраздняет Креста Христова и кровной жертвы, но, наоборот, много способствует для ее почитания. Ибо, как я уже сказал, бескровная жертва есть незабвенное воспоминание смерти Христовой, изображающее Своим действием ту Жертву, бывшую на Кресте.
Настаивают противники и говорят: Апостол Павел пишет: А где прощение грехов, там не нужно приношение за них (Евр.10,18), – так как Кровной Жертвой мы имеем отпущение грехов, следовательно, ясно, что после нее напрасны приношение и жертва о грехах и после этого бескровная жертва не имеет места.
Отвечаем. Следует знать, что необходимость в бескровной жертве не одна.
Первая необходимость, чтобы бескровная жертва была постоянным воспоминанием смерти Христовой и образом Его Кровной Жертвы на Кресте.
Вторая необходимость, чтобы она была установлением и основанием Нового закона и веры, чего без внешней и видимой жертвы не бывает.
Третья необходимость, чтобы она была знамением и исповеданием превысочайшего владычества Божия и нашего Ему рабства.
Четвертая необходимость, чтобы она была посредством, с помощью которого мы бываем общниками Кровной Жертвы. Ибо как врачебный пластырь не приносит пользы, если не будет приложен; пища не насыщает, если не будет съедена; сокровище не обогащает, если не будет употребляемо; и из колодца никто не может получить воду, если не будет почерпала. Так Крестная Жертва подобна лекарству, но требует приложения к нашим язвам. Она подобна пище и сокровищу, но требует употребления. Она подобна глубокому колодцу, но требует почерпала. Все это делает бескровная жертва. Ибо она подобна посредству и некоему орудию, с помощью которого все эти пользы от Крестной Жертвы изливаются на нас. Ею, как из колодца Крови Христовой, мы принимаем омовение и прохладу душам нашим. И об этом в первой части мы сказали достаточно. Отсюда готов ответ на апостольские слова. Ибо когда апостол говорит: А где прощение грехов, там не нужно приношение за них (Евр.10,18), – разумей, что не нужно кровного приношения за грехи, и не нужно Христу второй раз умирать за грехи, однако есть необходимость бескровного приношения. Но для чего? Для того, чтобы бескровным приношением мы стали общниками Кровной Жертвы Христовой и бескровной жертвой, как почерпалом, восприняли бы благодатные струи из колодца Крови Христовой. К тому же, если бы и не было этой необходимости бескровной жертвы, то есть для оставления грехов, то имеются и другие нужды, о которых мы говорили выше.
Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
Не имать (Христос) по вся дни нужды, якоже первосвященницы, прежде о своих гресех жертвы приносити, потом же о людских: сие бо сотвори единою, себе принес (Евр.7:27).
К этому тексту присоединим и следующие, сродные с ним по мысли:
Своею кровию вниде единою во святая, вечное искупление обретый (Евр.9:12).
Ниже да многажды приносит себе – единою в кончину веков, во отметание греха, жертвою своею явися (Евр.9:25-26).
Христос единою принесеся, во еже вознести многих грехи (Евр.9:28).
Освящены есмы принесением тела Иисус Христова единою (Евр.10:10).
Он едину о гресех принес жертву, всегда седит одесную Бога (Евр.10:12).
Единем приношением совершил есть во веки освящаемых (Евр.10:14).
Согласно ли с учением апостола о единстве жертвы Христовой ежедневное приношение в жертву, во множестве христианских храмов, Тела и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии? Пребывает ли жертва Христова единой, несмотря на многократное и повсеместное совершение Евхаристии? Отвечаем: «Да, пребывает». Единство или тождество жертвы Христовой усматривается из следующего: «На Голгофе и в многократно совершаемой Евхаристии пребывает одно и то же Приносимое или Приносимый». В беседе о причащении Господь сказал: «Хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз даме за живот мира» (Ин.6:51). Из этого видно, что в Евхаристии под видом хлеба преломляется и приносится в жертву та самая Плоть Христова, которая предана была за жизнь мира на голгофские страдания и смерть; не иное бывает приносимо на престоле алтаря, а иное принесено было некогда на Голгофе, но здесь и там одно приношение.
– Ап. Павел говорит, что все мы от единого хлеба причащаемся (1Кор.10:17). Хлеб Евхаристии всегда и везде пребывает единым, ибо существо его составляет одна и та же неизменная плоть Христова. Если бы не это невидимое и повсюду единое существо, то апостол не назвал бы хлеб Евхаристии единым, так как хлеб, как дело человеческих рук, завтра будет не тот, что сегодня, и в одном храме не тот, что в другом (1Кор.11:25-27). Несмотря на совершение евхаристийного богослужения различными лицами, приносящим жертву Тела и Крови пребывает единый Христос, священники же бывают только видимыми орудиями Его. Что Христос, предавший Свою Плоть на страдания и смерть, Сам же предает ее и в Евхаристии для вкушения верующим, это усматривается из той же беседы о причащении, где Господь говорит, что Он Сам (а не иной кто) даст хлеб жизни, который есть Плоть Его (Ин.6:51 и др.). Не иначе поняли Его слова и иудеи, говорившие: «Как Он может дать нам есть Свою плоть (Ин.6:52)?» Но если Христос дает нам в Евхаристии Плоть Свою для вкушения, то Он же приносит ее тогда и в спасительную жертву, ибо мы знаем, что преподание Тела и Крови в этом таинстве имеет значение жертвоприношения; потому и сказал Господь: «Сие есть Тело Мое, за вы даемое, за вы ломимое, сия Чаша Новый Завет в Моей Крови, которая за вас изливается» (Лук.22:19-20; 1Кор.11:24); не сказал: «...вам даемое, вам преломляемое», как если бы хотел показать только, для кого Тело преломляется и дается, но сказал: «...за вас», желая показать, за кого Тело приносится в жертву. Посему в Евхаристии Дающий, Преломляющий, Изливающий (хотя бы и руками священников) есть вместе Жертвоприносящий. Да и кто из людей, хотя бы и освященных благодатию Св. Духа, осмелился бы распоряжаться Плотию и Кровию Христа, если бы не предстоял жертвоприношению Сам Приносимый?
– Итак в Евхаристии всегда и везде един Приносящий, Царь царствующих, приходящий заклатися (в жертву) и датися в снедь верным (слова церк. песни). Штундисты скажут нам: «Зачем вы представляете Христа многократно приносящим Свое Тело и Свою Кровь, если апостол ясно учит, что Христос освятил нас единократным приношением Своего Тела (Евр.10:10,14)?» Но и мы признаем, что принесение Христом Своего Тела было единократное; Тело и Кровь Христа немногократно становятся жертвою о нас; однако, быв принесены единократно, они потом не потеряли своего жертвенного значения, которое усвоено было ими во дни спасительного для нас истощания Сына Божия. Всегда и везде они являются жертвой за нас. Кровь заветная не иссякла на Голгофе и не безмолвствует, а глаголет, вопиет, подобно крови Авеля, только глоголет лучше, вопиет не об отмщении виновных, а об их прощении и помиловании (Евр.12:24). Где же на земле эта ходатайственная Кровь? Нигде, кроме Церкви, кроме Чаши, в которой указал ей быть Сам Господь, изрекший: «Сия чаша новый завет Моею кровию, – сия бо есть кровь Моя Нового Завета (Лук.22:20; Мф.26:28)». Таким образом Тело и Кровь Христа принесены в жертву единократно, но жертвенное или ходатайственное значение соединилось с ними на веки, оно неизменно пребывает с человечеством Христа во всех положениях его: седит ли оно одесную Отца на престоле славы, находится ли под видом хлеба и вина на престоле храма, преломляется ли, дается ли верующим. В Евхаристии Тело и Кровь Христа бывают жертвою о нас не по силе нового их жертвоприношения, но по силе преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. К уяснению мысли о постоянном ходатайственном или жертвенном значении Тела и Крови Христа может служить то обстоятельство, что Господь во время установления Евхаристии назнаменовал Свое Тело, как жертвенное, не однажды и не в одном положении этого Тела; Он сказал сначала: «...за вы ломите...» (1Кор.11:24), а потом: «...за вы даемо...» (Лук.22:19). Выражение «за вы», обозначающее ходатайственное или жертвенное значение Тела, принадлежит ему и тогда, когда оно преломляется, и тогда, когда оно подается, следовательно принадлежит ему постоянно, не может быть отнято у него никогда.
– К этой же мысли приводит нас и то, что в Ветхом Завете жертвенное животное не только в минуту жертвоприношения считалось и называлось жертвою и святынею, но и после жертвоприношения, когда остатки жертвы отдавались священникам или съедались (Лев.2:3,10, Лев.6:18,26,30, Лев.7:6,16, Лев.10:17 и мн. др.). И мясо языческих жертв называется идоложертвенным в то время, когда предлагается на трапезе (1Кор.10:28). – Посему и Тело Христово является жертвою везде, где оно ни бывает, по преимуществу же в Евхаристии, где оно предлагается нам для вкушения. Итак, Тело и Кровь Христа являются в Евхаристии жертвою чрез самое пребывание свое здесь, а не вследствие того, что они заново приносятся здесь в жертву. Жертвенного свойства, усвоенного ими во дни истощания Сына Божия, они не могли и никогда не могут утратить.
– Жертва Христова едина по предмету приношения (един Приносимый), по Лицу, совершающему приношение (един Приносящий), и по действию жертвоприношения (как единократное приношение, продолжающееся в своих последствиях).
Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа
«Здесь апостол иным образом доказывает, что не жертвы очищают людей, а воля Божия. Итак, ужели же на приношение жертв нет воли Божией? Но удивительно ли, что теперь нет на это воли Божией, если и вначале не было на то воли Его? «Кто бо, – говорит, – изыска сия от рук ваших (Ис.1:12)?» Почему же Он Сам учредил жертвоприношения? По снисхождению» (Злат.).
Николай Рудинский, священник (†1937)
По этой воле Отца, мы, христиане, были освящены, нам прощены грехи наши, и мы стали безгрешными - святыми. Чем освящены? Крестною смертью, как единократною жертвою, принесенною за нас Богу Отцу Иисусом Христом телесно. Вот потому-то жертва Иисуса Христа, хотя и однажды принесенная за нас Богу Отцу, но соединенная с полною преданностью Его воле, была угоднее Господу множества жертв священников, и возвысила Принесшего ее, и освятила тех, за которых была принесена.
Николай Петрович Розанов (†1941)
Ст. 8-10 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, – которые приносятся по закону, – Ты не восхотел и не благоизволил», потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
Эти слова Христа имеют важное значение. Выразив здесь решение принести в жертву Богу Свое тело или всю Свою жизнь, все Свое существо, Христос этим самым показал, что Он уничтожит или отменит принесение жертв и заменит их Своею жертвою совершенного послушания Богу. Так как воля Божия именно и требовала этой жертвы, то после того, как Христос в совершенстве исполнил за всех людей эту волю Божию, мы все получили освящение и очищение от грехов, для которого, притом, было совершенно достаточно единократного принесения тела Христова в жертву Богу.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: Спасены ли вы?
Ответ:
Да, спасены, т.е. все необходимое для спасения человека Господь уже совершил «единократным принесением (Своего) Тела» (Евр.10:10-14), и человек должен, как мы видели выше, всю свою земную жизнь посвятить на усвоение плодов искупительной жертвы Христовой, для достижения личного своего спасения (Флп.2:12 и др.).
Православная Церковь и сектанты
Сектанты говорят: Младенцы в очищении первородного греха некогда и нуждались, но теперь, после того, как Иисус Христос, явившийся в мир для уничтожения греха, приобрел вечное искупление (Евр.9:11-26), они уже в этом больше не нуждаются... – таковых есть Царствие Божие.(1)
Ответ:
Апостол Павел в Послании к Евреям (Евр.9:11-26,10:10-14) говорит о величайшем превосходстве Голгофской жертвы Иисуса Христа над ветхозаветными жертвами: последние ежегодно приносились, и только для очищения тела (Евр.9:13), а Христос, однажды пострадав, навсегда воссел одесную Бога и приобрел вечное искупление; «во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр.9:28). Через Свою Церковь Господь Духом Святым усвояет людям плоды искупления (Ин.3:5-6; Мф.28:18-20; Мк.16:15-16; Ин.6:53; Еф.1:22-23,4:11-16,5:23,26-27 и др.); другого пути нет. Искупительные блага воспринимаются ищущими их, жаждущими, приходящими ко Иисусу: «в Нем и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения и, уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф.1:13; Деян.2:37-39 и др.).
Сектанты из учения апостола Павла (Евр.9:11-26): Иисус Христос «приобрел вечное искупление... явился для уничтожения греха жертвою Своею», – делают такой вывод: поэтому младенцы очищены от первородного греха (?!) Каким же образом очищены? Почему только младенцы, а не весь мир, за который страдал Господь? Зачем Господь основал Церковь Свою, поставил апостолов и их преемников, послал Духа Святого? Ведь Он приобрел вечное искупление для всех.
Апостол Петр, зная, что Господь «приобрел вечное искупление и явился для уничтожения греха», так благовествовал: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (вследствие вечного искупления, совершенного Иисусом Христом). Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим» (Деян.2:38).
-----------------------------------------------------
(1) - Баптист за 1912 г. № 2-й, стр. 18.
Православная Церковь и сектанты
Сектанты говорят: не Плоть Христову нужно вкушать, которая не пользует нимало, а учение Иисуса Христа, так как слова Его есть дух и жизнь (Ин.6:63).
Ответ:
В Евангелии от Иоанна (Ин.6:53-58) Господь Иисус Христос излагает учение о необходимости вкушать Плоть Его и пить Кровь Его и уясняет, что слова Его нужно понимать буквально. Многие правильно поняли обетование Спасителя о необходимости для жизни вечной действительно вкушать именно Плоть и Кровь Его. Если бы слушатели поняли слова Господни не так, как нужно было, то Он указал бы им эту неправильность (Мф.16:6-12) Ошибались они только в том, что грубо, чувственно представляли самый образ вкушения Плоти Его (Ин.6:52,62). Они думали, что Христос будет отделять части от Своего Тела и в виде мяса давать в пищу, почему соблазнились и говорили: «какие странные слова! Кто может это слушать?» На тайной вечере Господь явил, что Тело и Кровь преподает верующим для вкушения под видом хлеба и вина. «Но откуда скажешь, они могли понять, что такое значит есть Плоть? Потому-то им», – замечает святой Иоанн Златоуст, – «и следовало выждать удобного времени и расспросить, а не оставлять Его».(1)
В стихе 63 (Ин.6:63) Господь указывает, как нужно принимать Его учение о таинстве причащения. «Дух животворит; плоть не пользует нимало». Господь не сказал: «Плоть Моя не пользует», а просто «плоть», т.е. все плотское не приносит пользы.
«Дух» и «плоть», когда в Священном Писании противополагаются (Рим.8:5-8; Гал.5:16-23 и др.), означают два направления жизни: человека духовного и человека плотского (1Кор.2:14-15); человека, возрожденного благодатью крещения, который все свои действия устремляет к богоугождению, и человека естественного, не возрожденного, помышления коего – вражда против Бога. Слова Христовы о причащении может принимать, веровать им и не соблазняться ими только человек духовный, сердце которого направлено к небесному. Плотской человек, т.е. нравственно развращенный, занятый земным, греховным, соблазняется и не принимает (как сектанты) учения Христова о причащении, так как предметы духовные понимает чувственно. «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь», – потому, что они божественны, духовны и оживотворяют душу, принимающую их, не подвергают соблазну и ведут к жизни вечной.
Выражения: «Плоть Моя» (Ин.6:51), «Плоть Свою» (Ин.6:52), «Плоти Сына Человеческого» (Ин.6:53), «ядущий Мою Плоть» (Ин.6:54) – означают не учение,(2) а пречистое Тело Господа Иисуса Христа: «хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам (будет распята) за жизнь мира» (Ин.6:51), – а Свое учение Господь уже возвещал 2½ года..
Заповедь Иисуса Христа о вкушении Плоти Его (Ин.6:53) не следует понимать в переносном смысле, как умствуют сектанты, потому что в Священном Писании выражение «есть плоть», (в смысле вкушать, потреблять), понимаемое в переносном смысле, всегда означает причинять обиду, утеснение, зло (Иов.19:22; Пс.26:2; Мих.3:3; Гал.5:15).
Если бы Плоть Иисуса Христа не пользовала нимало, (как понимать то Бог Сын не явился бы «во плоти» (1Тим.3:16; Ин.1:14; Еф.2:13-15; Кол.1:20-22; Евр.10:5-6,10-19 и др.); говорить так, значит отрицать воплощение Христа, Его страдания, смерть, воскресение, т.е. отвергать всю искупительную жертву Христову за грехи мира
«Он сказал так (плоть не пользует нимало)», – объясняет святой Иоанн Златоуст, – «не о Своей Плоти, отнюдь, но о тех, кто Его слова понимает чувственно. Что же значит понимать чувственно? Смотреть на предметы просто и не представлять ничего больше – вот что значит понимать чувственно. Но не так должно судит о видимом, а надобно внутренними очами прозирать во все его тайны. Это значит понимать духовно. Ведь кто не ест Его Плоти и не пьет Его Крови, не имеет жизни в себе: как же Плоть ничего не пользует, когда без нее невозможно жить? Не видишь ли, что слова «плоть не пользует нимало» сказаны не о Плоти Его, но о «плотском слушании?”(3)
«Иудеи, услышав о вкушении Плоти Господней, не верят; поэтому», – замечает блаженный Феофилакт, – «и произносят слово неверия: «как?» Ибо когда входят в душу помыслы неверия, тогда возникает и вопрос «как?» Посему и Он, желая показать, что сие не невозможно, но и весьма необходимо, и что нельзя иначе иметь жизни, говорит: если не будете есть Плоти и проч. Так и Никодим от неверия говорил: как может человек войти во утробу матери? (Ин.3:4). Поэтому, когда мы слышим, что не вкушая Плоти Сына, не можем иметь жизни, мы должны иметь несомненную веру при принятии божественных Таин, а не спрашивать: как? Ибо душевный человек, т.е. следующий помыслам человеческим и душевным или естественным, не принимает сверхъестественного и духовного (1Кор.2:14). Так и духовной пищи, Плоти Господней он не разумеет... Слыша о Плоти, они и думали, что Он принуждает их сделаться плотоядцами и кровопийцами... Нужно бы спросить и узнать, чего не знают, а они отступают, и ничего не понимают в духовном смысле, но все по внешности... Они понимали слова Христовы по плотскому... и соблазнялись, Посему Он говорит (Ин.6:63), что духовное только понимание слов Моих полезно, а плоть, т.е. плотское понимание их, нисколько не полезно, а бывает поводом к соблазну. Так они соблазнялись, понимая слова Христовы плотски. Присовокупляет, что слова, которые говорю Я, «суть дух», т.е. духовны, и «жизнь», не имеют ничего плотского, а доставляют жизнь вечную».(4)
------------------------------------------------------------------------------------
(1) - Творения. Том. 8. Бесед. 47 на Еванг. от Иоанна. 3902 г., стр. 310.
(2) - В Священном Писании учение Христово нигде не называется Плотию и Кровию Его, а чтение, слушание, принятие слова Божия – вкушением Плоти и Крови Иисуса Христа.
(3) - Творения. Том. 8. Бес. 47 на Еванг. от Ин. 1902 г., стр. 310–311.
(4) - Благовестник. Част, 4. Евангелие от Иоанна. 1908 г., стр. 134–138.
Православная Церковь и сектанты
Сектанты говорят: Голгофская жертва принесена, и евхаристическая жертва не нужна (Евр.10:10, 14).
Ответ: По существу евхаристическая жертва не нечто иное, как одна и та же Голгофская жертва, так как и ныне на жертвеннике приносится тот же Агнец. Но по образу и обстоятельствам жертвоприношения евхаристическая жертва отличается от жертвы крестной: на кресте Господь видимо принес в жертву Тело и Кровь, в евхаристии же – под видом хлеба и вина; там – жертва кровавая, здесь – бескровная, без страданий, без смерти; там – за грехи всего мира, а здесь – за грехи тех людей, за которых приносится и которым усвояются плоды жертвы Голгофской. «Тело и Кровь Христа принесены в жертву единожды, но жертвенное, или ходатайственное, значение соединилось с ними навеки, оно неизменно пребывает с человечеством Христа во всех положениях его: сидит ли оно одесную Отца на престоле славы, находится ли под видом хлеба и вина в храме, преломляется ли, дается ли верующим».(1)
----------------------------------------------------------------------------------------------
(1) - Кохомский С. Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектант. 1904 г., стр. 142.
Православная Церковь и сектанты
Сектанты говорят: Поклоняться Богу надо в духе (без внешних форм поклонения), и храмы не нужны: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:24).(1)
Ответ: Самарянка спрашивала Господа: где должно поклоняться Богу, т.е. совершать общественное богослужение, на горе ли Гаризин (где был храм самарянский, разрушенный в 130 году до Рождества Христова) или в Иерусалиме (где был храм иудейский)?(2) Господь сказал (Ин.4:21), что христианское поклонение не будет приурочено ни к горе Гаризин, ни к Иерусалиму, которые перестанут быть исключительными местами поклонения Богу: иудейский храм будет разрушен, гора самарянская предана будет забвению, а поклоняться будут по всей земле (Мал. 1:11). Следовательно, в споре о месте поклонения ни иудеи, ни самаряне не имеют преимуществ. Что же касается образа поклонения Богу, то в этом отношении преимущество на стороне иудеев (Ин.4:22). Самаряне, хотя и приняли Пятикнижие Моисеево, были язычниками – идолопоклонниками (4Цар.17:33), и их «поклонение» было ложным. Иудеи содержали ветхозаветное Откровение Божие в полноте и превосходили самарян более совершенным знанием о Боге: «ибо спасение – от «иудеев». «Слова эти», – объясняет святой Иоанн Златоуст, – «означают или то, что из Иудеи произошли блага для вселенной (так как здесь получило начало познание Бога, отвержение идолов и все другие догматы; да и ваше поклонение, хотя и неправильное, от иудеев ведет свое начало); итак, или это, или же Свое пришествие в мир Он называет спасением; а лучше, не погрешит тот, кто и то, и другое назовет спасением, которое, по словам Христовым, от иудеев (Рим.9:5). Мы, говорит, превосходим вас, жена, образом нашего поклонения; но и оно, наконец, прекратится; изменится не только место, но и самый образ служения Богу, и это уже близко (Ин.4:23). Словами «истинные поклонники» Он исключает иудеев вместе с самарянами. Хотя первые лучше последних, но гораздо хуже будущих поклонников настолько, насколько прообраз ниже истины. Говорит же Он здесь о Церкви, потому что ей свойственно истинное и достойное Бога поклонение Ему».(3)
«Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе», т.е. дух человека должен принимать участие в молитве, в противоположность поклонению самарянскому, исключительно внешнему, «и истине», – в противоположность поклонению иудейскому, символическому и прообразовательному. Богослужение самарян ограничивалось одними внешними обрядами и чувственными жертвами. Иудеи покланялись Богу истинному и, принося Ему чувственные жертвы, в тоже время возносились к Нему духом и верою в грядущего Мессию, исповедывали даже, что «жертва Богу – дух сокрушенный» (Пс.50:19); но самые их жертвы были тенью грядущих благ, а не истиною (Евр.10:1-3), прообразуя великую Голгофскую жертву. Новозаветное полонение соединяется с действительной, совершенной, истинной жертвой Христовой (Евр.10:10-14) – Телом и Кровью Его.(4) Это поклонение, вопреки самарянскому, не ограничивается одними внешними обрядами, а есть вместе и духовное и, вопреки иудейскому, состоит в приношении не прообразовательных жертв, а Жертвы истинной, почему христиане православные есть «истинные поклонники», веруя, что Бог есть дух (Ин.4:24), они поклоняются Ему духом и по связи души с телом, естественно, выражают свое поклонение во внешних формах – обрядах. «Так как самаряне», – говорит блаж. Феофилакт, – «ограничивая Бога местом, и говорили, что на этом месте должно поклоняться, а у иудеев все совершалось в образах и тенях, то против отличия самарян употребляет слово: «в духе», так что речь имеет такой смысл: вы, самаряне, совершаете служение Богу какое-то местное, а истинные поклонники будут совершать не местное, ибо они будут служить в духе, т.е. умом и душою... Не будут поклоняться под образом и тенью, как иудеи, но «в истине», так как обычаи и обряды иудейские будут отменены... Для отличия от образа и тени употреблено слова «в истине».(5) Установленное Иисусом Христом поклонение «в духе истине» не отрицает, как умствуют сектанты, св. храмов и внешних форм поклонения. Сам Господь совершил таинство причащения в особой горнице (Мк.14:15), христиане во времена апостолов имели особые, отдельные помещения (церкви) для богослужений (1Кор.11:22 и др.). Иисус Христос, молясь духом, «возводил очи к небу» (Ин.11:41), «преклонял колени» (Лк.22:41), падал «на лицо» (Мф.26:39), произносил слова молитв (Мф.26:39,42-44; Мк.14:32-33; Лк.22:41-45; Ин.11:41-48), дал образец молитвы (Мф.6:9; Лк.11:11), пел священные песнопения (Мф.26:30). Апостол Павел, служа Богу духом (Рим.1:9), ходил в храм (Деян.22:17; Деян.3:1), преклонял колени во время молитвы (Деян.20:36,21:5; Еф.3:14; Деян.9:40; 1Кор.14:25; Откр.4:10).
Сектанты между прочим не обращают внимания в повествовании евангелиста о беседе Господа с самарянкою на то, что она спрашивала Его не о месте «молитвы», а – «поклонения». Здесь слово: «поклоняться» (πρоσκυνεῖν) означает внешнее обнаружение религиозной настроенности, видимое служение Богу, не единичный только акт поклонения (Мф.2:11; Мк.5:6; Ин.9:38; Мф.28:9), а целый религиозный культ, целую совокупность обрядов и священнодействий (Ин.12:20) «из пришедших на поклонение» – ινα πρоσκυνησωσιν, Деян.8:27,24:11). Господь восемь раз употребил выражение «поклоняться», – «поклонники», ни разу не разъясняя его смысла; следовательно, Он придавал этому слову (поклоняться) то же самое значение, что и самарянка, т.е. употребил его в собственном, буквальном смысле. Если бы Господь желал отменить всякое внешнее поклонение Богу, то Он, несомненно употребил бы другое выражение, как, например, молиться (πρоσεύχεσθαι – Мф.6:5-6), чтить, почитать (σέβεσθαι – Mt.15:9; Деян.18:13).
--------------------------------
(1) - Сектанты (баптисты, пашковцы и др.) враждебно относясь к св. храмам, в то же время усиленно стремятся открывать свои молитвенные дома. Такова последовательность и искренность сектантов.
(2) - Евреи молились на всяком месте (Пс.102:22; Дан.6:10 и др.) но поклонение (богослужение, соединенное с жертвоприношениями) должны были, по заповеди Божией совершать в одном месте, избранном Богом (Втор.12:5; 16:6, 16). Таким местом господь избрал Иерусалим (3Цар.8:16), где и был устроен храм. Самаряне местом поклонения считали гору благословения – Гаризин (Втор.27:12). Так как в кн. Второзаконие (Втор.12:5) место поклонения не названо, а других священ. книг самаряне не принимали, то поэтому у них происходили с иудеям споры о месте поклонения.
(3) - Творения. Том. 8. 33 Беседа на Евангелие от Иоанна. 1902 г., стр. 213 –21.
(4) - Макарий, еп. Тамбов. Слово в неделю о Самарянине, сказанное 20 апреля 1858 г.
(5) - Благовестник. Часть 4. Еванг. от Иоанна. 1908 г., стр. 83.
Православная Церковь и сектанты
Сектанты говорят: крест проклят (Гал.3:13; Втор.21:23), почему не должно почитать его.
Ответ: В указанных местах говорится, что проклято не древо креста, а «всякий, висящий на древе». По закону проклятию подлежал, кроме висящего на древе, и всякий, «кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал.3:10; Втор.27:26). Господь Иисус Христос, как исполнивший закон, не мог подлежать этому последнему проклятию; поэтому Он вместо одного проклятия принял на Себя другое, будучи повешен на древе. По закону Моисееву тяжкий преступник умерщвлялся, а затем его вешали на древо (Втор.21:22). Иисус Христос был безгрешен (1Пет.2:22; Евр.4:15,7:26 и др.), поэтому «мы освящены единократным принесением Тела Его» (Евр.10:10); «но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис.53:5). Следовательно, причина, по которой Он благоволил подвергнуться проклятию, заключалась не в кресте, а в грехах человечества, вызвавших крестную смерть Иисуса Христа. Величие искупительной жертвы, принесенной на кресте, освятило крест, бывшее орудие казни, и соделало его орудием нашего спасения и Божией славы, достойным религиозного почитания.
«Народ подлежал проклятию (Втор.27:26), потому что», – объясняет святой Иоанн Златоуст, – «он не исполнял постоянно, да и не было никого, кто бы мог исполнить весь закон; но Христос заменил это проклятие другим, которое говорит: «проклят всяк, висящий на древе». Α так как и тот, кто висит на древе, проклят, и кто преступает закон, находится под клятвою; между тем желающий разрушить эту клятву должен быть свободен от нее и должен принять на себя эту клятву (незаслуженную) вместо той (заслуженной), то Христос и принял на Себя таковую клятву, и ею уничтожил заслуженную... Так как Христос не подлежал проклятию за преступление закона, то и принял на Себя вместо заслуженного нами незаслуженное Им проклятие, чтобы освободить всех от заслуженного».(1)
-------------------------------------------------------------------
(1) - Творения. Том. 10. 3 Бесед. на Посл. к Галат., пунк. 3. 1904 г., стр. 780.