Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно

Повинуйтесь наставникам вашим и подчиняйтесь им, то есть отложите подзаконные дела и совершайте дела Христовы. Ибо они отчет и ответ должны будут отдать Богу, если соблазнят вас. Повинуйтесь же им, чтобы они отдавали этот ответ с радостию, а не с удрученным духом и воздыхая.

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно

Послушайте Павла, говорящего: Повинуйтесь наставникам вашим, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет в день судный о вас, братья. Более того, ты о своем пути тревожься. Если соблюдаешь жизнь свою достойно, об ином не заботишься. Иерей же, если устроит жизнь свою правильно, а тобой легкомысленно и не верно руководит, то со злыми осудится. Если же в законе не будет истинен, то не слушай его, хотя бы он и ангелом был. Если иерей право учит, не на жизнь его смотри, но слушай учение его. И не говори: почему же он меня учит, а сам того не исполняет? – На нем лежит обязанность учить всех, и если он не исполняет, за это он Господом осудится. А если ты не будешь слушать его, также осудишься, ибо так говорит Господь: слушаяй вас, Мене слушает; а отметаяйся вас, Мене отметается; и иже вас хулит, Мене хулит. Не дело, братья, овцам хулить пастыря; он за вас и за братий ваших каждый день службу приносит; утром и вечером в церкви и вне церкви Бога молит о вас. Обо всем этом размыслите и почтите его, как отца. Скажешь: «он грешен и зол». Да тебе что за дело? Если и добрый за тебя будет молиться, какая тебе польза, если ты неверен? А если ты верен, то тебе нисколько не повредит его недостоинство. Благодать от Бога подается. Иерей только уста отверзает, а творит всё Бог.

О неосуждении священников. Как подобает чтить иерея

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

Апостол увещевает учеников быть послушными учителям. Но в то же время возбуждает и учителей к большему усердию, ибо учит их быть бдительными и страшиться ответственности.

Толкование на послание к евреям

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Повинуйтесь наставникам вашим

Речь идет о епископах. Прежде похвалив их и назвав верными и достойными подражания со стороны взирающих на них, потом продолжает: повинуйтесь. Что же? Не необходимо ли повиноваться всякому начальнику, хотя бы он был и злым? В каком ты смысле говоришь: злой? Если относительно веры, то беги от него, хотя бы он был ангелом с небес. Если же он — злой по жизни, то повинуйся ему. Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте (Мф. 23:3). Относительно же испорченных по вере говорит: учениями различными и чуждыми не увлекайтесь. Итак, почему же? Потому что дурно поступающий, быть может, другим не посоветует жить дурно, ибо и сам он стыдится дурных дел, ясно это и из того, что он всячески старается скрывать свои дела; злой же по вере внушит свой образ мыслей и народу.

и будьте покорны

Выражением будьте покорны он указывает на такое сильное повиновение, чтобы, если потребуется, они послужили им делом.

ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет

Да слышат наставники, что как народ должен повиноваться, так и священник должен неусыпно заботиться о народе, так как ему предстоит дать отчет за грехи их.

чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно

Если ты покоряешься, говорит, и угождаешь наставнику своему, то ты облегчаешь для него бремя заботы о тебе, так как он радуется твоему повиновению. Если же поступаешь бесстыдно, то хотя он и в таком случае будет заботиться о душе твоей, но если только ты не загладишь своего неповиновения, он будет воздыхать за тебя пред Богом, что для тебя бесполезно. Смотри же, наставнику он не позволяет ничем иным защититься, как только воздыханием. И хотя это незаметно вселяет в него (наставника, - прим. ред.) дух кротости, но против того, неисправимого, возмущающего грозного мстителя Бога (т.е. против того грешника, который возмущает гнев Бога, - прим. ред.), Он (т.е. Бог, — прим. ред.) возжигает страшный огонь наказания. Посему ты, неповинующийся наставнику, не должен презирать его за то, что он воздыхает, но более должен бояться того, что он предает тебя Богу.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно

Долг благодарности к наставникам нашим уже обязывает нас повиноваться им от души, предаваться в их волю. В самом деле, духовные наставники заслуживают полного себе доверия и повиновения от нас: они заботятся о вечном нашем спасении и отдадут за нас ответ Богу.

Дневник. Том II. 1857–1858

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О Священстве

 

Сектанты говорят: Мф.23:8: православные названия священноначалия именами: «учитель», «наставник» и «отец» противоречат Священному Писанию.

Православный ответ: Мф.28:19. «...идите, научите все народы».

Еф.4:11. «Он... поставил... иных учителями».

1Кор.12:28. «Иных Бог поставил в Церкви... учителями».

Евр.13:7,17. «поминайте наставников», «повинуйтесь наставникам»...

Гал.4:19. «Дети мои!»

1Ин.2:1. «Дети мои!»

1Кор.4:15. «тысячи наставников, но не много отцов; я родил вас во Христе благовествованием».

Деян.7:2. «Мужи братия и отцы!»

Мф.23:8 – должно понимать, что не может быть у людей веры другой, кроме раз переданной Христом Православной: должно признавать лишь учение Христово, а не выдумки людские, как у сектантов. У них не Христос учитель, а зачинщики новых религий: Ник. Шторк, Фома Мюнцер, Вилльам Миллер и другие (см. 2Кор.11:4).

Оружие правды

Евфимий Зигабен (†1118)

Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно

Повинуйтеся наставником вашим и покоряйтеся

Под наставниками он разумеет здесь Епископов, учителей, вообще духовных начальников; неповиновение им и противление служить причиною беспорядка, волнения и разлада во всей Церкви подобно тому, как, напр., в войске, в хоре и во всяком учреждении. Но быть может кто-нибудь скажет: ну, а если наставник не хорош? Если дело будет касаться веры, нужно по возможности уклоняться от такого и избегать, а если поведения в жизни, то сам не делай ничего подобная». Раз человек облечен в начальственное достоинство, ему должно повиноваться, если он не заставляет делать ничего недостойнаго. Ибо сам Господь сказал о таких: » Вся убо, елико аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите: по делом же их не творите« (Мф. 23:3).

Тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще

Если они бдят о вас, как имеющие дать ответ за беспечность пред Тем, Кто вручил им вас; то они со тщанием выполняют свое дело. Пусть же слышать об этом и начальствующие, что как подчиненные должны быть послушны, так равно и начальствующие должны быть бодры и бдительны.

Да с радостию сие творят

т. е. бодрствование и заботливость о пользе дли вас, о спасении вашем.

А не воздыхающе

Пренебрегаемые вами, они теряют бодрость и только сетуют при виде гибели вашей вследствие непослушания; ибо это свойственно добрым и чадолюбивым пастырям, точно так же, как и человеколюбивым врачам сочувственно скорбеть в виду непослушания болящаго.

Несть бо полезно вам сие

Не полезно вам это сетование на вас наставников ваших; потому что это стенание их некоторым образом зовет на суд Самого Владыку и побуждает Его к гневному наказанию.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о предании

Больших доводов истина не требует, достаточно заповеди Христа Бога нашего, повелевшего слушаться Святой Церкви и святых отцов, учителей Церкви: а если (сказал) и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф.18,17). И еще: Слушающий вас Меня слушает (Лк.10:16). Сообразно говорит и сосуд Христов, святой Павел, ибо он называет Церковь столпом и утверждением истины (1Тим.3:15) и повелевает слушать наставников: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр.13,7). И еще: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны (Евр.13:17).

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви


Догмат о предании

Подвержены ли Соборы заблуждению?
Отвечаем. Вселенские Соборы, собранные во имя Господне, не подвержены заблуждению в членах веры. Этот наш ответ утверждается на следующих местах Священного Писания.
 
1. Христос говорит: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18,20). Если же при двоих или троих, собранных во имя Христово, присутствует Господь, тем более пастыри стада Христова, собранные со всей Вселенной ко умножению славы Божией, к защите Церкви Христовой и к соблюдению благочестия, к пользе душ, искупленных Кровью Христовой, имеют посреди них присутствующего Христа, Божию Премудрость, вразумляющую и наставляющую их для определения правой веры. Поэтому отметаются от их среды все еретические сборища, ибо те собрались вместе против Господа и против Помазанника Его (Пс.2,2), а не во имя Христово. Так ариане – против Христа явно, македониане – против Святого Духа, соприсносущного Отцу и Сыну, иконоборцы – против Христа, славимого в Своей иконе, а иные еретики – против Христа в Его членах, то есть на Святую Церковь, как и нынешние противники.

2. Дух истины… наставит вас на всякую истину (Ин.16:13). Это сказал Христос не только апостолам, но и их преемникам, ибо в другом месте говорит: (Дух истины) да пребудет с вами вовек (Ин.14:16), – то есть с апостолами и их последователями.

3. Первый апостольский Собор в Иерусалиме утверждается на следующем основании: угодно Святому Духу и нам (Деян.15:28). Поэтому, если тот апостольский Собор, который был образом всех Соборов, говорит, что его установления – это установления Святого Духа, то же могут сказать и прочие правильные Соборы, собранные во имя Христово. Ибо как тому Собору содействовал Святой Дух, ради наставления апостолов, для устроения, управления и хранения Церкви апостольскими установлениями, так у прочих Соборов была та же необходимость и то же намерение когда возникали в свое время различные ереси.

4. Святая Соборная Апостольская Церковь не подлежит заблуждению, ибо Христос говорит: на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16,18). И еще: се, Я с вами… до скончания века (Мф.28,20). И еще: Церковь Бога живого, столп и утверждение истины (1Тим.3:15). Но что такое Соборы, если не Церкви? Так как на Вселенских Соборах собираются пастыри со всей Вселенной, а всякий пастырь есть представитель своего словесного стада, как посол – представитель всего царства. Поэтому если Церковь не подлежит заблуждению, как показано выше, а Соборы являются лицом всей Церкви, более того, они являются самой истинной Церковью, поэтому ясно, что и Соборы не подлежат заблуждению.

5. Писание заповедает нам слушать пастырей: Слушающий вас Меня слушает (Лк.10:16). И еще: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны (Евр.13,17). К тому же Священное Писание называет епископов пастырями, чтобы (христиане – Примеч.) были как овцы и повиновались пастырям, выводящим их на добрую пажить: (Деян.20,28; Еф.4,11) и их же называет учителями, чтобы (христиане – Примеч.) слушали их как ученики (1Тим.2,7; 1Тим.3,2; Тит.2,7). Поэтому, если Бог повелевает слушать наставников, пастырей и учителей, могут ли они обмануть нас своим учением, или не могут? Если могут обмануть, то, как Бог повелевает таких слушать? И кто из заблудившихся может быть осужден, если по Божию велению слушает своего пастыря и учителя, заблуждающегося в учении? Если же не могут обмануть, то их учение истинно и душеполезно, а тем более, когда они собирается во имя Господне. Ибо в отдельности и наедине, они хотя и могут заблудиться, как это часто бывает между пастырями и учителями, по отдельности различно пишущими, и в некоторых вопросах не согласующимися, но на Вселенских Соборах, где они бывают собраны во имя Господне и едиными устами и единым сердцем составляют догматы веры, им заблудиться в вопросах веры совершенно невозможно, так как иначе вся Церковь подпала бы под заблуждение.
 
Поэтому [свт.] Афанасий Великий в послании к африканским епископам (пишет – Примеч.): «Слово (сказал) Господне Вселенским Никейским Собором пребывает вовеки». Василий Великий в послании 28 «О вере» повелевает для сомневающихся предлагать установления [Первого 325 г.] Вселенского Никейского Собора. [Свт.] Кирилл [Александрийский] в книге 1 «О Пресвятой Троице» установления Никейского Собора называет уставом Божественным и изречением непреложным. Амвросий [Медиоланский] в послании 32: «Последую (сказал) деяниям Никейского Собора, от которого не может меня разлучить ни смерть, ни меч».
 
И справедливо, ибо если бы Вселенские Соборы подлежали заблуждению, Церковь не имела бы твердого и непреложного суда для угашения всяких споров и для соблюдения благочестия и единомыслия, подобающего Святой Церкви. И если бы таковой суд подлежал заблуждению, можно было бы снова возобновить всякие ереси, проклятые на Соборах. И Арий сказал бы, что [Первый Вселенский] Никейский Собор неправ. То же сказал бы Македоний о [Втором Вселенском] Константинопольском Соборе, Несторий – о [Третьем Вселенском] Соборе Ефесском, Евтихий – о [Четвертом Вселенском] Соборе Халкидонском и так далее. Но и книги Священного Писания не были бы известны как слово Божие, если бы это сомнение не было бы разрешено Вселенскими Соборами. И сам Символ веры (Верую во единого Бога), сложенный и установленный Вселенскими Соборами от апостольских преданий, мы не имели бы, как известное основание нашего спасения, чему и вы, противники, не противоречите.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви


Догмат о святых постах

Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам (1Кор.11,2).

Ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди (1Фес.4,2). И ниже: Итак непокорный (нашим повелениям) непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святого (1Фес.4,8).

Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним (2Фес.3,14).


Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет (Евр.13,17). И выше: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр.13,7). Прочее смотри в догмате о Предании.

Из этих всех изречений из Священного Писания каждый ясно видит, что Церковь Христова, то есть Вселенские и Поместные соборы, пастыри и учители, столпы и светила Церкви, имеют полномочную власть устанавливать законы для исполнения верными и понуждать к их соблюдению и обязывать под страхом осуждения (под̾ грѣхо́мъ), а непокорных всячески смирять. И всякий, отвергающий их, отвергает не человека, но Бога, давшего им Своего Святого Духа, по слову апостольскому, а вернее, по слову Христа, сказавшего им: Слушающий вас Меня слушает (Лк.10:16).

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви


Догмат о святых иконах

Должны овцы повиноваться пастырям, по слову Христову: Овцы Мои слушаются голоса Моего (Ин.10:27). Но и пастыри должны всячески иметь попечение о своем стаде: Повинуйтесь (говорит апостол) наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших (Евр.13,17). Как же пекутся? Бдят в непрестанных молитвах за свою паству, бдят в поучении по своей силе и наставлении на стезю заповедей Божиих, бдят в тщательном охранении и сбережении их от нападающих волков. Не просто сказано: бдят, но: пекутся (бдѧ́тъ) о душах ваших, как обязанные дать отчет (Евр.13:17) на том Страшном и нелицеприятном Суде Христовом, где скажут им: дай отчет в управлении твоем (Лк.16:2).

Послушаем, что говорит Бог пастырю у пророка Иеремии: где стадо, которое дано было тебе, прекрасное стадо твое? Что скажешь... когда Он посетит тебя? …не схватят ли тебя боли, как рождающую женщину? (Иер.13:20-21). Каина в древности спросил Бог: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? (Быт.4:9). Что же скажет пастырь, когда страшный Судия спросит его: где… брат твой? (Быт.4:9), где стадо, которое дано было тебе (Иер.13:20), искупленное Моею Кровью и тебе врученное для пасения? Сможет ли тогда пастырь, как ответил Каин: разве я сторож брату моему (Быт.4:9), также ответить: «Разве я сторож стаду моему?» Умолкнет и, как немой, не отверзет уст своих. Ибо сторожем поставил его Господь к стаду Своему, смотрителем же, домоправителем и господином дому Своему и князем всему владению Своему.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

17. Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.


Повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся: тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотящее да с радостию сие творят, а не воздыхающе: несть бо полезно вам сие (Евр.13:17). «Повинуйтесь» своим наставникам в том, что они предписывают вам, как очевидно спасительное, бесспорно благотворное; «покорны будьте» в том, чего они требуют от вас по силе данной им власти и чего можете вы до времени не разуметь. Между «повиновением» и «покорностью» можно указать лишь то различие, что первое основывается не только на силе и власти повелевающего, но и на бесспорной пользе повелений его, а покорность основывается только на власти. Ясно, что под наставниками должно разуметь людей, начальствующих в Церкви, составляющих ее иерархию. – С властью, воспринятою ими от Пастыреначальника Христа, соединены, по учению апостола, труды и ответственность: «они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет»Если они должны отдать отчет, то значит им что-либо вверено (ср. отчет об управлении домом, Лук.16:2), и конечно не что иное, как спасение душ или водительство овец стада Христова на пажить вечной жизни. – Если пасомые покорны пастырям, то последние несут свои труды «с радостию»; с тою же радостью будут они некогда и воздавать слово, как не вотще потрудившиеся, как собравшие плод для жизни вечной (Филип.2:17; Иоан.4:36). Если же верующие оказывают церковным начальникам неповиновение и непокорность, то вдвойне тягостен бывает труд начальствования и «с воздыханием» ожидается день отчета. Но непокорность и самим непокорным не полезна, не приносит им той пользы, какой обыкновенно подчиненные ждут от свободы и независимости; несть полезно вам сие, говорит апостол.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно

Безначалие есть зло и причина смятения; но не меньшее зло — и неповинение подчиненных, так как и от него происходит то же самое. Впрочем, повиновение наставникам обязывает на многое и самих наставников. Пусть выслушают, говорит Златоуст, не только подчиненные, но и начальники, что как подчиненные должны быть послушными, так и начальники должны быть бодрствующими и неусыпными. А ты что говоришь? Начальник бодрствует, навлекает опасности на свою голову, подлежит наказаниям за твои грехи, испытывает такой страх из-за тебя, а ты — ленишься, противишься, тщеславишься и не хочешь повиноваться! Потому апостол и присовокупляет: чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно. Видишь, что начальник, если пренебрегают им, не должен мстить, но слезы и воздыхания его служат лучшим мщением? И справедливо… Воздыхание начальника хуже всякого мщения. Когда воздыхающий сам не может ничего сделать, тогда он призывает Владыку; как при учителе и воспитателе, когда дитя не слушается его, призывается другой, более строгий — так точно и здесь (Злат.).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

Апостольское внушение о покорности предстоятелям (ἡγουμένοις) звучит повелительно, а потому его до́лжно понимать не как совет (consilium), как думал Кальвин, а как повеление (praeceptum), подлежащее к непременному исполнению (ὑπείκετε). Вейсс находит, что это внушение могло быть вызвано непослушностью христиан из евреев, но можно думать, что этим устанавливается прочное начало церковной дисциплины для всех обязательной, для самого дела благопоспешной, для главных деятелей приятной, Богу же угодной. На этом основывается внутренняя связь 17 стиха с предшествующими, дающая видеть, что послушание есть третья угодная Богу жертва, как это, между прочим, открывается из многих ветхозаветных изречений. Так например, в 1 кн. Царств говорится, что Бог более желает повиновения, нежели всесожжения. Под ἡγουμένοι здесь разумеются предстоятели Церкви, как это видно из того, что им приписывается забота о душах, за сохранение которых от них потребуется такой же отчёт, какой требуется от пастырей относительно сохранности жизни вверенных им овен. Сам Иисус Христос символически представлял христиан овцами, а предстоятелей называл пастырями, потому что овцам свойственно повиновение, а пастырям распоряжение ими, в целях их жизневодства. Но если повиновение хорошо для обычной жизни, то оно ещё необходимее для жизни души. На этом основании И. Христос приравнивал послушание пастырям к послушанию Ему Самому. Греческое слово ὑπείκετε, находящееся здесь, значит – уступать, подчиняться и доказывать свою покорность услугами. Поэтому повиновение должно быть возможно полное и совершеннейшее, а за это ἡγουμένοι неусыпно бодрствуют (ἀγρυπνοῦσιν). Αγρυπνεῖν значит – бодрствовать, стеречь так же, как пастухи стерегли стада. Стеречь же души значит сохранять их со стороны врагов от искушений, соблазнов и погибели. Всё это по преимуществу входило в обязанность тех предстоятелей, которые именовались ἐπίσκοποι, т. е. надзиратели. Говоря здесь главным образом о них, Апостол внушает и повиновение им особенное, тем более что с них потребуется отчёт за погибель христианских душ, происшедшую от их неосмотрительности.
Дело предстоятелей всегда трудно, а в особенности тогда, когда нет послушания. Нельзя думать, что послушания не было среди первенствующих христиан, но несомненно, что они (как и овцы) не сразу усвоили те христианские дисциплинарные правила, которыми регулируется послушание и устанавливаются его формы и границы. Поэтому Апостол обращается к чувству читателей, чтобы они избавили предстоятелей от стенаний (στενάζοντες) при виде безуспешности своих трудов (которые вследствие непослушания пасомых не приводят к желаемой благой цели) и неизбежности дать ответ за свою паству. Напротив, когда овцы не отставая идут за своим вожаком (ἡγούμενος), тогда пастырь их может свободно благодушествовать и от радости ликовать (петь и хвалить Бога, как Давид). Так могут радоваться и предстоятели душ, благопоспешно идущих за их духовным вождём (ἡγούμενος), достигая этим спасения своего и содействуя получению награды предстоятелями. Пастырская отчётность особенно велика потому, что она касается соблюдения и доставлениями к Богу великого Его приобретения, которое Он стяжал кровью Сына Своего. Но и словесное стадо должно понимать высоту этого полномочия, а потому не во всём слагать дело руководственного направления только на пастырей, но и само должно облегчать себе путь в небесное царствие.

Экзегетико-критическое исследование послания св. ап. Павла к Евреям

священник Николай Рудинский (†1937)

Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

«Безначалие везде зло, причина многих бедствий, начало беспорядка и смешения, особенно же в Церкви, тем опаснее, чем власть ее больше и выше. Если корабль лишен кормчего, то потонет корабль, так и здесь, если у паствы не будет пастыря, то все низвратится и уничтожится» (Златоуст). Так как жизнь христиан не столько внешняя, сколько внутренняя - духовная, воспитание которой требует опытных руководителей, которых и избирала Церковь из верующих, и им, после молитвы и рукоположения Апостольского, или преемников их, и ниспослания на них благодати Святого Духа, вверяла руководительное воспитание вверенных им душ. Поэтому они, говорит святой Павел, неусыпно пекутся о душах ваших, боясь страшной ответственности перед Богом, за погибель какой- либо вверенной им души. Но это воспитательное руководство пастырей тогда может быть плодоносным, когда пасомые будут всем сердцем подчиняться им, слушаться их и исполнять их приказания. Если же этого не будет, то это огорчит пастырей, наведет на них уныние, ослабит их усердие, энергию, что будет не полезно как самим пастырям, угрожая ответственностью перед Богом, так и пасомым. Бог накажет их за неповиновение пастырю, да и сами они, лишаясь руководства пастыря, могут впасть в заблуждения по вере и нерадение по жизни. Но скажет кто-нибудь: как повиноваться начальнику нехорошему? Знаю, - отвечает святой Златоуст, - что это не малое злое, и даже гораздо большее, чем безначалие, потому что лучше не управляться никем, нежели быть под управлением дурного начальника. В первом случае народ иногда подвергается опасности, а иногда и спасается, в последнем же всегда находится в опасности и падает в пропасть. Поэтому святой Павел указывает, каким наставникам повиноваться, таким, которые правую веру свою, которой учили подчиненных им, или запечатлели мученическою кончиною, или до конца сохранили ее чистою. Если начальник нехорош по отношению к вере, то беги от него и не сообщайся с ним, хотя бы он был не только человек, но даже ангел, сшедший с неба. Если по отношению к жизни, то не беспокойся об этом, а поступай, как заповедал Христос: вся, елика рекут вам творити (книжники и фарисеи, то есть чему они учат) творите, по делом ж е их не творите (ср Мф. 23:3), ибо от поведения других никто не получит вреда, потому что оно явно для всех, и такой человек, хотя бы он был тысячу раз нехорош, никогда не научит дурному. Но недостатки относительно веры, не явны для всех, и дурной в этом отношении не постыдится учить других.
Святой Павел и себя причисляет к наставникам палестинских христиан, и просит их молитв к Богу о его освобождении из уз и возвращении им.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Николай Петрович Розанов (†1941)

Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

Заключает свое увещание апостол тем же, чем и начал (в Евр. 13:7), убеждением повиноваться наставникам веры и следовать их примеру; именно, читатели должны не огорчать их своей непокорностью и не заставлять их воздыхать о бесполезности своей работы; ибо последнее, т. е. воздыхание или скорбь учителей, может принести читателям вред.

Обозрение посланий св. апостолов. Выпуск 3.

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:    Воров, пьяниц и др. нужно изгонять из Церкви

Ответ:   Церковь православная по примеру Господа (Мф.9:11-13;23:37; Лк.5:31-32 и др.), относится к грешникам не с жестокостью, не со злобою и пренебрежением (подобно сектантам), а как к духовно больным, немощным своим членам, с сожалением о их падении и любовью (не ко греху, а к лицу – Божиему созданию), и свою попечительную о них заботу направляет к их покаянию и исправлению. Пастыри Церкви, как облеченные Богом властью (2Кор.10:6-8; 2Тим.4:2; Тит.2:15) и «как обязанные дать отчет» Богу (Евр.13:17; Лк.16:2), смотря по нравственному состоянию пасомых, «обличают» их, «запрещают», – «увещевают со всяким долготерпением и назиданием». Если же грешник оказывается нераскаянным, не слушает Церкви (Мф.18:17), то пастыри (епископы) отлучают его от Святого Причащения, а тяжких (каковы сектанты), отсекают совсем от Церкви, «чтобы они научились не богохульствовать» (1Тим.1:20); но отсекают не навсегда, а впредь до раскаяния (2Кор.2:6-10).

Апостол, охраняя христиан от вредного влияния порочных членов Церкви, запрещает не только общение с последними, но даже есть вместе (1Кор.5:11), так как дружеское общение и отсюда совместная еда с грешниками служат обычно выражением сочувствия и единомыслия с ними, хотя само по себе вкушение пищи не может осквернить человека (1Кор.8:8). О пагубном влиянии дружественного общения с грешником учит и апостол Иоанн (2Ин.1:11). Как видно из сказанного, «не сообщаться» (1Кор.5:11, συναναμίγνυσθε –συναναμίγνυμι – смешиваться, быть в сношениях, славян. «примешатися») не значит отлучать от Церкви, как толкуют сектанты; для обозначения отлучения апостол употреблял другие выражения: «предать сатане» (1Кор.5:5; 1Тим.1:20), «извергнуть» (1Кор.5:13), «да будет анафема» (Гал.1:8-9; 1Кор.16:22).

Православная Церковь и сектанты


Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   В Церкви все равны, не должно быть разделения на пастырей и пасомых (Гал.3:28; Кол.3:11).

Ответ:

Апостол в указанных местах разъясняет, что внешние преимущества и отсутствие их никакого влияния не имеют на достоинство верующего, как христианина. Тут все зависит от силы веры, любви и преданности Иисусу Христу и готовности на всякие пожертвования в угоду Ему. Следовательно, могут раб и незнатный в очах Божиих стоять выше знатных и сильных.
Нет различия в Церкви Христовой касательно призвания и соделывания спасения во Христе, но во взаимных отношениях различие удерживается: «мы соработники у Бога, а вы – Божия нива, Божие строение» (1Кор.3:9), – есть пастыри и пасомые (1Пет.5:1-5); верующие должны повиноваться наставникам и быть покорными им (Евр.13:17 (*)); «рабы, повинуйтесь господам своим» (Еф.6:5); «дети, повинуйтесь своим родителям» (Еф.6:1); «жены, повинуйтесь своим мужам» (1Пет.3:2); «будьте покорны всякому человеческому начальству» (1Пет.2:13-18;  Рим 13:1-6).
Апостол Павел уподобляет Церковь телу и говорит, что оно, если бы было одним членом, не было бы телом: тело может быть только в разнообразии членов (1Кор.12:14-26). Так и в Церкви Христовой: каждому верующему дано Богом свое место, определено свое Дело (1Кор.12:27-28).
Не могут быть все апостолами, все пророками, все учителями, все истолкователями.. (1Кор.12:29–30).
----------------------------------------------------------------------------
* - На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?

Православная Церковь и сектанты


Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
Никто из верующих не должен иметь власть над другими (Мк.10:43-44 Мф.20:26-27 ).
 

Ответ:  Эти выражения не означают того, что в Церкви Христовой не должно быть ни высших, ни низших, а указывают на смирение и самоотвержение, которыми должны руководиться высшие в своих отношениях к верующим.
В Церкви Христовой есть «бóльшие» (Мф.23:11), «начальствующие» (Лк.22:26), «начальства», – «высшие» (2Пет.2:10), получившие от Господа власть (управления, суда) «к созиданию» (2Кор.10:8,13:2,10; Тит.2:15 и др.), которым остальные верующие обязаны повиноваться (Мф.18:17; Лк.10:16; Евр.13:171Тим.4:12).

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible