Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к евреям 13:16
Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу
Благотворения же и общения не забывайте, ибо такими жертвами благоугождается Бог, а не теми, что в храме том приносились.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Апостол указал на «жертву хваления», благоугодную Богу, но соединил с нею жертву «благотворения», которую справедливо назвал «общением». Ибо и Господь сказал: «Сотворите себе други от мамоны неправды, да егда оскудеете, приимут вы в вечныя их кровы» (Лк.16:9). И божественный Апостол говорит: «Ваше избыточествие во онех лишение: да и онех избыток будет в ваше лишение, яко да будет равенство» (2Кор.8:14). Посему общение есть и воздаяние. Один дает деньги, другой воздает благословением; и большее дается нуждающимся.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Не забывайте также благотворения и общительности
Где оправдывающиеся бедностью и потому не подающие милостыни? Пусть послушают, что Павел убеждает беднейших, разграбленных, не забывать милостыни. Ее же он называет общительностью, а по какой причине, - мы часто говорили.
Ибо таковые жертвы благоугодны Богу
Жертвы благодарения и благотворения. Ибо ясно, что благодарный - и щедр, так как он знает, каких удостоится благ.
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу
Как часто Слово Божие напоминает тебе о благотворительности: смотри же, не забывай ее.
Евфимий Зигабен (†1118)
Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу
Благотворения же и общения не забывайте
Благотворения нуждающимся и уделения из собственности тем, кто в чем-либо имеет недостаток и не только присутствующим, но и отсутствующими Ведь если потерпевшие расхищение собственнаго имущества, как об этом сказано выше, старались об этом, то что же остается делать нам, у которых имущество в целости?
Таковыми бо жертвами благоугождается Бог
Такия жертвы Ему приятны.
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Преткновение
Любой христианин – священник и любая добродетель – жертва. Этих жертв требует от нас Бог, а не бескровной жертвы.
А что любой христианин – священник, ясно из Священного Писания. Верховный апостолам святой Петр говорит: как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1Пет.2,5). И ниже: Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел (1Пет.2,9).
Еще в Апокалипсисе написано: соделал нас царями и священниками Богу нашему (Откр.5,10). Еще Апокалипсис: они будут священниками Бога и Христа (Откр.20,6). Еще: Он дал нам способность быть служителями Нового Завета (2Кор.3,6). А что жертвы есть добродетели, так же ясно из Священного Писания: Жертва Богу – дух сокрушенный (Пс.50,19). Там же: Тогда будешь благоволить к жертве правды (Пс.50,21). поднятие рук моих – жертва вечерняя (Пс.140,2). Приносите жертву правды и уповайте на Господа (Пс.4,6). Принеси Богу жертву хвалы (Пс.49,14). Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу (Евр.13,16). Следовательно, это есть жертвы, которые подобает приносить каждому христианину, ибо Бог требует от нас их, а не бескровной жертвы.
Исправление претыкающимся
Священство понимается двояко. Есть священство настоящее, которое есть собственно священство по существу, получаемое через хиротонию. И есть священство духовное, которое не есть собственно священство по существу, и не получается через рукоположение, но это священство образное или (как говорят) метафорическое. Так (например) некий раб может назваться царем, или господином, или победителем. Ибо, если он обладает злыми навыками, такими как ярость, зависть, ненасытность и неукротимое стремление плоти, и если господствует над своими страстями и похотями и покоряет их духу, такой, хотя и раб, хотя и в узах, может называться царем, господином, победителем, но духовно, а не собственно по имени, метафорически, а не по обычному и настоящему названию в обществе.
А что я сказал об отличии священства духовного от собственно священства, то же подобает сказать о различии жертв. Ибо есть жертва духовная, или метафорическая, и есть жертва, свойственная и настоящая. Жертва духовная есть всякая добродетель, что явно показывают приведенные выше противниками места Писания. Но жертва настоящая и свойственная в Ветхом Завете была из животных или из иного, заповеданного Богом Моисею.
В Новой же благодати настоящая и свойственная жертва есть двойная, то есть Кровная, на Кресте, и бескровная, в Евхаристии, о которой достаточно, твердо и основательно мы говорили в первой части.
Но нужно знать, что духовные жертвы не противны свойственным жертвам. Ибо как в Ветхом Завете вмещались обе, так и в Новом. Когда Давид писал псалмы и говорил о жертвах духовных: Жертва Богу – дух сокрушенный (Пс.50,19), – и ниже: Принеси Богу жертву хвалы (Пс.49,14), – и прочее, не было ли в то время жертв свойственных, приносимых из животных? Поистине, были. Так и в нашем Новом законе при жертвах духовных в любом случае подобает быть, и жертвам свойственным, и при этих хорошо быть и тем. Ибо эти жертвы друг друга не исключают, но, наоборот, друг друга украшают и одна другой много помогает.
Приведем здесь во свидетельство Вселенского учителя Златоустого. Он является поборником обеих жертв. О жертве по существу, бескровной мы видели его свидетельства здесь в первой части, и его Литургию о бескровной жертве мы имеем, как недвижимую стену. А как вещает о духовных жертвах золотое почерпало избранного сосуда (Иоанн Златоуст – Примеч.). Не мог удержать трости (пера для письма – Примеч.), чтобы не написать здесь пресладкие и весьма душеполезные его слова. На Второе послание к Коринфянам, главу 2 в нравоучении 5 он говорит так: «Можем (сказал) трезвиться в молитвах, если помыслим, с Кем беседуем. Если помыслим, что приносим жертву и держим в руках и нож, и огонь, и дрова, если раскроем небесные двери помыслом, если перенесемся туда и, взяв духовный нож, водрузим в гортань жертвы и принесем в жертву Ему трезвение и прольем Ему слезы, ибо такова есть кровь этой жертвы, таковым закланием обагряется тот жертвенник. И никакому из человеческих помыслов да не позволишь тогда владеть твоей душой. Помысли, что и Авраам, принося жертву, не оставил там присутствовать ни жену, ни раба, ни кого-либо иного. Нет, и ты впредь да не оставишь в себе рабских и несвободных страстей. Но взойди один на гору, куда взошел он и куда не позволено взойти никому иному. И если попытаются взойти с тобою некоторые из таковых помыслов, повели им со властью: останьтесь вы здесь… а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся (Быт.22,5), – и осла, и отроков оставив внизу, и все что бессловесно и несмысленно. Что же словесно (духовно – Примеч.), взяв, взойди, как он (Авраам – Примеч.), Исаака. И созижди жертвенник, как и он, как ничего не имея человеческого, но будучи вне естества, так, как и он, если бы не был вне естества, не заклал бы сына. И ничего тебя пусть не беспокоит тогда, но будь выше самих Небес. Постенай горько, принеси в жертву исповедание (говори ты (сказано) (беззакѡнїѧ твоѧ́), чтоб оправдаться (Ис.43,26)), принеси в жертву сокрушение сердца. Эти жертвы не в пепел обращаются, не дымом расходятся, и не требуют ни дров, ни огня, но одного умиленного помысла. Вот огонь, вот дрова, жгущие их и не испепеляющие. Ибо кто молится с теплотой – горит и не сгорает, но, как золото, очищаемое огнем, светлеет». Досюда Златоуст.
Видите ли вы, противники, поборника духовных жертв, Златоуста?
Но и в другом месте он вещает о духовных жертвах обычным златословием на Послание к Евреям, главу 6, в нравоучении 11: «Таковые (сказал) приносим жертвы, которые могут приноситься на тот жертвенник. Больше не овец и волов, больше не кровь и тук, все это прекратилось, и вместо этого введена словесная служба. Что же такое словесная служба? Которая приносится душой, которая приносится духом (Бог есть дух, (сказано), и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин.4:24)), поскольку не требуют ни тела, ни орудий, ни мест. Это кротость, целомудрие, милостыня, незлобие, долготерпение, смиренномудрие. Эти жертвы можно увидеть прообразуемые и в Ветхом Завете: Приносите, – сказал Давид, – жертву правды (Пс.4,6). И еще: Тебе принесу жертву хвалы (Пс.115,8), Жертва хвалы прославит Меня (Пс.49,23). И: Жертва Богу – дух сокрушенный (Пс.50,19). И: чего требует от тебя Господь… (послушати Е҆го) слушайте жезл и Того, Кто поставил его (Мих.6,8-9). Всесожжений и (жертв) о грехе Ты не потребовал. Тогда Я сказал: Вот Я иду… Исполнить волю Твою, Боже мой (Пс.39,7-9). И еще: Для чего Мне ладан, который идет из Савы (Иер.6,20). И другой (пророк – Примеч.): Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать (Ам.5:23). Но вместо этого: милости хочу, а не жертвы (Ос.6,6). Видишь ли, какими жертвами благоугождается Бог? Видишь ли, (жертвы – Примеч.) которые были сначала и прекратились, а иные введены вместо них иные? Поэтому их принесем. Те (жертвы – Примеч.) – от изобилия имеющих богатства, а эти – добродетели; те – внешние, эти – внутренние; те может приносить и обыкновенный человек, а эти – немногие. Насколько человек лучше овцы, настолько же эта жертва лучше той, ибо здесь ты душу твою приносишь на заклание. Есть и иные заклания – воистину всесожжения – тела святых мучеников, у них святы и душа, и тело, они имеют великое благоухание. Можешь и ты, если захочешь, принести такую жертву. Как если не (можешь – Примеч.) огнем сжечь тело? Но можешь сжечь другим огнем, то есть огнем вольной нищеты, огнем скорби. Ибо если можешь жить в пресыщении и богатстве, но избираешь притрудное и горькое житие и умерщвляешь тело, не есть ли это всесожжение? Умертви и распни свое тело и примешь и ты венец этого мученичества. Ибо что там делает меч, то здесь пусть совершает усердие. Да не горит (в тебе – Примеч.) и не обладает (тобою – Примеч.) стремление к богатству, но пусть сгорит и погаснет это безумное вожделение огнем Духа и пусть отсечется мечом Духа. Эта добрая жертва не требует священника, но самого, ее приносящего. Добрая жертва, совершается внизу (на земле – Примеч.), но сразу принимается вверху (на Небе – Примеч.). Не удивляемся ли, что в древности сошел огонь и истребил все (3Цар.18,38 – Примеч.)? Может и ныне сойти огонь, многочуднее того и истребить все предложенное, но скорее не истребить, а вознести на небо. Ибо он не в пепел превращает, а приносит дары Богу. Таковы были приношения Корнилия: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом (Деян.10:4)».
Но достаточно об этом. То, что черпается из этого златоточного источника, еще более возбуждает жажду. Но это здесь написано и ради пользы, и для того, чтобы ясно было противникам, что мы не отвергаем духовных жертв, но вместе с ними имеем потребность в настоящей или свойственной жертве, то есть бескровной, приносимой на Литургиях в таинстве Евхаристии, ибо этому нас учит не только Златоуст, но и прочие святые отцы.
Если же мы рассмотрим места из Писания, приведенные противниками вначале, то увидим, что они не противоречат нашему догмату, но наоборот – содействуют. Ибо когда апостол Петр говорил: устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы (1Пет.2,5), – ясно называет духовные жертвы, ради различия духовных жертв от свойственных и настоящих. А что говорит: вы – род избранный, царственное священство, народ святой (1Пет.2,9), – то подобные этим словам находятся в книге Исход, в главе 19, которые Моисей в древности говорил евреям, и их же апостол Петр употребил к христианам. Но в Ветхом Завете не все были собственно и по существу священниками, но только от рода и наследия Аарона, однако все были священниками духовно. Следовательно, это же подобает понимать и о людях Нового Завета.
К тому же Апокалипсис и святой Петр соединяют священство и царствование. Ибо в Апокалипсисе говорится: соделал нас царями и священниками (Откр.5,10). А святой Петр говорит: царственное священство (1Пет.2,9). Поэтому, как не все являются царями собственно и по-настоящему, разве только духовно, образно и метафорически, так не все являются священниками собственно и по-настоящему, разве только духовно, образно и метафорически.
Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
16. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.
Тем (Христом) приносим жертву хваления Богу, сиречь плод устен исповедающихся имени его Благотворения же и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог (Евр.13:15-16). В Церкви приносятся Богу жертвы хвалы и благотворения. Следует ли отсюда, что не нужна жертва евхаристийная, или что апостол не знал об этой жертве и не требовал ее совершения? Нет. Он ограничивает здесь свою речь только теми жертвами, которые люди приносят сами от себя, как бы из того, что им принадлежит, а в Евхаристии руками священника приносит Себя в жертву Сам Христос, приносит принадлежащее Ему, воспринятое в воплощении и пострадавшее на Голгофе человечество (твоя от твоих – приносяще, возглашает священник), потому-то о жертве Тела и Крови здесь и умалчивает апостол. Но он говорит: «Тем, т. е. Христом или чрез Христа (приносим)...», и этим показывает, что все собственно наши жертвы должны присоединяться к жертве Христовой и вместе с нею, ее силою, возноситься к Богу, потому что, если бы не ходатайствовали о нас Тело и Кровь Христовы, никакие жертвы наши не были бы угодны Богу и для нас спасительны.
Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу
«Принесем Ему, говорит, такую жертву, чтобы Он вознес ее к Отцу» (Злат.).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
В 16 стихе Апостол напоминает о другого рода жертвах, угодных Богу: о благотворениях (εὐποιΐας) и общительности, (κοινωνίας), причём употребляет глагол ἐπίλανϑάνω, который с частицей μὴ означает, что совершение этих дел не нужно откладывать. Очевидно, здесь по преимуществу разумеются внешние благотворения, а общение по преимуществу духовное, без которого невозможно истинно-христианское благотворение, или служение другим, вытекающее из христианской любви. Апостол называет благотворения приятными Богу, чтобы возвысить эту добродетель до возможно большей степени (равной молитве), чтобы возбудить и укрепить это дело среди палестинских христиан, с одной стороны, очень бедствовавших материально, а с другой, не знавших, как наилучшим образом воспользоваться общим достоянием бедных, составлявшимся через большие пожертвования местных христиан и получавшихся от новообращённых из язычников, от которых, между прочим, и сам Апостол доставлял в Иерусалим немало.
Экзегетико-критическое исследование послания св. ап. Павла к Евреям
священник Николай Рудинский (†1937)
Но не одними устами должны мы прославлять Господа за Его благодеяния, но и делами любви христианской, как жертвой Ему благоугодной. Любовь наша к Богу выражается в любви к ближним нашим. Сам Иисус Христос на Страшном суде Своем скажет праведникам: поелику вы сделали сие (дела любви ближних) одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Поэтому придите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам (Царство Небесное) от сложения мира. И святой Иоанн Богослов говорил: не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1Ин. 4:20). Поэтому и святой Павел завещает палестинским христианам оказывать благотворение нуждающимся, и находиться в живом сердечном общении друг с другом. Эта жертва, говорит, благоугодна Богу. Особенно свою сердечную общительность и послушание должны они оказывать своим наставникам.
Николай Петрович Розанов (†1941)
Ст. 13-16 Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.
Апостол увещает своих читателей выходить за стан и носить на себе поношение Христово, т. е. прекратить общение с иудейством и принять на себя позор, который влечет за собою, в глазах иудеев, отречение от иудейства.
Так как Христос пострадал вне города, т. е. вне общества иудейского, которое Его изгнало из своей среды, то и читатели должны выйти из этой среды, тем более, что и вообще, здесь на земле, нет ни одного города, который мог бы быть для нас твердым, постоянным убежищем, почему мы и стремимся к будущему, т. е. небесному Иерусалиму. А, отрешившись от общения с иудейством, мы должны и богослужение свое совершать через Иисуса (δι᾿ αὐτοῦ) и полагать это богослужение в хвалебном исповедании имени Божия, и в благотворении.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: По слову апостола, мы устрояем сами «дом духовный» (1Пет.2:5), почему и отпали от православной Церкви.
Ответ: Подобно апостолу Павлу и апостол Петр представляет Церковь Христову под образом здания. В основании здания положен живой камень – Иисус Христос, Источник и Податель жизни (Ин.6:35,51), а отдельные христиане – живые камни (оживляются благодатью Божьею), из которых слагается здание. Вступая в общение со Христом («приступая к Нему»), христиане под Его невидимым водительством и силою Святого Духа, при посредстве таинств и пастырского руководства (1Пет.5:1-5) должны «сами» нравственно обновляться, чтобы из них устроилось одно христианское общество, «одно стадо» (Ин.10:16), один духовный дом, проникнутый одним духом, одной верой и одной надеждой (Еф.4:3-6). Слово «сами» (1Петр.2:5) указывает, что не одна благодать Божия совершает освобождение христиан от греха, но при деятельном соучастии их воли.
Под духовными жертвами (1Пет.2:5) разумеются христианские добродетели: дела милосердия, любви, молитва и др. (Пс.49:14;50:18-19; Евр.13:15-16; 2Тим.4:6 и др.). Эти добродетели требуют от христиан подвигов, усилий, чтобы совершая их, они как бы приносят жертву (Рим.12:1; 2Тим.4:6), почему в переносном смысле называются (христиане) «священством святым». Следовательно, указанные слова апостола не дают никакого основания сектантам к отпадению их от православной Церкви.
Православная Церковь и сектанты
Сектанты говорят: мы все священники (1Пет.2:5-9), и священноначалие православной Церкви не нужно нам
Ответ: Апостол в переносном смысле назвал верующих «священством святым», – «царственным священством», подобно тому, как и в Откровении Иоанна Богослова (Откр.1:6,5:9-10) христиане названы «священниками» и «царями» (так как должны господствовать над грехом – Рим.6:12).
Словами «священство святое» апостол обозначает высокое назначение христиан приносить Богу духовные жертвы: молитвы, дела любви и милосердия (Евр.13:15-16; Фил.4:18; Пс.49:14,50:18; Рим.12:1; 2Тим.4:6). Наименование христиан «священством святым» не упраздняет богопоставленного священноначалия, о котором тот же апостол ясно говорит в послании (1Пет.5:1-5). Народ еврейский тоже был назван «царственным священством», – «народом святым» (Исх.23:22), и однако Бог поставил Аарона и сыновей его священниками на служение при скинии (Исх.28) и им сказал: «вам даю Я в дар службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти» (Чис.18:7; Чис.16).