Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ст.22-24 Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева 

Там, говорит Апостол, страх, а здесь праздник и торжество; то было на земле, а это – на небесах; там тысячи людей, а здесь «тьмы Ангелов»; там неверные и беззаконные, а здесь «Церковь первородных на небесех написанных, и духи праведник совершенных»; там завет ветхий, здесь новый; там ходатаем раб, здесь – Сын; там кровь бессловесных животных, здесь – Кровь словесного Агнца. Сие же: «лучше глаголющей, нежели Авелева», значит: кровь, вещающая делами и показывающая собственную свою действенность, потому что кровь Авелева восхваляется, сия же содевает спасение людей. А «первородными» назвал Апостол избранных, потому что первородные по закону получали двойную часть из наследства. 

Толкование на послание к евреям

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Но вы приступили

Те не приблизились, но стояли вдали: вы же приступили. Не видишь ли превосходство?

К горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму

Вместо Синая мы имеем мысленную гору Сион и мысленный город Иерусалим, то есть самое небо, а не пустыню, как те.

И тьмам Ангелов, к торжествующему собору

Вместо народа, у нас тьмы ангелов, вместо страха - радость, что и обозначено словом торжествующему. Ибо где торжество, там радость. Итак, это торжество происходит среди ангелов.

Евфимий Зигабен (†1118)

Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов

Но приступисте к Сионстей горе

«Не приступисте, говорит, к горе осязаемей», по которой люди могут ходить, но приступили к Сионстей горе, т. e. к горе высокой: ибо Сион означает место, удобное для наблюдения, т. е. высоту. Апостол разумеет под этим небо, куда Христос, вознесшись с плотию Своею, обновил путь и для народа Своего, и куда дал возможность теперь возноситься душе, а во всеобщем воскресении – и телу.

И ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному

Там, вокруг Синая, была пустыня; a здесь, при упомянутом Сионе, славный город Иерусалим, но Иерусалим не земной, а небесный, потому что как гора эта небесная, так и город небесный. А так как имя «Иерусалим», по изъяснению, означает видение мира, то это-то и есть по преимуществу на небе, где все исполнено мира и безмятежия.

И тьмам Ангелов

Там тьмы людей, a здесь тьмы Ангелов: на сколько же это важнее!

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о призывании святых, то есть ангелов Божиих и прочих святых, от сего мира отшедших
 

Церковь, торжествующая на Небе, и церковь, воинствующая на земле, находятся между собой в единстве, соучастии и причастности. Об этом ясно учит Апостол Павел: Вы приступили не к горе, осязаемей (Евр.12:18), и прочее. Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов (...) и Церкви первенцев, написанных на небесах (Евр.12:22-23). И снова: вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам (Гал.4:26). И снова: Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе (Еф.2:19-21). И снова: Ибо Им (то есть о Христе) создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, власти ли – все Им и для Него создано; и Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство (Кол.1:16-18). И снова: Но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое (Еф.4:15-16).

Из этих текстов Писания ясно, что церковь, воинствующая на земле, имеет соучастие с церковью, торжествующей на Небесах. Поскольку горний Иерусалим – матерь всем нам, по слову Павла, то и мы, чада горнего Иерусалима, его граждане, в то же время сограждане жителей Небесных, то есть церкви торжествующей. И поскольку Христос – глава обеих Церквей, Земной и Небесной, как говорит Апостол Павел, то под одной главой, Христом, все мы члены одного тела, и они, на Небесах, и мы, на земле.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви


Догмат о входе святых душ, вышедших из тела, в небесные обители и причастии небесной славы прежде второго пришествия Христа

Вы приступили не к горе осязаемой
(Евр.12:18), и прочее. Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Евр.12:22-23).
 
Здесь по толкованию святых Отцов описывается Церковь, торжествующая на Небе, и ее граждане. Прежде всего это Ангелы, а также души Первенцев, то есть тех, кто первыми уверовал и умер, такие как Апостол Иаков, Стефан и другие, которые, как сказано, написаны на Небесах, то есть причислены к Ангельским чинам. Другие же толкуют церковь Первородных с написанными на Небесах как души Патриархов и Пророков, царствующих со Христом. Духами же совершенных называют души Апостолов и мучеников. Примите первое или второе толкование, из обоих ясно, что души святых, живших на земле, блаженны тем блаженством, которым прежде были почтены одни только Ангелы.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Ангел

Ангел
 (Быт.16:7-14). Это слово на греческом и еврейском языке значит: вестник. Слово ангел (вестник) часто прилагается и к людям (Лк.7:24,9:52). Употребляемое в общем смысле, оно выражает собой понятие о духовных существах и служении их, так как чрез них Господь являет Свою волю и делает их орудиями исполнения оной. Из Свящ. Писания и предания мы знаем об их местопребывании и служении, что они владеют знанием и чистотой, далеко превосходящими наше мышление. Они существа духовные, бестелесные, одаренные волей, умом и могуществом и занимающие высшую степень в ряду творения.

Выражение: ты творишь ангелами Своими духов, служителями Своими огонь пылающий (Пс.103:4, Евр.1:7) прямо указывает на бесплотность ангелов.

Об явлении и служении ангелов мы можем иметь понятие из след. мест Свящ. Писания: Быт.16:7-11; Суд.13:6; Иез.10; Дан.6:22; Мф.4:11,18:10; Лк.1:19,16:22,23:43
Деян.6:15,12:9; Евр.1:14,2:161Сол.1:7; Откр.10:1,2:6.

О числе ангелов мы знаем из след. мест Свящ. Писания: 3Цар.22:19; Пс.17:11; Дан.7:10; Мф.26:53; Лк.2:9-141Кор.4:9; Евр.12:22.

О силе и могуществе ангелов свидетельствуют след. места: Пс.102:202Пет.2:11; Откр.5:2,17:1,19:17.

На их служение и деятельность указывают след. места: Суд.13:20; Ис.6:2-6; Мф.13:42,26:53; Деян.27:23; Откр.8:13.

Таковы некоторые главные места Свящ. Писания, выбранные нами из множества, в которых делаются указания на эти чины и степени мира ангельского, на их духовную природу и служение. Но кроме мира ангельского есть также мир злых духов. Это ангелы, по слову ап. Иуды, не сохранившие своего достоинства, но оставившие свое жилище. Они соблюдаются в вечных узах, под мраком, на суд великого дня (Иуд.1:6). О сих последних подробнее скажем в словах: диавол, сатана, бес.

Библейская энциклопедия 1891г


Иерусалим новый, небесный

Иерусалим новый, небесный 
(Откр.21:2) – выражение, употребленное аллегорически для изображения небесного Иерусалима, царства небесного, царства святых на небе (Откр.3:12).

Иногда, впрочем, слово Иерусалим в переносном смысле означает и вообще Церковь Божию – христианскую, ветхозаветную и новозаветную. Так, напр., пр. Исаия восклицает: восстань, светись (Иерусалим), ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою... И приидут народы к свету твоему, и цари к восходящему над тобою сиянию. Возведи очи твои, и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе, – сыновья твои издалека идут, и дочерей твоих на руках несут (Ис.60:1-4). И ап. Павел говорит также в Послании к Евр. (Евр.12:22-24): Вы приступили к торе Сиону, ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму. В словах псалмопевца: Хвали, Иерусалим, Господа; хвали, Сион, Бога Твоего (Пс.147:1-3), или в воззвании пр. Иеремии к Израилю: Смой злое с сердца твоего, Иерусалим, чтобы спастись тебе (Иер.4:14), или в глубоко умилительных словах Спасителя: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков, и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели (Мф.23:37-39) – разумеется не только все народонаселение Иерусалима, но и весь народ иудейский, именно все иудеи и израильтяне.

Воспоминая и соображая все, что великого, святого и достославного происходило и есть в Иерусалиме и что великого, святого и славного сказано о нем в слове Божием, в его настоящем, прошедшем и будущем отношениях, нельзя и христианину не повторить с псалмопевцем: Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя. Прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего (Пс.136:5,6). Подлинно, преславная глаголашася о тебе, граде Божий!

Библейская энциклопедия 1891г


Сион

Сион
 (солнечный, блестящий) (Пс.123:3, Втор.4:48). Этим названием вообще означается холм, или крепость (1Пар.11:5Сион, которую Иоав, один из военачальников Давида, завоевал у иевусеев. Сюда удалился Давид из Хеврона, почему город был назван городом Давидовым (2Цар.5:9,6:10).

Сион считался самым южным из холмов, на которых был построен Иерусалим, и граничил на в. с долиной Кедронской, на ю. и з. с долиной сынов Еномовых, или Геенной, на с. с Акрой и на с.-в. с горой Мориа. На горе Сион был воздвигнут дворец Соломонов, названный домом лесов Ливанских, и впоследствии великолепный дворец Ирода, разрушенный римлянами. Храм и его предместья на горе Мориа также назывались Сионом (Пс.64:2,83:8).

Означенное название иносказательно прилагается к Церкви, как к земной так и к небесной, как к живому Храму Иеговы (Ис.2:3, Евр.12:22, Откр.14:1). Выражение дщерь Сионова означает самый город Иерусалим, но иногда во множественном дщери Сионовы означает вообще женское население Иерусалима, равно как выражение сыны Сиона (Зах.9:13) означает мужское население оного.

Библейская энциклопедия 1891г

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

22. Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,
23. к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,
24. и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.


-- В этих словах изображается всецелый состав Церкви, того небесного непоколебимого царства, в которое вступают верующие во Христа (Евр.12:28). Она называется горою Сионом, как местопребывание Божие, как место, откуда Господь подает людям спасение; в этом отношении она уподобляется древнему Сиону (Пс.47:3; Пс.109:2, Пс.131:13-14 и др. мн.). Церковь называется также градом Бога живого, подобно тому, как Иерусалим назывался градом Божиим, градом великого Царя (Мф.5:35); в этом наименовании содержится указание на то, что в Церкви Бог обитает среди Своих избранных, в совете и роде праведных (Пс.1:5, Пс.13:6), как царь земной живет в своем городе среди своих подданных. Далее, Церковь именуется Иерусалимом небесным, как такой град Божий или такое царство Божие, которое несть от мира сего (Ин.18:36), которое состоит не только из земных людей, но еще более из небожителей, и в котором земнородные получают небесные благословения и ведут небесную жизнь (см. прим, к ст. Евр.9:11-12,24 гл. 9). Церковь называется торжеством (πανήγυρις), т.е. всеобщим праздничным собранием, подобно тому как Христос уподобляет Свое царство брачному пиру, на который небесный Домовладыка звал многих (Лк.14:16). К Церкви принадлежат тьмы ангелов, затем в нее входит, как составная часть, Церковь первородных, которых имена написаны на небесах, т.е. святых угодников, патриархов, апостолов, которые раньше прочих причислены к гражданам царства небесного (Лк.10:20). К Церкви Христовой причисляются апостолом и вообще «духи праведников, достигших совершенства»; до времени общего воскресения они находятся в разлучении с телами, не облечены плотью и более подобны бесплотным ангелам, чем земнородным, но ожидают восириятия тел, подобных славному телу Христову (1Кор.15:44; Фил.3:21). Изображая в таком виде состав Церкви, апостол дает незыблемое основание православным догматам о призывании в молитвах и прославлении небесных сил и святых угодников Божиих, о молитве за умерших и о молитвенном заступлении и благодатной помощи ангелов и умерших святых остающимся в живых. В Церкви, ради ее единства, все молятся за всех, и все содействуют всем, ибо ни в чем ином не может выражаться то, что мы действительно приступили к «торжествующему собору», к «небесному Иерусалиму».
-- Восходя по лествице созданий к вершине небесного Сиона, к Бытию несозданному и вечному, апостол говорит: (приступисте к) Судии всех Богу – и к ходатаю завета нового Иисусу. Бог (Отец) есть законодатель и судия человечества, Который говорил о Себе: Аз есмь – Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третьего и четвертого рода (Исх.20:5), Который не обезвинит преслушников и преступников воли Его и согрешающих не очистит (34, 7; Иерем.32:18-19); отсюда открывается, как драгоценно или бесценно для людей ходатайство Иисуса Христа, приобретающего людям вечное искупление и Новый Завет. При этом ходатайство Христа возносится на такую высоту, что с ним ни в какое сравнение не идет ходатайство бесплотных сил и святых. Ходатайством, Христа дарован нам Новый Завет, а взаимопомощь людей в деле спасения основывается уже на пребывании их в едином Новом Завете; ходатайством Христа создана Церковь, а молитвенное содействие нам святых истекает уже из пребывания нашего в одной с ними Церкви (приступите к – духом праведников). Посему, хотя мы и прибегаем к заступлению святых, однако отнюдь не сравниваем их с Единым Ходатаем (1Тим.2:5). Изъясняя, каким образом Христос приобрел нам вечное искупление и даровал Новый Завет, ап. Павел говорит: (приступите к) крови кропления, лучше глоголющей, нежели Авелева. О крови Авеля Господь сказал Каину: «Голос крови брата твоего вопиет ко мне от земли» (Быт.4:10). В этих словах выражается то, что прилитая Каином кровь брата не безмолвствует, но вопиет, ходатайствует пред Богом об отмщении. Это и послужило для апостола основанием сравнивать с нею Кровь Христову, которая также вопиет, т.е. ходатайствует пред Богом, но только лучше вопиет, – не об отмщении, а, напротив, о примирении и прощении. Вследствие сего ходатайственного действия Христовой Крови и получают люди искупление и Новый Завет. Для нас важно поставить здесь следующий вопрос: один ли раз возопила о нас Богу Кровь Христова, именно, когда была пролита на Голгофе, или она доселе вопиет? Апостол сказал: глоголющей, значит, она постоянно глаголет. К тому же и кровь Авеля вопияла и после убийства, а не только во время его совершения. Иов, желая примириться с Богом, Которого он представляет враждебным себе, говорит: «Земля! Не закрой крови моей» (Иов.16:18): он убежден, что невинная кровь его, изливающаяся из ран его, вопия к Богу, возвратит ему некогда милость Божию (не напрасно Иов считается прообразом Христа, так как и его кровь вопияла лучше Авелевой). Пророк Исаия говорит, что земля обнаружит кровь убитых, не сомневаясь, что эта кровь исходатайствует отмщение убийцам (Ис.26:21). Во всех этих случаях кровь является вопиющей не только во время ее пролития, но и после. Посему и Христова Кровь доселе вопиет, и всякий, кто вступает в Христову Церковь, приступает и к этой немолчно-вопиющей Крови, нечему и становится участником приобретаемого ею Нового Завета. Но для того, чтобы постоянно вопиять, Кровь Христова должна постоянно пребывать; для того, чтобы к ней приступать, нужно где-нибудь ее находить; для того, чтобы приобщаться ее, необходимо веровать, что она не иссякла, но постоянно уделяется верующим (почему и называется кровию кропления) из неоскудевающего источника. Эта заветная Кровь и сообщается (как бы кропится, см. примеч. к гл. Евр.10:22) нам в таинстве Евхаристии, после того как ради нее чрез таинство крещения вступили мы в Церковь, которая служит ее неистощимой сокровищницей.
-- Таково по апостолу должно быть изображение Церкви, в которой обитает Бог, которую Ходатай – Христос освящает Своею Кровью, которая объемлет в своем единстве земнородных и небожителей.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 22-24 Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева

«Видишь, сколькими доводами он доказал превосходство Нового Завета пред Ветхим? Вместо земного Иерусалима - небесный; вместо Моисея - Иисус; вместо народа - все Ангелы…, все сонмы верных… Итак, не скорбите, говорит: вы будете с ними» (Злат.). Некоторые, делая сравнение, унижают все тогдашнее, чтобы более возвысить настоящее; но я считаю и то дивным, но вместе доказываю, что наше гораздо превосходнее и удивительнее. Оно вдвойне велико; как славное и важнейшее, и вместе с тем как более доступное и краткое… Те не удостоились того, чего мы… Они видели мрак и облако, слышали голос. Но и ты слышал голос Божий, только не через облако, а через плоть Христову, и при том не смутился и не устрашился, но стоял и беседовал с Ходатаем… Тогда и Моисей устрашился, а ныне - никто. Тогда народ стоял внизу, а мы не внизу, но выше неба, близ Самого Бога, как сыны Его, а не так, как Моисей; там была пустыня, а здесь город, и тьмы Ангелов… Те не подходили, а стояли вдали, равно как и Моисей; а вы приступили (Злат.). - «Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Ср. Евр 11:4; Быт 4:10). «Кровь Авелева еще и ныне прославляется, впрочем не так, как Христова, потому что эта очистила всех и издает глас тем славнейший и важнейший, чем больше свидетельствуют о ней самые дела» (Злат.). Если кровь говорит, то тем более находится в живых Сам Закланный. А что говорит она - послушай: «и Дух ходатайствует воздыхании неизглаголанными» (Рим 8:26). Каким образом говорит: входя в чистую душу, возвышая ее и побуждая говорить (Злат.).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре,
не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово,
ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою);
и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: «я в страхе и трепете».
Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,
к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,
и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.
Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес,
Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.
Слова: «еще раз» означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое.

Но если эти последние слова особенно понятны были христианам из евреев, то им же должны были быть особенно чувствительны наставления Апостола о том, чтобы не уподобиться ослушникам ветхого закона, почти при самом его даровании, не отвратиться от глаголющего (не с горы, хотя бы и Синая) с небес и рекшего, что Он есть Тот, Который восколеблет землю и небо, при их полном видоизменении, после которого настанет уже вечно непоколебимая жизнь будущего века. Конечно, во всём этом, вместе с дорогим национальному чувству евреев, сказывалось и то, что для узкого представления некоторых из них могло казаться горестным расставанием с излюбленными мечтами, но зато истинные израильтяне здесь возводились к восприятию тех наивысших обетований, которыми давно жили и дышали наилучшие верующие в Бога, вседушевно стремившиеся к полноте совершенства, даруемого в царстве Мессии, сначала здесь условно, а потом на небе в безграничном богатстве и неизреченном совершенстве.

Экзегетико-критическое исследование послания св. ап. Павла к Евреям

священник Николай Рудинский (†1937)

Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.

Новый же Завет заключен был на горе Сионе - прообразе мирного и славного жилища Господа на небесах, где в духовной столице Царства, духовном Иерусалиме, престол Бога живого, вечно сущего и источника жизни, окружаемый бесчисленным множеством ангелов и святых, первенцев Церкви Христовой и ветхозаветной, торжествующих в Небесном Царстве, имена которых записаны на небесах (ср. Лк. 10:20). Там Бог, Судия всех, но не неприступный и грозный, как в Ветхом Завете, а милостивый и оправдывающий, вследствие ходатайства Иисуса Христа, и пролитой за нас крови Его, вопиющей не о мщении, как кровь Авеля, а о прощении грехов верующих в Него и искренне кающихся. К Нему-то, Ходатаю Нового Завета, мы, христиане, и приступаем, потому что нам открыт доступ приступить к небесному - блаженному отечеству нашему.
Но зато большему наказанию подвергнутся противящиеся Небесному голосу в Новом Завете, чем в Ветхом.
 

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Николай Петрович Розанов (†1941)

Евр. 12:18-24

Чтобы усилить значение своих увещаний, апостол далее указывает на величие новозаветного отношения людей к Богу, по сравнению с ветхозаветным. Христианину нужно дорожить новым своим положением, потому что ветхозаветные люди даже не могли близко подойти к Синаю, горе видимой, на которой временно находился Бог, а христиане приступили к самому Сиону, месту, которое Бог избрал постоянным Своим местопребыванием (Пс. 67:17, ср. Авд. 1:17, Пс.47:3 и др.) и к истинному своему отечеству – небесному Иерусалиму, где естественно присутствуют пред Богом целые мириады ангелов в торжественном собрании (πανηγύρει). Они причислены к церкви первородных, которые уже получили на небе права граждан (ср. Исх. 32:32; Ис. 43), т. е. к обществу верующих, как тех, которые еще живут на земле, но уже считаются справедливо гражданами неба (Флп. 3:20), так и тех, которые уже почили, именно, блаженных мужей В. Завета и первых христиан. Они приступили к такому Судье, который есть Бог всех людей и их Владыка, и, следовательно, может всегда покарать непокорных и отступников. Они приступили к сонму душ, совершивших свой земной подвиг, хотя еще и не облеченных в прославленное тело (апостол отдельно упоминает об умерших праведниках для того, чтобы указанием на полученную ими небесную награду укрепить своих читателей в вере). Наконец, мы стали близки к самому Ходатаю нового или недавно установленного (νέας) Завета и пользуемся кровью кропления, которая говорит о лучшем, чем кровь Авеля (Авелева вопияла об отмщении, Христова – о прощении).

Обозрение посланий св. апостолов. Выпуск 3.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible