Скрыть
были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления

Были побиваемы камнями - Моисей, Навоф (Навуфей 3Цар. 21:13, ср. 2Пар. 24:20), - разсекаемы были, как Захария и Исаия, - искушаемы были разнообразно, как Иов (Иов. 1:1 сл.), - убийством меча умирали - Михей, Урия, Иоанн (Иер. 26:23 ср. 3Цар. 19:10; Мф. 14:10 и парал.), - скитались в милотях и козьих кожах, как Илия и Елисей (3Цар. 10:13.19; 4Цар. 2:8.13.14), - терпя недостатки, скорби, озлобления.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

были побиваемы камнями

Например, Навуфей (3Цар. 21:1–15), а потом и Стефан (Деян. 6:8–15, 7:1–60).

перепиливаемы

Например, Манассией – Исаия, которого, говорят, перепилили даже деревянной пилой, чтобы это было для него тягчайшим наказанием, хотя он и без того был мучен сверх меры.

умирали от меча

Например, Михей и Захария, Иоанн Креститель и Иаков. Смотри, как одни по вере избегали острия меча, другие же умирали от меча. Таково значение веры; она совершает великие подвиги и терпит великие мучения, и при этом нисколько не думает, что страдает. Итак, почему вы, никогда еще не испытавшие ничего подобного, сетуете?

скитались в ми́лотях и козьих кожах

Например, ученики Илии, – так они были нестяжательны. Так как евреи еще не имели такого понятия об апостолах, то после упоминания о них переходит к славному пророку, взятому на небо. Выражение скитались обозначает, что они подвергались преследованиям, и потому не оставались в одном месте. Милоть же – это кожа козы, или овцы.

терпя недостатки

Например, тот же самый Илия и Елисей. Ибо женщины питали их.

скорби, озлобления

Не мало скорбей доставляла Илии Иезавель, преследовавшая его.

Евфимий Зигабен (†1118)

были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления

Камением побиени Быша

Как напр., Стефан (Деян. 9).

Претрени Быша

Как, напр., Исаия

Искушени Быша

вытерпели разнообразный испытания, как многие из Еллинов, так и из Иудеев, принявших веру.

Убийством меча умроша

Некоторые из тех же самых. Или же теперь речь и о Захарии. Но зачем он говорит; что одни «избегоша острея меча», a другие «убийством меча умроша»? ведь то и другое друг другу противоположно. Да, одно другому противоположно, но то и это совершилось по одной и той же вере: ибо и то и другое действие веры достойно удивления, и то что один избегает великой опасности, и то, что другой терпит великое бедствие. В самом деле, одни, окруженные опасностями и верующие, что спасутся, действительно спаслись, другие же погибшие, веруя, что достигнуть великих благ, презрели смерть и охотно решились умереть.

Проидоша в милотех и козиих кожах

Употребив слово «в милотех», он пояснил его следующим словом. Собственно милоть есть одеяние из овечьих шкур, в несобственном же смысле – и из козьих кож. «Проидоша» же в таких кожах по крайней своей бедности Илия и Елисей: ибо к ним он снова возвращается. Так как Апостолы и другие доброхвальные ученики (Христовы) еще не пользовались в глазах евреев столь великою славою, то он и переносить мысли их к Илии, и Елисею, коих они весьма уважали, и напомнив им, что эти мужи вытерпели. отсюда подает им ободрение и утешение для благодушия и твердости в искушениях.

Лишени, скорбяще, озлоблени

Примеры, знакомые для тех, к кому написано это Послание: ибо и сами они потерпели то же самое.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления

Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке. Так, по приказанью нечестивой Иезавели, побит камнями Навуфей (3Цар. 21:13, 14); пророк Азария (по иным Захария), сын Иодаев, убит был камнями, по повелению Иоаса царя, за обличение нечестия (2 Паралип. 24:20, 21). Сохранилось древнее еврейское предание о том, что Исаия пророк был перепилен. Подвергались пытке патриархи – Авраам, Иаков, Иов.

Умирали от меча. Так умерли от меча триста пять священников в Намве, по повеленью Саула (1Цар. 22:18); так побиты пророки Божии по повеленью нечестивой Иезавели (3Цар. 19:10, 14). О таких избиенных Господь говорил: Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки, и камением побиваяй посланные к тебе (Мф. 23:37).

Скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. «Так терпели великий Илия; так жил Елисей, великий наследник его благодати; так проводила жизнь большая часть пророков, которые и домов не имели, но рубили дерева и строили себе кущи». Милоть – одежда из овечьей кожи. Пророки обыкновенно проводили самую простую жизнь; переходили с места на место; терпели нужду иногда в самом необходимом, как в пище и питии, за слово истины переносили всякие оскорбления и обиды, чему примером служит пророк Илия (3 Цар. гл. 17-19).

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 36-37 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления

Оканчивает речь указанием на узы, темницы, бичевания, побиение камнями, разумея бывшее со Стефаном и Захариею: убийством, прибавляет он, меча умроша. Что говоришь ты? Одни избегоша острея меча, а другие - убийством меча умроша? Что же это значит? Что ты превозносишь? Чему удивляешься? Первому иди последнему? Поистине, говорит, тому и другому. Первому - потому, что оно близко к вам, а последнему - потому, что вера оказывала свою силу при самой смерти… То и другое - чудеса веры; и то, что она совершает великие дела, и то, что терпит великие бедствия и не думает о страданиях (Злат.).

священник Николай Рудинский (†1937)

жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

По вере в Бога пророк Илия воскресил из мертвых, и возвратил живым матери, вдове сарептской, умершего ее сына (см. 3Цар. 17:20-23), также пророк Елисей воскресил сына сонамитянки (см. 4Цар. 4:32-37). Некоторые же из ветхозаветных праведников замучены были за свою веру, как Елеазар и семь отроков Маккавеев с матерью их, Соломониею (см. 2Мак. 7:1-41). Они могли бы избавиться от мучения отречением от своей веры, но имея страх Божий, захотели лучше умереть за свою веру, чем отказаться от нее (см. 2Мак. 6:30-31), чтобы получить лучшее воскресение - славное и блаженное, ведущее в Царство Небесное. Весьма многие из ветхозаветных святых, за веру испытали поругания и побои, как, например, Самсон от филистимлян (см. Суд. 16:25), послы Седекии царя от народа (см. 2Пар. 30:10, 36:16). Особенно во времена Маккавеев, верующие иудеи подвергались жестоким преследованиям от язычников (см., напр, 3Мак. 2:19-21). Иных за веру побивали камнями, как Навуфея (см. 3Цар. 21:1-15) и священника Захарию (см. 2Пар. 24:20-21). Иные были перепиливаемы, как, по преданию, пророк Исайя, по приказанию царя Манасии, был перепилен деревянною пилою. Иных Бог подвергал разным искушениям, как Авраама, пророка Иону, и нашел их достойными Себя (Прем. 3:5). Некоторые верующие были убиты мечом, например, весь род священника Ахимелеха, по приказанию царя Саула (см. 1Цар. 22:17-19), по приказанию Иезавели много было убито пророков Господних (см. 3Цар. 18:4-13). Иные из ветхозаветных праведников, как пророки Илия и Елисей, всю почти жизнь свою прожили бедственно, и зимой и летом покрывали свою наготу, вместо одежды, овчиной из козьей кожи, терпели недостатки во всем, скорби и оскорбления. Такие страдальцы за веру, которые ценнее были в очах Божьих целого мира физического и нравственно грешного (ср. Сир. 16:3), скитались в горах, пустынях и пропастях земных, они умерли бы с голоду, если бы не питал их Сам Господь (см., напр., 3Цар. 18:9).
Итак, иных праведников за веру Бог хранил от бедствий, а других, для испытания сил их веры, допускал испытать разные бедствия. «То и другое, - говорит Златоуст, - чудеса веры, и то, что она совершает великие дела, и то, что она терпит великие бедствия».
Все эти ветхозаветные праведники, хотя получили удостоверение от Бога, что они за свою веру угодны Ему, но не получили обещанного им отечества, как полной награды за их веру.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible