Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к евреям 12:5
и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Никанор (Каменский), епископ (†1908)
- Николай Рудинский, священник (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает
Ибо, хотя вы доселе и имели преследования, однако еще не подверглись убиению, - и хотя вы противоборствовали в меньшем подвиге, однако доселе вы еще не до подвига крови против греха подвизались. Это сказал он потому, что они были преданы миру и закону, обрезывались и продолжали еще исполнять предписания закона. Приводит им притчу в пример из Премудрости Соломоновой, говоря: Сын мой! не пренебрегай научения Господня и не унывай, ибо кого любит Господь, и наказывает (Притч. 3:11-12).
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Сие не противно сказанному прежде. Ибо там Апостол засвидетельствовал о них, что с удовольствием приняли «разграбление имений» и мужественно переносили укоризны за благочестие (Евр.10:33-34), а здесь порицает их, как ослабевающих. Кстати же сказал: «не у до крове стасте, противу греха подвизающеся», сравнительно показывая, чего им недостает против тех, которые «камением побиени Быша, и претрени Быша, и убийством меча умроша».
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
И забыли утешение
Вы настолько опустились и ослабели, что забыли даже и речи, призывающие вас к мужеству, хотя еще не претерпели чего-нибудь великого. Ибо великие и достойные похвалы страдания часто производят забвение о необходимом.
Которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня (Притч. 3:11)
Ибо Соломон говорит не собственным сыновьям, но всем могущим слышать, разумеется, и вам: поэтому прибавляет: как.
И не унывай, когда Он обличает тебя (Притч. 3:11)
Итак, искушения посылаются Богом; если же Богом, то, без сомнения, для нашей пользы. Ибо или Самому Ему угодно прежде подвергнуть нас искушениям, чтобы тем избавить от грехов, или допускает их для испытания и для больших наград.
Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)
Аз, ихже аще люблю, обличаю и наказую, сказал Господь в Откровении святого Иоанна Богослова. Наставляемые этими свидетельствами Святого Духа и многими другими, которыми усеяны страницы Священного Писания, мы с дерзновением утверждаем: скорби, посылаемые человеку Промыслом Божиим, суть верный признак избрания человека Богом.
Священное Писание соединяет понятие о искушении с понятием о обличении: сыне мой, говорит оно, не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабей от Него обличаем (Евр. 12:5). Это же видно из вышеприведенных слов Господа: Аз, ихже аще люблю, обличаю и наказую. На каком основании обличение соединяется с искушением? На том, что всякая скорбь обнаруживает сокровенные страсти в сердце, приводя их в движение. До скорби человек представляется сам себе спокойным и мирным; но когда придет скорбь, тогда восстают и открываются неведанные им страсти, особливо гнев, печаль, уныние, гордость, неверие. Существенно нужно и полезно для подвижника обличение греха, гнездящегося в нем втайне. Сверх того, скорби, принимаемые и переносимые как должно, усиливают веру; они показывают человеку его немощь и доставляют смирение, низлагая самомнение.
Евфимий Зигабен (†1118)
и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя
И забысте утешение
Каким Соломон и книге Притчей утешает нас к терпению и твердости.
Еже вам яко сыном глаголет
Что же оно говорит?
Сыне мой, не пренемогай наказанием Господним (Притч. 3:11)
Ибо искушения от Бога, Который попускает их посещать нас ради нашей пользы и исправления. Разъясняя далее свое изречение, Соломон прибавил:
Ниже ослабей, от нею обличаемь
Не падай духом «от него обличаемь», т. е. будучи научаем; ибо научение есть обличение несовершенства мыслей.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя
«Забыли утешение», т. е. опустили руки, ослабели (Злат.). «Которое предлагается вам, как сынам». Представив утешение от дел, теперь апостол сверх того прибавляет утешение от изречений, от приведенного свидетельства: «не унывай, – говорит, – когда Он обличает тебя»… Итак, это – дело Божие; а немало доставляет утешения то, когда мы убеждаемся, что случившееся могло произойти по действию Божию, по Его попущению (Злат.).
Никанор (Каменский), епископ (†1908)
В стихах 5–11 Апостол говорит о пользе божественных наказаний, которые можно сравнить с наказаниями любящих отцов. И потом возбуждает ослабевающих весьма характерным изречением пр. Исаии: «укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени» и восполняет его другим словом Писания: «и ходите прямо, дабы хромлющее не сокрушалось, а лучше исправлялось».
Экзегетико-критическое исследование послания св. ап. Павла к Евреям
Николай Рудинский, священник (†1937)
Ветхозаветные праведники за веру жертвовали самою жизнью. Их побивали камнями, умерщвляли мечом, а вы, говорит, только потеряли имущество и славу, вы только потерпели изгнание, но не подвергались смерти (Златоуст). Христос терпел страдания от грешников, будучи Сам свят, а вы ведете борьбу с собственными грехами, с нечистыми греховными страстями. От них-то, или по причине их, все скорби, напасти и бедствия жизни, которые вы претерпеваете. «Если мы, - говорит святой Златоуст, - будем бодрствовать, если мы будем молить Бога, чтобы Он не допустил нам искушатися паче, еже можем (cp. 1Кор. 10:13), если всегда будем преданы Ему, то мы устоим мужественно и выдержим борьбу». Кроме того, христиане должны помнить, что страдания допускаются Богом, как отеческие наказания, из любви к наказуемым, как детям для их вразумления и исправления, или для большего возбуждения в них ревности к богоугодной жизни. Об этом и Соломон замечает в своих притчах. Сын мой! не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает Тебя, ибо Господь делает это по любви к тебе, как сыну (ср. Пр. 3:11-12).
Николай Петрович Розанов (†1941)
Ст. 4-8 Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.
И, тем более, мы не должны изнемогать под действием разных бедствий нашей жизни, что эти бедствия Бог посылает нам, как любящий нас Отец, для нашего укрепления в добре. Апостол говорит тоном удивления, что читатели еще не потерпели крайнего бедствия. Грех, как внешний противник, не успел еще причинить им большого вреда, не ударил еще до крови (образ заимствован от кулачной борьбы в цирке). А, между тем, уже успели забыть ободрительные слова Св. писания (Притч. 3:11-12). Из слов писания читатели должны бы вывести заключение, что люди, которые не наказуются Богом, не признаются Им за сыновей.