Скрыть
потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 8-10 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех,- которые приносятся по закону,- Ты не восхотел и не благоизволил», потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа

Но в словах: иду совершить волю Твою, отменяет первое, чтобы второе постановить; так как тем самым Евангелием, которое упразднило приношения жертв, восхотел Он освятить нас посредством приношения тела Иисуса Христа, совершенного однажды.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 8-9 Сказав прежде, что «ни жертвы, ли приношения, ни всесожжении, ни жертвы за грех, - которые приносятся по закону, - Ты не восхотел и не благоизволил», потом прибавил: вот, иду исполнить волю Твою, Боже

Сам Павел изъясняет слова Давида. Ты спросишь: что же? Разве жертвы по закону не были по воле Божией? Правда, были по воле Божией, но обозначение воли - двоякое. Желает кто-нибудь чего-нибудь предпочтительно пред всем прочим, как Павел: желаю, чтобы все люди были, как и я (1Кор. 7:7), то есть безбрачными. Желает кто-нибудь и по снисхождению, как тот же самый Павел: я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак (1Тим. 5:14) - это воля снисходительная. Чтобы не рассвирепели против Христа, - он и снизошел. Так и Бог прежде не хотел тука и крови, когда же увидел, что евреи, принося жертвы идолам, сильно придерживаются этих самых жертв, дозволил им приносить в честь Его жертву. Почему же Павел привел это свидетельство, имея бесчисленное множество других? По причине бесстыдства иудеев. Так как они говорили, что Древнее устройство разрушилось не вследствие своего несовершенства, но вследствие грехов приносящих жертвы, и выставляли на вид, что еще Исаия порицает грехи их, говоря: руки ваши полны крови (Ис. 1:15), также и сам Давид, сказав: не приму тельца из дома твоего (Пс. 49:9), далее присоединяет: грешнику же говорит Бог (Пс. 49:16). Посему, так как это говорили наиболее честолюбивые из евреев, то Павел приводит свидетельство, в котором ветхозаветное учреждение само по себе считается отверженным от Бога по причине несовершенства его самого, а не за грехи народа. Ибо в 39-м псалме, из которого взято это свидетельство, пророк не упоминает о грехах народа. А что по этой именно причине он воспользовался указанным свидетельством, послушай его самого.

Отменяет первое, чтобы постановить второе

Что - первое? Жертвы. Что - второе? Воля Отца, то есть принесение в жертву на кресте тела Христова. Итак, те отменяются, чтобы установлено и утверждено было чрез заклание Христа приношение, какое восхотел Отец. Таким образом, жертвы отвергаются не за грехи приносящих, но по причине собственного их несовершенства.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 8-9 Выше глаголя: яко жертвы и приношения и всесожжений и о гресех не восхотел еси, ниже благоволил еси: яже по закону приносятся: Тогда рече: се, иду сотворити волю твою, Боже. Отъемлет первое, да второе поставит

Отъемлет (отменяет) то, что касалось жертв, приношений, и всесожжений, и о грехе, потому что сказал (Сын Отцу), «яко жертвы и приношения не восхотел еси и всесожжений и о гресех не благоволил еси, да утвердит второе», что относится до принесения тела Его в жертву. В самом деле, так как те были только прообразами и тенью, а это истиною, то, когда явилась истина, те прекратились, как излишния и уже безполезныя. Об этом Он еще чрез пр. Исаию изрек, говоря иудеям: «Кто бо изыска сия от рук ваших?» (Ис. 1:12). Правда, в книге Левит, Второзакония и в других местах (Писания) Он заповедывает о жертвах; но Он не почему нибудь особенно иих желал, а только – чтобы воспрепятствовать (людям) приносить жертвы демонам, предусмотрительно направил их к Себе. Вместе с тем Он дал им значение прообразов и предначертаний жертвы Христа и Его заклания за спасение наше, и по сему Он допустил то, чего не желал, чтобы исполнить то, чего желал. Он снизошел к меньшему злу, чтобы изъять (из среды людей) большее (т. е. идолослужение), а по изъятии сего последняго, Он устранил и меньшее, как уже бесполезное.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-9 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех,- которые приносятся по закону,- Ты не восхотел и не благоизволил», потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе

«Не Христос положил конец жертвам, но сначала они были отменены, а потом уже Он пришел… Он ожидал, пока жертвы обличатся сами собою, и тогда уже пришел… Здесь апостол нисколько не обвиняет приносивших, показывая, что Бог не принимает жертв не за пороки их (как сказал он в другом месте), но потому, что наконец раскрылась недостаточность самого дела и обнаружилось, что оно не имеет никакой силы и уже неблаговременно» (Злат.). - «Отменяет первое, чтобы постановить второе…» - второе - в противоположность множеству жертв - установлено единократным принесением Иисусом Христом себя в жертву; впрочем, главная мысль здесь не в том, что первое и что второе, а в том, чего воля Божия желает и чего не желает.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже. Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, – которые приносятся по закону, – Ты не восхотел и не благоизволил», потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.

«Сказав прежде, что ни жертвы, ни всесожжения, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты (Боже) не восхотел и не благоизволил, сказал потом: вот иду исполнить волю Твою, Боже. Отменяет первое, чтобы установить второе». Последняя фраза Апостола кратко резюмирует всё сказанное раньше. Согласно пророчеству Давида, «первое», т. е. ветхозаветные жертвы, отменено, с пролитием крови Христовой, а «второе» – исполнение воли Божией – установлено. В чём состоит это послушание воле Божией, певец не определяет в разбираемых словах, говоря об этом весьма неопределённо. Однако же видно, что он хочет совершить что-то положительное, а не удержаться от чего-либо, как думают иные. «Вот я иду, чтобы исполнить волю Твою, Боже, и закон Твой у меня в сердце», – говорит псалмопевец. При этом он добавляет, что об его готовности уже было заявлено прежде, «в главизне книжной». Кем это было заявлено: им ли самим, или предначертано Богом, и где заявлено – всё это здесь не показывается. Ап. Павел, а также и LXX высказываются в этом месте несколько частнее, но также не вполне определённо. Они только вместо «в свитке книжном», как буквально переводится с еврейского בִּמְגִלַת־םֵפֶד, согласно с переводами Акилы и Симмаха, переводят: ἐν κεφαλίδι γραμματικῇ, что у нас переводится: «в главизне книжной».
 
Почти все более замечательные немецкие экзегеты расходятся в определении того, что означает слово סֵפֶד, но почти все соглашаются в том, что под ним разумеется книга закона Моисеева, или вообще Тора. Но не отвергая этого вполне, нельзя однако не заметить, что עׇלַי означает не περὶ τινὸς, как это слово неправильно переведено в Таргуме и как хотят переводить его некоторые немецкие экзегеты, но περὶ ἐμοῦ – «о мне», как оно правильно переведено у LXX, как читается у ап. Павла и у большинства древних и новых переводчиков. Таким образом, псалмопевец указывает на книгу, которая говорит именно о Нём. Может быть, этой книгой было собрание псалмов Давида, из которых в самом первом также прославляется блаженство такого праведника, воля которого в законе Господнем. Под этим праведником псалмопевец Давид, прежде всего, очевидно, разумел себя. Но в первом псалме под законом разумеется вообще закон Божий и в частности закон, начертанный в книге св. Писания. Следовательно, мысль разбираемых стихов должна заключаться в самом первом и естественном её значении, т. е. в заявлении певца, что Бог не хочет от него никаких внешних жертв и что сам певец желает принести Богу иную жертву: своё исполнение закона Божия, начертанного в известных священных книгах и в сердце псалмопевца.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла


потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе. (Евр.10:9)

Разбирая 9 стих, Вейсс и Гофман останавливаются на заключительной его фразе. По замечанию Вейсса, глагол ἀναιρεῖ (отменил, уничтожил) Апостол употребляет только здесь, а его выражение: ἵνα στήσῃ (установил) совершенно аналогично с ιστωμεν в послании к Римлянам. «Второе», в противоположность множеству жертв, установлено единократным принесением И. Христом Себя в жертву. Гофман же говорит, что здесь главная мысль заключается не в том, что первое и что второе, а в том, чего воля Божия желает и чего не желает. Она не желает приношения жертвенных предметов, но хочет свободного и всецелого самопожертвования личности, как это сделал Христос, входя в мир. В Христовом самопожертвовании истинная воля Божия нашла своё исполнение. «In Christum, – говорит Ориген, – omnis hostia recapitulatur».

священник Николай Рудинский (†1937)

Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, - которые приносятся по закону, - Ты не восхотел и не благоизволил», потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе. 

И жертвы ветхозаветные учреждены по воле Божьей, но не как имеющие в себе силу очищать грехи, а только как прообразы будущей, истинной и совершенной Жертвы. Но когда еврейский народ начал самим жертвам придавать искупительное значение, тогда Бог через пророка Давида объявил, что таких жертв Он не хочет, они не угодны Ему, противоречат Его воле, и тогда же открыл, что Грядущий (Иисус Христос) есть истинная, искупительная Жертва, исполняющая волю Его. Из этого ясно следует, что Бог отменяет первое, то есть законные жертвы, и поставляет второе, то есть волю Отца, принесение на кресте тела Христова. Этой-то Жертвой и освящаются христиане.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible