Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 19-21 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим

Итак мы имеем, братья, дерзновение входить во святилище, которое есть вера наша, - которое посредством крови Его обновило нам сей путь веры; ибо и древние имели ее, но бывшие потом (в средине между древними и нами) люди утратили ее, а в настоящее время Он опять возобновил ее в нас чрез завесу, то есть чрез плоть Свою: поелику Он есть также и Первосвященник наш; ибо если Он умер за грехи наши, то Он есть для нас первосвященник, не над скиниею временною, но над домом Божиим.

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ст. Евр.10:19-23
 

Сделав уже сличение, показав, что и покой сей гораздо лучше подзаконного, а также сопоставив одни с другими и священство и завет и дав видеть превосходство священства и завета нового, Апостол предлагает наконец наставление, убеждая держаться того, что выше. Словом же «святая» Апостол назвал небо, ибо так сказал прежде сего: «не в рукотворенная бо святая вниде Христос, ...но в самое небо» (Евр.9:24); и «путем во святая» нарек доблестную жизнь и воскресение из мертвых; «обновлением» пути – первое шествие «во святая», потому что Владыка, восстав из мертвых, первый восшел на небеса. Посему Апостол назвал «путь» и «новым» и «живым»: «новым», как в первый раз тогда открывшийся, а «живым», потому что прекращена смерть, ибо улучившим воскресение невозможно подпасть снова смерти. А «завесою» наименовал Апостол Владычнюю плоть, ибо чрез нее сподобляемся вшествия во Святое Святых. Как подзаконный архиерей чрез завесу входил во Святое Святых, иначе же войти ему было невозможно, так и уверовавшие в Господа чрез причащение Всесвятого Тела удостаиваются жительства на небесах. «Домом Божиим» Апостол нарек верных. По необходимости же прибавил: «во извещении веры». Поскольку и святилище скинии, и Жертва, и Первосвященник – все невидимо, созерцается же только верою, то посему смысл сказанного таков: так как показано, говорит Апостол, что под благодатию все гораздо выше бывшего под законом: и небо нам отверсто, и путь благолепен, и им первый прошел Сам Владыка Христос, то да приступаем с искренним расположением, веруя, что это действительно так, и всякому колебанию мыслей не давая места в душе. Сие-то Апостол назвал «извещением».
«Окроплени сердцы от совести лукавыя и измовени телесы водою чистою»: «да держим исповедание упования» неуклонно. И сие опять Апостол сказал сравнительно. Ибо по закону употребляли окропления и часто омывали тело; живущие же по новому завету всесвятым крещением очищают душу и соделывают совесть свободною от прежних скверн. Посему «кроплением» и «водою чистою» Апостол назвал божественное крещение, а «исповеданием упования» – веру в будущие блага.
«Верен бо есть Обещавый». Истинен давший обетование. Качеством же лица Апостол доказал твердость обетования.

Толкование на послание к евреям

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Итак, братия, имея дерзновение

После того, как показал превосходство Первосвященника нашего пред ветхозаветными и приношения Христова пред жертвами по закону, и что чрез это приношение мы освободились от грехов, прерывает догматическое учение, давая отдых слушателю, и вполне благовременно переходит к нравственному учению. И только что упомянув об отпущении грехов, наконец убеждает, чтобы они более не впадали в них: имея, говорит, дерзновение, по причине отпущения грехов. Как грех причиняет стыд и неуверенность, так отпущение грехов дает смелость.

Входить во святилище

Так как нам отпущены были грехи, то мы и имеем дерзновение входить во святилище, то есть в небо.

Посредством Крови Иисуса Христа

То есть через кровь. Ибо, удостоившись через крест и кровь Христа прощения грехов, мы получили дерзновение.

Путем новым (πρόσφατον - недавним) и живым, который Он вновь открыл нам

Что касается до входа в Святилище, то Он Сам обновил нам путь, то есть Он сам сделал путь новым, Сам начав его и Сам первый прошедши им. Вместо того, чтобы назвать путь новым - νέαν, назвал его πρόσφατον - недавним, открытым для наших времен. Похвалой для нас служит то, что мы удостоены того, чего не был удостоен Авраам; нам ныне отверсто небо. Живым назвал потому, что первый путь во Святилище, по закону, был смертоносным. Более уже тот путь не имеет места, но для принимающих его становится причиной смерти. Этот же (новый, - Прим.Ред.) путь так ведет к жизни, что и сам живет и останется таким постоянно. Или под живым уразумей подобно недавнему (πρόσφατον), вместо нового и цветущего, как бы в противоположность входу в ветхозаветное Святилище: ибо тот путь - путь смерти.

Через завесу, то есть плоть Свою

Он обновил нам путь этот в небо плотью Своею: ибо когда она была вознесена на кресте и вознеслась, тогда открылось нам небесное. Поэтому и справедливо он назвал ее завесой. Ибо в том и заключается отличительное свойство завесы, что когда она отнята, открывается то, что находится внутри.

Толкование на послание к Евреям

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым

С истинным, непритворным сердцем и твердою верою, с чистою совестию и омытыми телами будем входить в Царство Небесное чрез связь живую – Иисуса Христа.

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 19-20 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою

Имуще бо дерзновение, братие, входити во Святая

Показав, что у нас (христиан) все выше: и архиерей, и скиния, и завет, и жертва, и обетования (ибо у евреев все было подобно тени, временно, несовершенно и безсильно, а у нас истинно, вечно, совершенно и мощно), Апостол говорит, что так как у нас все таково, то мы имеем смелость и дерзновение для входа на небо: ибо его Апостол назвал «святая». Слова: «имея дерзновение» и весь нижеследующий ряд речений, находят свое разрешение в слове: «да приступаем» (См. Евр. 10:22).

Кровию Иисус Христовою

«Имуще дерзновение» по какой причине? Очевидно, по причине Крови Христовой, пролитой для отпущения наших грехов. Ибо как грехи возбуждают (в человеке) чувство стыда, так напротив (иное чувство возбуждает) освобождение от них и очищение их.

Его же обновил есть нам

Каковой вход (на небо) вновь проложил нам Христос и теперь уготовал для нас: Он первый с плотию Своею восшел на небо и сделал вход в него для нас доступным.

Путем новым и живым

Путем для последующаго времени «новым», как вновь проложенным человечесвим Его естеством, а живым, так как он вечен и вводить в жизнь истинную

Завесою, сиречь плотию Своею

Он обновил для нас этот путь и в нас проложил этот новый путь Плотию Своею, после того как она вознеслась на небо, по нераздельности ея единения (с божеством). Плоть Апостол называет теперь «завесою» – потому, что она служила прикровением божества Его, a вместе с тем и потому, что когда она вознеслась на высоту, тогда на земле сделалось видимым небесное.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

19. Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,
20. который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,
21. и имея великого Священника над домом Божиим,
22. да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою,


-- «Имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, – да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою». Под святилищем разумеется здесь небо или царство Христово, преисполненная небесными благословениями новозаветная Церковь Божия. Для входа в нее апостол указывает, как средство, Кровь Христову. Как пользоваться этим средством? Ответ: «кроплением очистив сердца». Итак, для вступления в небесное царство Христово требуется окропление Христовою Кровию. Под кроплением разумеется такое действие, когда вода или другая жидкость разбрасывается, как бы раздробляется, и уделяется малыми частями множеству предметов или лиц. Так Моисей окропил всех израильтян заветною кровию, чтобы, падая на них малыми каплями, она каждого из них сделала участником завета. Такое же кропление требуется, по учению апостола, и в Новом Завете, утверждающемся на Крови Иисуса Христа: недостаточно, чтобы эта Кровь содержалась в человеческой природе Искупителя, как в едином вместилище, недостаточно, чтобы она однажды излилась на Голгофе; нужно, чтобы она сообщалась и уделялась каждому из нас, каждому из бесчисленного множества христианского народа. Такое кропление Христовою Кровью и совершается в таинстве Евхаристии, в котором Тело Христово преломляется и Кровь разделяется для множества верующих, чтобы каждый из них сделался причастником Божественного естества.
-- Скажут, что кропление должно совершаться чрез веру в спасительные страдания Христовы; но вера упоминается апостолом отдельно и с кроплением не смешивается («с полною верою, кроплением очистив сердца»). Кроме того, апостол присоединяет: омыв тело водою чистою. Здесь речь идет о телесном омовении, под которым нельзя разуметь ничего иного, как только крещение; омовение тела не может совершаться верою, для него требуется чувственная вода. Соответственно этому и кропление должно пониматься, как видимое, телесное действие, посредством которого каждому христианину подается часть заветной Крови. Это действие называется кроплением по соотношению с ветхозаветными кроплениями (Евр.9:13); у нас не может быть собственно так называемого кропления, так как драгоценная Кровь Христова не должна разбрасываться и падать на землю, но должна приниматься в существо человека.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым

Апостол увещевает следовать за Христом в небесное Святое Святых путем, Им проложенным. - «Имея дерзновение…» «Почему - дерзновение? По причине отпущения грехов. Как от грехов происходит стыд, так от прощения всех их - дерзновение; и не только от этого, но и оттого, что мы сделались сонаследниками Христа и сподобились такой любви Его» (Злат.). - «Входить во святилище…» Под этим вхождением разумеется вход в небо и доступ к духовным тайнам. - «Путем новым и живым…» «Хорошо он сказал: путем новым и живым: первый путь был путем смерти, низводившим в ад, а этот - путем жизни; не сказал: жизни, но назвал его живым, выражая, что он остается таким постоянно» (Злат.).

Толковая Библия

Никанор (Каменский), епископ (†1908)

Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,

Хотя Апостол и назвал братьями своих читателей, однако это понятие можно взять и в более широком смысле, в отношении к Евреям вообще, и в более узком, по отношению к одним христианам, потому что далее идут прикровенные указания на условия вступления в христианское общество. Первым условием для этого служит искренняя вера, а потом духовное кропление чистой, т. е. святой водой крещения. Дальнейшие условия получения всех грядущих благ – твёрдая надежда на них, взаимосодействие и помощь в добрых делах, посещение обще-христианских собраний и удаление от грехов, над чем Апостол останавливается с некоторой обстоятельностью, доказывающей, что были опасения и за отпадение некоторых от веры. Также прикровенно говорил об условиях вступления в христианское общество и св. ап. Пётр. И это было необходимо как по неопределённости круга читателей, так и по святости и таинственности самого предмета, например, крещения кровью, т. е. веры в спасительную кровь Христа.

Экзегетико-критическое исследование послания св. ап. Павла к Евреям

Николай Рудинский, священник (†1937)

Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.

Так как Иисус Христос, великий Первосвященник над домом Божьим - над верующими в Него, которые суть дом Его (см. Евр. 3:62Кор. 6:16), открыл нам плотскою смертью Своею новый и живой путь во святилище, ведущий к жизни вечной, блаженной жизни, чего ранее не было, а открыто вновь (Златоуст), как Он Сам сказал: Аз есмь путь и истина и живот (Ин. 14:6), то мы с дерзновением, с полною уверенностью и неуклонно, должны следовать по этому пути, с полною непоколебимою верой, что кровь Иисуса Христа очистит нас от грехов и успокоит совесть, терзаемую сознанием нашей виновности пред Богом, а вода крещения и благодать Святого Духа, подаваемая в этом таинстве, даст нам силы смыть греховность и победить страсти, гнездящиеся в нашем теле, и с непоколебимою надеждою на обетованное нам блаженство, ибо обещавший его верен - истинен, Сам Иисус Христос, сказавший где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12:26).
Кроме веры новый путь требует и новой нравственной жизни.
 

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Николай Петрович Розанов (†1941)

Ст. 19-21 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим,

Этим апостол и заканчивает свою речь о превосходстве Христа, как первосвященника, пред ветхозаветными священниками. Но к этому заключению он естественно присоединяет увещание о том, чтобы читатели твердо исповедовали Христа Господа. К этому должны побуждать нас, – говорит апостол, – два обстоятельства: 1) уверенность в том, что нам уже открыт доступ в небесное святилище, благодаря пролитой за нас Христом Своей крови, и 2) величие Христа, как священника. При этом, апостол замечает, что новый путь Христос проложил нам через завесу, т. е. через Свою плоть. Это значит, что Христос через предание на смерть Своей плоти, т. е. телесной жизни, совершенно загладил наши грехи, разорвал ту завесу, которая закрывала от людей небесное святилище. Как ветхозаветный первосвященник входил во святое святых не через завесу, но отодвигал ее в сторону, так и Христос вошел в небесное святилище не через Свою плоть, а благодаря тому, что предал Свою плоть на смерть и тем отстранил ее, лишил силы всякие плотские стремления и, таким образом, так как и в нас совершилось то же самое, проложил нам дорогу к престолу Божию.

Обозрение посланий св. апостолов. Выпуск 3.

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   не Плоть Христову нужно вкушать, которая не пользует нимало, а учение Иисуса Христа, так как слова Его есть дух и жизнь (Ин.6:63).
 

Ответ:
В Евангелии от Иоанна (Ин.6:53-58) Господь Иисус Христос излагает учение о необходимости вкушать Плоть Его и пить Кровь Его и уясняет, что слова Его нужно понимать буквально. Многие правильно поняли обетование Спасителя о необходимости для жизни вечной действительно вкушать именно Плоть и Кровь Его. Если бы слушатели поняли слова Господни не так, как нужно было, то Он указал бы им эту неправильность (Мф.16:6-12) Ошибались они только в том, что грубо, чувственно представляли самый образ вкушения Плоти Его (Ин.6:52,62). Они думали, что Христос будет отделять части от Своего Тела и в виде мяса давать в пищу, почему соблазнились и говорили: «какие странные слова! Кто может это слушать?» На тайной вечере Господь явил, что Тело и Кровь преподает верующим для вкушения под видом хлеба и вина. «Но откуда скажешь, они могли понять, что такое значит есть Плоть? Потому-то им», – замечает святой Иоанн Златоуст, – «и следовало выждать удобного времени и расспросить, а не оставлять Его».(1)
В стихе 63 (Ин.6:63) Господь указывает, как нужно принимать Его учение о таинстве причащения. «Дух животворит; плоть не пользует нимало». Господь не сказал: «Плоть Моя не пользует», а просто «плоть», т.е. все плотское не приносит пользы.
«Дух» и «плоть», когда в Священном Писании противополагаются (Рим.8:5-8; Гал.5:16-23 и др.), означают два направления жизни: человека духовного и человека плотского (1Кор.2:14-15); человека, возрожденного благодатью крещения, который все свои действия устремляет к богоугождению, и человека естественного, не возрожденного, помышления коего – вражда против Бога. Слова Христовы о причащении может принимать, веровать им и не соблазняться ими только человек духовный, сердце которого направлено к небесному. Плотской человек, т.е. нравственно развращенный, занятый земным, греховным, соблазняется и не принимает (как сектанты) учения Христова о причащении, так как предметы духовные понимает чувственно. «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь», – потому, что они божественны, духовны и оживотворяют душу, принимающую их, не подвергают соблазну и ведут к жизни вечной.
Выражения: «Плоть Моя» (Ин.6:51), «Плоть Свою» (Ин.6:52), «Плоти Сына Человеческого» (Ин.6:53), «ядущий Мою Плоть» (Ин.6:54) – означают не учение,(2) а пречистое Тело Господа Иисуса Христа: «хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам (будет распята) за жизнь мира» (Ин.6:51), – а Свое учение Господь уже возвещал 2½ года..
Заповедь Иисуса Христа о вкушении Плоти Его (Ин.6:53) не следует понимать в переносном смысле, как умствуют сектанты, потому что в Священном Писании выражение «есть плоть», (в смысле вкушать, потреблять), понимаемое в переносном смысле, всегда означает причинять обиду, утеснение, зло (Иов.19:22; Пс.26:2; Мих.3:3; Гал.5:15).
Если бы Плоть Иисуса Христа не пользовала нимало, (как понимать то Бог Сын не явился бы «во плоти» (1Тим.3:16; Ин.1:14; Еф.2:13-15; Кол.1:20-22; Евр.10:5-6,10-19 и др.); говорить так, значит отрицать воплощение Христа, Его страдания, смерть, воскресение, т.е. отвергать всю искупительную жертву Христову за грехи мира
«Он сказал так (плоть не пользует нимало)», – объясняет святой Иоанн Златоуст, – «не о Своей Плоти, отнюдь, но о тех, кто Его слова понимает чувственно. Что же значит понимать чувственно? Смотреть на предметы просто и не представлять ничего больше – вот что значит понимать чувственно. Но не так должно судит о видимом, а надобно внутренними очами прозирать во все его тайны. Это значит понимать духовно. Ведь кто не ест Его Плоти и не пьет Его Крови, не имеет жизни в себе: как же Плоть ничего не пользует, когда без нее невозможно жить? Не видишь ли, что слова «плоть не пользует нимало» сказаны не о Плоти Его, но о «плотском слушании?(3)
«Иудеи, услышав о вкушении Плоти Господней, не верят; поэтому», – замечает блаженный Феофилакт, – «и произносят слово неверия: «как?» Ибо когда входят в душу помыслы неверия, тогда возникает и вопрос «как?» Посему и Он, желая показать, что сие не невозможно, но и весьма необходимо, и что нельзя иначе иметь жизни, говорит: если не будете есть Плоти и проч. Так и Никодим от неверия говорил: как может человек войти во утробу матери? (Ин.3:4). Поэтому, когда мы слышим, что не вкушая Плоти Сына, не можем иметь жизни, мы должны иметь несомненную веру при принятии божественных Таин, а не спрашивать: как? Ибо душевный человек, т.е. следующий помыслам человеческим и душевным или естественным, не принимает сверхъестественного и духовного (1Кор.2:14). Так и духовной пищи, Плоти Господней он не разумеет... Слыша о Плоти, они и думали, что Он принуждает их сделаться плотоядцами и кровопийцами... Нужно бы спросить и узнать, чего не знают, а они отступают, и ничего не понимают в духовном смысле, но все по внешности... Они понимали слова Христовы по плотскому... и соблазнялись, Посему Он говорит (Ин.6:63), что духовное только понимание слов Моих полезно, а плоть, т.е. плотское понимание их, нисколько не полезно, а бывает поводом к соблазну. Так они соблазнялись, понимая слова Христовы плотски. Присовокупляет, что слова, которые говорю Я, «суть дух», т.е. духовны, и «жизнь», не имеют ничего плотского, а доставляют жизнь вечную».(4)
------------------------------------------------------------------------------------
(1) - 
Творения. Том. 8. Бесед. 47 на Еванг. от Иоанна. 3902 г., стр. 310.
(2) - В Священном Писании учение Христово нигде не называется Плотию и Кровию Его, а чтение, слушание, принятие слова Божия – вкушением Плоти и Крови Иисуса Христа.
(3) - Творения. Том. 8. Бес. 47 на Еванг. от Ин. 1902 г., стр. 310–311.
(4) - Благовестник. Част, 4. Евангелие от Иоанна. 1908 г., стр. 134–138.

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible