Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к евреям 11:19
Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 17-19 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование
Верою искушаем был Авраам и в жертву принес Исаака (Быт. 22:10 сл.), коего по обетованию он получил, чтобы в нем названо было ему семя (Быт. 21:12). Но Авраам нимало не усумнился в том, что если и умертвить его (Исаака), все же будет ему наречено в нем семя. Он думал и помышлял в душе своей, что и из мертвых воскресить силен Бог, откуда его и в притчу получил, то есть: чтобы в нем научились воскресению мертвых, – и чтобы в нем познал сынов духа, кои имели быть у него.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование
Что значит: «в притчи прият»? Значит, что, принося сына в жертву и показывая решительное в том намерение, он и сам удостоился венца, и сына получил обратно, а между тем жертва совершена принесением овна. Во всем этом Бог всяческих явил превосходство собственного человеколюбия и показал, что дал (праотцу) такое повеление, не желая смерти Исаака, а только испытывая послушание праведника.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Патриарх преоборол родившийся в нем помысл о множестве потомков, уверовав, что и умерщвленному, по Божию изволению, можно стать живым. «Темже того и в притче прият», то есть как бы в знамение и прообраз воскресения. Ибо Исаак, умерщвленный готовностию отца, ожил по гласу Воспретившего заклание. Но в нем предначертан и образ спасительного страдания; почему и Господь сказал иудеям: «Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день Мой: и виде, и возрадовася» (Ин.8:56).
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить
Достойно удивления то, что он, не имея другого сына, на котором мог бы ожидать исполнения обетования, но имея только одного, однако принес его в жертву. Почему же? По великой вере. Ибо он веровал, что Бог силен и после заклания его, воскресив его из мертвых, исполнит обетование, и чрез него, ожившего, умножит семя. В каком же смысле Исаак был единородным, когда у него был еще и Измаил? Но что касается обетования, то он был единородным: ибо он и был в собственном смысле семенем: ибо в Исааке наречется тебе семя (Быт. 21:12).
почему и получил его в предзнаменование
Что значит: в предзнаменование? То есть в образ, в показание тайны, относящейся ко Христу. Ибо как тогда Исаак был оставлен, овен же был заклан, так один Христос, будучи в одно и то же время Богом и человеком, по человечеству был принесен в жертву за нас, Божественная сущность же осталась непричастной страданию. Вообще же, Авраам был образом Бога Отца, Исаак – Сына Божия: так как Бог по Своему великому человеколюбию решил совершить это великое и превосходящее разум таинство – отдать Сына Своего за нас, то и желал даровать это, не как собственный Свой дар, но как бы отплатить долг, говоря при этом как бы следующее: Я ничего нового не даю человеческому естеству, принося за него в жертву Сына Своего. Ибо Авраам принес сына своего, чтобы для Меня заклать его. Почему Я возвращаю долг, а не дар даю. Или в предзнаменование, то есть в овне Авраам принес Исаака в жертву, то есть заменил овном, который был образом Исаака, то есть заклан был изображавший собой Исаака.
Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)
Ст. 17-19 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить
Почему Авраам решился на такое страшное дело, и притом явно несогласное с прежней волей Божией: ведь если он убьет Исаака, единственного сына своего от Сарры, то не исполнится пророчество Божие о том, что от Авраама произойдет великий народ?!.. Кто-либо скажет, что Авраам тут слепо повиновался Богу, как какому-то жестокому року. Нет, Авраам ясно верил, что все у Бога – благо. А в данном случае он рассуждал так: пусть я убью Исаака, а разве Бог не силен его воскресить? Вот глубина веры! Так и у нас, христиан. В самых, по-видимому, запутанных вопросах мы всегда верим Богу, так как ясно и непоколебимо убеждены, что все у Бога прекрасно и благо; вера наша сознательная, а не слепая.
В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания
Евфимий Зигабен (†1118)
Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование
Помыслив, яко и из мертвых воскресити силен есть Бог
Потому что как от умерщвленнаго для деторождения Он произвел его, так и его самого умерщвленная воскресит.
Темже его и в притчи прият
В знак и образ воскресения: ибо будучи умерщвлен произволением отца, он ожил по гласу остановившая заклание. Или иначе: «в притчи», т. е. во образе овна: ибо «воззрев, говорит Писание, виде, и се овен (един) держимый (рогама своима) в саде Савек: и иде и взя овна и вознесе его во всесожжение вместо Исаака сына своего» (Быт. 22:13). Все это были образы. Авраам представлял собою Бога Отца, предавшая на заклание за нас единородная Сына Своего. Исаак, без сомнения представлял собою самого Бога Сына, принесенная в жертву на кресте; овен же – образ вочеловечившагося Сына, плоть коего пострадала, при безстрастно пребывающем божестве Его.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Исаак
Исаак (смех) (Быт.21:1-7) – дитя обетования, сын Авраама и Сарры, родился, когда первому было 100, а второй 90 лет от роду. Спустя восемь дней по рождении он был обрезан, а через три года после того отнят от груди. По сему случаю Авраам сделал большой пир, на котором Измаил, сын Авраама от Агари, насмехался над Исааком, что имело следствием изгнание Агари с ее сыном из дома Авраама (Быт.21:9-13). Св. ап. Павел называет это гонением против рожденного по духу со стороны рожденного по плоти и видит в этом обстоятельстве знамение преследования и гонения верующих христиан миром (Гал.4:29). Кроме сего, Бог ясно засвидетельствовал Аврааму, что не в Измаиле, но в Исааке наречется Аврааму семя (Быт.21:12, Евр.11:18), т. е. от Исаака должен произойти обещанный Спаситель мира.
При этом особенно замечательным представляется то обстоятельство, что, когда Исаак уже совершенно возрос, когда, по свидетельству Иосифа, ему было уже 25 лет от роду, отец его, Авраам, получил повеление от Бога принести единственного сына своего в жертву всесожжения на горе Мориа (Быт.22:1-2). Это требовалось для испытания веры Авраама, и он мужественно выдержал это испытание, так как веровал, что Бог силен воскресить Исаака из мертвых. Почему и получил его в предзнаменование (Евр.11:17-19). Оно требовалось также и для испытания веры Исаака, и не только веры, но и его терпения и покорности.
На тридцатисемилетнем возрасте Исаака умерла мать его Сарра, будучи ста двадцати семи лет от роду (Быт.23:12). Сорока лет он женился на Ревекке, дочери Вафуила. Повествование о том, как Ревекка, жившая дотоле со своими родственниками в Месопотамии, сделалась супругой Исаака, с величественной простотой, рисующей нам обычаи и нравы Востока, – передано в XXIV гл. книги Бытия (См. Ревекка).
Прошло двадцать лет, а у Ревекки не было детей. Наконец Бог услышал молитвы Исаака о Ревекке, и она родила ему двух сыновей-близнецов, Исава и Иакова, из которых первый был любимцем отца, а второй матери (Быт.25:21,24). Наступил голод, и Исаак отправился в филистимский город Герар, как то сделал некогда отец его, Авраам. Здесь, подобно Аврааму, он впал в очень важную ошибку, выдав Ревекку за свою сестру, и тем подверг ее значительной опасности (Быт.26:1-10). Несмотря на сие, Бог обильно благословил Исаака земными благами, и он сделался очень богат стадами разного скота, крупного и мелкого, чем возбудил зависть в филистимлянах, видевших его благосостояние. Наконец, по случаю усилившейся распри с ним из-за колодцев, выкопанных рабами отца его, он удалился в Вирсавию, где Господь явился ему и благословил его и где посетил его Авимелех, царь герарский, и заключил с ним дружеский союз (Быт.26:23-31).
Во время последовавшей затем болезненной старости Исаака и слабости зрения младший сын его, Иаков, наущенный своей матерью, хитростью присвоил себе благословение отца, принадлежавшее по праву старшему его брату, Исаву (Быт.27:28,29). Преподав обильнейшее благословение Иакову предпочтительно пред Исавом, Исаак тем не менее произносил оное в пророческом духе, и из последующей истории Исава и Иакова видно, как изумительно точно осуществились его предсказания.
После сего события Исаак отправил Иакова в Падан-Арам, в Месопотамии, с тем чтобы он взял себе жену из дочерей Лавана, его родственника. Там Иаков оставался несколько лет и возвратился обратно лишь незадолго до смерти своего отца; и, как некогда Измаил и Исаак вместе погребли останки своего отца, Авраама (Быт.25:9), так равно Иаков и Исав вместе похоронили своего отца, скончавшегося ста восьмидесяти лет от роду, в пещере Махпел (Быт.35:29).
У иудеев и магометан существует несколько особых преданий касательно Исаака; между другими замечательны следующие: что он был один из трех, не имевших греха, и один из шести, над которыми ангел смерти был бессилен; что он получил знание Божественного откровения от Сима, что он ввел в употребление утреннюю молитву и т. п.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование
«Думал, что Бог силен и из мертвых воскресить». «Смысл слов сих следующий: по той же вере, по которой Авраам веровал, что Бог даст ему сына, которого у него не было, по той же вере он был убежден, что Бог воскресит и мертвого, воскресит закланного. Одинаково было чудно, т. е. по человеческому соображению, как то, что родится сын от утробы омертвевшей, устаревшей и уже сделавшейся не способною к деторождению, так и то, что закланный воскреснет, и однако он верил; прежняя вера руководила его к вере и в будущее» (Злат.). – «Почему и получил его в предзнаменование», – греч. ὅθεν αὐτὸν καὶ ἐν παραβολῇ ἐκομίσατο, – слав.: тем же того и в притчи прият, т. е. «в образе, так как овен был притчей Исаака или образом. Так как жертва была совершена и Исаак был заклан в намерении Авраама, то Бог и даровал его патриарху» (Злат.).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
В вере всё своеобразно, так что в ней возможны самые обратные антитезы: невидимое – для веры видимо; будущее, ещё не совершившееся, уже представляется как сбывшееся.
Экзегетико-критическое исследование послания св. ап. Павла к Евреям
священник Николай Рудинский (†1937)
Но еще большую, можно сказать, необычайную силу веры показал Авраам в принесении в жертву Богу сына своего, Исаака. Поистине велика вера Авраама, - говорит Златоуст. В Авеле, Ное и Енохе происходила только борьба мыслей, и нужно было стать выше человеческих помыслов, а здесь нужно было показать еще большее, ибо здесь Божественное, по-видимому, противоречит Божественному, вера - вере, повеление - обетованию. Бог обетовал ему - в Исааке наречется тебе семя (Быт. 21:12), и Авраам поверил. И вот родился у него единородный сын, надежда обетования Божия, и опора его веры. Только что он подрос, и привязал к себе сердца родителей, как Бог, для испытания и обнаружения его веры для других, посылает ему искушение, повелевает принести Исаака в жертву Ему. Авраам не стал раздумывать и колебаться, чему же верить, первому - обетованию, или второму - повелению. Если он исполнит второе, то есть умертвит Исаака, то как же может исполниться первое о многочисленном от него потомстве? Он думал только одно - Бог дал то и другое, следовательно, нужно исполнить Его волю. Пусть он, по повелению Божию, умертвит Исаака, но Бог силен и из мертвых его воскресить. С такою верою в Бога, он идет на указанное ему Богом место (гору Мориа, где после основан был Давидом Иерусалим), и готовится принести в жертву Богу Исаака, и уже заносит нож над ним, и видит его мысленно уже умершим. Бог, видя веру Авраама, даровал ему, как бы воскресил из мертвых, Исаака, указав ему через ангела для жертвы овна, в предзнаменование будущей жертвы Иисуса Христа, которой даруется жизнь и воскресение обреченному на смерть человечеству.
Николай Петрович Розанов (†1941)
Ст. 17-19 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
Патриархи доказывали свою веру на деле. Так, Авраам обнаружил величие своей веры, принесши в жертву своего сына Исаака, с которым для него было связано исполнение всех данных ему обетований о потомстве. Мало того, приняв сына с жертвенного костра живым, Авраам еще более обнаружил свою веру в Бога, высказав тут притчу: „Иегова усмотрит“ (Быт. 22:14). Возвращение принесенного Богу с верою сына было для Авраама фактическим подтверждением той истины, что Бог исполнит все Свои, данные Аврааму, обетования.