Скрыть
Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес

Смотрите, не соблазняйтесь еретическими сектами и не отрекитесь от Сего Говорящаго. Ибо если те не могли избежать Того, Кто на земле давал закон, но отказались и просили, чтобы Он говорил чрез Моисея: то много более мы будем повинны осуждению, если отвратимся от Говорящего с небес. Разумеет или глас с неба, бывший на реке Иордане: сей Сын возлюбленный (Мф. 3:17 и парал.), – или же Того, Кто говорил с ним (Апостолом) на пути в Дамаск (Деян. 9:4 сл.).

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего

Не отвратитесь чрез неверие обетованиям Его и отчаяние. Кто же говорящий, как не Христос? Ибо если Кровь Его говорит, то тем более Он Сам.

Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания

Чего не избежали? Наказания, погибели. Глаголавшим же на земле называет Моисея, или и Бога, сошедшего с неба, однако говорившего на земле чрез Моисея. Ибо на горе Синае Он глаголал, то есть беседовал, рассуждал и все установил.

то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес

То есть Христа, пророчествующего с небес, то есть после вознесения Своего, даровавшего нам закон чрез Духа. Не то сказал, будто один закон был тогда, а ныне другой, но образ законоположения имеет различие. Ибо тогда, говоря на земле, дал закон; теперь же, как сказано, по вознесении. Посему он был бы еще более страшным. Но не иной был тогда, и не иной ныне. Слушай далее его самого.

Евфимий Зигабен (†1118)

Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес

Блюдите же, да не отречетеся глаголющаго

«Да не отречетеся» от Христа, предлагающего вам свое учение чрез Евангелие и побуждающаго вас к сохранению заповедей Его, к вере в обеицаемыя награды и к терпению. «Да не отречетеся» же чрез неверие, или отчалние, которыя порождает малодушие и праздность.

Аще бо не избежаша они отрекшиися пророчествующаго на земли, множае паче мы отрицающиися небеснаго

Ибо если тогдашние евреи «отрекшиися» законополагающаго на горе Синае Бога (а гора та была на земле): «да не глаголет с нами Бог» (Исх. 20:18), как уже сказано выше, не избежали гибели (ибо почти все они погибли в пустыне); то тем более не избежим этого мы – «отрицающиися» с неба глаголющаго Христа; отрицается же Его неверящий Его обетованиям и отчаявающийся. Ведь не иной был тогдашний законоположнив и не ипой ныне глаголющий, но Он один и тот же, но только иначе тогда, и иначе теперь: тогда Он говори и на земле, а теперь говорит с неба, сидя одесную Отца.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 25-26 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес, Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо

Если те не избегли наказания, не послушавшись заповедавшего на земле, то как можем мы не слушаться заповедующего с неба?.. Хотя и там и здесь Один и тот же, но особенно страшен изрекающий с небес. Апостол говорит о различии не лиц, а даров (Злат.).

священник Николай Рудинский (†1937)

Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес, Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо. Слова: «еще раз» означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое.

. Отступление от Бога было страшно наказуемо в Ветхом Завете. Все вышедшие из Египта, кроме двоих, умерли в пустыне, и потом Бог нередко поражал наказанием как отдельных лиц, так и целый народ, например пленом, разрушением Иерусалима и рассеянием евреев по всем народам. Еще большей ответственности подлежат отступники от Нового Завета. И грех отступления здесь настолько страшнее, насколько важнее было дарование, исходящее непосредственно от Самого Бога, в лице Его Единородного Сына. Тогда, в устрашение отступников гремел гром, колебав землю, а теперь сказано Богом через пророка, что Он восколеблет не только землю, но и небо (см. Агг. 2:6-7). И Сам Иисус Христос говорил, что когда приидет время воздать каждому по делам, тогда солнце померкнет, и звезды спадут с небес, и силы небесные поколеблются (см. Мф. 24:29). Таким образом, и в словах пророческих, и в словах Господних слышится угроза вероотступникам - осуждение на вечные муки по приговору последнего суда Божия. С другой стороны, в изменении колеблемого, чтобы пребыло непоколебимоетолковники видят указание на изменяемость Ветхого Завета и неизменность Нового, при неизменном пребывании всего существующего под новым небом и на новой земле (Апок.21:1), где будет царствовать и жить только правда. Отсюда святой Павел делает христианам такое увещание.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible