А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает

А без веры, то есть если человек не верует, что существует истинный Бог и Что Он для ищущих Его мздовоздаятелем бывает, - не станет добровольно стараться о том, чтобы угодить Ему и искать Его.

Феодорит Кирский, блж. (†457)

А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает

Привел же и доказательство положения и представил оное уже в виде несомненного изречения. «Ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает». Кто не уверовал, что сие действительно так, тот не приемлет на себя трудов добродетели. Ибо и земледелец не стал бы проливать пот, возделывая землю, если бы не уверен был, что соберет плоды трудов; так и кормчий, имея в виду пристань, переносит всякого рода опасности.

Толкование на послание к евреям

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

А без веры угодить Богу невозможно

Если кто не уверует, что есть воздаяние добрым и злым, тот не угодит. Ибо как может кто-нибудь идти трудным путем добродетели, не будучи убежден в том, что в будущем веке есть разнообразные и постоянные воздаяния? Слушай и дальнейшее.

Ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает

То, что Бог есть и что Он воздает, – это мы содержим по вере, ибо некоторые утверждают, что все существующее существует само собой; а что оно такое, по существу, это совершенно непостижимо для здравомыслящих. Что значит: «ищущим Его»? То есть тем, кто старается жизнью угодить Ему, а не тем, кто слишком занимается внешней мудростью. Обрати внимание на мудрость Павла, как он повсюду добавляет: воздает, ради малодушия верующих евреев.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает

Ищущим Его воздает. Как молящимся Господь видимо покровительствует в жизни, так не молящимся видимо противится в некоторых делах и не благословляет их предприятий успехом. Наказание с такими людьми, когда за них возмешься хлопотать. Всё неудачи. И тут, и там, и сям – везде отказ.

Дневник. Том IV. 1860–1861

Евфимий Зигабен (†1118)

А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает

Без веры невозможно угодити Богу

Итак вера предшествует благоугождению; далее Апостол дает следующее объяснение.

Веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть и взыскающым Его Мздовоздатель бывает

«Веровать» должно, что Бог есть и что Он Мздовоздатель бывает тем, которые ищут Его верою и благоугождением, ибо добродетель есть путь, ведущий к Богу. Должно, говорит Апостол, веровать, что Бог есть, не усиливаясь познать, что такое Бог, так как это совершенно непостижимо.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения

Православное установление

Для оправдания человека необходима не одна вера, но и прочие добродетели, такие как страх Божий, надежда, любовь, покаяние, принятие таинств, намерение или начинание проведения новой жизни. Так верует вся Восточная Православная Кафолическая Церковь. Смотри Книгу исповедания Православной веры, утвержденную соборно, и засвидетельствованную всеми четырьмя святейшими патриархами, прочими архиереями и всем освященным Собором. В первой части этой книги первый вопрос такой: «Что должен соблюдать православный кафолический христианин, чтобы наследовать жизнь вечную?» Ответ: «Правую веру и добрые дела, ибо кто имеет и то, и то, является добрым христианином и имеет твердую надежду на вечное спасение, по свидетельству Священного Писания: Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? (Иак.2:24). И ниже: Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак.2:26). И в другом месте апостол Павел говорит: имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере (1Тим.1:19). И в другом месте: хранящие таинство веры в чистой совести (1Тим.3:9). Та же Книга Православного исповедания в третьей части, в вопросе 39 говорит: «Грешат те, кто одной верой без добрых дел надеются наследовать жизнь вечную».

Но постараемся обратить внимание как и на каких словах Священного Писания утверждается наше православное установление.

Во-первых, для оправдания необходима вера. Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает (Евр.11,6).

Здесь первое движение к Богу апостол приписывает вере, ибо удалившиеся от Бога начинают ею к Нему приближаться. И еще: Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали?... Как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? (Рим.10,13-15). Здесь апостол описывает чин оправдания. Во-первых, он показывает послание проповедающих. Во-вторых, саму проповедь Евангелия. В-третьих – веру. В-четвертых – призывание имени Господня. В-пятых – спасение, то есть оправдание. Первое и второе, то есть послание, проповедников и проповедь, находятся вне нас. Но вера находится в нас, и она есть первое начало оправдания. За верой следует призывание и прочее по своему чину. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин.1:12). Здесь святой Иоанн [Богослов] явно учит, что те, которые принимают Христа верой, еще не являются чадами Божиими, но имеют власть и могут ими быть, если приложат к вере прочие добродетели.

Кроме Священного Писания причина такова, что кто-то может верить в то, на что не надеется и чего не любит, но он не может любить и надеяться на то, во что не верит. Отсюда ясно, что вера есть основание надежды и любви, а так же прочих добродетелей.

Во-вторых, для оправдания необходим страх Божий. Ибо как вера есть начало оправдания, по сказанному выше, так Писание говорит и о страхе Божием: Начало премудрости страх Господа (Пс.110,10; Притч.1,7; Сир.1,15). Но какая может быть большая духовная премудрость, чем оправдание, при котором человек удаляется от грехов и приступает к Богу, приходит от мрака греховного к свету, от неведения – к познанию истины? Еще: Вера постольку является началом оправдания, поскольку человек верой взыскивает Бога, но то же производит в человеке и страх Божий, ибо написано: Когда Он умерщвлял их, они искали Его и скоро обращались к Богу (Пс.77,34). И еще: Покрой лица их безчестием, чтобы взыскали имя Твое, Господи! (Пс.82,17). И в Книге пророка Ионы, когда пророк Иона угрожал разрушением города, царь и все люди Ниневии сразу обратились к Богу (Иона.3). Еще: Вера оправдывает, поскольку в нас изображает Христа, по слову Павлову: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал.4:19). Но то же самое пророк Исаия приписывает и страху Божию: когда наказание Твое постигало его (народ – Примеч.) (из-за страха Твоего – слав.) … Господи. Были беременны, мучились, и рождали как бы ветер (дꙋхъ – слав.); спасения (Ис.26,16-18).

Помимо Священного Писания есть еще такая причина. Так как природа страха – это ни что иное, как только избегать вреда и искать средств и всяких способов, с помощью которых можно укрыться от настоящей или грядущей беды. Поэтому святой Иоанн Креститель, побуждая народ к покаянию, восклицал: кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния (Мф.3,7-8). Но и мы, не то же ли видим и познаем самим опытом, когда во время настоящих бед, таких как эпидемии, морские бури, громы, молнии и прочие беды, понуждаемые страхом, прибегаем к Богу и предпринимаем много старания о спасении?

В-третьих, для оправдания необходима надежда и упование. Надежда или упование рождается от веры, равно как и страх. Ибо как вера учит, что Бог есть Судия праведный, суровый Наказатель грехов, уготовивший не кающимся грешникам огонь неугасимый, так та же вера учит, что Тот же Бог есть всемилостивый Отец щедрот и всякого утешения, не хотящий смерти грешника, но чтобы он обратился и был жив. И поэтому Он послал на землю Сына Своего и готов ради заслуг Своего Сына помиловать всех грешников, если они обратятся всем сердцем своим и сотворят достойные плоды покаяния. А что надежда или упование необходимы для оправдания, ясно из Священного Писания: спасая надеющихся на Тебя (Пс16,7). Уповающего на Господа милость окружит (Пс.31,10). И сохранит их, ибо они уповали на Него (Пс.36,40). «Так как он на Меня уповал, то Я избавлю его» (Пс.90,14).

Но и Сам Христос говорит расслабленному: дерзай, чадо! (то есть уповай) прощаются тебе грехи твои (Мф.9,2).

Отсюда святой Амвросий [Медиоланский] в книге 1 о покаянии в главе 1 говорит: «Никто не может приносить покаяние, если не надеется на прощение».

В-четвертых, для оправдания необходима любовь. Сам Христос говорит об этом: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много (Лк.7:47). И апостол Павел: во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью (Гал.5:6).

В-пятых, для оправдания необходимо покаяние. Покаяние есть сожаление о содеянном зле и омерзение греха. Оно необходимо для оправдания, так как в Деяниях апостолов написано: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь (Деян.11:18). И еще: печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению (2Кор.7,10). И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему (Иез.18,21-22). Что может быть яснее этих слов Писания? Ибо если Бог дал покаяние в жизнь (вечную – Примеч. ), если печаль ради Бога производит покаяние ко спасению, и если кающийся беззаконник жив будет и не умрет, как говорят вышеприведенные слова из Писания, то как может оправдать и спасти только одна вера? Или как тогда покаяние может быть ненужным для оправдания и спасения?

В-шестых, для оправдания необходимо принятие святых таинств. Таинства для оправдания и спасения благопотребны такие. Для неверующих – Крещение, а для верующих и согрешивших после Крещения – Покаяние и разрешение от грехов, ибо написано: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3:5). И еще: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин.20:23). Это два лекарства на греховные язвы, то есть Крещение и по Крещении для согрешающих власть разрешения (от грехов – Примеч.), данная Христом священникам. Если кто презрит эти лекарства, установленные Самим Христом, тот оправдан и спасен быть не может. Поэтому святой апостол Петр соединяет оба: покайтесь (сказал), и да крестится каждый из вас (Деян.2:38).

В-седьмых, для оправдания необходимо намерение и начинание проведения новой жизни и соблюдение всех заповедей. Об этом говорит Господь у пророка Иезекииля, 18: Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух (Иез.18:31). Это необходимые приготовления для оправдания. А что противники говорят, что якобы для оправдания и спасения достаточно одной веры, то этому совершенно невозможно быть истинным, ибо апостол говорит: Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? (Иак.2:24). И ниже: Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак.2:26).

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Вера

Вера
 – одна из трех главных христианских добродетелей. По ап. Павлу, вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Без веры невозможно угодить Богу (Евр. 11:1,6). Но с верой должны быть неразлучны и добрые дела, иначе – вера без дел мертва (Иак. 2:20).

Необходимость веры св. Кирилл изъясняет так: не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире, даже людьми чуждыми Церкви, совершается верой. На вере утверждается земледелие: "ибо кто не верит тому, что соберет произрастшие плоды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда, вверив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии, земле, предают самих себя неизвестным надеждам и имеют при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря" (Огласительное поучение пятое).

Библейская энциклопедия 1891г

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-6 Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает

«Он (Енох) показал веру больше Авелевой… Хотя он жил и после Авеля, но случившееся с Авелем могло отвратить его от добродетели… Авель почитал Бога, и Бог не избавил его. Какая польза умершему от того, что брат его наказан?.. Ничего такого Енох не сказал и не подумал, но оставил все это, зная, что если есть Бог, то без сомнения есть и мздовоздаятель, хотя тогда еще ничего не знали о воскресении…» (Злат.). «Переселение Еноха произошло вскоре, в самом начале, для того, чтобы человечество питало надежду на прекращение смерти, на уничтожение власти диавола… Он сперва попустил смерти поразить праведника, желая сыном устрашить отца. Чтобы показать, что определение Его остается во всей силе, Он подверг этому наказанию немедленно не злых людей, но даже благоугодившего Ему, т.е. блаженного Авеля; а вскоре после него переселил Еноха живым. Он не воскресил первого, чтобы люди не предались беспечности, а последнего переселил живым; Авелем устрашил, а Енохом внушил ревность о благоугождении Ему» (Злат.). «Многие спрашивают, куда переселен Енох и почему переселен, почему не умер, и не он только, но и Илия, и если они живут, то как живут и в каком состоянии. Но спрашивать об этом совершенно излишне. О том, что первый переселен, а последний вознесен (на небо), Писание сказало, а где они и как существуют, этого не прибавило, потому что оно не говорит ничего, кроме необходимого» (Злат.). - «Прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу…» Таким образом, по мысли апостола, еще до перенесения угождение Богу в Енохе имело красноречивое выражение и подтверждение - очевидно, во всей жизни этого праведника; при этом апостол заключает, что в корне этого угождения должна быть непременно вера - живое начало всякого Богоугождения. Вторая половина 6-го стиха определяет предметы веры (что Бог есть и что Он - мздовоздаятель) с явным желанием дать утешение и увещание к терпению читателей. То самое и сделало Еноха благоугодившим, что он ничего не получал. Он знал, что Бог есть мздовоздаятель; но, скажи мне, откуда? Ведь Авелю еще не было воздаяния. Таким образом, разум внушал одно, а вера - противное видимому. Так и вы, говорит, если видите, что вы не получаете здесь никакого воздаяния, не смущайтесь« (Злат.). - «Ищущим Его…», т.е. делами и видением» (Злат.).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. 

Стих 6, несомненно, имеет тесное соотношение с пятым, как обосновывающий содержащееся в нём утверждение. Но он имеет и самостоятельное значение как в отношении к читателям послания, так и вообще ко всем, потому что о приходящем к Богу сказано в единственном числе (быть может в применении к Еноху), а о взыскующих Его – во множественном. Под взыскующими до́лжно разуметь главным образом читателей послания ввиду их колебаний и неполного вообще приближения к Богу. Затем, следует ещё обратить внимание на то, с какой решительностью Апостол говорит о необходимости веры как уверенности в бытии Бога и в Его мздовоздаянии. Апостол употребляет для этого краткое, но могучее слово δεῖ. Мздовоздаятелем (μισϑαποδότης) Бог называется только здесь, хотя нечто подобное об этом великом воздаянии тем, кто живёт богоищущей набожностью, говорится в другом месте. Что касается невозможности угодить Богу без веры, то об этом Апостол отчасти говорит в Евр.10:38, но не так строго определённо и не с такой широтой взгляда, решительностью и обобщением. На этом основании главное положение 6 стиха стало таким же общеупотребительным при суждениях о необходимости веры, как первые слова этой главы – при суждении о существе веры.

Экзегетико-критическое исследование послания св. ап. Павла к Евреям

священник Николай Рудинский (†1937)

Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

Еще большую веру в Бога обнаружил Енох, живя среди развращенного уже рода. То, что случилось с Авелем, способно было смутить его, потому что несмотря на праведность Авеля, и угодность Богу, Он допустил, чтобы его убил брат, Каин. Правда, убийца его был наказан Богом. Но какая от этого польза убитому уже? Енох же веровал, что если и не ныне, то в будущем веке Бог воздаст за веру в Него, и такою верою угодил Богу, и угодив, переселен был живым на небо. Итак, верою он переселен был, или как бы самая вера переселила его. Потому что прежде переселения его, сказано о нем, что он ходил пред Богом (Быт. 5:24) - жил, имея всегда перед очами своими Бога, или страх Божий, постоянно благоугождая Богу. В примере Авеля Бог показал, что Его определение о смерти, за преступление прародителей истинно, а в примере Еноха снова показал, что это определение временно и будет уничтожено. Из тех же двух примеров видно, что без веры невозможно угодить Богу, ибо вера убеждает в существовании Бога, и мздовоздаянии в будущей жизни. Как же не веря в это, можно угодить Богу? Как можно идти к Нему, быть преданным Ему? Как жить добродетельно среди соблазнов и искушений грехом, не веря, что есть будущая жизнь, и в ней воздаяние за подвиги веры? (Феофилакт).
 

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Николай Петрович Розанов (†1941)

Ст. 3-7 Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще. Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.

Для того, чтобы подтвердить истинность своих последних слов (Евр. 11:2), апостол далее напоминает читателям о таких исторических фактах, из которых с ясностью можно заключать, какой высокой похвалы удостоивались от Бога имевшие такую веру. Перечисление этих фактов апостол начинает с сотворения мира. При этом, ему бы нужно было начать с Адама и Евы, но, не желая ставить читателям в образец веры виновников нашего падения, он ставит на их место всех их потомков – христиан. Это было и удобно сделать, потому что есть пункт, относительно которого наша вера одинакова с верою наших прародителей: таким пунктом служит творение мира. Итак мы, так же, как и прародители, в силу веры познаем, что небо и земля со всем, что их наполняет, созданы всемогущим словом или велением Бога, так что видимый мир (τα βλεπόμενα) не возник из каких-нибудь φαινομένων, из чего-нибудь такого, что по природе своей подлежало чувственному наблюдению (μὴ принадлежит не только к слову φαινομ., а ко всему предложению ср. 2Фес. 2:2). Употребляя при том, для обозначения сотворенного Богом мира слово века (αἰῶνες), aпостол хочет сказать, что вера убеждает человека в том, что словом Божиим сотворен не только один видимый мир, но и все миры, даже не подлежащие нашему созерцанию. (О награде, какую получили христиане за эту веру, апостол не говорит; она принадлежит еще к области будущего). Такую веру оказывали самые ближайшие потомки Адама. Так, Авель еще не видел никаких чудес, которые бы свидетельствовали о том, что Бог почитающим Его дарует какие-нибудь блага, а между тем, он, своею жертвою, почтил Бога от всего сердца. За это Бог призрел на его жертву и засвидетельствовал, таким образом, ему Свое благоволение; даже и после смерти Он не забывал Авеля за его веру (Быт. 4:10 голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли). Точно так же и в Енохе апостол усматривает крепкую веру, потому что св. писание засвидетельствовало о его богоугодной жизни, а угодить Богу, без веры в Него, никак нельзя: всякий, приближающийся к Богу с молитвою или жертвою, должен веровать в бытие Бога и Его правосудие, в силу которого Бог дарует блага тем, кто ревностно ищет общения с Ним. Енох не знал, есть ли воздаяние в будущей жизни за лишения, переносимые ради Бога в этой жизни, и, однако, проводил жизнь богоугодную. За это он и был награжден переселением на небо, не испытав смерти (это последнее выражение не находится в книге Бытия, а прибавлено для разъяснения дела самим богодухновенным апостолом). Обнаружил свою веру и Ной, устроивший, благоговейно исполняя повеление Божие, спасительный ковчег тогда, когда еще ничто в природе не предуказывало на близкую катастрофу. Этою верою, говорит апостол, Ной совершенно осудил (κατέκρινε) неверующих своих современников, т. е. своим поступком показал, что и они могли исправить свое поведение и, однако, этого не сделали, и соделался наследником правды, т. е. имеющим получить праведность по вере, поскольку он обнаруживал последнюю в своей жизни.

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
Можно спастись и без Церкви и без веры за одни добрые дела (Деян.10:34-35).

Ответ:
Слово Божие говорит иное: «нет другого имени (кроме имени Иисуса Христа – Деян.4:10-11) под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12). «Заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам» (1Ин.3:23). «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11:6).
Хотя Корнилий был благочестив, боялся Бога (Деян.10:2), но не имел веры во Христа, не принадлежал к Его Церкви; поэтому Господь послал к нему (Деян.10:20; 1Тим.2:4) апостола Петра, наставившего его в истинах веры и через крещение приложившего к Церкви Христовой. Следовательно, Сам Господь обращением Корнилия удостоверил, что спасение человека и благочестивого возможно только в единой Церкви Его, а не вне ее. «Но во всяком народе (а не в одном только иудейском) боящийся Его и поступающий по правде (справедливо, согласно с требованиями естественного закона) приятен Ему» (к такому человеку Бог благоволит, почему и приводит его в Церковь Христову, подобно Корнилию).
«Апостол не сказал: «во всяком народе боящийся Его» спасается, но: «приятен Ему», т.е. достоин того, чтобы быть принятым» (блаженный Феофилакт).*
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
* - Толкования на Деян. Апостол. 1906 г., стр. 129.

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible