Скрыть
Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны

Если же без наказания Его остаетесь, коего причастниками сделались все и стали благоугодны Ему, то следовательно по делам своим вы незаконныя дети (есте), а не сыны.

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

<…> и как новорожденный ребенок бывает неспособным для житейских Дел — потому что города он не строит и садить не может, ни сеять и ничто иное совершать из мирских дел, потому что он еще ребенок, — так и души, хотя бы и причастились Божественной благодати, ублажаемые по доброте Господней сладостью и упокоением Духа, ради их еще младенческого возраста, однако, не подвергнувшись со стороны злых духов испытанию и искушениям и различным скорбям, в которых они должны показать свое лицо, они являются только лишь младенцами и — позволю себе так сказать — еще не пригодны для Царства, поскольку они еще не упражнялись (в терпеливом перенесении скорбей), как говорится: «Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны». Вот насколько скорби и искушения служат на пользу людям и соделывают душу опытной и твердой, если она доблестно и великодушно, с уверенностью и надеждой на Бога перетерпит скорбные обстоятельства, с несомненной верой ожидая от Господа освобождения и Его милости. И ей невозможно не получить обетование Духа и освобождение от дурных страстей, потому что она до конца, с большим терпением сохранила испытанной и верной надежду на Господа.

Собрание рукописей типа I. Слово 55

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны

На примере тех, о коих они думали, что они оставлены Богом, показывает им, что они составляли для Бога предмет попечений. Ибо если бы вы были чужды скорбей, то оказалось бы, что вы незаконные дети, а не сыны. Ибо какой отец печется о воспитании и целомудрии незаконных сыновей? А так как вы подвергаетесь притеснениям, то поэтому жизнь ваша является целомудренной и воздержанной, - как и все вышеуказанные, очевидно, праведны, кои и сынами Божиими были наименованы: очевидно, этому не противоречит и то, что Бог поступает с вами, как с сынами, и печется о вас, чтобы вы, будучи невоспитанны, не отпали, и чтобы Он за это не лишил вас наследства.

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Аще же без наказания есте, говорит Апостол, ему же причастницы быша вcи, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове

Здесь должно заметить слово вcи: все праведники провели земную жизнь в скорбях! ни один из них не достиг неба, шествуя по широкому пути земного благоденствия.

Евфимий Зигабен (†1118)

Аще же без наказания есте, емуже причастницы Быша вси, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове

Ибо сказано, что всякий сын наказуется. А если это так, то всяк, кто не наказуется не есть сын: ибо и в семьях родители не обращают внимания на детей незаконных, хотя бы они ничему не учились и не отличались добрым поведением, тогда как о своих заботятся и даже очень. А посему надлежит при наказании радоваться, потому что это есть знак законнаго сыновства, когда кто биется и наказуется, не как злодей, а как сын, котораго удерживают и охраняют, исправляя то, что дурного усматривается в нем и около него, и научая самому лучшему. Все сыны Божии, праведники, были причастны наказанию, и никто из них без скорби не достиг совершенства.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны

Как в семействах отцы не заботятся о детях незаконнорожденных… так и в настоящем случае. Потому, если не быть наказанными свойственно детям незаконнорожденным, то нужно радоваться наказанию, как знаку истинного родства (Злат.).

священник Николай Рудинский (†1937)

Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.  Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.

По любви своей Господь посылает наказания, ибо наказание от Господа учит добродетели и мудрости. Бьет всякого сына, которого принимаетто есть Бог бичует скорбями и напастями всякого сына, которого принимает, приближает к Себе для того, чтобы вести его от совершенства к совершенству, ибо от скорби вырабатывается христианское терпение, от которого происходит опытность не только в перенесении скорбей, но и в благоугождении Богу. Вследствие этой опытности является надежда на Бога, которая никогда не посрамит (см. Рим. 5:3-5). Таким образом, Бог подвергает биению - испытаниям и скорбям всякого сына. Но не всякий, подвергающийся биению, есть сын, ибо наказываются Богом и человекоубийцы, и разбойники, и многие подобные. Но только сын наказывается из любви, чтобы стал еще лучшим, а люди лукавые, от нерасположения к ним, чтобы не стали еще худшими. А многие злые и вовсе не подвергаются наказанию, как совершенно неисправимые, чтобы там, в жизни будущей, подвергнуться страшному наказанию (ср. Лк. 16:23). Благотворность страданий, как Божеских наказаний, святой Павел доказывает сравнением их с благотворностью отеческих наказаний. «Если Бог наказывает нас, - говорит Златоуст, - то для исправления, а не для мучения. Посему Апостол тем самым, почему они (палестинские христиане) считали себя оставленными, внушает им уверенность, что они не оставлены, и как бы так говорит: претерпевая такие бедствия, вы уже думаете, что Бог оставил и ненавидит вас? Нет, если бы вы не страдали, тогда следовало бы опасаться этого. Ибо если Он бьет всякого сына, которого принимает, то не битый, может быть, уже не сын Его. Истинному сыну невозможно оставаться не наказанным. Как в семействах отцы не заботятся о детях незаконнорожденных, хотя бы они ничему не учились, о законных же сыновьях заботятся, чтобы они не были беспечными, так и в настоящем случае. Посему, если не быть наказанными свойственно детям незаконнорожденным, то нужно радоваться наказанию, как знаку истинного родства.
Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им (Сир. 30:1). Отцы, воспитывайте детей своих в учении и наставлении Господнем (Еф. 6:4). Этими наставлениями и руководились у нас истинно христианские родители, воспитывая детей своих в страхе Божьем, и всеми зависящими от них средствами и способами насаждали в детях это животворное начало, не гнушаясь иногда и такими тяжелыми для любящих родительских сердец средствами, как наказания, помня, что Сам Господь его же любит наказует (ср. Пр. 23:14). Расслабленные же ложною гуманностью, многие отцы наши не только не смеют прибегнуть к этим, по их понятиям, жестоким средствам ветхозаветной морали, но стараются даже не подать и вида своей родительской власти, обращая себя в братьев своих детей, а серьезное и трудное дело обучения и воспитания, в увлечение приятными играми и доставляющими удовольствие забавами, забывая мудрое воспитательное предостережение ветхозаветной морали: ласкай дитя, и оно устрашит тебя, играй с ним, и оно опечалит тебя. Забыв совет мудрого: не давай сыну воли в юности, и не потворствуй неразумию его, дают детям свободу во всем, как бы не зная, что сын, оставленный на свою волю, делается дерзким (см. Сир. 30, 9, 11, 8). Плодом такого «гуманного» воспитания явились дети, своевольные ко всему, без страха Божия, неверы, презрительно относящиеся к старшим, даже к родителям своим, к их верованиям и убеждениям, а у нас, русских, еще и чуждыми духа народного, отечественного, православного. Отсюда вышли те печальные события последних годов, в которых принимало, и принимает, живейшее участие молодое поколение, не воспитанное в началах христианской веры.
Если родительские наказания полезны детям, которые покоряются им, то тем более полезны наказания от Бога.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible