Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к евреям 12:22
Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Там, говорит Апостол, страх, а здесь праздник и торжество; то было на земле, а это – на небесах; там тысячи людей, а здесь «тьмы Ангелов»; там неверные и беззаконные, а здесь «Церковь первородных на небесех написанных, и духи праведник совершенных»; там завет ветхий, здесь новый; там ходатаем раб, здесь – Сын; там кровь бессловесных животных, здесь – Кровь словесного Агнца. Сие же: «лучше глаголющей, нежели Авелева», значит: кровь, вещающая делами и показывающая собственную свою действенность, потому что кровь Авелева восхваляется, сия же содевает спасение людей. А «первородными» назвал Апостол избранных, потому что первородные по закону получали двойную часть из наследства.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Но вы приступили
Те не приблизились, но стояли вдали: вы же приступили. Не видишь ли превосходство?
К горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму
Вместо Синая мы имеем мысленную гору Сион и мысленный город Иерусалим, то есть самое небо, а не пустыню, как те.
И тьмам Ангелов, к торжествующему собору
Вместо народа, у нас тьмы ангелов, вместо страха - радость, что и обозначено словом торжествующему. Ибо где торжество, там радость. Итак, это торжество происходит среди ангелов.
Евфимий Зигабен (†1118)
Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов
Но приступисте к Сионстей горе
«Не приступисте, говорит, к горе осязаемей», по которой люди могут ходить, но приступили к Сионстей горе, т. e. к горе высокой: ибо Сион означает место, удобное для наблюдения, т. е. высоту. Апостол разумеет под этим небо, куда Христос, вознесшись с плотию Своею, обновил путь и для народа Своего, и куда дал возможность теперь возноситься душе, а во всеобщем воскресении – и телу.
И ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному
Там, вокруг Синая, была пустыня; a здесь, при упомянутом Сионе, славный город Иерусалим, но Иерусалим не земной, а небесный, потому что как гора эта небесная, так и город небесный. А так как имя «Иерусалим», по изъяснению, означает видение мира, то это-то и есть по преимуществу на небе, где все исполнено мира и безмятежия.
И тьмам Ангелов
Там тьмы людей, a здесь тьмы Ангелов: на сколько же это важнее!
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Церковь, торжествующая на Небе, и церковь, воинствующая на земле, находятся между собой в единстве, соучастии и причастности. Об этом ясно учит Апостол Павел: Вы приступили не к горе, осязаемей (Евр.12:18), и прочее. Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов (...) и Церкви первенцев, написанных на небесах (Евр.12:22-23). И снова: вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам (Гал.4:26). И снова: Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе (Еф.2:19-21). И снова: Ибо Им (то есть о Христе) создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, власти ли – все Им и для Него создано; и Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство (Кол.1:16-18). И снова: Но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое (Еф.4:15-16).
Из этих текстов Писания ясно, что церковь, воинствующая на земле, имеет соучастие с церковью, торжествующей на Небесах. Поскольку горний Иерусалим – матерь всем нам, по слову Павла, то и мы, чада горнего Иерусалима, его граждане, в то же время сограждане жителей Небесных, то есть церкви торжествующей. И поскольку Христос – глава обеих Церквей, Земной и Небесной, как говорит Апостол Павел, то под одной главой, Христом, все мы члены одного тела, и они, на Небесах, и мы, на земле.
Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви
Вы приступили не к горе осязаемой (Евр.12:18), и прочее. Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Евр.12:22-23).
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Ангел
Ангел (Быт.16:7-14). Это слово на греческом и еврейском языке значит: вестник. Слово ангел (вестник) часто прилагается и к людям (Лк.7:24,9:52). Употребляемое в общем смысле, оно выражает собой понятие о духовных существах и служении их, так как чрез них Господь являет Свою волю и делает их орудиями исполнения оной. Из Свящ. Писания и предания мы знаем об их местопребывании и служении, что они владеют знанием и чистотой, далеко превосходящими наше мышление. Они существа духовные, бестелесные, одаренные волей, умом и могуществом и занимающие высшую степень в ряду творения.
Выражение: ты творишь ангелами Своими духов, служителями Своими огонь пылающий (Пс.103:4, Евр.1:7) прямо указывает на бесплотность ангелов.
Об явлении и служении ангелов мы можем иметь понятие из след. мест Свящ. Писания: Быт.16:7-11; Суд.13:6; Иез.10; Дан.6:22; Мф.4:11,18:10; Лк.1:19,16:22,23:43;
Деян.6:15,12:9; Евр.1:14,2:16; 1Сол.1:7; Откр.10:1,2:6.
О числе ангелов мы знаем из след. мест Свящ. Писания: 3Цар.22:19; Пс.17:11; Дан.7:10; Мф.26:53; Лк.2:9-14; 1Кор.4:9; Евр.12:22.
О силе и могуществе ангелов свидетельствуют след. места: Пс.102:20; 2Пет.2:11; Откр.5:2,17:1,19:17.
На их служение и деятельность указывают след. места: Суд.13:20; Ис.6:2-6; Мф.13:42,26:53; Деян.27:23; Откр.8:13.
Таковы некоторые главные места Свящ. Писания, выбранные нами из множества, в которых делаются указания на эти чины и степени мира ангельского, на их духовную природу и служение. Но кроме мира ангельского есть также мир злых духов. Это ангелы, по слову ап. Иуды, не сохранившие своего достоинства, но оставившие свое жилище. Они соблюдаются в вечных узах, под мраком, на суд великого дня (Иуд.1:6). О сих последних подробнее скажем в словах: диавол, сатана, бес.
Иерусалим новый, небесный
Иерусалим новый, небесный (Откр.21:2) – выражение, употребленное аллегорически для изображения небесного Иерусалима, царства небесного, царства святых на небе (Откр.3:12).
Иногда, впрочем, слово Иерусалим в переносном смысле означает и вообще Церковь Божию – христианскую, ветхозаветную и новозаветную. Так, напр., пр. Исаия восклицает: восстань, светись (Иерусалим), ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою... И приидут народы к свету твоему, и цари к восходящему над тобою сиянию. Возведи очи твои, и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе, – сыновья твои издалека идут, и дочерей твоих на руках несут (Ис.60:1-4). И ап. Павел говорит также в Послании к Евр. (Евр.12:22-24): Вы приступили к торе Сиону, ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму. В словах псалмопевца: Хвали, Иерусалим, Господа; хвали, Сион, Бога Твоего (Пс.147:1-3), или в воззвании пр. Иеремии к Израилю: Смой злое с сердца твоего, Иерусалим, чтобы спастись тебе (Иер.4:14), или в глубоко умилительных словах Спасителя: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков, и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели (Мф.23:37-39) – разумеется не только все народонаселение Иерусалима, но и весь народ иудейский, именно все иудеи и израильтяне.
Воспоминая и соображая все, что великого, святого и достославного происходило и есть в Иерусалиме и что великого, святого и славного сказано о нем в слове Божием, в его настоящем, прошедшем и будущем отношениях, нельзя и христианину не повторить с псалмопевцем: Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя. Прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего (Пс.136:5,6). Подлинно, преславная глаголашася о тебе, граде Божий!
Сион
Сион (солнечный, блестящий) (Пс.123:3, Втор.4:48). Этим названием вообще означается холм, или крепость (1Пар.11:5) Сион, которую Иоав, один из военачальников Давида, завоевал у иевусеев. Сюда удалился Давид из Хеврона, почему город был назван городом Давидовым (2Цар.5:9,6:10).
Сион считался самым южным из холмов, на которых был построен Иерусалим, и граничил на в. с долиной Кедронской, на ю. и з. с долиной сынов Еномовых, или Геенной, на с. с Акрой и на с.-в. с горой Мориа. На горе Сион был воздвигнут дворец Соломонов, названный домом лесов Ливанских, и впоследствии великолепный дворец Ирода, разрушенный римлянами. Храм и его предместья на горе Мориа также назывались Сионом (Пс.64:2,83:8).
Означенное название иносказательно прилагается к Церкви, как к земной так и к небесной, как к живому Храму Иеговы (Ис.2:3, Евр.12:22, Откр.14:1). Выражение дщерь Сионова означает самый город Иерусалим, но иногда во множественном дщери Сионовы означает вообще женское население Иерусалима, равно как выражение сыны Сиона (Зах.9:13) означает мужское население оного.
Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
23. к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,
24. и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.
-- В этих словах изображается всецелый состав Церкви, того небесного непоколебимого царства, в которое вступают верующие во Христа (Евр.12:28). Она называется горою Сионом, как местопребывание Божие, как место, откуда Господь подает людям спасение; в этом отношении она уподобляется древнему Сиону (Пс.47:3; Пс.109:2, Пс.131:13-14 и др. мн.). Церковь называется также градом Бога живого, подобно тому, как Иерусалим назывался градом Божиим, градом великого Царя (Мф.5:35); в этом наименовании содержится указание на то, что в Церкви Бог обитает среди Своих избранных, в совете и роде праведных (Пс.1:5, Пс.13:6), как царь земной живет в своем городе среди своих подданных. Далее, Церковь именуется Иерусалимом небесным, как такой град Божий или такое царство Божие, которое несть от мира сего (Ин.18:36), которое состоит не только из земных людей, но еще более из небожителей, и в котором земнородные получают небесные благословения и ведут небесную жизнь (см. прим, к ст. Евр.9:11-12,24 гл. 9). Церковь называется торжеством (πανήγυρις), т.е. всеобщим праздничным собранием, подобно тому как Христос уподобляет Свое царство брачному пиру, на который небесный Домовладыка звал многих (Лк.14:16). К Церкви принадлежат тьмы ангелов, затем в нее входит, как составная часть, Церковь первородных, которых имена написаны на небесах, т.е. святых угодников, патриархов, апостолов, которые раньше прочих причислены к гражданам царства небесного (Лк.10:20). К Церкви Христовой причисляются апостолом и вообще «духи праведников, достигших совершенства»; до времени общего воскресения они находятся в разлучении с телами, не облечены плотью и более подобны бесплотным ангелам, чем земнородным, но ожидают восириятия тел, подобных славному телу Христову (1Кор.15:44; Фил.3:21). Изображая в таком виде состав Церкви, апостол дает незыблемое основание православным догматам о призывании в молитвах и прославлении небесных сил и святых угодников Божиих, о молитве за умерших и о молитвенном заступлении и благодатной помощи ангелов и умерших святых остающимся в живых. В Церкви, ради ее единства, все молятся за всех, и все содействуют всем, ибо ни в чем ином не может выражаться то, что мы действительно приступили к «торжествующему собору», к «небесному Иерусалиму».
-- Восходя по лествице созданий к вершине небесного Сиона, к Бытию несозданному и вечному, апостол говорит: (приступисте к) Судии всех Богу – и к ходатаю завета нового Иисусу. Бог (Отец) есть законодатель и судия человечества, Который говорил о Себе: Аз есмь – Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третьего и четвертого рода (Исх.20:5), Который не обезвинит преслушников и преступников воли Его и согрешающих не очистит (34, 7; Иерем.32:18-19); отсюда открывается, как драгоценно или бесценно для людей ходатайство Иисуса Христа, приобретающего людям вечное искупление и Новый Завет. При этом ходатайство Христа возносится на такую высоту, что с ним ни в какое сравнение не идет ходатайство бесплотных сил и святых. Ходатайством, Христа дарован нам Новый Завет, а взаимопомощь людей в деле спасения основывается уже на пребывании их в едином Новом Завете; ходатайством Христа создана Церковь, а молитвенное содействие нам святых истекает уже из пребывания нашего в одной с ними Церкви (приступите к – духом праведников). Посему, хотя мы и прибегаем к заступлению святых, однако отнюдь не сравниваем их с Единым Ходатаем (1Тим.2:5). Изъясняя, каким образом Христос приобрел нам вечное искупление и даровал Новый Завет, ап. Павел говорит: (приступите к) крови кропления, лучше глоголющей, нежели Авелева. О крови Авеля Господь сказал Каину: «Голос крови брата твоего вопиет ко мне от земли» (Быт.4:10). В этих словах выражается то, что прилитая Каином кровь брата не безмолвствует, но вопиет, ходатайствует пред Богом об отмщении. Это и послужило для апостола основанием сравнивать с нею Кровь Христову, которая также вопиет, т.е. ходатайствует пред Богом, но только лучше вопиет, – не об отмщении, а, напротив, о примирении и прощении. Вследствие сего ходатайственного действия Христовой Крови и получают люди искупление и Новый Завет. Для нас важно поставить здесь следующий вопрос: один ли раз возопила о нас Богу Кровь Христова, именно, когда была пролита на Голгофе, или она доселе вопиет? Апостол сказал: глоголющей, значит, она постоянно глаголет. К тому же и кровь Авеля вопияла и после убийства, а не только во время его совершения. Иов, желая примириться с Богом, Которого он представляет враждебным себе, говорит: «Земля! Не закрой крови моей» (Иов.16:18): он убежден, что невинная кровь его, изливающаяся из ран его, вопия к Богу, возвратит ему некогда милость Божию (не напрасно Иов считается прообразом Христа, так как и его кровь вопияла лучше Авелевой). Пророк Исаия говорит, что земля обнаружит кровь убитых, не сомневаясь, что эта кровь исходатайствует отмщение убийцам (Ис.26:21). Во всех этих случаях кровь является вопиющей не только во время ее пролития, но и после. Посему и Христова Кровь доселе вопиет, и всякий, кто вступает в Христову Церковь, приступает и к этой немолчно-вопиющей Крови, нечему и становится участником приобретаемого ею Нового Завета. Но для того, чтобы постоянно вопиять, Кровь Христова должна постоянно пребывать; для того, чтобы к ней приступать, нужно где-нибудь ее находить; для того, чтобы приобщаться ее, необходимо веровать, что она не иссякла, но постоянно уделяется верующим (почему и называется кровию кропления) из неоскудевающего источника. Эта заветная Кровь и сообщается (как бы кропится, см. примеч. к гл. Евр.10:22) нам в таинстве Евхаристии, после того как ради нее чрез таинство крещения вступили мы в Церковь, которая служит ее неистощимой сокровищницей.
-- Таково по апостолу должно быть изображение Церкви, в которой обитает Бог, которую Ходатай – Христос освящает Своею Кровью, которая объемлет в своем единстве земнородных и небожителей.
Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 22-24 Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева
«Видишь, сколькими доводами он доказал превосходство Нового Завета пред Ветхим? Вместо земного Иерусалима - небесный; вместо Моисея - Иисус; вместо народа - все Ангелы…, все сонмы верных… Итак, не скорбите, говорит: вы будете с ними» (Злат.). Некоторые, делая сравнение, унижают все тогдашнее, чтобы более возвысить настоящее; но я считаю и то дивным, но вместе доказываю, что наше гораздо превосходнее и удивительнее. Оно вдвойне велико; как славное и важнейшее, и вместе с тем как более доступное и краткое… Те не удостоились того, чего мы… Они видели мрак и облако, слышали голос. Но и ты слышал голос Божий, только не через облако, а через плоть Христову, и при том не смутился и не устрашился, но стоял и беседовал с Ходатаем… Тогда и Моисей устрашился, а ныне - никто. Тогда народ стоял внизу, а мы не внизу, но выше неба, близ Самого Бога, как сыны Его, а не так, как Моисей; там была пустыня, а здесь город, и тьмы Ангелов… Те не подходили, а стояли вдали, равно как и Моисей; а вы приступили (Злат.). - «Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Ср. Евр 11:4; Быт 4:10). «Кровь Авелева еще и ныне прославляется, впрочем не так, как Христова, потому что эта очистила всех и издает глас тем славнейший и важнейший, чем больше свидетельствуют о ней самые дела» (Злат.). Если кровь говорит, то тем более находится в живых Сам Закланный. А что говорит она - послушай: «и Дух ходатайствует воздыхании неизглаголанными» (Рим 8:26). Каким образом говорит: входя в чистую душу, возвышая ее и побуждая говорить (Злат.).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Но если эти последние слова особенно понятны были христианам из евреев, то им же должны были быть особенно чувствительны наставления Апостола о том, чтобы не уподобиться ослушникам ветхого закона, почти при самом его даровании, не отвратиться от глаголющего (не с горы, хотя бы и Синая) с небес и рекшего, что Он есть Тот, Который восколеблет землю и небо, при их полном видоизменении, после которого настанет уже вечно непоколебимая жизнь будущего века. Конечно, во всём этом, вместе с дорогим национальному чувству евреев, сказывалось и то, что для узкого представления некоторых из них могло казаться горестным расставанием с излюбленными мечтами, но зато истинные израильтяне здесь возводились к восприятию тех наивысших обетований, которыми давно жили и дышали наилучшие верующие в Бога, вседушевно стремившиеся к полноте совершенства, даруемого в царстве Мессии, сначала здесь условно, а потом на небе в безграничном богатстве и неизреченном совершенстве.
Экзегетико-критическое исследование послания св. ап. Павла к Евреям
священник Николай Рудинский (†1937)
Новый же Завет заключен был на горе Сионе - прообразе мирного и славного жилища Господа на небесах, где в духовной столице Царства, духовном Иерусалиме, престол Бога живого, вечно сущего и источника жизни, окружаемый бесчисленным множеством ангелов и святых, первенцев Церкви Христовой и ветхозаветной, торжествующих в Небесном Царстве, имена которых записаны на небесах (ср. Лк. 10:20). Там Бог, Судия всех, но не неприступный и грозный, как в Ветхом Завете, а милостивый и оправдывающий, вследствие ходатайства Иисуса Христа, и пролитой за нас крови Его, вопиющей не о мщении, как кровь Авеля, а о прощении грехов верующих в Него и искренне кающихся. К Нему-то, Ходатаю Нового Завета, мы, христиане, и приступаем, потому что нам открыт доступ приступить к небесному - блаженному отечеству нашему.
Но зато большему наказанию подвергнутся противящиеся Небесному голосу в Новом Завете, чем в Ветхом.
Николай Петрович Розанов (†1941)
Чтобы усилить значение своих увещаний, апостол далее указывает на величие новозаветного отношения людей к Богу, по сравнению с ветхозаветным. Христианину нужно дорожить новым своим положением, потому что ветхозаветные люди даже не могли близко подойти к Синаю, горе видимой, на которой временно находился Бог, а христиане приступили к самому Сиону, месту, которое Бог избрал постоянным Своим местопребыванием (Пс. 67:17, ср. Авд. 1:17, Пс.47:3 и др.) и к истинному своему отечеству – небесному Иерусалиму, где естественно присутствуют пред Богом целые мириады ангелов в торжественном собрании (πανηγύρει). Они причислены к церкви первородных, которые уже получили на небе права граждан (ср. Исх. 32:32; Ис. 43), т. е. к обществу верующих, как тех, которые еще живут на земле, но уже считаются справедливо гражданами неба (Флп. 3:20), так и тех, которые уже почили, именно, блаженных мужей В. Завета и первых христиан. Они приступили к такому Судье, который есть Бог всех людей и их Владыка, и, следовательно, может всегда покарать непокорных и отступников. Они приступили к сонму душ, совершивших свой земной подвиг, хотя еще и не облеченных в прославленное тело (апостол отдельно упоминает об умерших праведниках для того, чтобы указанием на полученную ими небесную награду укрепить своих читателей в вере). Наконец, мы стали близки к самому Ходатаю нового или недавно установленного (νέας) Завета и пользуемся кровью кропления, которая говорит о лучшем, чем кровь Авеля (Авелева вопияла об отмщении, Христова – о прощении).