Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к евреям 12:18
Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре,
Святые отцы
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре
Не приступили, говорит, вы к осязаемой горе, которая огнем пылала, - не к той, на которой был дым, мрак и буря и прочее, что совершилось на горе Синае (Исх. 19:16; Втор. 4:41).
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку (ср.Исх. 19:19)
Показывает, что если не терпят и в то же время не верят в обетования, то они гораздо более виновны, чем ветхозаветные. И смотри, как делает сравнение. Показав превосходство Нового Завета пред Ветхим во многих отношениях, как это уже известно, выставляет теперь и ветхозаветные великие и чудесные события, бывшие на горе Синай (Втор. 5:22), и показывает, что они ничтожны и не могут сравниться с событиями Нового Завета. Ибо там, говорит, много образов для устрашения младенчествующего того народа. Присоединяет также и огонь, чтобы открыть карательную силу Законодателя и чтобы Он тотчас же явился страшным. Облако и мрак указывали на значение Ветхого Завета, как тени. Ибо если тот завет был образом, то ясно, что пока не пришла истина, образы были неясными, почему и не знали, что они обозначают. Чрез них же открывалось невидимое Божие. Ибо, говорит, облако - подножие ног Его. Буря же побудила беспечных евреев к вниманию. Трубы же означали как бы присутствие царя. Ибо это будет и во второе пришествие Христово.
Евфимий Зигабен (†1118)
Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре
Не приступисте бо к горе осязаемей
Чудно было то, что совершалось в скинии, страшно было и то, что происходило на горе Синае. И показав, что совершающееся у нас выше совершавшагося в скинии, Апостол то же самое выясняет теперь по сравнению с тем, что было на горе Синае. И говорит: «не приступисте бо» вы уверовавшие во Христа «к горе осязаемей»: ибо гору Синай, по удалении с нея Бога, восхождением своим осязали Моисей, Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят старейшин, и видели место, на котором стоял Бог, и подножие Его, как произведение из камня сапфира (Исх. 24:9-10); но вы приступили к горе лучшей и более высокой, о чем речь его будет немного ниже и разгоревшемуся огню, и к горе, охваченной огнем. Ибо в книге Исход написано: «гора же Синайская дымяшеся вся, схождения ради Божия на ню во огни» (Исх. 19:18). А в книге Второзакония говорится: «гора же горяше огнем» (Втор. 4:11).
И облаку, и сумраку, и буре
Разумеется: «не приступисте». Книга Исход говорит: «И Быша гласи, и молния, и облак мрачен на горе Синайстей» (Исх. 19:16). А во Второзаконии говорится: «тьма, мрак и вихрь» (Исх. 4:11).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Cт. 18-21 Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою); и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: я в страхе и трепете
Ср. Исх ХХ:18-19; XIX:12-13, 16, 18. О страхе Моисея (21 ст.), не говорится им самим при описании этих событий. Очевидно, апостол пользовался здесь каким-либо преданием, на котором основывался, вероятно, и первомученик Стефан, также упоминающий о страхе Моисея в своей речи (Деян 7:32). Некоторое основание этого предания можно усматривать во Второзаконии 9:19, где Моисей говорит: «я страшился гнева и ярости, которыми Господь прогневался на вас и хотел погубить вас…» (что было после разбития скрижалей).
священник Николай Рудинский (†1937)
Ветхий Завет заключен был на осязаемой, чувственной горе Синае, где Господь в недоступном для человека и грозном величии явился народу еврейскому в огне, во мраке, буре и землетрясении, так что народ сам просил, чтобы Господь говорил с Моисеем, не смея сам и приступить к Нему, чтобы не умереть. Сам Моисей был в страхе от грозного явления Господа (см. Исх. 19:16-17). Для чего Бог заключил Свой завет с народом еврейским, при такой грозной и устрашающей обстановке? «Род человеческий был беспечен, - отвечает Златоуст. - потому нужно было пробудить его, и конечно, не было такого беспечного человека, который не возвел бы очей своих горе, когда совершилось законоположение».
Дивно и страшно то, что было в Ветхом Завете, но гораздо дивнее, возвышеннее и гораздо важнее то, что в Новом Завете. И всем доступно оно, потому что светло.