Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к евреям 12:29
потому что Бог наш есть огнь поядающий.
Святые отцы
- Синклития Александрийская, прп. (†350)
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Лествичник, прп. (†VIIв.)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Иоанн Шанхайский, свт. (†1966)
- Паисий Святогорец, прп. (†1994)
Прочие
Синклития Александрийская, прп. (†350)
потому что Бог наш есть огнь поядающий
Мать Синклитикия говорила: «Много подвигов и трудов сначала предстоит приходящим к Богу, но потом ожидает их неизглаголанная радость. Желающие воспламенить огонь сперва задыхаются от дыма и проливают слезы, а потом уже достигают, чего ищут. Так и мы должны воспламенять в себе Божественный огонь со слезами и трудами. Ибо Писание говорит: Бог наш огнь поядаяй есть (Евр. 12:29)».
Скитский патерик
Ефрем Сирин, прп. (†373)
потому что Бог наш есть огнь поядающий
Ибо и Бог есть в огне пылающий и истребляющий силы огня, разумей, страшные угрозы ваших гонителей.
Иоанн Лествичник, прп. (†VIIв.)
потому что Бог наш есть огнь поядающий
Ибо Бог наш есть огнь поядаяй всякое разжжение и движение похоти, всякий злой навык, ожесточение и омрачение, внутреннее и внешнее, видимое и помышляемое.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Потому что Бог наш есть огнь поядающий (Втор. 4:24)
Показав, с одной стороны, что ветхозаветные события внушают страх, а с другой - что в Новом Завете нет ничего такого, - он, чтобы они не относились презрительно к кротости, говорит: с благоговением и страхом возблагодарим Бога. Ибо душа, поддаваясь отчаянию во время бедствий, теряет стыд. Или: служение наше должно совершаться с благоговением и страхом. Ибо Бог наш есть огонь, а потому нам должно иметь страх, чтобы Он не погубил нас, как нерадивых и равнодушных. Ибо говорит: да будут сыны Израиля благоговейны. Это же доставляет им и утешение, а именно то, что мы имеем такого Бога, Который может истребить врагов наших.
Иоанн Шанхайский, свт. (†1966)
потому что Бог наш есть огнь поядающий
«Бог есть огнь поядаяй» (Евр. 12:29). Когда предмет прикасается к огню, то меняется: или сгорает, или закаляется. Так человек, прикасаясь к Богу или гибнет, или спасается. Огонь – всегда огонь! Но вот от прикосновения к нему получается и пепел, и сталь, в зависимости от того, что прикасается. Так происходит и с человеком, и все зависит от того, что принесет он к огню Божественному – в каком состоянии он прикоснется к Богу. Если держит себя как железо, то железная сила станет стальной. Если распускается до слабости соломы – сгорит. Каждый человек, рано или поздно, неизбежно прикоснется к Богу, и горе ему, если не приготовится к той встрече. Толстой небрежно, самоуверенно, а не в страхе Божием, приблизился к Богу, недостойно причастился и сделался богоотступником. Настанет час, когда будет прикосновение с Божией силой, хотим мы того или нет. Лопата в руке Господней. Лопатой подбрасывается зерно и солома, и последнюю относит ветер, а зерно падает у ног Хозяина и его собирают в житницы, солома оставляется или сжигается. Неминуема встреча с Господом и надо к ней готовиться. Наши грехи – это солома, сгорающая при этой встрече. Надо самому заранее произнести суд над собой и самому, готовясь к той встрече, отделиться от соломы, сжечь солому грехов покаянием. Или сжигаются они одни, или сгорает вместе с ними и сам человек, отдавшийся греху. Надо знать о Страшном суде и отнестись к тому дню и событию как должно. Надо очистить свою душу, надо молиться. К тому событию надо отнестись ясно и сознательно, а не как животное, которое прячет голову, чтобы не видеть опасности.
СЛОВА. Глава III. Богословие. Бог есть огнь
Паисий Святогорец, прп. (†1994)
потому что Бог наш есть огнь поядающий
Если в топку бросишь бумагу, мусор, разве они не сгорят? Вот также и в духовном человеке: все, чем ни бросает в него диавол, сгорает. «Огнь поядаяй»! Когда возгорится в человеке божественное пламя — сгорает все. Не прилипают уже скверные помыслы. То есть диавол не перестает кидать в него скверными помыслами, но человек духовный «огнь есть» и пожигает их. И потом диавол устает и прекращает [брань]. Потому и говорит апостол Павел: «Вся чиста чистым». У чистых все чисто, ничего нечистого нет. Чистых если и в болото бросить, они останутся чистыми, как солнечные лучи, которые, на что бы ни упали, остаются светлы и чисты.
Слова. Том II. Духовное пробуждение
Евфимий Зигабен (†1118)
Ибо Бог наш огнь поядаяй (есть)
Как это внушительно сказано во Второзаконии. Это он присовокупил, или с тем, чтобы возбудить в них страху, чтобы они не были неблагодарными и не роптали на то, что терпят, дабы не понести за это наказания; или же ради утешения, что они имеют Владыку, могущаго истребить угнетающих их.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
потому что Бог наш есть огнь поядающий
Как выше апостол назвал Бога Судиею всех, т.е. не только Иудеев, или верных, но и всей вселенной, так здесь называет Его и огнем поядающим, внушая страх спасительный тем, кто и в новой благодати не перестает нуждаться в нем.
священник Николай Рудинский (†1937)
Итак, христиане, вошедшие в этот новый завет - Царство Христово непоколебимое, должны хранить данную им благодать, и при помощи благодати Божьей, исполнять волю Божью, как необходимое условие завета, со страхом и благоговением. «Будем благоустроять себя так, чтобы заслужить уважение» (Златоуст), иначе Господь, как грозный Судия, грозно и страшно накажет. Сам Иисус Христос предуказал, что Он скажет в день суда нарушителям Его воли: идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25:41-46).
Чем и как служить Богу при помощи благодати Его, святой Павел указывает далее.