Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом

Но вера наша не погибнет от отчаяния, ибо она утверждается на истинной надежде. Есть также и свидетели, удостоверяющие в ней. Это - люди древнего времени, в коих она открывалась, хотя ее и не видно было у людей, живших в среднее время, между древним и новым. Есть и доказательство того, что она открывает невидимое. Какое же это доказательство? - Свидетельство о древних, то есть удостоверение Писания о вере, что именно ею свидетельствованы древние отцы.

Итак, Апостол начал говорить не о той (только) вере, которая преемственно процветала у прежних отцов и отринута была Евреями, но также и о той, которая существует от начала мира до настоящего времени и дошла до самих Евреев. Почему, говорит, вы отступаете от этой веры? Ведь без нее, как вы знаете, и мир никогда не существовал, если он создан не на ваших глазах, но по вере словам Моисея или по преданию предшественников Моисея уразумеваете, что Бог создал мир словом Своим; так что все это видимое произошло от того невидимаго, то есть: или из ничего создано, или все это видимое сотворено невидимым Богом.

Нил Синайский, прп. (†430)

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом

За несколько времени до сего некие боголюбивые люди, спеша в дорогу по необходимому делу, призвали монаха принести о них молитву, чтобы благоуспешно совершить им предстоящий путь, при хорошей погоде. Монах же, видя, что небо облачно и падают дождевые капли, отказывался молиться, убоявшись неудачи. Но они сказали ему: ты одолжи нас только своею молитвою, а мы веруем, что, без сомненья, будет с нами по вере нашей. И когда была совершена молитва, отправились они в путь под дождем, нимало тем не опечалившись и не усомнившись. Воздух очистился, настала самая ясная погода и ветры утихли, путники достигли тех мест, куда отправлялись, и так же возвратились домой, хорошо кончив свое дело. Рассказал же я тебе это теперь, чтобы ты хотя отчасти мог уразуметь написанное: «вера есть уповаемых извещение» (Евр. 11:1).

Письма на разные темы. Кандидату Регину

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

Ибо невидимое видим мы верою. Она делается для нас оком к созерцанию уповаемого и не пришедшее еще в бытие показывает уже состоявшимся. Когда все мертвые еще во гробах, вера живописует нам воскресение и научает представлять бессмертие в прахе тел.

Толкование на послание к евреям

Исаак Сирин, прп. (†VIIIв.)

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом

Видением славы Божией он называет [видение] того, что в нем движется мысль о величии Его природы. Она выводит его из этого мира посредством ее восприятия. И отсюда он утверждается в той грядущей надежде. Это и есть убежденность разума, о которой сказал апостол Павел

Первое слово о знании

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Вера же есть осуществление ожидаемого

Наконец, апостол описывает нам веру, говоря, что она есть осуществление того, чего еще нет, и обоснование того, что еще не наступило. Например, воскресение еще не наступило, но вера утверждает это и ставит перед нашими глазами.

И уверенность в невидимом

Уверенность, то есть показание, обнаружение невидимого. Ибо она делает то, что эти вещи созерцаются нашим умом, как существующие. Итак, если вера имеет такую силу, то зачем вы хотите на самом деле увидеть их, чтобы отпасть от веры? Ведь это есть не что иное, как отпадение от того, чем живы праведники. Ибо праведный верою жив будет (Авв. 2:4; Рим. 1:17).

Евфимий Зигабен (†1118)

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом

Есть же вера уповаемых извещение

Так как предметы упования невидимы и по своей невидимости представляются не осуществившимися, то вера и служить для них осуществлением, сообщая им в душе верующаго настоящую сущность и самое бытие.

Вещей обличение невидимых

Она есть совершенное уверение в вещах невидимых: ибо вера в полной степени убеждает в бытии невидимаго. А если вера есть обличение невидимаго, как только что сказано, то зачем же вы желаете чувственно видеть это невидимое прежде времени? Ведь это не свойственно верующим: ибо верующий довольствуется в сем случае очами веры.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Вера

Вера
 – одна из трех главных христианских добродетелей. По ап. Павлу, вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Без веры невозможно угодить Богу (Евр. 11:1,6). Но с верой должны быть неразлучны и добрые дела, иначе – вера без дел мертва (Иак. 2:20).

Необходимость веры св. Кирилл изъясняет так: не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире, даже людьми чуждыми Церкви, совершается верой. На вере утверждается земледелие: "ибо кто не верит тому, что соберет произрастшие плоды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда, вверив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии, земле, предают самих себя неизвестным надеждам и имеют при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря" (Огласительное поучение пятое).

Библейская энциклопедия 1891г

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом

Сущность веры полагается прежде всего в осуществлении ожидаемого, причем под этим ожидаемым подразумеваются обетованные блага будущего. В отношении к невидимому вера есть то же самое, что осязание и непосредственное созерцание в отношении к видимому. «Вера есть созерцание неявного и ведет к такому же полному убеждению в невидимом, как в видимом. Как невозможно не верить видимому, так невозможно быть вере, когда кто не убежден в невидимом вполне также, как в видимом. Предметы надежды представляются не имеющими действительности, но вера поставляет им действительность…; так, напр., воскресения еще не было и нет в действительности, но надежда делает его действительным в нашей душе» (Злат.).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
В ней свидетельствованы древние. 


Классическое определение существа веры, при краткости своей, отличается глубокой содержательностью. Поэтому оно является основным как при начальном, так и при наивысшем научении вере. Апостол и здесь, как почти и повсюду, явился со своей обычной богословской, а вместе и с пастырской постановкой предмета. Определив его кратко, точно и строго, он потом пространно изъясняет его в многочисленных примерах. Показав лишь в одном стихе всю глубину предмета, он раскрывает его широту более чем в 40 стихах, причём всё сводит к тому же, что и подало ему повод говорить столь пространно о вере, т. е. чтобы читатели имели твёрдую веру во Христа и тем достигали возможного для них духовного совершенства о Христе Иисусе. Что Апостол хотел здесь определить существо веры, это видно из того, что логическое ударение находится на первом слове: δὲ (πίστις).
Существо веры, прежде всего, полагается в осуществлении (ὑπόστασις) ожидаемого. В своём общедоступном объяснении послания к Евреям мы уже высказали, что здесь видна сообразность с восприятием христианской веры читателями. Вейсс же поясняет, что здесь даётся намёк на обетованные блага будущего, причём он прибавляет, что Апостол, выдвигая вперед ἐλπίς, противопоставляет отношение веры к фактам, в действительности которых нельзя убедиться осязательно, а можно только путём веры, которая поэтому есть убеждение (ἔλεγχος) в таких невидимых фактах. Слово ἔλεγχος употребляется только здесь, хотя глаголом от того же корня Апостол пользуется и в другом месте.

 

Экзегетико-критическое исследование послания св. ап. Павла к Евреям

священник Николай Рудинский (†1937)

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние.

Человек и после падения не оставлен был Господом на произвол его страстей и сил. Посредством откровений и обетований, Господь указывал ему путь к спасению и общению с Собою. Этот путь, непостижимый для ума человека, как невидимый, постижим был верою, которая есть осуществление того, чего еще нет, и обоснование того, что еще не наступило. Она есть показание или обнаружение невидимых вещей, ибо она делает то, что невидимые вещи созерцаются нашим умом как видимые. «Как невозможно не верить видимому, так невозможно быть вере, когда кто не убежден в невидимом, также как в видимом» (Златоуст). Таким образом, вера дает уверенность, как бы доказательство невидимого, и осуществляет ожидаемое от Бога - Его помощь, Его обетования, которые представляются нашему рассудку не имеющими действительности, как видимое, настоящее, ибо «вера дает им действительность» (Златоуст). Поэтому вера укрепляет сердце среди разных бедствий, как только временных, и выражается в полной преданности водительству Божию. Такова и была вера древних, посредством которой они и получили от Бога свидетельство Его благоволения к ним.
Вообще, вера необходима для познания Божественных дел, начиная с сотворения мира.
 

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Николай Петрович Розанов (†1941)

Ст. 1-2 Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние.

Чтобы показать своим читателям, какое важное значение имеет твердая вера, апостол раскрывает природу и сущность веры, приводя на память читателей наиболее выдающиеся образцы веры, какие представил Ветхий Завет.

Определение, какое апостол дает вере, не исчерпывает всего понятия о ней, но, выставляя на вид те ее свойства, какие апостол желал иметь своим читателям, тем не менее, вполне достаточно обозначает природу веры. Именно, вера, по учению апостол, есть уверенность в ожидаемом (ἐλπιζομένων ὑπόστασις) и удостоверение (ἔλεγχος – то, что удостоверяет человека ср. Иов. 23:7 и Евр. 11:4 по греч. перев.) в фактах, не подлежащих нашему созерцанию, частью исторических (напр., сотворение мира), частью сверхчувственных (напр., служение Христа в небесной скинии). Эти оба признака веры тесно соединяются друг с другом, но не могут заменять друг друга, ибо, хотя все ожидаемое христианином принадлежит к области невидимого, поскольку до известного времени оно не обнаруживается (напр., царство славы), но не все невидимое лежит в области ожидаемого и многое уже осуществилось. Почему же именно вера христианина должна отличаться указанными апостолом свойствами? Потому, что имевшие такую веру и руководившиеся ею в жизни древние, благочестивые люди В. Завета получили одобрительное свидетельство от Бога (ἐμαρτυρήθησαν, ср. 3Ин. 1:12).

Обозрение посланий св. апостолов. Выпуск 3.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible