Скрыть
Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить

Но если благодаря наказанию отцов наших мы боялись их: то сколь более должны мы пребывать в повиновении благодаря научению отцев духовных, чтобы жить?

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить

На основании их собственных обстоятельств снова показывает, что необходимо терпеть. Ибо если, когда отцы по плоти наказывали нас, мы не осмеливались отступать, но, подвергаясь стыду, терпеливо переносили все, что они причиняли нам, то тем более теперь, когда Бог наказывает нас. Смотри же, не сказал: будем терпеть тем более, но: должны покориться, показывая, что не терпеть скорби - дело противника и врага Божия. Отцу духов, или даров, или бесплотных сил, или, что и ближе всего, Отцу душ. Ибо в противоположность плотским отцам назвал духовным. И прибавил: чтобы жить, с целью показать, что тот, кто не повинуется, и не живет: ибо он вне Бога, Который есть жизнь.

Евфимий Зигабен (†1118)

К сим, плоти нашей отцы имехом наказатели, и срамляхомся: не много ли паче повинемся Отцу духовом, и живи будем

Выражение «не много ли паче» и следующия заним слова должно читать вопросительно, равно как и предыдущия в виде положительнаго суждения. А слово «при том» (по греч. , по славянски « к сим») заключительное употреблено вместо: «и так». Плотских родителей, говорить Апостол, которые суть родители только плоти нашей, а не души, мы имели в качестве своих наказателей (воспитателей) и их стыдились (боялись, уважали), не тем ли паче подчинимся мы наказующему нас Отцу душ, Богу, от Котораго мы имеем душу и будем жить жизнию блаженною и вечною? Бог называется «Отцем духовом» и как раздаятель духовных дарований и как творец ангелов. Тут разница не в лицах только, но и в сущности дела. В самом деле.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-10 Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его

Опять заимствует ободрение от собственных их страданий, которые они сами терпели… Если дети повинуются плотским родителям, то как не повиноваться Отцу Небесному? Притом здесь не в этом только различие и не в лицах только, но и в самых побуждениях и действиях. Не по одному и тому же побуждению наказывают Он и они (Бог и плотские родители)… Последние часто делают это для собственного удовольствия и не всегда имея в виду пользу, здесь же нельзя этого сказать, так как Бог делает это не из каких-нибудь собственных видов, а для вас, единственно для вашей пользы…, не для того, чтобы получить что-либо от нас, но чтобы дать нам…, чтобы мы сделались способными к принятию Его благ (Злат.). - «Иметь участие в святости Его…» - чтобы мы сделались достойными Его, по возможности. Он заботится, чтобы вы приняли, и употребляет все меры к тому, чтобы дать вам…, следовательно, наказание полезно, ибо доставляет святость. И, конечно, так. Ведь если оно истребляет леность, порочные пожелания, привязанность к предметам житейским, если оно сосредоточивает душу, если располагает ее презирать все здешнее, - а отсюда и происходит скорбь, - то не свято ли оно, не привлекает ли оно благодати Духа? (Злат.).

Толковая Библия

священник Николай Рудинский (†1937)

Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.

Если плотских родителей наших мы принимаем в воспитатели себе, и будучи наказаны ими, питаем к ним уважение, боимся оскорбить их неисполнением их желаний, то не гораздо ли более мы должны, говорит святой Павел, подчиняться, быть послушными воспитывающему нас нашему Небесному Отцу, Богу, от Которого у нас душа, и все существо наше? Не гораздо ли с большею радостью мы должны воспринимать вразумления, скорби и наказания, от Того Отца, от Которого зависит не только наша земная, но и будущая небесная жизнь, для которой Он воспитывает нас, чтобы нам жить потом вечною, блаженною жизнью? Между плотскими родителями-воспитателями, и между Отцом Небесным, воспитывающим нас, разница не в именах только, но и в самой сущности дела воспитания. Земные родители наказывали нас по своему произволу, для немногих дней. Воспитание детей плотскими родителями ограничивается только несколькими годами, и то при благоприятных обстоятельствах здоровье родителей и детей, досугах и тому подобном. Притом плотские родители часто руководятся в деле воспитания своим произволом, имеют целью не на самом деле полезное, а только с их родительской точки зрения. Не таково воспитание Бога. Он воспитывает чад Церкви Христовой, соделывая всякого воспитываемого совершенным навсегда. Таким образом, Бог Отец воспитывает для того, чтобы нам иметь участие в святости Его. Плотские родители наказывают детей своих имея в виду, главным образом, свою пользу. Бог же не нуждается в пользе для Него, а имеет в виду нашу, исключительно, пользу в том, чтобы нам даровать Свою благость - святость. Когда христианин, перенося наказания от Бога, мало-помалу сосредоточится мыслию на своей душе, будет искоренять в ней злое греховное и насаждать доброе, тогда он привлечет на себя благодать Святого Духа, и при помощи благодатных средств, может достигнуть совершенной чистоты и святости и будущей блаженной жизни. Правда, говорит святой Павел, всякое наказание, человеческое и духовное (Златоуст), которому подвергается человек, в настоящее время кажется (хотя не есть на самом деле) печалью, но кто поймет его надлежащим образом и воспользуется им для исправления своей жизни, научится им долготерпению, тот впоследствии получит от него, или через него, мирный плод праведности - плод добродетели, оправдания перед Богом, Который даст мир долготерпеливой душе, обуреваемой греховными страстями и помыслами. Поэтому святой Павел увещевает палестинских христиан, устами их же древних пророков, укрепиться духом и твердо идти путем Евангельского учения.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible